Знаете, есть произведения, которые не теряют своей актуальности тысячелетиями. И, на мой взгляд, «Прометей прикованный», как раз из такого разряда.
Если кто не помнит, то эта трагедия написана Эсхилом ближе к середине четырехсотых годов до нашей эры. Ну, то есть, задолго до рождения Христа, в пору, самого что ни на есть, дикого расцвета язычества. Сознаю, что если кто и читал эту трагедию, то вероятнее всего давным-давно, в студенческую пору и, сдав зачет, прочно забыл, что там вообще было написано. А вот Прометея мы не только помним, а часто возвращаемся к его образу, говоря о нем, как о герое, давшем людям Огонь и за то наказанный Зевсом.
Вот таким, жадным и мстительным был, занявший трон Олимпа, Зевс. Ну что с него взять – древний бог Древней Греции.
Но все ж таки давайте обратимся непосредственно к тексту самой трагедии. Вернее, той части трилогии, что дошла да нас полностью – «Прометей прикованный». Поверьте, много интересного и полезного для осмысления можно обнаружить, если внимательно ознакомиться с этим произведением.
Крайне любопытно посмотреть на то, как мы, а вернее еще и до нас, решили воспринимать деяния Прометея. Ну а мы, не задумываясь, даже и не читая самого текста трагедии, повторяем сказанное до нас.
И да, сразу скажу, что закончу я этот текст морализаторством. Так что, те, кого достали постоянные рассуждения на околоидеологические темы, да рассуждения о судьбах России – не заморачивайтесь читать, в конце все равно на эту тему съеду.
Итак.
Слуги Зевса Власть и Сила, сопровождаемые Гефестом, выводят плененного Прометея на пустынный и скалистый берег безлюдной Скифии. Власть и Сила предлагают Гефесту поскорее выполнить поручение и на вековечные времена крепко-накрепко приковать Прометея к здешним скалам за то, что он похитил огонь и дал его людям, чем нарушил запрет Зевса.
Гефест очень переживает, поскольку не может представить себе, что нужно такой страшной пытке подвергнуть «бога, мне подобного». И задается вопросом: сможет ли он решиться совершить такое деяние? И отвечает сам себе – решусь! «Ведь нет другого выхода: Всего опасней словом пренебречь отца». Дальше Гефест очень красочно описывает муки, что предстоит переносить Прометею и сообщает, что, хотя он и действует вопреки своей воле, но поручение выполнит: «Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс. Всегда суровы новые правители».
Дальше, из диалога между Властью и Гефестом, можно увидеть, как давит Власть на бога-творца-созидателя, как принуждает его выполнить веление Зевса и укоряет в мягкосердечии, ну и, конечно, угрожает возможными карами за ослушание.
Власть: О нем скорбеть что толку? Где помочь нельзя, там и напрасно убиваться нечего.
Ну действительно, чего убиваться, переживать, рвать сердце там, где изменить ничего нельзя? Рациональность, прагматизм, холодный разум. И никто не задумается над тем, что, а вдруг это только кажется, что ничего изменить нельзя. А ведь мы-то знаем, что всё течет, всё изменяется.
Гефест, страдая, приковывает руки Прометея к скале, а Власть следит, чтобы искусник не оставлял лазеек «преступнику». Но Гефест работает на совесть – страдания, тщательности и ответственности, не помеха.
Когда руки прикованы Власть требует:
Теперь шипом железным и безжалостным ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни.
И снова Гефест рефлексирует и страдает, но грудь Прометея пробивает. Власть настаивает на том, что ничего страшного не произошло, ведь все это только «лишь возмездье справедливое». Ну и все остальные манипуляции по приковыванию Прометея сопровождаются причитаниями Гефеста и понуканием его Властью.
Когда дело сделано, троица палачей уходит. Власть напоследок еще и словами не преминула уязвить отступника.
Оставшись в одиночестве, Прометей описывает свои муки и прегрешения ветру, морским волнам, небу и солнцу. И сетует, что эту казнь изобрел для него «Блаженных богов новоявленный вождь». В этот момент появляются Океаниды, которые сочувствуя Прометею, говорят: В новых сегодня руках Олимп, правит на нем, законов не ведая, Зевс. Те, что великими слыли, ничтожны стали.
Ну собственно, и у богов смена власти повлекла знакомое нам – кто был ничем, тот станет всем.
Ну а дальше Прометей рассказывает Океанидам свою подлинную историю и то, за что прикован он и казним, такой страшной мукой.
Из рассказа Прометея становится понятно, что он и его мать – ясновидящая Фемида – принимали участие в Титаномахии – войне богов и титанов.
В части трагедии, о которой веду речь, нет описания войны и ее причин, поэтому напомню тем, кто запамятовал.
Как известно, отец Зевса – царь Олимпа Кронос – пожирал своих детей, поскольку ему предсказали смерть от руки своего сына. Ну и заодно — если зачищать поляну, так полностью – Кронос заточил и своих братьев титанов. В общем, всех политических противников устранил. Но жена Кроноса Рея упросила Гею спрятать новорожденного сына от мужа, поскольку последний охамел и причинил довольно много неприятностей тестю, отцу Реи. Да и в общем, обладающий тяжелым характером Кронос, мало кому нравился. Так что помощников в прятанье младенца нашлось достаточно.
Быстро повзрослевший Зевс решил выполнить предназначение – свергнуть отца и захватить трон. Небожители же разделились на два лагеря – одни были приверженцами Зевса, другие Кроноса. Зевс освободил титанов, родственников отца и гекатонхеров – сторуких и пятидесятиголовых великанов и в союзе с ними ринулся на титанов. Вот здесь и появляется титан Прометей, который изначально выступал на стороне титанов и вооруженный пророчеством ясновидящей матери – Фемиды – пытался вразумить соратников не идти на Зевса силой, поскольку победить его можно лишь хитростью и коварством. Титаны не вняли, и тогда Прометей помог Зевсу свергнуть отца и захватить власть. Вот об этом он уже сам рассказывает Океанидам.
Океаниды продолжают расспрашивать Прометея стремясь понять, за что же его так сурово покарал жестокий Зевс. И Прометей продолжает свое повествование.
Получив власть над богами, Зевс разделил ее с братьями – Посейдоном и Аидом. Если Кронос был властителем всего сущего, то Зевс оставил себе Олимп, море принял Посейдон, а подземное царство – Аид. А вот земля, на которой жили люди, осталась неприкаянной, так как Зевс решил не возиться с этими короткоживущими букашками – незачем. Прометея такое отношение задело: все-таки если уж есть, так заниматься ими необходимо – воспитывать, обучать, давать знания… Люди были бездумны, бессловесны, глухи и незрячи.
Прометей нас просто пожалел.
Спасти людей мог только божественный огонь и вот его-то и украл у богов Прометей и дал нам, людям.
И в целом, не без оснований плачут люди, поскольку из дальнейших слов Прометея становится понятно, чем же он в действительности одарил человечество:
И еще много знаний и умений дал Прометей человечеству, в том числе и лечить научил, и богам поклоняться, и выращивать растения, и гадать на самых разных предметах, познавая грядущее…
Но оказалось, что Зевс слышал откровения Прометея и отправил к нему Гермеса, с тем, чтобы тот узнал, кто же станет убийцей царя богов. Прометей отказался открывать тайну, тогда Гермес описал, какие мучения ждут строптивца в дальнейшем, но это не возымело действия, и тогда молния Зевса расколола скалу, с прикованным Прометеем и погрузила ее в Тартар. И вот уже сюда ежедневно прилетал тот самый орел, что расклевывал печень героя. К утру раны заживали, а днем снова прилетал орел и так века и тысячелетия….

Ну а теперь мораль… Но не длинная, и даже и не мораль, собственно.
Вот как думаете, тот, кого мы с детства привыкли считать героем, таковым являлся? Вот прям настоящим, без страха и упрека? А предателем? Или он был и героем, и предателем и одно другому не мешало?
И, кстати, он все-таки выдал Зевсу тайну о том, кто мог стать его убийцей…
И, в общем-то, я написала вот все это, только ради того, чтобы в конце написать несколько фраз:
Задолго до рождения Христа человечество задавалось теми же вопросами, что и мы с вами и каждое поколение отвечало на эти вопросы по-своему в силу только одного фактора – желания верить в то, что вот это – хорошо, а это – плохо. И вот эти плохо-хорошо имеют обыкновение меняться местами, но это вера. А для знания плохо – это во все времена плохо, хорошо – хорошо во все времена. И никакое желание верить не повлияет на тот факт, что предательство – это предательство, а героизм – это героизм. И знание не смешивает эти понятия, не тасует их. Знание – видит жизнь цельно, во всей ее полноте и не отвергает, и не выкидывает из нее не понравившиеся куски, как Эсхил не выкинул слов из трагедии Прометея.
И мне очень хочется, чтобы и мы наконец осознали это и прекратили раскрашивать историю нашей страны черно-бело-красными разводами и выдирать из нее непонравившиеся нам куски. Все было так, как было и это было правильно.
Если кто не помнит, то эта трагедия написана Эсхилом ближе к середине четырехсотых годов до нашей эры. Ну, то есть, задолго до рождения Христа, в пору, самого что ни на есть, дикого расцвета язычества. Сознаю, что если кто и читал эту трагедию, то вероятнее всего давным-давно, в студенческую пору и, сдав зачет, прочно забыл, что там вообще было написано. А вот Прометея мы не только помним, а часто возвращаемся к его образу, говоря о нем, как о герое, давшем людям Огонь и за то наказанный Зевсом.
Вот таким, жадным и мстительным был, занявший трон Олимпа, Зевс. Ну что с него взять – древний бог Древней Греции.
Но все ж таки давайте обратимся непосредственно к тексту самой трагедии. Вернее, той части трилогии, что дошла да нас полностью – «Прометей прикованный». Поверьте, много интересного и полезного для осмысления можно обнаружить, если внимательно ознакомиться с этим произведением.
Крайне любопытно посмотреть на то, как мы, а вернее еще и до нас, решили воспринимать деяния Прометея. Ну а мы, не задумываясь, даже и не читая самого текста трагедии, повторяем сказанное до нас.
И да, сразу скажу, что закончу я этот текст морализаторством. Так что, те, кого достали постоянные рассуждения на околоидеологические темы, да рассуждения о судьбах России – не заморачивайтесь читать, в конце все равно на эту тему съеду.
Итак.
Слуги Зевса Власть и Сила, сопровождаемые Гефестом, выводят плененного Прометея на пустынный и скалистый берег безлюдной Скифии. Власть и Сила предлагают Гефесту поскорее выполнить поручение и на вековечные времена крепко-накрепко приковать Прометея к здешним скалам за то, что он похитил огонь и дал его людям, чем нарушил запрет Зевса.
Гефест очень переживает, поскольку не может представить себе, что нужно такой страшной пытке подвергнуть «бога, мне подобного». И задается вопросом: сможет ли он решиться совершить такое деяние? И отвечает сам себе – решусь! «Ведь нет другого выхода: Всего опасней словом пренебречь отца». Дальше Гефест очень красочно описывает муки, что предстоит переносить Прометею и сообщает, что, хотя он и действует вопреки своей воле, но поручение выполнит: «Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс. Всегда суровы новые правители».
Дальше, из диалога между Властью и Гефестом, можно увидеть, как давит Власть на бога-творца-созидателя, как принуждает его выполнить веление Зевса и укоряет в мягкосердечии, ну и, конечно, угрожает возможными карами за ослушание.
Власть: О нем скорбеть что толку? Где помочь нельзя, там и напрасно убиваться нечего.
Ну действительно, чего убиваться, переживать, рвать сердце там, где изменить ничего нельзя? Рациональность, прагматизм, холодный разум. И никто не задумается над тем, что, а вдруг это только кажется, что ничего изменить нельзя. А ведь мы-то знаем, что всё течет, всё изменяется.
Гефест, страдая, приковывает руки Прометея к скале, а Власть следит, чтобы искусник не оставлял лазеек «преступнику». Но Гефест работает на совесть – страдания, тщательности и ответственности, не помеха.
Когда руки прикованы Власть требует:
Теперь шипом железным и безжалостным ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни.
И снова Гефест рефлексирует и страдает, но грудь Прометея пробивает. Власть настаивает на том, что ничего страшного не произошло, ведь все это только «лишь возмездье справедливое». Ну и все остальные манипуляции по приковыванию Прометея сопровождаются причитаниями Гефеста и понуканием его Властью.
Когда дело сделано, троица палачей уходит. Власть напоследок еще и словами не преминула уязвить отступника.
Оставшись в одиночестве, Прометей описывает свои муки и прегрешения ветру, морским волнам, небу и солнцу. И сетует, что эту казнь изобрел для него «Блаженных богов новоявленный вождь». В этот момент появляются Океаниды, которые сочувствуя Прометею, говорят: В новых сегодня руках Олимп, правит на нем, законов не ведая, Зевс. Те, что великими слыли, ничтожны стали.
Ну собственно, и у богов смена власти повлекла знакомое нам – кто был ничем, тот станет всем.
Ну а дальше Прометей рассказывает Океанидам свою подлинную историю и то, за что прикован он и казним, такой страшной мукой.
Из рассказа Прометея становится понятно, что он и его мать – ясновидящая Фемида – принимали участие в Титаномахии – войне богов и титанов.
В части трагедии, о которой веду речь, нет описания войны и ее причин, поэтому напомню тем, кто запамятовал.
Как известно, отец Зевса – царь Олимпа Кронос – пожирал своих детей, поскольку ему предсказали смерть от руки своего сына. Ну и заодно — если зачищать поляну, так полностью – Кронос заточил и своих братьев титанов. В общем, всех политических противников устранил. Но жена Кроноса Рея упросила Гею спрятать новорожденного сына от мужа, поскольку последний охамел и причинил довольно много неприятностей тестю, отцу Реи. Да и в общем, обладающий тяжелым характером Кронос, мало кому нравился. Так что помощников в прятанье младенца нашлось достаточно.
Быстро повзрослевший Зевс решил выполнить предназначение – свергнуть отца и захватить трон. Небожители же разделились на два лагеря – одни были приверженцами Зевса, другие Кроноса. Зевс освободил титанов, родственников отца и гекатонхеров – сторуких и пятидесятиголовых великанов и в союзе с ними ринулся на титанов. Вот здесь и появляется титан Прометей, который изначально выступал на стороне титанов и вооруженный пророчеством ясновидящей матери – Фемиды – пытался вразумить соратников не идти на Зевса силой, поскольку победить его можно лишь хитростью и коварством. Титаны не вняли, и тогда Прометей помог Зевсу свергнуть отца и захватить власть. Вот об этом он уже сам рассказывает Океанидам.
Рассказывать мне тяжко, но и тягостноКрон-то сгинул, в черной пасти Тартара, но придя к власти Зевс, и титанов, некогда соратников Прометея, не помиловал. И если верить этому мифу, то Атлант до сих пор держит на своих плечах Землю, а обессиленный Тифон, все так же корчится в муках под гнетом Этны… А Прометей стал зваться другом Зевса.
Молчать об этом. Боль моя всегда со мной.
Когда среди бессмертных распря вспыхнула
И меж собою боги перессорились, — Одни с престола Крона сбросить чаяли,
Чтоб Зевс царил, другие же владычества
Над божествами не желали Зевсова, — Тогда титанам, неба и земли сынам,
Помочь советом добрым я хотел. Но мой
Совет отвергли. Презирая вкрадчивость
И всякое лукавство, те надеялись,
Что грубой силой без труда захватят власть.
А мать моя — и Геей и Фемидою
Она зовется — много раз, заранее
Исход той распри зная, говорила мне,
Что победитель победит не силою,
А хитростью, коварством он одержит верх.
Но тщетно убеждал я и доказывал,
Меня тогда и слушать не хотел никто.
И, видя это, я почел за лучшее
По доброй воле и в союзе с матерью
Пойти на помощь Зевсу. Помощь принял он.
Моим стараньем в черной пасти Тартара
Бесследно сгинул древний Крон и все, кто с ним
Сражался рядом. Вот какой услугою
Обязан мне великий властелин богов.
И вот как он за это наградил меня!
Океаниды продолжают расспрашивать Прометея стремясь понять, за что же его так сурово покарал жестокий Зевс. И Прометей продолжает свое повествование.
Получив власть над богами, Зевс разделил ее с братьями – Посейдоном и Аидом. Если Кронос был властителем всего сущего, то Зевс оставил себе Олимп, море принял Посейдон, а подземное царство – Аид. А вот земля, на которой жили люди, осталась неприкаянной, так как Зевс решил не возиться с этими короткоживущими букашками – незачем. Прометея такое отношение задело: все-таки если уж есть, так заниматься ими необходимо – воспитывать, обучать, давать знания… Люди были бездумны, бессловесны, глухи и незрячи.
Прометей нас просто пожалел.
Спасти людей мог только божественный огонь и вот его-то и украл у богов Прометей и дал нам, людям.
Но вы спросили, за какую мучит ЗевсСледующим Прометея навещает его друг Океан и обещает, что будет стараться каким-нибудь образом смягчить сердце Зевса. На что прикованный герой просит друга не беспокоиться и не совершать необдуманных поступков, дабы не навлечь и на себя беды. Ведь Прометей точно знает – мать сказала – что никогда не смягчится Зевс. Прометей обретет свободу и прекратятся его мучения только со смертью Зевса и что казнимый герой знает убийцу царя богов, но никогда, ни под какими пытками не выдаст тайну Зевсу. Океан снабженный советами отбывает восвояси, хор взрывается «во плаче», по мукам Прометея и в плаче том, описывает страдания людей, последователей Прометея. Тоскует и соболезнует Азия, плачут дочери Колхиды, плачут скифские кочевья, плачут арии-герои, что живут вблизи Кавказа….
Вину меня. Извольте, и о том скажу
Едва успевши на престол родительский
Усесться, сразу должности и звания
Богам он роздал, строго между ними власть
Распределил. А человечьим племенем
Несчастным пренебрег он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить.
Никто, кроме меня, тому противиться
Не стал. А я посмел. Я племя смертное
От гибели в Аиде самовольно спас.
За это и плачусь такими муками,
Что их и видеть больно — каково ж терпеть!
Жалел я смертных, только самого меня
Не пожалели. Пытка беспощадная — Удел мой. Зевсу славы не прибавит он.
И в целом, не без оснований плачут люди, поскольку из дальнейших слов Прометея становится понятно, чем же он в действительности одарил человечество:
Когда я вижу, как меня унизили.
Ведь кто же, как не я, всем этим нынешним
Богам в удел назначил и почет и власть?
Об этом, впрочем, помолчу: все знаете
И так прекрасно. Лучше вы послушайте
О бедах человеков. Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел.
Об этом не затем, чтоб их кольнуть, скажу,
А чтоб понять вам, как я к людям милостив.
Они глаза имели, но не видели,
Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля. Солнечных не строили
Домов из камня, не умели плотничать,
А в подземельях, муравьями юркими,
Они без света жили, в глубине пещер.
Примет не знали верных, что зима идет,
Или весна с цветами, иль обильное
Плодами лето — разуменья не было
У них ни в чем, покуда я восходы звезд
И скрытый путь закатов не поведал им.
Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил и сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой памяти….
И еще много знаний и умений дал Прометей человечеству, в том числе и лечить научил, и богам поклоняться, и выращивать растения, и гадать на самых разных предметах, познавая грядущее…
Но оказалось, что Зевс слышал откровения Прометея и отправил к нему Гермеса, с тем, чтобы тот узнал, кто же станет убийцей царя богов. Прометей отказался открывать тайну, тогда Гермес описал, какие мучения ждут строптивца в дальнейшем, но это не возымело действия, и тогда молния Зевса расколола скалу, с прикованным Прометеем и погрузила ее в Тартар. И вот уже сюда ежедневно прилетал тот самый орел, что расклевывал печень героя. К утру раны заживали, а днем снова прилетал орел и так века и тысячелетия….

Ну а теперь мораль… Но не длинная, и даже и не мораль, собственно.
Вот как думаете, тот, кого мы с детства привыкли считать героем, таковым являлся? Вот прям настоящим, без страха и упрека? А предателем? Или он был и героем, и предателем и одно другому не мешало?
И, кстати, он все-таки выдал Зевсу тайну о том, кто мог стать его убийцей…
И, в общем-то, я написала вот все это, только ради того, чтобы в конце написать несколько фраз:
Задолго до рождения Христа человечество задавалось теми же вопросами, что и мы с вами и каждое поколение отвечало на эти вопросы по-своему в силу только одного фактора – желания верить в то, что вот это – хорошо, а это – плохо. И вот эти плохо-хорошо имеют обыкновение меняться местами, но это вера. А для знания плохо – это во все времена плохо, хорошо – хорошо во все времена. И никакое желание верить не повлияет на тот факт, что предательство – это предательство, а героизм – это героизм. И знание не смешивает эти понятия, не тасует их. Знание – видит жизнь цельно, во всей ее полноте и не отвергает, и не выкидывает из нее не понравившиеся куски, как Эсхил не выкинул слов из трагедии Прометея.
И мне очень хочется, чтобы и мы наконец осознали это и прекратили раскрашивать историю нашей страны черно-бело-красными разводами и выдирать из нее непонравившиеся нам куски. Все было так, как было и это было правильно.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Да, ну дела! Как сажа, блин, бела:
Себя тираним — вот такА затея!
Похоже, мы — наследники орла,
Клевавшего беднягу Прометея!
Причуды наши — кто б их сосчитал —
Поврозь, но скопом достигают цели:
Ведь не табак с вином… но маета…
Всю печень всем, уже насквозь проели!
О, наш язык и камень изумит!
И убеждаемся мы в этом постепенно
В том, что способен лишь иезуит
И да, и нет сказать одновременно!
Порой, мы слабоумны, … но отважны…
Нас как котов, погубит любопытство!
Настанет день и огребём… куражась,
За это сумасбродное ехидство:
Поймав момент, мы чудом извернёмся,
Но чтоб придать законченность затеям,
Изменимся? Да нет, не шелохнЁмся!
Мы будем прежними… ну разве что дурнее…
*******
Фильтруя амфибрахий и хорей,
Несу духовность в массы, не жалея.
Пою как на рассвете соловей,
Рулады выводя на всю аллею.
Частичку апофегмы бытия,
В сентенции я очень уникальна,
Бросаю прям с Парнаса, «перлы» я,
Середь суровых, будничных реалий.