Загрузка

Идеальный европейский шторм



Итак, сегодня цены на газ в Европе вплотную подобрались к двум тысячам долларов за тысячу кубометров — а это значит, что энергетический кризис в ЕС переходит в новую фазу.
Добрый день, дорогие друзья, сегодня мы о предпосылках. Как европейцы докатились до такой жизни и кого в итоге назначат виноватым — вот два основополагающих вопроса современности.

Для начала было бы неплохо разобраться с нюансами — а их в этой истории более чем достаточно.

Между газовым и нефтяным рынками есть существенная разница, о которой мало кто знает из простых жителей Европы и мира. Заключена она в том, что газ сначала продается, а только потом добывается и транзитируется — и ни одна крупная газодобывающая компания не будет поступать иначе. Именно поэтому газодобытчики ориентируются на долгосрочные контракты — все-таки газ это не жидкость, его по бочкам на складах не разольешь.
Да, есть и жидкий газ, но хранить его нужно при температуре в минус 163 градуса по Цельсию — и на поддержание таких температур уходит колоссальное количество энергии.

Представим, что вы добываете газ где-то в глухом медвежьем углу мира. Доставить трубопроводами вы его не можете, ибо прокладка такого трубопровода по дну океана на 3-4-5 тысяч километров встанет дороже, чем все ваши запасы газа — и у вас остается только один выход: сжижение и отправка продукции газовозами.
Из каждой тысячи кубометров добытого вами газа вы сможете отправить заказчику только 750 кубометров, а еще 250 кубометров уйдет на перевод этого газа в жидкое состояние. То есть еще на этом этапе ваш газ уже на четверть дороже любого другого, доставляемого трубопроводами — а когда вы его довезете до покупателя, эта разница будет составлять не менее 35%.

Но это чисто технические детали, которые неинтересны политикам — а у политиков, особенно западных, свое представление о том, как устроен (и как должен быть устроен) этот мир. И вот это обстоятельство сегодня играет ключевую роль во всем том ужасе ужасном, что творится на газовых хабах Евросоюза.

Скажите, что вы знаете о Третьем энергопакете Энергетической хартии Евросоюза? Ну кроме того, что он намеренно ограничивает Россию в поставках газа животворящего в Европу, требуя как минимум наличие еще одного поставщика на принадлежащий Газпрому трубопровод?
На самом деле у Третьего энергопакета есть и целевая программа, согласно которой весь газовый рынок Европы к 2025 году должен отказаться от долгосрочных контрактов на поставку газа — и в том числе это должен сделать Газпром.
Судя по недавнему контракту с венграми, в Газпроме делают вид, что не слышат этих «пожеланий» Брюсселя. Мало того, на брюссельские хотелки старательно зажмурились и венгры, безответственно желающие жить в тепле и с электричеством в розетках — и это в тот самый момент, когда все, как один, требуют расследования по поводу ужасных преступлений Газпрома.

Но это лирика — а в реальности нынешний шторм начался с «черного штиля».

«Черный штиль» — крайне любопытное в Северной Атлантике явление, повторяющееся, к слову, с завидной регулярностью. Это низкая облачность, низкая температура и почти полное отсутствие ветра — и это то, что происходило с европейской возобновляемой энергетикой еще с мая 2021 года.
И тут самое время заглянуть в статистику по ВИЭ (возобновляемым источникам энергии) по разным странам. Например, в 2020 году доля ВИЭ в энергобалансе Британии составила чуть более 40%. В Германии — не менее половины от всей электрогенерации — и когда в Северное море и на Балтику пришел черный штиль, из энергобаланса этих стран одномоментно выпало от 20 до 30% генерации.

Естественно, все это нужно было чем-то замещать, а единственным ископаемым топливом, более-менее отвечающем «зеленой повестке» ЕС, оказался, как сами понимаете, «грязный и вонючий российский газ». Да, есть еще газ из Норвегии и Нидерландов, но тут нарисовались маслом свои особенности.
К примеру, норвежцы еще в 2020 году затеяли ремонт своей газовой инфраструктуры, снизив поставки в ЕС на 10-15%. Никто же не ожидал, что восстановление экономики Европы после пандемии пойдет с такой скоростью — ну и, соответственно, норвежцы продолжают свой ремонт, который завершится к самому окончанию 2021 года.

У голландцев все еще веселее — в июне 2022 года они полностью прекращают добычу газа на группе месторождений Гронинген. И из энергобаланса объединенной Европы выпадает еще от 15 до 25 млрд кубометров газа, которые нужно где-то взять.
И тут самое время вернуться к прекрасному во всех отношениях Третьему энергопакету — да, мы опять о поставщиках. Соль в том, что Третий энергопакет, как и Энергетическая хартия в целом — это не столько регуляторное законодательство, сколько антимонопольное. Ну вы же помните эти либеральные мантры о невидимой руке рынка?

Так вот, здесь необходимо важное пояснение. Норвежское газовое месторождение Тролль, как и голландское месторождение Гронинген — это не один огромный газовый купол под землей, в который воткнуты сотни скважин. Нет, это множество удаленных друг от друга газовых куполов — и при освоении новой части месторождения конечный бенефициар, во избежание обвинений в монополизме, всегда создавал отдельное юридическое лицо. Со своим директором, бухгалтером и буровыми установками — и имея по-факту всего одного добытчика на конкретном месторождении, в Евросоюзе создалось впечатление о нескольких десятках (до тридцати и более) поставщиков с каждого места добычи.

Когда пришла первая волна экономического кризиса, Еврокомиссия вместе с США, основываясь на наличии этих десятков поставщиков, вполне обоснованно (по их мнению) принялась душить Газпром санкциями — а когда грянул кризис энергетический, внезапно оказалось, что у этих прекрасных европейских поставщиков за душой ничего нет.

По всем оценкам, если бы Северный поток-2 был запущен в мае 2019 года, нынешней ситуации на газовом рынке просто не случилось бы — и уже сегодня газ в Европе стоил бы от 250 до 300 долларов за тысячу кубометров, а не это вот все, что мы сейчас с восторгом наблюдаем.

Но это только внешние признаки кризиса. На прошлой неделе «Блумберг» осторожно предположил, что цена на газ в ЕС в итоге может достигнуть 3-3,5 тысяч долларов за тысячу кубометров — и вот уже тогда можно будет ожидать, что газовозы из стран Залива наконец-то развернутся и пойдут в европейские порты.
Судя по происходящему, «Блумберг» очень уж оптимистичен — если в ближайшее время Газпром не запустит СП-2, а европейцы не увеличат заказы на долгосрочную поставку газа из России, мы рискуем увидеть цены и в 5 тысяч долларов за тысячу кубометров.

С запуском СП-2 тоже свои нюансы. Например, датский энергетический регулятор подтвердил, что трубы в Балтике уложены, как по линеечке и ни одной претензии к Газпрому нет и быть не может. Немцы, в свою очередь, тоже экстренно сообщают, что могут завершить сертификацию нового газопровода в ударные сроки — сразу же после того, как клятый Газпром предоставит в Берлин все необходимые документы.
Вот с документами сейчас основная загвоздка. Вы же знаете этих русских — конец года, квартальная отчетность, стратегические сессии у руководства компании: нужно же понимать, каким образом обдирать бедных европейцев в 2022 году.

Другие поставщики тоже подкачали: Катар лишил Европу 18 млрд кубометров еще в мае, отправив свои газовозы китайским товарищам. Алжир категорически отказывается наращивать поставки СПГ — ни стаканом больше того объема в 2,5 млрд кубометров, который уже поставляется. У американцев свои причины — сначала ураган «Ида», полностью остановивший СПГ-терминалы на побережье, а потом призывные взмахи денежными знаками с берегов Китая. И поскольку американский нефтегазовый рынок полностью частный и никакой Байден им не указ, то и газ с нефтепродуктами янки повезли к тоталитарному Си, а не к либеральной до мозга костей Урсуле.

Кстати, об Урсуле нашей фон дер Ляйен: тут намедни испанцы предложили создать стратегические запасы газа в Европе. Естественно, исключительно на европейские деньги — читай, на деньги Германии, Франции, Голландии, Дании и Финляндии, которые и будут вынуждены заплатить за столь прекрасное предложение.
Так вот, фрау Урсула сегодня в очередной раз призвала все страны ЕС упереться рогом в зеленую энергетику — видимо, нынешние цены на газ фрау и ее коллег в Брюсселе полностью устраивают.

Разворачивающийся на этом фоне спор между французами и британцами уже выглядит сущим пустячком — британцы пытаются ограничить рыбаков с континента в в вылове рыбы в своих территориальных водах, Париж в ответ грозит отрубить кабель, подающий 95% электроэнергии на британский остров Джерси у побережья Нормандии.
К слову, в прошедшем мае доходило до того, что французские рыбаки полностью блокировали выходы из Джерси своими сейнерами — в ответ Ее Величество даже присылало два боевых корабля, чтобы разогнать все это сборище. С тех пор конфликт только углубляется — правда, теперь в него вмешался и Алжир, отозвавший посла из Парижа после слов Макрона о том, «а была ли вообще алжирская нация до появления там французов?».

Сегодня уголек в Европе уже по 250 долларов за тонну. Поляки плюют на все штрафы Еврокомиссии и продолжают добывать уголь открытым способом в карьере «Тарков» на границе с Чехией. Немцы с испанцами учат население обогреваться свечками при веерных отключениях электричества, одновременно уверяя население в том, что никто не допустит повышения коммунальных платежей грядущей зимой — население верит в это слабо, но пока морозы не пришли, особых протестов на улицах не видно.
Кровавый режим Макрона продолжает бороться с кровавым режимом Джонсона и эта борьба приобретает все больше оттенков по всему радужному спектру Европы — а поскольку Париж еще и председательствует в этом году в Совете Европы, риторика ЕС в отношении Лондона будет только накаляться. В итоге сделка по Брекзиту таки выйдет Лондону боком, так как «любовь» континента по отношению к чванливым островитянам хорошо известна, просто теперь наступает новая историческая фаза этой «любви».

И вот на этом фоне всякие фрау еще и учат нас не ковыряться в носу. Нет уж, мы сами будем решать, где и чем мы ковыряемся — и нам очень интересно посмотреть на то, как европейский рынок будет конкурировать за энергоносителями с рынками Азии.

Скорее всего, это будет действительно эпохальное зрелище — и мы доживем до того, когда цена в 1000 долларов за 1000 кубометров русского газа будет считаться манной небесной.

В любом случае, к старым ценам возврата уже не будет. Мировая конкуренция и та самая невидимая рука рынка, каналья.
Олег Адольфович
Олег Адольфович Делай что должно, и будь что будет.
+70

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Павел эФ.
08 октября 2021, 08:12
#
+7
Обращаю внимание на то, что цены номинированы в долларах. Некоторые аналитики поговаривали о том, что для связывания кучи долларов, выброшенных на рынок в рамках количественного смягчения, ФРСом будут использоваться, помимо повышения активности на фондовых рынках, и такие инструменты как увеличение цен на долларовых рынках: нефть, газ, золото и т.д., дабы оттянуть туда часть долларовой массы. Оказались правы.
Константин Коротков
08 октября 2021, 08:55
+3
Странные такие аналитики. Лечение похуже болезни выходит. Хотя в терминальной стадии рака водят наркотики непрерывным потоком…
Юрий
08 октября 2021, 15:36
+1
а цены на газ в Питере на бирже в рублях.
Б.И.В.
08 октября 2021, 23:34
+2
Согласен. Для очищения рынка от лишних $ всё и делается. Для чего раздувают не только Биткойн (который всё больше стал походить на соответствие расчетному механизму, в отличие от фиатных). Вы только посмотрите как всякие Койны (шина-койн, дог-койн (канул) и т.п.) растут.
Пытаются чистить весь мир в пользу понижения инфляции.
Те товарищи (за лужей) прогнили насквозь. matveychev-oleg.livejournal.com/8865517.html
Всю жизнь только за счет войн и колоний свои кризисы и закрывали.
В наши годы не удаётся старыми методами, стали пытаться новые внедрить.
Графинюшка
07 октября 2021, 10:42
#
+19
*******
EU решила: «Эх, продвинусь!
Медиташкой приколюсь»…
И ушла в глубокий «минус»
(Растеряв весь свой аншлюс).

Сходу села в позу «Лотос»…
Час который уж пробИл…
Вот другой… Как жрать охота-с.
Нету… Путин все скупил…

Ну, а для метаболизму,
Исключительно всегда! — Завтрак нужен организьму.
Не врубаетесь?! Еда!

Встала в позу «крокодила»…
Он же ползает плашмя…
Что-то блин, «переМУДрила»,
С «Чатуранга ДансанА»*…

Не скрипи мускулатурой,
Без нахрапу, без «давай»…
Попроси-ка, EUро-дура,
А потом и приседай.

Вот же легше сразу станет…
И тепло и… красота…
Потихоньку, мал-помАлу
Погрузишься в медита-а-а…

А пока EUропа тухнет…
Ох, достала EUро-дурь!
Сядем в креслице на кухне,
УсугУбим хачапурь…

*одна из асан йоги
Светлана Азанова
07 октября 2021, 16:32
+4
Графинюшка, ,🌹👏😘
Галина
07 октября 2021, 08:56
#
+22
Голод… Наводнения… Цунами…
КатаклизЬмы, что Европу ждут.
Газа мало? Топят пусть дровами.
Нету дров? Тогда валежник жгут.

Пусть зима покажется им долгой,
Сколько сотен околеет человек?..
А к весне оттает дикий и голодны
Европейский австралопитек :))

P. S. Разбирает гордость за Отчизну —
Европейцев щёлкнули по носу,
Нас линчуя нефтяным вопросом,
Сами просят газовую клизму:))
Галина Батршина
07 октября 2021, 10:37
+13
Смотрю на выражение лица Путина, когда он говорит о газовой политике Брюсселя, и вспоминаю Ватсона: «Вас предупреждали. Вас же предупреждали!»
Галина
07 октября 2021, 11:43
+16
Гала, точно:)) и как не вспомнить Сергея Лаврова «Дебилы,....! „
Сомненья Путина давно отпали
В истеблишменте западных чудил,
Они не раз свой статус подтверждали
Безумной стаи форменных дебил :))
Галина Батршина
07 октября 2021, 12:07
+9
Галина, лучше не скажешь. Именно стаи и именно дебил.
Светлана Азанова
07 октября 2021, 16:33
+3
Галинушка, 🌹👏😘
Александр  Яврумов
07 октября 2021, 07:42
#
+5
Во всей этой ситуации есть одна печальная нота — то, что цена у светлоликих европейцев неминуемо скажется и на цене газа в России. И увы, не в сторону уменьшения, как можно было бы предположить.
Петрович
07 октября 2021, 07:59
+14
Не факт. Не думаю что цена на газ внутри страны привязана к спотовым ценам на европейском рынке. И текущие цены на европейском рынке связаны большей частью со спекуляциями, а не с физической поставкой. Так что ситуация там дороже и объемы туда ломанутся не прокатывает, нет покупателей по текущим ценам. Я бы сказал что ситуацию можно использовать наоборот, для снижения цен на внутреннем рынке. Трубный газ тоже подорожает и объёмы поставок тоже увеличатся, то есть вырастет прибыль. Как распорядятся дополнительной прибылью? Надеюсь пустят на снижение цен внутри страны, или инвестируют в развитие.
Артур Ч
07 октября 2021, 09:02
+6
Петрович, ну уж точно не на снижение цен внутри страны. И порог для кубышки с 7 до 10 % пытаются поднять не просто так… Неужели поднимут?
Петрович
07 октября 2021, 09:36
+7
Я мысли не читаю. Может и подымут. Возможно есть предположения что в мире ещё не всё настолько плохо и станет ещё намного чудесатей. Для чего то же её держат. Она не приносит популярности, слишком многие за то чтобы её потратить. Не исповедимы пути «темнейшего».
Артур Ч
07 октября 2021, 20:02
+2
До десяти поднять мечтает Силуанов под аплодисменты главы ЦБ и Кудрина. Задача — вывести, по-моему, 7 трлн. из вложений в экономику. А Вы о чем, я не понял…
Петрович
08 октября 2021, 02:53
+3
В принципе о том же. Только вот обоснование сего действа хотелось бы узнать.
Артур Ч
08 октября 2021, 08:01
+3
Обоснование просто умиляет своей новизной — тормозить развитие страны!
Петрович
08 октября 2021, 09:58
+3
Где то недавно проскакивало что будет определённый размер кубышки на нз, а всё что свыше будет пускаться на развитие. Увеличение размера кубышки будет относится к какой его части, к нз или к развитию?
Артур Ч
08 октября 2021, 13:48
+2
Попробую объяснить, как я это вижу. Существует, так называемая кубышка, из которой по действующему законодательству запрещается изымать средства на развитие страны, пока её (кубышки) размер не достигнет 7 % ВВП. В настоящий момент на рассмотрении в Совете Федерации (если не ошибаюсь) находится законопроект, в котором этот порог поднимается до 10 %. Соответственно, кубышка станет больше (нз, как Вы говорите, будет больше), но деньги на развитие не пойдут. Инициатор — минфин, аплодируют и всячески поддерживают — ЦБ и счетная палата. Как-то так… Компания инициаторов ни о чем не говорит?
Петрович
08 октября 2021, 14:31
+2
Что то многовато 10% от ввп для нз.
Александр  Яврумов
09 октября 2021, 20:40
0
Что то многовато 10% от ввп для нз.
Ха, это далеко не предел Наши либеральные министры будут хоть каждый год корректировать этот процент, лишь бы ни одной тысячи не пустить на развитие страны. Их задачи — прямо противоположны.

Петрович
10 октября 2021, 02:19
+1
Какие то неправильные у нас либералы, в теории должны быть за отмену кубышки.
Александр  Яврумов
09 октября 2021, 20:36
0
Эх, Петрович, Ваши бы слова да Богу в уши. Но только я за свои 60 лет не смог припомнить ни одного снижения цен на энергоносители. Вверх — сколько угодно, хоть каждый день будут повышать, а вниз — ни-ни.
Петрович
10 октября 2021, 02:16
+1
Снижение цен не заложено в сценарий развития этого мира. Как они будут снижаться если инфляция это непременный атрибут развития. Касательно энергоресурсов, пока большие цены на них можно было бы снизить налоги влияющие на конечный ценник на них внутри страны компенсируя налогами с продаж во вне.
Последнее время я весьма скептически стал относится к невидимой руке рынка, которая всё разрулит. Эта невидимая рука только деньги быстро изымает, вот они есть, а вот уже нет. С честной конкуренцией тоже давно покончили в этом мире, а может её и не было, так видимость создавали. В общем чем дальше, тем больше у меня претензий накапливается к этой самой рыночной модели.
Александр  Яврумов
10 октября 2021, 07:34
0
Последнее время я весьма скептически стал относится к невидимой руке рынка, которая всё разрулит.
Да ну, о чем Вы! Как громче всех «Держи вора!» кричит сам вор, так и «Невидимая рука рынка» под громкие крики о «честной конкуренции» ловко освобождает наши карманы от ненужных нам (по её мнению) денежных знаков.
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 14:12
+5
Скорее дело не в этом. А в том, что стоимость газа повысит стоимость производства товара и его цену, а у нас повысится цена импорта.
Big Serg
07 октября 2021, 07:14
#
+13
Я так понимаю, голландцы с Гронингеном выпали не на время, а насовсем — у них там вроде как даже землетрясения начались, а при их «нижеуровняморской» географии это ПРОБЛЕМИЩА! Я думаю, что и норвеги дольше, чем ближайшие 3-5 лет, «большой евроэкспорт» не потянут — месторождения-то вырабатываются… И что у старушки-Европы останется? Сжиженный газ со всех концов света? Маловато будет! Трубопроводный из Магриба? Ну, как ведет политику крошка Эмманюэль, так это вряд ли. Вот и альтернатив «Газпрому» вроде как особо-то и нет…
Петрович
07 октября 2021, 07:16
+8
Вот и альтернатив «Газпрому» вроде как особо-то и нет…
От слова совсем.
Петрович
07 октября 2021, 07:25
+13
И не только по Газпрому. Российский уголь в Китай уехал, ещё до AUCUS. Европа теперь уголь из Австралии трелюет, Китай объёмы освободил. Нефть, АЭС, просто электроэнергия по проводам. Что я ещё забыл из энергоресурсов. Какую долю в энергетике Европы занимает Россия? Зачем нам армией Европу завоёвывать, на месяц все отключить и…
Константин Коротков
07 октября 2021, 06:41
#
+5
Ну к слову ныняшняя ситуация в первую очередь выгодна именно потенциальным экспортерам спг сша, которым нехватало маржи для заключения долгосрочных договоров поставки в европу. Потенциальных мощностей там хватает. Теперь маржа есть и никто не осудит эти контракты.
Видимо таким странным образом через пару-тройку лет станут довольны поляки с литовцами, имеющие свой терминал разжижения газа.
Газпром при этом скорее всего не потеряет в деьгах, но объемы точно просядут знатно и это будет совсем другой рынок.
Петрович
07 октября 2021, 07:07
+8
Европейские объёмы не думаю что просядут, США не покроет потребности если экономика начнёт подыматься. Спрос в Китае тоже будет только увеличиваться. Единственный вариант, очередной мировой кризис и глобальное падение экономики.

Потенциальных мощностей там хватает
Есть сомнения. На продажу свободного газа не так уж и много остаётся. Вопрос если цены будут оставаться вкусными, как быстро и насколько они смогут нарастить добычу и сколько достанется Европе.
Петрович
07 октября 2021, 07:15
+7
И в общем то вся эта возня затеянная в Европе, по поводу Российского газа, затеяна США не для того чтобы помочь Европе, а для того чтобы поднять цены на газ. И будут использовать все рычаги чтобы удержать цены на высоких уровнях.
Константин Коротков
07 октября 2021, 08:00
+3
В короткой перспективе безусловно да. А вот в длительной… газ сша добывать научились. И сжижать. Дороговато, но при 300$ стабильной цены они рынок зальют до горлышка. И конечно газпром может держать цену по границе рентабельности спг. Соответственно нас ждут лет 10 ценовых горок как на нефти и бодание с сша по примеру саудов. Нескучно, но и особо не зажируешь.
Петрович
07 октября 2021, 08:43
+4
А мы в длительной перспективе на месте стоять будем?
Константин Коротков
07 октября 2021, 14:17
+2
А мы все время обороняемся. причем и от покупателя и от конкурентов. Не бывает так. Точнее бывает, но очень сложно и кроваво. Именно так и будет.
Петрович
07 октября 2021, 14:22
+1
А перевести на русский разговорный.
Александр Н.
07 октября 2021, 07:28
+8
А тут у них опять зрада: коварный Путен что-то там сказал про газ для Европы и — оп — цены просели. Так что американскую маржу при нужде быстро сократят.
Константин Коротков
07 октября 2021, 08:03
+5
Потому газовые заводы в сша строятся только после полной продажи их прозводства лет на 10. И если такой контракт будет заключен путин уже ничего не сделает. Вон у литыювы терминал стоит, ждет, на лом не порезан.
Петрович
07 октября 2021, 08:55
+4
Не могу уловить полёт вашей мысли. Заводы по сжижению газа в США строить под долгосрочные контракты, а терминалы для приёма спг и обратной процедуре в Европе, на лом.
Константин Коротков
07 октября 2021, 14:23
+3
Как раз и говорю, что терминалы есть, работоспособны. А газа под них пока США не законтрактовали и соответственно заводы по сжижению не строят — дешево было слишком.
Теперь не дешево, можно и поконкурировать, соответственно ждем инвестконтрактов на 10-20 лет по производству/поставке СПГ США-Европа. Которые очевидно отнимут долю нашей поставки (ну и Катара какого-нибудь).
И выходит на круг, что кризис спровоцирован Еварокомиссией для окончательного решения вопроса третьего энергопакета и коренного слома промышленного лобби Германии.
Теперь найдут крайнего, кто не согласился под их дудку плясать и снижать цену болезным и накажут экологическим налогом для компенсации произошедших и потенциальных потерь.
И нам придется сильно уворачиваться. Будем посмотреть.
Анна К/Н
07 октября 2021, 11:57
+1
А Газпром заводы под СПГ значит не строит? И это не российский СПГ перекупают американцы и продают, как свой? В очередной наш завод даже японцы инвестируют, для гарантированного СПГ себе.
Петрович
07 октября 2021, 12:29
+2
Японы и в завод по выработке водорода из газа инвестируют, водород у нас закупать собираются.
Константин Коротков
07 октября 2021, 14:26
+4
Строит, но поставлять СПГ в Германию из России при наличии трубных мощностей — физический маразм. Причем направленный на банальное снижение нашей маржи в пользу «выравнивания цен» с конкурентами типа США.
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 14:20
+4
Мы тоже не спали и все яйца в одну корзину не клали. Тоже развивали производство СПГ и уже вытеснили США из Европы по его поставкам и дышим американцам в затылок по вытеснению их с 3 места в мире.
Константин Коротков
07 октября 2021, 14:29
+1
Да, вопросов нет, физика она такая скотина, не обойдешь. Но поставлять СПГ по тем же ценам, что и по трубе от нас в Европу — банально терять деньги на сжижение. Сложнейшее дорогое и опасное производство, 25% потерь газа, дорогущая логистика только для того, чтобы продать его же тому же и по той-же цене. Да еще и с конкуренцией.
Кому от этого профит?
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 14:54
+1
По контрактной цене мы СПГ не поставляем, только по биржевой. Контрактный газ идёт только по трубопроводам. Форс-мажор может быть только когда авария на трубе. Поэтому сейчас США покупает наш газ, чтобы соблюдать заключённые контракты, т.к. своего не хватает.
Петрович
07 октября 2021, 15:29
0
Я запутался в ценообразовании, лучше самим прочитать.
Золотая осень для экспорта: что Россия получит от дорогого газа.
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:11
+3
Да проще все.
США (ЕК) с Европой показали, что нормально работать с долгосрочными контрактами на хотят, трубопроводы им не нравятся, Крым не признаем, etc. и несмотря на рыночные издержки это будет так и дальше.
Газпром сказал — ок, расходимся бортами и решаем каждый свои проблемы в рамках контрактов.
Потом ЕК сама угодила в лужу со спотовыми привязками цен контрактов и в результате Газпром вот уже сейчас полностью окупил строительство еще не запущенного СП2 просто не выходя на рынок с дополнительными объемами когда они были нужны Европе. Отметим, что раньше он всегда это делал в безлимитном размере и потому цена на газ для Европы была сильно ниже, чем с Китае, несмотря на то, что мы с Китаем дружим.
Уже очевидно, что СП2 нормально не заработает, но он УЖЕ ОКУПИЛСЯ. Несколько раз. Вот только хомякам опять будут говорить, что Путин слил, т.к. политические риски очевидно сбылись, а нудно считать цифры все путаются )
Петрович
07 октября 2021, 16:15
0
просто не выходя на рынок с дополнительными объемами когда они были нужны Европе
А покупатели были?
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:41
+1
Сегодня просто СЛОВ Путина хватило ополовинить цену.
Слов о том, что мы будем помогать и поставлять. И не обижать братцев чубатых.
Если он сейчас скажет, что готов поставить 10млрд кубов через Украину (да и любым другим способом) в ноябре и декабре контракт подпишут еще до момента, как он предложение закончит говорить.
Но вот надо ли это Путину?
Петрович
07 октября 2021, 16:49
0
Если он сейчас скажет, что готов поставить 10млрд кубов через Украину (да и любым другим способом) в ноябре и декабре контракт подпишут еще до момента, как он предложение закончит говорить.
Кто, в украинской трубе оплаченный транзит освободился. Хде покупатели.
Кстати все заявки на покупку дополнительных объёмов удовлетворены.
Петрович
07 октября 2021, 17:23
0
Я задавал вопрос, есть ли покупатели на газ, а не на бронирование транзита. Какой смысл бронировать транзит и платить за него если на этот объем нет покупателя.
Константин Коротков
07 октября 2021, 17:31
0
Видимо цены выросли ввиду отсутствия покупателей…
Петрович, я что-то о вас был лучшего мнения…
Петрович
07 октября 2021, 17:55
0
Бывает :)
Петрович
07 октября 2021, 18:03
0
Видимо цены выросли ввиду отсутствия покупателей…
Смотря каких.
Константин Коротков
07 октября 2021, 18:45
0
Не просветите, какие быают? На бирже.
Петрович
07 октября 2021, 19:03
0
Теперь будем биржу по косточкам разбирать. Я уже утомился, час ночи у меня.
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 17:25
0
Петрович,
Спасибо. какая хорошая статья.
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:03
0
Вы видимо сейчас скажете, что весь наш СПГ на спот уходит? Или хотя бы 20%?
Петрович
07 октября 2021, 16:06
0
Цены Путин формирует, пара слов и цена на споте в 2 раза упала :)))
Петрович
07 октября 2021, 16:23
+1
Вы видимо сейчас скажете, что весь наш СПГ на спот уходит?
Разговор о формировании цены, а не куда он уходит.
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:50
+1
Это как-бы связанные вещи. Весь СПГ Новатэка забронирован длительными контрактами на много лет. СПГ Газпрома еще нет, но контракты под него уже есть.
На спотовый рынок (который сейчас так корёжит) попадают проценты от основного газа. Остальное как шло по 200 так и идет. Изменения наступят сильно позднее.
Ирония касалась фразы «По контрактной цене мы СПГ не поставляем, только по биржевой. Контрактный газ идёт только по трубопроводам.». Человек ошибается. используя внутренний термин Газпрома «контрактный» как описательный, да еще и исключающий остальной газ из списка контрактных. Бывает )
Петрович
07 октября 2021, 15:20
+2
… Профиль поставок СПГ с глобальных рынков в 2021 году достаточно стабильный: три четверти сжиженного природного газа уходит в АТР, а в Европу – порядка 17%. Похожая пропорция наблюдалась и в предыдущие годы...
«В этом году Европе не удалось сильно изменить этот тренд. Цены лишь в отдельные дни превышают азиатские, а значит, экспортерам СПГ, в том числе и из США, нет значительных стимулов наращивать поставки на европейский рынок. Поставки СПГ в Европу увеличатся только при устойчивом долгосрочном превышении цен над азиатскими. Но для такого сценария пока нет предпосылок, поскольку Китай требует все новых и новых объемов энергоносителей на фоне начавшегося энергокризиса»
«Несмотря на то, что спотовые цены в Азии и Европе почти сравнялись, отсюда и умеренный рост поставок в Европу, спрос в Азии растет слишком быстро, чтобы в условиях ограниченного предложения (в том числе американского СПГ) можно было бы перенаправить в Европу существенные объемы»
В общем в ближайшей перспективе Европе СПГ особо не обломится. Да и не в приоритете она.
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:01
+2
так кто спорит-то?
Вопрос дальше: США видит (допустим) установившийся тренд цены СПГ с поставкой в Европу допустим 350$ (что сейчас уже никого не ужасает). Есть риски, что цены будут расти, но не падать. Себестоимость производства на имеющихся скважинах (а их там в консервации до буя) с учетом сжижения ниже. Что произойдет? Верно — долгосрочный контракт, который окупит мощности по сжижению (строительство и эксплуатацию) и бурения/транспортировке. Денег там сейчас просто навалом, они готовы и не такие проекты спонсировать ради увеличения экспортной выручки.
Газпрому это не очень нравится — он начинает особо наглых выпихивать с рынка ценой ниже их себестоимости. Ровно то-же с нами пыталась провернуть СА. Не вышло кстати.
Петрович
07 октября 2021, 16:12
0
Вы опять за своё. Когда то построят, когда то добудут. На текущий момент поставки СПГ из США почти на пределе возможностей. И с чего вы решили что для нас газовый рынок Европы это приоритет. На ней свет клином не сошёлся.
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:22
+2
Скажем так — производства нормального объема планируются и контрактуются не на год или три, а на десять или десятки.
И Ваше «когда то построят» — недопустимо упрощает ситуацию.
Так нам Гайдар с Чубайсом говорили про рынок — оно само когда-нибудь и как-нибудь. Но что-то не срослось.
Для надежной работы на газовом рынке через 20 лет думать и действовать нужно уже сейчас. Или бездействовать, если это показал анализ.
Строительство завода СПГ — три года от момента принятия инвестиционного решения до первой отгрузки. Если будут лениться и исследовать миграцию голубого краба через пути следования — четыре, но это маловероятно. Строительство танкеров для перевозки — примерно столько же.
Т.е. максимум через черыре года мы рискуем столкнуться с ситуацией переизбытка предложения СПГ при таких ценах и начнется веселуха. если сейчас будем делать глупости.
Петрович
07 октября 2021, 16:30
0
Вы думаете Газпром не делает прогнозов развития ситуации на рынке?
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:55
+1
Мы видимо в ветках запутались, да еще и в Чужих )))
Конечно делает.
Но сама необходимость продавать СПГ при наличии трубы — дискриминация нас как поставщика. И за это нужно не платить самим (производя СПГ по ценам покупателя), а заставить заплатить покупателя, желательно не уронив маржу и производство у себя.
Надеюсь, что Лахте сидят не совсем валенки (хотя по некоторым их действиям очень похоже) )
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 16:54
0
При развороте на зелёную энергетику и при наличии углеродного налога планировать увеличение производства СПГ чревато проигрышем.
Константин Коротков
07 октября 2021, 17:19
+1
А неувеличение черевато потерей рынка.
Более того — сам углеродный налог большая проблема. Но это совсем другая тема.
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 17:33
0
Но США скорее всего, если не потеряет рынок, то точно сократит с их периодическими природными катаклизмами.
Петрович
07 октября 2021, 06:24
#
+8
Так вот, фрау Урсула сегодня в очередной раз призвала все страны ЕС упереться рогом в зеленую энергетику
А она не пробовала почитать для разнообразия выкладки хотя бы своих европейских учёных. По расчётам которых солнечная и ветроэнергетика затрачивает на своё создание энергии больше чем потом производит. С водородом, который ещё хотят добавить в этот цикл, всё ещё намного хуже. То есть на поддержание зелёной повестки потребуется потратить не только деньги и потом стричь купоны, но и придётся постоянно вливать очень много энергии, значительно больше чем будешь получать на выходе. Вопрос из зрительного зала, а где брать эту энергию и что будет оставаться на развитие экономики, ведь без энергетики нет развития.
Петрович
07 октября 2021, 06:11
#
+4
В любом случае, к старым ценам возврата уже не будет. Мировая конкуренция и та самая невидимая рука рынка, каналья.
С каких предпосылок возврат. В хранилищах маловато, а к весне будет ещё меньше. Увеличение поставок? А газ в Европе когда нибудь станет дороже газа в Азии. Китайское правительство призвало своих покупателей энергоресурсов покупать их по любым ценам. СП-2 даже после запуска снимет часть проблемы, но не уберёт её полностью. Да и всех поставщиков такой расклад вполне устраивает.
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 14:49
+2
Нам не выгодно, чтобы цена в Европе была выше, чем в Азии. Тогда все ломанутся в Европу и создадут конкуренцию нашему трубопроводному газу.
Петрович
07 октября 2021, 15:38
+1
Рынок СПГ Европы примерно в 3 раза меньше азиатского. И азиатский рынок быстрее растёт. Не думаю что кто то просто по доброте душевной переключится с азии на европу рискуя потерять азиатский рынок, если только разница не будет весьма существенной.
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:28
+1
В условиях нехватки ресурса и роста его стоимости одновременно происходит замещение ресурса и рост его производства.
Первый процесс не особо перспективен, зато второй бесконечен. Там как раз Китай острова не просто так строил — рядом с ними богатейшие запасы газа. Куча скважин в США замороженных или еще не пробуренных, которые работали при ценах 180-220. Катар не спит, да и другие претенденты есть.
Через максимум четыре-пять лет (инвестиционный цикл) весь дополнительный спрос Азии будет удовлетворен.
Петрович
07 октября 2021, 16:33
0
Через максимум четыре-пять лет (инвестиционный цикл) весь дополнительный спрос Азии будет удовлетворен.
Вы оптимист.
Константин Коротков
07 октября 2021, 16:58
+1
Забыл уточнить «при отсутствии дополнительных факторов». А они конечно будут. Но технологически все очень даже реально. вопрос только в рисках, выходящих на уровень мировой политики.
Петрович
07 октября 2021, 16:45
+1
Из доказанных запасов природного газа на Россию приходится 37,4 трлн. кубометров (или 19.9% от общемировых).
На США – 12,6 трлн. кубометров (6.7%). В США уже разведали почти каждый квадратный метр в отличии от России. У кого больше перспектив на длинной дистанции.
Константин Коротков
07 октября 2021, 17:03
+1
А еще при таких ценах есть газгидраты (коих на порядок больше только разведанных), есть северные месторождения, есть еще куча всего. И есть политики (
Петрович
07 октября 2021, 17:10
0
Политики не раз поменяются на длинной дистанции :)
Константин Коротков
07 октября 2021, 17:28
+2
Угу. Вот только основные действующие лица газового мира об это не догадываются )
Путин — более 20 лет, Меркель — 16 лет, Сабах IV — 14 лет, Абдалла — 10, Азиз тоже не спешит сматываться.
Эрдоган — 17, Про Королеву вообще молчу.
И только всякие США с Франциями меняют президентов как перчатки. Видимо потому что не особо что решают.
Петрович
07 октября 2021, 18:10
0
:) Хорошая подборка.
Нина  Мацнева
07 октября 2021, 17:05
0
Это не опровергает моё утверждение.
Крокодил Лесной
07 октября 2021, 05:20
#
+20
Вновь внезапно подул Когараши*,

Снова внезапно приходит зима;

Мордора подлость безмерна…

***

В Мордоре чёрном-пречёрном

Днём и ночью шаманы камлают;

Чёрный Штиль в океане творят…

***

Чтите Третий Энергопакет,

Рынка Руке помолитесь;

Молекул свободы они принесут…

***

Жадных верблюдолюбов,

Светлых эльфов залужных

Панда деньгами сманила…

***

Молекул свободы не будет,

Рынка отсохла Рука;

Толерантная драка настанет…

***

Мордор жесток и коварен,

Газ задарма не даёт;

Рекомендует костры разводить…

***

Замерзающих фрау и х*рров

Мордорским оркам не жаль;

Ожесточились сердца…

***

Когараши — северный ветер
Светлана Азанова
07 октября 2021, 16:37
+2
Крокодилушка,👏🌵😘