Вступление
Данную статью можно считать моим ответом на статьи: Кто за то, чтобы не было бедных? Васии, Честно про бедность в России Ксении (Кухонные посиделки) и Раз уж многие заговорили о бедности... Олега Адольфовича. Хотя, скорее, это не ответ, а продолжение разговора или освещение проблемы с несколько иной стороны.
Статья будет длинной, из трёх актов с вступлением, прологом и эпилогом. Поскольку тема непростая и не такая однозначная, как может показаться на первый взгляд.
Пролог
Про бедность я знаю не понаслышке. Сам неоднократно оказывался за её чертой. Далеко так за этой чертой. Порою даже на еде приходилось экономить. Серьёзно так экономить, на ячке и макаронах сидеть, да и то есть не досыта. Поскольку от зарплаты до зарплаты денег хватало еле-еле.
Последний подобный период закончился у меня совсем недавно, чуть более года назад. Хотя он был не настолько суров, на еду всё-таки хватало, но вот купить что-то помимо еды было серьёзной проблемой.
А оказался я в такой ситуации из-за серии собственных просчётов и излишней веры в людей. Заметьте, я ни разу не обвинил во своих бедах государство. Хотя мог бы. Поскольку косвенное отношение к моим проблемам оно имело. Но если бы я в своё время не ленился и пошевелил мозгами – большинства этих проблем можно было бы избежать.
Да, живу я далеко за МКАДом, в Вологде, это почти 500 км от Москвы, так что не стоит обвинять меня в том, будто я не знаю жизни провинции. Это столичной жизни я не знаю, а вот с провинциальной знаком очень даже хорошо.
Ну и кроме практического опыта в данной сфере у меня есть ещё и экономическое образование, так что в теории я тоже подкован.
Акт 1. Про бабушку с одной картофелиной и зажравшихся уток
Нас всячески пытаются убедить, что мы нищие. Все мы, вся страна. Живём так плохо, что хоть ложись и помирай. Нищета, беспросветность, а вдоль дороги мёртвые с косами стоят…
В смысле – пенсионеры голодают и по одной картошинке, морковочке или яичку в магазине покупают.
Ну или, как вариант, из-за карантина у креаклов последние куриные хребты на суп ушли и всё, больше кормить детей нечем. Притом по всей России. Видимо, куриные хребты это основная пища креаклов. Ну да ладно, такие гастрономические пристрастия – исключительно их проблемы.
То есть в интернете рисуют картинку того, что народ откровенно голодает, с хлеба на воду перебивается. Ежей уже всех съел, ага. Скоро кузнечиков и лебеду собирать пойдёт.
Удивительно даже, что так называемый
Впрочем, о чём это я? У них же инструкция. Строгая. Шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте за дезертирство считаются.
Ну да бог с ними, с креаклами и прочей оппошизой. Странно, когда вполне патриотичные авторы подобное повторяют. Про нищету российскую. Поскольку данные утверждения не выдерживают первого же столкновения с реальностью.
Давайте просто выйдем на улицу любого города. Что мы там увидим? Толпы нищих, копающихся в помойке в поисках пропитания? Бедных российских бабушек, возвращающихся с одной картофелиной из магазина? Ага, щаз.
Мы увидим там толпы затаривающихся в супермаркетах людей, пробки на дорогах из новых и совсем недешёвых машин, а также недорослей, хвастающихся перед друг другом новым гаджетом или велосипедом.
Можно, конечно же, предположить, что все эти нищие прячутся в подворотнях, поскольку они чужие на этом празднике жизни. Но простите – это уже оппошизоидный бред.
Знаете, прошлой зимой написал я статью про вологодских уток, которые так обленились, что не захотели лететь на юг. Да и зачем, если их и так неплохо кормили. Что характерно — в основном бабушки с внуками. Ага, те самые, что по одной картошинке в магазине покупают. От себя, видимо, отрывают, лишь бы уточек тех накормить.
А утки те были жирные, вальяжные. Вот просто подходи и бери. Руками.
То есть — голодные российские бабушки вместо того, чтобы хватать мясо, которое прямо под ногами ходит, наоборот, тех уточек ещё и подкармливали. Белым хлебом, а лучше сдобой. Поскольку чёрным эти наглые водоплавающие брезговали.
Никакого несоответствия не чувствуете?
Я помню начало девяностых. Тогда утки резко исчезли из водоёмов наших городов. Потому что люди жрать хотели, а денег у них не было. Вот это и называется бедностью. А никак не то, что мы сегодня наблюдаем на улицах.
Ну и ещё один пример из реальной жизни. На прошлой неделе мы всей семьёй ездили в Ярославль. Хороший город, красивый. Нам очень понравился.
Так вот, там почти на каждом углу (в центре, в других районах не были) стоят электросамокаты. Прокат через приложение. От 300 до 500 рублей в час. И куча народа на них катается.
Впрочем, дело даже не в этом. А в том, что эти самокаты стоят спокойно на улице и их никто не пытается скоммуниздить. То есть либо народ так запуган кровавым режЫмом, что боится тронуть чужую собственность, хотя и голодает, либо слухи о нищете народа сильно преувеличены.
Опять сделаю отсылку к 90-м – тогда бы такая техника на улице долго не стояла. Тогда даже у бандюков машины угоняли. Так что кое-что в нашей жизни с тех пор сильно изменилось. и что-то подсказывает мне, что это был уровень жизни, который стал значительно выше. А нищеты не стало. Бедность, да, осталась. Но не нищета. Да и с бедностью тоже не всё так просто. Многие по привычке себя бедными считают. Но это уже тема второго Акта.
Акт 2. Мы бедные, нам на ресторан не хватает
Название второго Акта совсем неслучайно. Больше всего плакальщиков и жалобщиков на нищету я встречал и встречаю среди довольно обеспеченных людей. У которых и зарплата совсем не маленькая, и квартиры-машины-дачи имеются, опять же не эконом-класса. В общем – деньги у них есть, но им мало. Поскольку глаза слишком завидущие.
Или другой вариант – понты дороже денег. Это когда пытаются казаться успешнее, чем есть на самом деле. Покупают только брендовое и популярное, а на еду или обязательные платежи почти не остаётся. В чём, конечно же, Путин виноват.
Был у меня в прошлом году один разговор. Убеждал меня один молодой парень, что живём совсем плохо. Это притом, что у него зарплата в два или три больше моей. Так вот, жаловался он мне, что цены растут, и чтобы нормально в ресторан сходить, уже десятка нужна. И что делать, как жить теперь в этой стране?
На что я ему резонно отметил, что по ресторанам можно и не ходить, коли денег не хватает. На что мой собеседник сделал большие глаза и сказал:
«Так может быть мне теперь и не есть вообще?».
Поняли систему приоритетов? Ресторан – это услуга первой необходимости. Как еда прямо. Без ресторанов мы нормально жить не можем…
Вот у них так и получается — у кого айфон новый к вещам первой необходимости относится, у кого брендовые шмотки, а у кого жизнь весёлая да разгульная. А если денег не хватает, то это не они не по средствам живут, с губою непомерно раскатанной, а власть виновата.
Кроме того, все эти страдальцы, как правило, имеют неофициальные доходы, которые статистикой никак не отражаются. Это и сдача квартир, и подработки, и много чего ещё. Притом налогов с этих денег они не платят и не считают нужным платить.
Мало того, многие из них получают всякие социальные пособия, поскольку формально относятся к малоимущим. И всё равно власть для них плохая. Они бедные, видите ли. А тех, у кого настоящая нужда или меньшие доходы, они презрительно именуют нищебродами.
Вот тут мы и подходим к проблеме настоящей, а не выдуманной бедности в России.
Акт 3. Настоящая бедность и как с ней бороться
Существует настоящая бедность в России? Да, несомненно. Только не нищета голимая, как нам тут пытаются рассказывать либералы, а люди, которым не хватает денег на нормальную одежду, технику, которым недоступна покупка жилья или автомобиля.
Есть, конечно же, ещё и те, кому на нормальную еду не хватает. Но, во-первых, это всё-таки редкость, во-вторых, на поддержку таких людей заточена государственная машина социальной поддержки. Не всем такая социальная помощь достаётся, но дело тут скорее в незнании собственных прав, нежели в нежелании властей помогать нуждающимся.
Синюганов и прочих асоциальных элементов в расчёт не берём. Поскольку это совсем не та публика, о которой должна болеть голова у государства.
Но это что касается крайней бедности. Но есть бедность другая. Не такая явная, но от того не менее опасная. Это бедность работающих людей. Работающих честно и усердно, но зарплаты которых слишком малы, чтобы считаться нормальными.
И дело тут, как правило, вовсе не в государстве, а в отношении работодателя. Ну не хотят они платить работникам нормальные зарплаты. Жаба душит.
И вот тут государству нужно очень серьёзно поработать. Заставить работодателей уважать не только Налоговый кодекс, но и Трудовой. А то привыкли они к дешёвой рабочей силе, и к тому, что Трудовая инспекция — это так, для мебели.
Да и в бюджетной сфере и в госкомпаниях тоже пора порядок навести с зарплатами.
Хотя для полной победы над бедностью этого не хватит. Потому как только доходы наших граждан начинают расти, вслед за ними тут же начинают расти и цены. Любят наши бизнесмены спекулировать. А вот увеличивать предложение, если растёт спрос, не любят. Понятно, это же сложнее, чем просто цены задирать. Ну так придётся научиться. А если не захотят, то государству придётся заставить. Поскольку в ином случае никакие меры по борьбе с бедностью не помогут.
Эпилог.
На самом деле в России всё не так уж и плохо. Нищеты практически нет. Бедных тоже не так много, как пытается убедить нас зажравшаяся оппошиза. И даже не так много, как вещает Росстат, поскольку статистика не видит очень многих доходов.
У нас действительно бесплатные медицина и образование.
Очень многое из того, что мы считаем самим собой разумеющимся, для большинства людей планеты Земля – роскошь, или невероятная удача. Но мы не ценим того, что имеем.
Но это не значит, что проблем нет. Есть, и немало.
Заниженные и серые зарплаты. Социальная помощь часто оказывается не действительно нуждающимся, а у тем, кто лучше умеет устраиваться в жизни. Многие меры соцподдержки далеко не так просто получить. Цены на многие товары завышены и продолжают расти.
Но самое главное в том, что сегодня любой, у кого есть желание и здоровье, может заработать на достойную жизнь. Хотя порою для этого приходится приложить значительные усилия, либо поступиться комфортом.
Но с другой стороны, государство вовсе не обязано предоставить всем молочные реки с кисельными берегам за просто так. У него несколько иные задачи, которые оно выполняет всё лучше и лучше. А заботиться о собственном благополучии должны сами люди.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
В целом по статье согласен, но есть некоторые различия в восприятии кто, чему и что.
В нашей предыдущей дискуссии ответил автору и на некоторые Ваши слова.
На сегодняшний день слово — бедность, скорее всего относится к работе головного мозга.
Меня вон даже просят убрать у Олега Адольфовича. И мотивируют тем, что законы не читала. А я читала. И очень внимательно.
Но в целом, давайте серьезно. Полностью бедность не победить. Можно сделать уравниловку, как при СССР. Но тогда максимально бедными у нас будут многодетные.
Плюс — есть реально традиция, жаловаться. И никогда не говорить, что тебе денег хватает. А то удачу спугнешь.
В общем — пошла ка я последний хрен доедать. Без соли. Ибо на соль денег нет.
Я собирался написать ответ Васии, но уехал в Ярославль, и вы успели раньше (как говорится, Штандартенфюрер тоже, но Хунта успел раньше))
Честно говоря даже не знал, что подобные комментаторы есть и здесь. Ну да бог с ними.
А по теме — согласен. Полностью бедность не победить, но можно поднять уровень жизни. Традиция жаловаться — да есть. Но теперь ещё есть традиция ныть. И вот это плохо.
С традицией ныть — сложно. Наверное, надо писать такое масштабное исследование.
На мой скромный взгляд, традиция ныть — это функциональная неграмотность
В Мышкине не был. Мы с детьми ездили, так что в основном была детская программа.
По традиции ныть — думаю, тут больше от зависти, хотя и функциональная безграмотность тоже вариант
«Ой плохо, вот съездили семьей в Таиланд. А денег то нет. А с работой плохо. И денег то совсем нет. Последнее доедаем. Но отдохнуть то тоже надо было.» Цитата реального разговора
Или еще один
«Ой, плохо все. Денег совсем нет. Ну и что, что у нас в семье все работают. Мы же еще одну квартиру купили. В центре города, на Ваське. В ипотеку. Хотим за год ее закрыть. В общем — совсем нищие стали»
Это не шутка, это серьезно. С различными вариациями такое встречала много у кого. Кто-то на деньги жалуется сразу, кто-то на здоровье, кто-то на детей. И прямо сходу.
Уравниловка в СССР говорите? Женщин уравняли в правах с мужчинами в 1918 году, в первой Советской конституции, это да, есть такое дело) Не прошло и 3 недель установления Советской власти, как «злые» большевики ввели декретный отпуск, 8 недель до родов, 8 недель после родов. Массово, при фабриках и заводах организуются детские сады. И это в то время, когда в стране разгорается Гражданская война. Каждые три часа кормящим матерям давался получасовой оплачиваемый перерыв. В СССР о семье заботились, тем более о многодетных семьях, с годами поддержка только усиливалась. Помимо традиции жаловаться, есть в сегодняшней России еще традиция демонизировать Советский Союз, при этом без зазрения совести пользоваться завоеваниями Октября и достижениями Советского Союза.
А изречение приписывают китайцам. Вот они сидели и ждали, когда придет Япона-мама и проредит " мудрецов".
Я предпочитаю бить первым.
В СССР было ОЧЕНЬ много хорошего. И я уверена, что этот строй нужно было реформировать, но не сносить его напрочь, как это сделали младореформаторы. Но уравниловка была. Я вспоминаю свой опыт работы молодым руководителем группы конструкторов, где они работали сдельно. Работали неодинаково, соответственно и получать должны были тоже неодинаково, и по разному получали. НО! Разница в работе была в 1,5-¬2 раза, а зарплата разнилась на 20%. Если наряд закрывался на бОльшую сумму, приезжала комиссия, перелопачивала все чертежи, вымеряли расстояния между изображениями на листе, чтобы была нужная плотность заполняемости, и про эти 20% я тогда впервые с удивлением узнала. А разве не было так, что в коллективе сидит бесполезный работник, которому ничего ответственного поручить нельзя – испортит. Но дисциплинированный, не опаздывает, не уходит в запой, ничем не досаждает. Уволить не за что и нельзя, а занимает нужное рабочее место. Это и была скрытая безработица: работу за него выполняли другие, а он за их счёт получал свою зарплату.