Инфантилизм — то есть задержка взросления, считается одной из острых проблем нашего общества. Слишком уж легко и беззаботно мы живем, слишком долго оберегаем детей от проблем и сложностей жизни.
Но я сегодня не за «потрепаться о проблеме», а с очень интересной новостью. Которая может означать серьезные изменения жизни современных подростков, и позволяющая в будущем им повзрослеть вовремя.
Сама новость вот:
Фактически, пока еще только в одной сфере, но правительство предлагает вернутся к старой советской системе образования. Нет, даже не той, которую вы еще помните по своим годам в школе. А в той самой замечательной системе обучения и взросления, которую ввели после ВОВ и которую начали разрушать в конце 60-х годов, прельстившись достаточно комфортной и спокойной жизнью. Выплеснув вместе с водой и младенца, как это часто и бывает.
Итак, как выглядела эта система?
Обязательное 8-классное образование. Обучение длилось 11 лет. Первые 4 года — начальная школа, как сейчас. После чего неполное среднее образование, заканчивающиеся 8-м классом и еще 3 класса на окончание среднего образования.
Что ждало школьника после 8 класса? Он мог пойти в ремесленное училище или техникум и получить профессию. Он мог пойти работать. На самой минимальной должности ученика, с ограничениями, но мог. Ну и остаться в школе, конечно.
При этом интересно, но в те времена ремесленные училища и техникумы не преподавали общеобразовательных предметов. Все годы учили именно специальности. Если же после училища человек хотел получить высшее образование, то ему приходилось пройти программу 9-11 класса в вечерней школе.
Конечно, это долго и сложно. Но в те времена считалось, что для многих профессий не нужны предметы, которым пичкали подростков в последних классах. (Кстати, и сейчас особо не нужно). И зачем взрослых людей заставлять лишние годы заниматься ненужным никому делом.
А вот с теми, кто оставался в школе была интересная история. Их учили не только общеобразовательным предметам, но и профессии. Выбор профессий был не везде и был не слишком велик, но он был. Вместе с аттестатом молодые люди и в меньшей степени, девушки, получали корочки профессиональные и им даже присваивался разряд.
И в случае восьмилетки, и в случае полной школы в результате появлялся 18-летний взрослый человек. Уже умеющий работать. Если это молодой человек, военнообязанный, то чаще всего он шел в армию. Уже имея на руках профессию, обращаю ваше внимание. Это новобранец, да, но не полностью нулевой, ничего не умеющий человек. После армии в результате в обществе появлялись молодые, но уже взрослые мужчины, умеющие жить самостоятельно и отвечающие за свою жизнь.
Да, они были и бестолковые в чем-то, и наивные. Но отличие от современной молодежи — они были взрослые.
Если же по каким-то причинам в армию не попал, и для женщин — никто не мешает тебе взрослеть на гражданке. Инфраструктура вся готова принять на работу молодых людей и девушек, с тем, чтобы поработав, они определились, чем же хотят в жизни заниматься и при необходимости продолжили образование.
В ВУЗы сразу после школы шло не так и много народу. При этом шли по-настоящему талантливые люди А не потому, что надо.
Что же сделала реформа 1966 года? (окончилась она, кстати 1969 году, закончив переходный период)
Она уменьшила образование до 10 летки. И в результате получился казус. Тот самый, который подложил взорвавшуюся последние десятилетия бомбу инфантилизма.
Теперь человек, получивший полное среднее образование, т. е. закончивший школу, не считался при этом совершеннолетним. Потому что ему всего 17 лет. А по закону, совершеннолетие наступало в 18.
И дальше потекли неизбежные процессы. Потихоньку профессиональное образование в школе стало профанацией. Если в провинции оно еще имело смысл — получить корочки тракториста и год до армии поработать в родном колхозе, то в крупных городах все эти учебно-профессиональные комбинаты (УПК, помните), остались не более как дань традиции. Никакой общественно — значимой нагрузки они уже не несли. Да и зачем — ведь выпускнику школы найти работу было уже достаточно сложно. А значит, надо поступать в ВУЗ.
Если в ЕС и США бум на высшее образование обеспечили образовательные кредиты, активно поддерживаемые государством, то в позднем СССР и дальше в РФ бум на высшее образование оказался вынужденной мерой, необходимостью пристроить своего ребенка куда-нибудь до тех пор, пока он станет самостоятельным. Возраст взросления постепенно увеличился до 22 лет. И воспитание в семьях тут мало на что влияет, как бы нам не хотелось кого-то обвинить. Это просто объективная реальность.
Еще один год от взросления принесла реформа 1987 года, также продлившаяся несколько лет. Помните, в 1989 году многим школьникам пришлось перепрыгнуть через класс.
При этом, вернувшись к тому, что школу заканчивают опять в 18 лет, взрослыми мы бывших школьников на социальном уровне уже не признавали.
И вот тут уже начинается психология. Нет, не современная, а-ля: «как полюбить себя», «секреты самопознания» и т. д., а совершенно кондовая и занудная психофизиология. Имеющая научное, а не субъективное обоснование.
Человек не только инстинкты и тело, но и социальное существо. И взросление тела должно проходить одновременно с увеличением нагрузок на разум. Например, если малыш до 3-х лет не заговорит — бьют тревогу. Это опасно. Именно к трем годам физиологически малыш уже готов не только познавать мир, но и начинать общаться. Если он заговорит позже — он пропустит определенные этапы взросления. Нагнать потом очень сложно и не так часто удается. К сожалению, многие дети потом на всю жизнь получают ярлык ЗПР (задержка психического развития).
Переход подростка во взрослое состояние тоже должен сопровождаться определенными маркерами. Физическое взросление должно приводить к тому, что человек начинает отвечать полностью за свою жизнь и поступки. А современное общество, продлевая детство, лишает современных подростков этого этапа. Нагнать его получается не всегда.
И вот теперь мы опять возвращаемся к новости, которую я привела в начале статьи.
Обучение детей программированию с возможностью дальнейшего трудоустройства сразу после школы (а речь идет именно о госпрограммах с возможностью дальнейшего трудоустройства) возвращает нам признание выпускников школы взрослыми. И возможность брать на себя ответственность.
Недостатков современной системы образования много. И многие из них надо решать. Проблемы с физическим воспитанием. Например, можно устраивать для школьников регулярные квази-военные сборы лет с 14. Этим мы и взросление подстегнем, и физподготовку подтянем, и оставив профессиональную армию контрактникам, тем не менее не откажемся от возможности при необходимости мобилизовать общество с хотя бы минимальным уровнем подготовки.
Проблемы с качеством образования, которые частично можно решить, переводя некоторые предметы в онлайн-обучение. Ибо хороших учителей для всех найти сложно, а записать по-настоящему хорошие талантливые уроки у немногих учителей возможно. По крайней мере, это возможно в средней школе, а не в младших классах.
Надо, наконец, решить вопросы со всеми этими ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и иже с ними.
Работы много. Но самое главное в этой работе понимать, а зачем мы вообще это делаем? Ради максимально долгого счастливого детства наших детей или же ради того, чтобы они быстрее и безболезненно для себя и общества, повзрослели и стали полноценными членами общества.
Ну и совсем последнее. Я это могу написать, потому что женщина. Мужчинам такого не простят.
Девочки и мальчики взрослеют по-разному. И помогать им в этом надо тоже по-разному. Но это уже совсем глобальная проблема, на решении которой сейчас ломается весь так называемый, цивилизованный мир, пытаясь нащупать разницу пола и гендера,
Взросление — это осознание себя в мире во всей полноте своих социальных ролей. Из школы должен выпуститься не будущий взрослый, а полноценный взрослый человек. Пропустив же психофизиологический момент взросления, затянув детство, приходят перекосы, от невозможности догнать упущенный момент. Все эти современные заигрывания с гендером и осознанием себя каким -то непонятным существом в так называемых западных странах, ни что иное, как острый инфантилизм всего общества.
И чем быстрее мы придем к тому, что для полноценного общества дети должны взрослеть вовремя, тем лучше
Но я сегодня не за «потрепаться о проблеме», а с очень интересной новостью. Которая может означать серьезные изменения жизни современных подростков, и позволяющая в будущем им повзрослеть вовремя.
Сама новость вот:
«МОСКВА, 25 августа. /ТАСС/. Ученики 8-11 классов смогут бесплатно изучать языки программирования на двухгодичных курсах. Об этом на онлайн-конференции «Цифровизация и цифровая трансформация сферы образования: тренды использования новых технологий» сообщила директор департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова.
Первый набор на программы откроется в 2022 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
Фактически, пока еще только в одной сфере, но правительство предлагает вернутся к старой советской системе образования. Нет, даже не той, которую вы еще помните по своим годам в школе. А в той самой замечательной системе обучения и взросления, которую ввели после ВОВ и которую начали разрушать в конце 60-х годов, прельстившись достаточно комфортной и спокойной жизнью. Выплеснув вместе с водой и младенца, как это часто и бывает.
Итак, как выглядела эта система?
Обязательное 8-классное образование. Обучение длилось 11 лет. Первые 4 года — начальная школа, как сейчас. После чего неполное среднее образование, заканчивающиеся 8-м классом и еще 3 класса на окончание среднего образования.
Что ждало школьника после 8 класса? Он мог пойти в ремесленное училище или техникум и получить профессию. Он мог пойти работать. На самой минимальной должности ученика, с ограничениями, но мог. Ну и остаться в школе, конечно.
При этом интересно, но в те времена ремесленные училища и техникумы не преподавали общеобразовательных предметов. Все годы учили именно специальности. Если же после училища человек хотел получить высшее образование, то ему приходилось пройти программу 9-11 класса в вечерней школе.
Конечно, это долго и сложно. Но в те времена считалось, что для многих профессий не нужны предметы, которым пичкали подростков в последних классах. (Кстати, и сейчас особо не нужно). И зачем взрослых людей заставлять лишние годы заниматься ненужным никому делом.
А вот с теми, кто оставался в школе была интересная история. Их учили не только общеобразовательным предметам, но и профессии. Выбор профессий был не везде и был не слишком велик, но он был. Вместе с аттестатом молодые люди и в меньшей степени, девушки, получали корочки профессиональные и им даже присваивался разряд.
И в случае восьмилетки, и в случае полной школы в результате появлялся 18-летний взрослый человек. Уже умеющий работать. Если это молодой человек, военнообязанный, то чаще всего он шел в армию. Уже имея на руках профессию, обращаю ваше внимание. Это новобранец, да, но не полностью нулевой, ничего не умеющий человек. После армии в результате в обществе появлялись молодые, но уже взрослые мужчины, умеющие жить самостоятельно и отвечающие за свою жизнь.
Да, они были и бестолковые в чем-то, и наивные. Но отличие от современной молодежи — они были взрослые.
Если же по каким-то причинам в армию не попал, и для женщин — никто не мешает тебе взрослеть на гражданке. Инфраструктура вся готова принять на работу молодых людей и девушек, с тем, чтобы поработав, они определились, чем же хотят в жизни заниматься и при необходимости продолжили образование.
В ВУЗы сразу после школы шло не так и много народу. При этом шли по-настоящему талантливые люди А не потому, что надо.
Что же сделала реформа 1966 года? (окончилась она, кстати 1969 году, закончив переходный период)
Она уменьшила образование до 10 летки. И в результате получился казус. Тот самый, который подложил взорвавшуюся последние десятилетия бомбу инфантилизма.
Теперь человек, получивший полное среднее образование, т. е. закончивший школу, не считался при этом совершеннолетним. Потому что ему всего 17 лет. А по закону, совершеннолетие наступало в 18.
И дальше потекли неизбежные процессы. Потихоньку профессиональное образование в школе стало профанацией. Если в провинции оно еще имело смысл — получить корочки тракториста и год до армии поработать в родном колхозе, то в крупных городах все эти учебно-профессиональные комбинаты (УПК, помните), остались не более как дань традиции. Никакой общественно — значимой нагрузки они уже не несли. Да и зачем — ведь выпускнику школы найти работу было уже достаточно сложно. А значит, надо поступать в ВУЗ.
Если в ЕС и США бум на высшее образование обеспечили образовательные кредиты, активно поддерживаемые государством, то в позднем СССР и дальше в РФ бум на высшее образование оказался вынужденной мерой, необходимостью пристроить своего ребенка куда-нибудь до тех пор, пока он станет самостоятельным. Возраст взросления постепенно увеличился до 22 лет. И воспитание в семьях тут мало на что влияет, как бы нам не хотелось кого-то обвинить. Это просто объективная реальность.
Еще один год от взросления принесла реформа 1987 года, также продлившаяся несколько лет. Помните, в 1989 году многим школьникам пришлось перепрыгнуть через класс.
При этом, вернувшись к тому, что школу заканчивают опять в 18 лет, взрослыми мы бывших школьников на социальном уровне уже не признавали.
И вот тут уже начинается психология. Нет, не современная, а-ля: «как полюбить себя», «секреты самопознания» и т. д., а совершенно кондовая и занудная психофизиология. Имеющая научное, а не субъективное обоснование.
Человек не только инстинкты и тело, но и социальное существо. И взросление тела должно проходить одновременно с увеличением нагрузок на разум. Например, если малыш до 3-х лет не заговорит — бьют тревогу. Это опасно. Именно к трем годам физиологически малыш уже готов не только познавать мир, но и начинать общаться. Если он заговорит позже — он пропустит определенные этапы взросления. Нагнать потом очень сложно и не так часто удается. К сожалению, многие дети потом на всю жизнь получают ярлык ЗПР (задержка психического развития).
Переход подростка во взрослое состояние тоже должен сопровождаться определенными маркерами. Физическое взросление должно приводить к тому, что человек начинает отвечать полностью за свою жизнь и поступки. А современное общество, продлевая детство, лишает современных подростков этого этапа. Нагнать его получается не всегда.
И вот теперь мы опять возвращаемся к новости, которую я привела в начале статьи.
Обучение детей программированию с возможностью дальнейшего трудоустройства сразу после школы (а речь идет именно о госпрограммах с возможностью дальнейшего трудоустройства) возвращает нам признание выпускников школы взрослыми. И возможность брать на себя ответственность.
Недостатков современной системы образования много. И многие из них надо решать. Проблемы с физическим воспитанием. Например, можно устраивать для школьников регулярные квази-военные сборы лет с 14. Этим мы и взросление подстегнем, и физподготовку подтянем, и оставив профессиональную армию контрактникам, тем не менее не откажемся от возможности при необходимости мобилизовать общество с хотя бы минимальным уровнем подготовки.
Проблемы с качеством образования, которые частично можно решить, переводя некоторые предметы в онлайн-обучение. Ибо хороших учителей для всех найти сложно, а записать по-настоящему хорошие талантливые уроки у немногих учителей возможно. По крайней мере, это возможно в средней школе, а не в младших классах.
Надо, наконец, решить вопросы со всеми этими ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и иже с ними.
Работы много. Но самое главное в этой работе понимать, а зачем мы вообще это делаем? Ради максимально долгого счастливого детства наших детей или же ради того, чтобы они быстрее и безболезненно для себя и общества, повзрослели и стали полноценными членами общества.
Ну и совсем последнее. Я это могу написать, потому что женщина. Мужчинам такого не простят.
Девочки и мальчики взрослеют по-разному. И помогать им в этом надо тоже по-разному. Но это уже совсем глобальная проблема, на решении которой сейчас ломается весь так называемый, цивилизованный мир, пытаясь нащупать разницу пола и гендера,
Взросление — это осознание себя в мире во всей полноте своих социальных ролей. Из школы должен выпуститься не будущий взрослый, а полноценный взрослый человек. Пропустив же психофизиологический момент взросления, затянув детство, приходят перекосы, от невозможности догнать упущенный момент. Все эти современные заигрывания с гендером и осознанием себя каким -то непонятным существом в так называемых западных странах, ни что иное, как острый инфантилизм всего общества.
И чем быстрее мы придем к тому, что для полноценного общества дети должны взрослеть вовремя, тем лучше
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Как минимум преподавание в школе религий. В 4 классе нынче обязательно изучать одну из религий на выбор. Лишние — бесконечно навязываемые дополнительные уроки, вроде преподавания в течении года привыкания к смерти. Это не шутка, такое есть. Лично сталкивалась, и меня сочли сумасшедшей мамашей, почему это я не хочу дуратский психологический курс для своего пятиклассника. При этом преподавала данный урок социальный педагог с ярко выраженными психопатическими проявлениями личности.
Но если серьезно — вы продолжаете какой-то спор с кем-то,. вроде Жириновского. А не со мной. Я не писала такого.
Кстати, в противовес спорам выше могу сказать, что моя мама (41гр) училась в смешанной школе 10 классов.
Всё-таки я вас поправлю. Так как вы пишете о советском образовании после войны, так не было. А была начальная школа до 4-го класса и уже в нём по окончании было 4 экзамена. А затем средняя школа и уже в ней каждый год тоже были по 4 экзамена, кроме 7-го и 10-го классов, после которых было 7 экзаменов. Предметов преподавания было много. Нас не жалели, как теперь. Мне в моей профессии не пригодилась например астрономия, но я не жалею о том, что нам её преподавали. Не могу сказать, что преподавали в мужской школе, но у нас в женской была стенография. Мне она пригодилась в ВУЗе при записи лекций. Преподавалась логика, по-моему, не лишняя для многих наука. И учителя были заинтересованы дать полноценное образование. Если ученик заваливал экзамен, его оставляли «на осень», т.е. позанимавшись летом, он мог пересдать осенью. Если и осенью заваливал, то оставляли на 2-й год в этом же классе. Таким образом, даже оставаясь в каждом классе по 2 года, он получал ОБРАЗОВАНИЕ. Учителя с отстающими учениками в течение всего учебного года проводили дополнительные занятия совершенно бесплатно. Слово репетитор мы не знали. После 7-го класса могли пойти в Ремесленное училище, ПТУ, техникум. Окончившие техникум с отличием имели право поступать в ВУЗ наравне со школьными медалистами. На мой взгляд, увеличение обучения до 11 классов не совсем оправдано. Академик Ландау считал, что молодёжь должна к 20 годам получить полное высшее образование, а к 30 годам иметь всю меру ответственности в своей профессии. И в то время средний возраст нобелевских лауреатов был 38 лет. Сейчас не могу знать, да и эта премия стала изрядно дискредитирована.
Возможность выбрать профессию была большая, но есть большое НО. В институт шли для того, чтобы от армии отсрочка была.
А если вам интересен переход одной образовательной системы к другой, то и поинтересуйтесь у Нины, только по-человечески, по-хорошему. Уверена, ей точно есть чем поделиться. А нам поучиться.
Я ничего не писала про статью, вообще. Я вашу статью не коментирую и не собиралась это делать. Причем тут это? Вы вообще не поняли о чём речь. Вот в этом и вся суть.
Спасибо на добром слове.
🌹🌹🌹
Да, у нас было совместное обучение девочек и мальчиков в начальной школе по 4-й класс включительно. А потом нас перевели в среднюю школу раздельно в женскую и мужскую школы. Но когда мы были в 10-м классе, то школы объединили опять на совместное обучение, кроме нас выпускников.
Аргумент очень простой: я поступила в 1-й класс в начальную школу в 1945году и окончила уже среднюю школу после 10(десятого) класса в 1955 году и тогда же поступила в ВУЗ. Мой сын окончил десятилетку (10 классов) в 1985году и тогда же поступил в ВУЗ.