В нашем мире нет ничего неизменного. Так он устроен. Потому как без изменений невозможно развитие. А развитие – это основа жизни как таковой. Отказ от развития означает стагнацию, деградацию и исчезновение. Потому развитие необходимо всем: людям, системам, технологиям, наукам, ну и, конечно же, идеям.
Вот с последним у человечества последние 100 лет обстоит не очень. Идеи, а точнее – идеологии, не развиваются, но костенеют в своих догматах. А их сторонники свято уверены, что обладают единственно верным знанием и непогрешимы в своих поступках. Любое переосмысление идеологий объявляется
ересью, а критика – как величайший грех и показатель неразумности критикующего. А какой разговор может быть с неразумным? Никакого. Изоляция или принуждение, но не разговор.
По этой причине современные идеологии слабо связаны с реальностью и не могут найти решение проблем, стоящих сегодня перед человечеством, в рамках своей теоретической и практической базы. А за рамки, как говорилось выше, выходить нельзя, поскольку это будет признано ересью.
Отсюда – кризис современного мира. Экономический, политический, социо-культурный. Прежние подходы устарели, анализ обстановки на их основе приводит к неверным выводам, а решения, принятые на основе таких выводов – к результатам, далёким от ожидаемых. Что лишь усугубляет кризис.
Такое положение дел неслучайно. Дело в том, что в начале ХХ века две прогрессистские идеологии (либерализм и социализм) вытеснили из политической жизни всех остальных своих конкурентов. Кроме того, каждая из этих идеологий объявила себя единственно верным учением и вершиной человеческого прогресса. Неким абсолютом. А абсолюту незачем и некуда развиваться.
В результате их последователи уверовали в их непогрешимость и перестали развивать и переосмысливать свои идеологии с учётом меняющейся обстановки и новых знаний.
Покуда они конкурировали друг с другом создавалась иллюзия развития. Но к концу ХХ века, после распада СССР и установления идеологической и политической гегемонии Запада, эти две идеологии практически слились в одну, абсурдную и человеконенавистническую идеологию левого либерализма. Которая сегодня ведёт человечество к деградации и краху.
Поэтому для того, чтобы выжить, мир нуждается в другой идеологии. И, как я уже писал в предыдущей статье, эти идеологии есть. Они ещё находятся в стадии формирования или переосмысления самих себя, но само общество, а не отдельные его представители, формулируют их.
Это идеологии консерватизма и социал-консерватизма. Некогда преданные забвению или даже анафеме. Как устаревшие, реакционные или преступные. При этом, как в нормальной своей форме (Российская Империя, Германская Империя и Австро-Венгрия на рубеже XIX – XX столетий), так и в извращённой (нацистская Германия, фашистская Италия, франкистская Испания). Более того – долгие десятилетия извращённые формы консерватизма выдавались за норму для этой идеологии адептами социализма и либерализма. От чего многие люди и воспринимали консерватизм как нечто плохое или даже отвратительное.
Но кризис современной политико-экономической системы вернул консерватизм из небытия.
Время показало, что экономические модели на основе либерализма (либеральный капитализм) и социализма (плановая экономика) рано или поздно деградируют и оказываются неспособны обеспечить большинству своих граждан достойный уровень жизни.
Но уже сейчас, несмотря на кризис западного мира и его либерального капитализма, видны контуры другой политико-экономической системы, избавленной от недостатков как либерального капитализма, так и плановой экономики. А в перспективе — способной взять лучшее от этих двух систем.
Речь, разумеется, о государственном капитализме.
Более всего в его строительстве преуспела Китайская Народная Республика. Притом этот путь позволил стать Китаю первой экономикой мира, потеснив с Олимпа многолетнего лидера – США. Неплохой результат, который не получится игнорировать.
Второй страной, строящей государственный капитализм, является Россия. Уверенное преодоление пандемии, крепкая экономика, устойчивая к враждебным действиям и кризисам, способность противостоять коллективному Западу как в военной, так и в экономической сферах, говорит о том, что данный путь верен.
Но несмотря на то, что успешная экономическая модель существует, её идеологическое обоснование отсутствует. Точнее – отсутствует полное и признаваемое всеми обоснование.
Если такое обоснование не появится, этот идеологический вакуум заполнят либо либералы, либо социалисты. Которые непременно угробят эту систему, поскольку и те, и другие считают её неправильной или неполноценной.
Либералы будут стремиться снизить роль государства в экономике и социальную нагрузку на неё. Что рано или поздно приведёт к усилению крупного капитала и фактическому подчинению ему государственных структур. То есть произойдёт возврат к либеральному капитализму, который и привёл планету к глобальному кризису.
Для социалистов государственный капитализм не самодостаточная экономическая система, а лишь переходная форма от капитализма к социализму. Потому они будут стараться превратить её в социализм. Чем, скорее всего, угробят эффективно работающую систему.
Потому государственному капитализму просто необходима своя идеология, своя теоретическая база для выживания и развития.
Что характерно, с нуля ничего придумывать не нужно. Идеология, идеально подходящая государственному капитализму, уже есть. Это тот самый консерватизм. Впрочем, это и неудивительно, поскольку консерватизм и государственный капитализм на рубеже XIX-XX веков были единым целым.
Но консерватизм стараниями либералов и социалистов воспринимается как нечто отсталое и неспособное к развитию. Это совершенно не так. Консерватизм не отвергает развитие, но понимает его не как отрицание опыта предшествующих поколений (что характерно для прогрессистских идеологий – социализма и либерализма), а как движение вперёд с учётом этого опыта, на его прочной основе.
Также принято изображать консерватизм исключительно как правую идеологию. Что тоже не соответствует действительности, поскольку течений в консерватизме много. В частности – социал-консерватизм, который фактически является переосмыслением левых идей правыми, понявших их важность, либо левыми, которые пытаются развивать и переосмысливать учение марксизма-ленинизма с учётом современных реалий и пришедших через такое переосмысление к важности для общества типично консервативных ценностей. Последние совсем не редкость для России.
Почитайте внимательно Хазина, Глазьева и Роджерса (особенно Роджерса), и вы увидите прославление типично консервативных подходов. Они пока не желают признавать данный факт, но от этого всё равно никуда не деться.
Также можно вспомнить китайскую модель, которая удачно объединила левые идеи с консервативными ценностями.
Да и сталинская модель экономики тоже многое заимствовала у консерватизма.
Так что можно уверенно утверждать – консерватизм и левые взгляды (если они воспринимаются как стремление к улучшению жизни людей) вполне совместимы. И не просто совместимы, а способны сформировать на основе своей основе более жизнеспособную и более справедливую экономическую систему чем плановая экономика или либеральный капитализм.
Учитывая тягу общества, уставшего от разгула левого либерализма, к консервативным ценностям, можно предположить, что две ветви консерватизма (правый консерватизм и социал-консерватизм) вытеснят из политической жизни дискредитировавших себя социализм и левый либерализм.
Впрочем, возможно, к ним присоединится правый либерализм. Который выступает за свободу личности, но личности здоровой и полноценной, а не девиантной. Если вернётся из небытия. Впрочем, если консерватизм смог вернуться оттуда, то, может, это получится и у правого либерализма.
Если эти две (или три) идеологии утвердятся в качестве главенствующих, то это пойдёт на благо человечеству. Поскольку данные идеологии основаны не на отвлечённых умствованиях, а на здравом смысле и трезвой оценке реальности.
Эпоха жёсткой конкуренции и разобщённости всех и вся уйдёт в прошлое, а ей на смену придёт эпоха сотрудничества и развития. Что позволит человечеству сделать шаг к звёздам.
Вот с последним у человечества последние 100 лет обстоит не очень. Идеи, а точнее – идеологии, не развиваются, но костенеют в своих догматах. А их сторонники свято уверены, что обладают единственно верным знанием и непогрешимы в своих поступках. Любое переосмысление идеологий объявляется
ересью, а критика – как величайший грех и показатель неразумности критикующего. А какой разговор может быть с неразумным? Никакого. Изоляция или принуждение, но не разговор.
По этой причине современные идеологии слабо связаны с реальностью и не могут найти решение проблем, стоящих сегодня перед человечеством, в рамках своей теоретической и практической базы. А за рамки, как говорилось выше, выходить нельзя, поскольку это будет признано ересью.
Отсюда – кризис современного мира. Экономический, политический, социо-культурный. Прежние подходы устарели, анализ обстановки на их основе приводит к неверным выводам, а решения, принятые на основе таких выводов – к результатам, далёким от ожидаемых. Что лишь усугубляет кризис.
Такое положение дел неслучайно. Дело в том, что в начале ХХ века две прогрессистские идеологии (либерализм и социализм) вытеснили из политической жизни всех остальных своих конкурентов. Кроме того, каждая из этих идеологий объявила себя единственно верным учением и вершиной человеческого прогресса. Неким абсолютом. А абсолюту незачем и некуда развиваться.
В результате их последователи уверовали в их непогрешимость и перестали развивать и переосмысливать свои идеологии с учётом меняющейся обстановки и новых знаний.
Покуда они конкурировали друг с другом создавалась иллюзия развития. Но к концу ХХ века, после распада СССР и установления идеологической и политической гегемонии Запада, эти две идеологии практически слились в одну, абсурдную и человеконенавистническую идеологию левого либерализма. Которая сегодня ведёт человечество к деградации и краху.
Поэтому для того, чтобы выжить, мир нуждается в другой идеологии. И, как я уже писал в предыдущей статье, эти идеологии есть. Они ещё находятся в стадии формирования или переосмысления самих себя, но само общество, а не отдельные его представители, формулируют их.
Это идеологии консерватизма и социал-консерватизма. Некогда преданные забвению или даже анафеме. Как устаревшие, реакционные или преступные. При этом, как в нормальной своей форме (Российская Империя, Германская Империя и Австро-Венгрия на рубеже XIX – XX столетий), так и в извращённой (нацистская Германия, фашистская Италия, франкистская Испания). Более того – долгие десятилетия извращённые формы консерватизма выдавались за норму для этой идеологии адептами социализма и либерализма. От чего многие люди и воспринимали консерватизм как нечто плохое или даже отвратительное.
Но кризис современной политико-экономической системы вернул консерватизм из небытия.
Время показало, что экономические модели на основе либерализма (либеральный капитализм) и социализма (плановая экономика) рано или поздно деградируют и оказываются неспособны обеспечить большинству своих граждан достойный уровень жизни.
Но уже сейчас, несмотря на кризис западного мира и его либерального капитализма, видны контуры другой политико-экономической системы, избавленной от недостатков как либерального капитализма, так и плановой экономики. А в перспективе — способной взять лучшее от этих двух систем.
Речь, разумеется, о государственном капитализме.
Более всего в его строительстве преуспела Китайская Народная Республика. Притом этот путь позволил стать Китаю первой экономикой мира, потеснив с Олимпа многолетнего лидера – США. Неплохой результат, который не получится игнорировать.
Второй страной, строящей государственный капитализм, является Россия. Уверенное преодоление пандемии, крепкая экономика, устойчивая к враждебным действиям и кризисам, способность противостоять коллективному Западу как в военной, так и в экономической сферах, говорит о том, что данный путь верен.
Но несмотря на то, что успешная экономическая модель существует, её идеологическое обоснование отсутствует. Точнее – отсутствует полное и признаваемое всеми обоснование.
Если такое обоснование не появится, этот идеологический вакуум заполнят либо либералы, либо социалисты. Которые непременно угробят эту систему, поскольку и те, и другие считают её неправильной или неполноценной.
Либералы будут стремиться снизить роль государства в экономике и социальную нагрузку на неё. Что рано или поздно приведёт к усилению крупного капитала и фактическому подчинению ему государственных структур. То есть произойдёт возврат к либеральному капитализму, который и привёл планету к глобальному кризису.
Для социалистов государственный капитализм не самодостаточная экономическая система, а лишь переходная форма от капитализма к социализму. Потому они будут стараться превратить её в социализм. Чем, скорее всего, угробят эффективно работающую систему.
Потому государственному капитализму просто необходима своя идеология, своя теоретическая база для выживания и развития.
Что характерно, с нуля ничего придумывать не нужно. Идеология, идеально подходящая государственному капитализму, уже есть. Это тот самый консерватизм. Впрочем, это и неудивительно, поскольку консерватизм и государственный капитализм на рубеже XIX-XX веков были единым целым.
Но консерватизм стараниями либералов и социалистов воспринимается как нечто отсталое и неспособное к развитию. Это совершенно не так. Консерватизм не отвергает развитие, но понимает его не как отрицание опыта предшествующих поколений (что характерно для прогрессистских идеологий – социализма и либерализма), а как движение вперёд с учётом этого опыта, на его прочной основе.
Также принято изображать консерватизм исключительно как правую идеологию. Что тоже не соответствует действительности, поскольку течений в консерватизме много. В частности – социал-консерватизм, который фактически является переосмыслением левых идей правыми, понявших их важность, либо левыми, которые пытаются развивать и переосмысливать учение марксизма-ленинизма с учётом современных реалий и пришедших через такое переосмысление к важности для общества типично консервативных ценностей. Последние совсем не редкость для России.
Почитайте внимательно Хазина, Глазьева и Роджерса (особенно Роджерса), и вы увидите прославление типично консервативных подходов. Они пока не желают признавать данный факт, но от этого всё равно никуда не деться.
Также можно вспомнить китайскую модель, которая удачно объединила левые идеи с консервативными ценностями.
Да и сталинская модель экономики тоже многое заимствовала у консерватизма.
Так что можно уверенно утверждать – консерватизм и левые взгляды (если они воспринимаются как стремление к улучшению жизни людей) вполне совместимы. И не просто совместимы, а способны сформировать на основе своей основе более жизнеспособную и более справедливую экономическую систему чем плановая экономика или либеральный капитализм.
Учитывая тягу общества, уставшего от разгула левого либерализма, к консервативным ценностям, можно предположить, что две ветви консерватизма (правый консерватизм и социал-консерватизм) вытеснят из политической жизни дискредитировавших себя социализм и левый либерализм.
Впрочем, возможно, к ним присоединится правый либерализм. Который выступает за свободу личности, но личности здоровой и полноценной, а не девиантной. Если вернётся из небытия. Впрочем, если консерватизм смог вернуться оттуда, то, может, это получится и у правого либерализма.
Если эти две (или три) идеологии утвердятся в качестве главенствующих, то это пойдёт на благо человечеству. Поскольку данные идеологии основаны не на отвлечённых умствованиях, а на здравом смысле и трезвой оценке реальности.
Эпоха жёсткой конкуренции и разобщённости всех и вся уйдёт в прошлое, а ей на смену придёт эпоха сотрудничества и развития. Что позволит человечеству сделать шаг к звёздам.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Так что же нас ждёт в недалёком уже будущем. Писал об этом в сети несколько раз. Повторю свой давний прогноз:"На смену хаотизации всего и вся пришла глобальная политика построения двуполярного мира. На одном полюсе США и их сателлиты, на другом Россия, Китай, Индия и их союзники. Напряжённость, военная конфронтация между полюсами постепенно сойдёт на нет. Но, наберёт фантастические темпы конкуренция в сфере искусственного интеллекта, роботизации и автоматизации. Мир семимильными шагами двинется к тоталитарному обществу всеобщего полного материального благополучия, где труд станет не обязанностью, а исключительно добровольным делом людей. Олигархи и вообще крупные капиталы за ненадобностью исчезнут. Деньги утратят свою нынешнюю функцию, превратившись в некие очки или баллы, которые начисляются в достаточном количестве всем, соблюдающим лояльность и не представляющим угрозу Системе. Глобальный контроль за каждым человеком, включая чтение мыслей, станет обыденностью. Преступность, хулиганство, неадекватное поведение и даже бытовые стычки практически исчезнут, ибо виновные будут наказываться мгновенно и очень жёстко. Рецидивисты, трудновоспитуемые и склонные к самому малейшему несогласию с Системой будут просто внезапно умирать (инфаркт, инсульт и пр.).
Под предлогом полной свободы человека в культуре и искусстве будет разрешено всё, будут легализованы любые извращения, кроме связанных с ущемлением прав других лояльных индивидуумов. Смыслом жизни человека станут ничем не ограниченные бесконечные развлечения и наслаждения, включая самые низменные. Все покровы с интимной сферы будут сорваны, публичные оргии и совокупления, какие только измыслит развращённая фантазия, станут обычным и желанным досугом.
Постепенно исчезнет какая-либо разница между двумя полюсами двуполярного мира и объединение человечества в единое общество станет простой формальностью. Скоточеловечество покроет лик земли…
Возможен, конечно, и другой вариант будущего, в котором человечество сумеет создать культуру, публичное пространство, образовательную систему, облагораживающую человека. Но, вероятность этого варианта будущего пока существенно ниже, чем описанного выше. Причина в практически полном отсутствии серьёзных общественных сил, ставящих во главу всего процесса развития нравственное состояния человека и человеческого общества. А голливуд и голливудчина, пистолетно-постельная масскультура, избавленное от нравственного воспитания образование, ужасающий по примитивности и извращённости контент интернета делают своё чёрное дело, готовя массы людей к тому, чтобы за полное материальное благополучие и праздную жизнь, наполненную развлечениями и наслаждениями, все они добровольно отдали свои души дьявольской Системе.
Ныне система тотального контроля уже разработана и активно внедряется в Китае:
carnegie.ru/commentary/71546
hightech.plus/2018/05/23/social-credit-system-china
Система необычайно эффективна и поэтому обречена к использованию всеми странами. Массовое высвобождение людей от работы без потери их материального благополучия начнётся, примерно, через 20-30 лет.
Для развлечения шалеющих от праздной жизни людей (впрочем, по нравственному состоянию через поколение-два это будут скорее уже не люди, а животные) в основном будут применяться следующие варианты времяпровождения:
— наркотические грёзы (генная инженерия и медицина найдут способы сколь угодно долго поддерживать здоровье этой публики);
— погружение в виртуальные миры (технологии достигнут такого уровня, что всплески эмоций, разнообразие чувств и сила эйфории будут кратно превосходить мощью реальный мир);
— шоу и развлечения в реальном мире (всевозможные оргии, живые смертельные бои, адреналиновые состязания, участие в мучениях и убийствах преступников и пр.).
После того, как система тотального контроля покроет весь мир и человечество объединится, к власти придёт тот, кого Церковь называет антихристом, гений из гениев, абсолютный тиран. Естественно, с началом эпохи его правления какая-либо смена власти прекратится".
Так, что нам никак нельзя расслабляться и надо быстрее наращивать экономическую и политическую мощь страны.
Вообще забавно, что индвидуалистичный либерализм человека обезличивает, а куда более общественный консерватизм призывает видеть в человеке и народе уникальность.
Поэтому, на мой взгляд, самое оптимальное это идиологические ценности правления Ивана Калиты. Вот тогда Империя действительно процветала, не нарушая гармонию всех жителей.
Очень рада, что Глазьев рассматривает и этот момент нашей истории. Потому как учитывать необходимо и опыт прошлых столетий.
Поэтому, на мой взгляд, самое оптимальное это идиологические ценности правления Ивана Калиты. Вот тогда Империя действительно процветала, не нарушая гармонию всех жителей.
Очень рада, что Глазьев рассматривает и этот момент нашей истории. Потому как учитывать необходимо и опыт прошлых столетий.
Впрочем, у либерализма есть такой же изъян, только механизм его действия несколько иной.
Аналогичная ситуация происходит сегодня в США. Попытки Трампа вытащить экономику страны из глубокого пике привели лишь к тому, что ситуацию в стране раскачали до такой степени, что некоторые уже стали поговаривать о том, останутся ли США в том виде, в каком они существовали во второй половине 20 века, и сохранятся ли вообще.