Это — голландский танкер Agrari под мальтийским флагом и управляемый греками. В современном мире это нормально. А вот что ненормально, так это морская мина, проделавшая дыру на уровне ватерлинии в этом танкере в Красном море.
Итак, 23 ноября танкер прибыл в саудовский порт Эль-Шукайк, куда он привез нефть для местной паровой электростанции. А 25 ноября перед рассветом, у причальной стенки порта, рядом с танкером произошел мощный взрыв, пробивший дыру чуть выше ватерлинии — и порту с городом очень и очень повезло, что судно уже разгрузилось и готовилось к отплытию.
Это своеобразное продолжение войны с хуситами, которые уже взяли на себя ответственность за нападение на Agrari. За пару дней до этого (в понедельник) хуситы устроили атаку на распределительное нефтепредприятие в порту Джидда — оттуда идет основной поток саудовской нефти в Европу.
Это не единственный «сюрприз» хуситов в Красном море — пару недель назад в той же Джидде произошел пожар плавучей платформы у нефтяного терминала, а саудитам удалось перехватить два катера-беспилотника, забитых взрывчаткой под макушку. Ну и, наконец, уже на этой неделе во вторник, саудовские ВМФ обнаружили и уничтожили в окрестностях Джидды пять морских мин, ожидавших очередные жертвы.
Все эти нападения уже подтверждены властями Королевства и менеджментом Aramco, однако это всего лишь видимая часть айсберга, который прямо сейчас лихо вспарывает борт Саудовской Аравии.
Война с хуситами фактически закончена, поскольку на нее просто нет денег. Временное перемирие, которое Королевство и коалиция арабских государств объявили весной, переросло в постоянное, как и ожидалось — и виной тому состояние бюджета КСА.
Сейчас в бюджете дома Саудов дыра в 27 млрд долларов — плюс к этому все прекрасно понимают, что обещанных дивидендов в 75 млрд долларов от Aramco саудиты в этом году тоже не увидят. Чистый денежный поток государственной нефтяной корпорации за первое полугодие составил чуть более 20 млрд долларов, при этом затраты на капитальные вложения тоже снизились до 20-25 млрд.
Таким образом, бюджет Королевства в этом году лишится более сотни млрд долларов, что составит примерно 12%: заштопать эту дыру можно только из накоплений, которые и без этого за 2020 год похудели уже примерно на 65-70 млрд.
Это значит, что денег компании хватит исключительно на текущее обслуживание нынешней инфраструктуры. Ни о каких новых скважинах и НПЗ речи сейчас не идет — и если хуситам таки удастся сжечь одно-два предприятие дотла, то с их восстановлением возникнут огромные проблемы.
Фонд национального благосостояния (или Фонд поколений, как его еще называют) в начале 2020 года составлял 508 млрд долларов. Сейчас в нем примерно 440 млрд долларов — и до завершения года осталось еще больше месяца.
Саудитам очень помогла бы девальвация национальной валюты, но если они это сделают, королевская семья продержится у власти не более недели — американцы очень постараются объяснить «преемникам», что так делать нехорошо. А очередь в преемники там просто колоссальна, начиная с других ветвей клана Саудов и заканчивая кланом Рашидов.
При этом никто не дает гарантии, что в 2021 году ситуация улучшится — во всяком случае, минимум первая половина года будет для стран Залива очень плохой — и враги саудитов очень постараются сделать ее еще хуже. Впрочем, у КСА ситуация еще вполне терпима — тот же Кувейт в нефтяной войне потерял примерно 60% ВВП.
Это, в свою очередь, создает новые риски для стран Залива. К примеру, как вам идея новой арабской весны в этом субрегионе? Почва для нее уже готова, осталось только поднести спичку — и желающих это сделать будет более чем достаточно. Начиная с Израиля и Ирана и заканчивая Америкой и Россией — и у каждой из этих стран есть свои резоны раскачать регион.
Для Тель-Авива важно развалить антиизраильскую коалицию, сложившуюся здесь на протяжении десятилетий — и хотя в последнее время ОАЭ, Бахрейн и КСА даже установили дипломатические отношения с Израилем, жгучее желание арабов выгнать евреев с Ближнего Востока никуда не делось.
Для Ирана это вопрос религиозный и экзистенциальный — и этому вопросу уже более 1300 лет. Он может затухать или принимать иные формы, но шииты так и будут воевать с суннитами и ваххабитами, причем насмерть.
Американцам интересно надолго выбить конкурентов с мировых нефтяных рынков, а для этого подойдет и арабская весна, и просто региональная война в акваториях Залива и Красного моря — плюс к этому Америка значительно усложнит жизнь китайцам, ибо до 90% их товарооборота с Европой идет как раз через Красное море и Суэцкий канал.
Русским интересно все — от похорон конкурирующих нефтедобытчиков до прекращения финансирования исламского терроризма. Понятно, что война в мягком подбрюшье постсоветской Средней Азии приносит Москве массу рисков, но, в то же время, она же разваливает сложившийся фронт исламских финансистов, льющих нефтяные сверхдоходы в подготовку всякого рода исламских фанатиков.
И здесь очень важно соблюдать некий баланс. Начинает проигрывать Саудовская Аравия — нужно продавать оружие Эр-Рияду. Начинают трепать персов — продадим оружие Тегерану, стремясь при всем этом укрепить свое влияние дипломатическими и экономическими методами.
В мире есть две точки, в которых конфликт можно разжечь в любое время и с минимальными усилиями — это Балканы и Ближний Восток. И, похоже, пришло время нашему МИДу выразить очередную озабоченность, укоризненно покачав головой в сторону хуситов.
Мол, нехорошо поступаете, товарищи хуситы. Это что еще за полумеры? Почему саудиты выловили в море всего пять мин?
Не ленитесь, товарищи! За дело! Даешь еще пять танкеров и пять саудовских заводов!
Заводам — ракеты! Танкерам — дно!
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
У меня вопрос: почему-то не могу лайкнуть статью + или — , а комментаторов спокойно лайкает.
Ну с «Бакланами» уже разобрались — практически полностью выдавили Россию, хоть Маша Захарова озабочивалась, озабочивалась…
А вот БВ можно трясти в любое время — там мира НИКОГДА не будет, если только китаезы не займут эти территории и расплодятся, выдавив всем мусульман в Европу.
А для Ирана, выгнать евреев, это вопрос ещё и чести. Я сомневаюсь, что они забыли как их расстреливали и выгнали с родной земли.
***
Далеко, в песках на юге,
Кутаясь в пододеяльник
Ищут добрые Сауды
Выход — и найти не могут;
***
Денег нет — разбить хуситов,
И утрачен дух военный,
И по Красному по морю
Как медузы, мины рыщут
Бодро танкеры взрывая
И платформы нефтяные…
***
А союзник из-за лужи,
Старый «друг» американский
Рад такомуположенью,
Рад саудовским несчастьям
Он теперь намного больше
Впарит каменного масла
Обалдевшим европейцам,
Он, с привычно постной рожей,
Притворяясь непричастным,
Заблокирует торговлю,
Что ведёт Китай с Европой…
***
Как же быть, и что поделать,
С кем дружить верблюдолюбам ?!
Видимо, опять — и снова
Им придётся в путьдалёкий,
Сделав из верблюжьей шкуры
Меховой пододеяльник
В зимний, мрачный, тёмный
Мордор отправлять своё посольство
Разговаривать с Темнейшим,
С ним пытаясь помириться…
***
Думаю, Властитель Тундры
Вновь простит верблюдоедов,
И — за малую за долю
Им поможет продержаться;
До весны — там видно будет,
Станет ли она арабской…
Как раньше говаривали: утром — в газете, вечером — в куплете!
Вашим стихом — да по их барханам!
Здоровья вам!
***
— Верблюдолюбов прекрасен адат*,
А из верблюда столь вкусен кебаб;
Да, на Востоке не зря говорят —
Верблюдов не любишь — ты не араб.
***
*Адат — сборник, чаще неписанный, законов обычного права на исламском Востоке.
*******
Араб должОн отважным стать
С верблюдом всем адатом** связан.
Он может на людей плевать,
Верблюдолюбом быть обязан…
ПЫ.СЫ. Это я Вам, как «верблюдолюб — верблюдолюбу» говорю…
И научиться хорошо готовить, по заветам notre cher Elena Saint-Pierre…