Этим летом я заметила забавное совпадение: стоило мне посетить какую-либо местность, как спустя пару недель в ней начиналась или объявлялась какая-то активность в виде развития территорий. Очередным таким местом стала Мальта́ — не та, которая курорт, а та Мальта́, что мирно приютилась за Усольем-Сибирским в Иркутской области и являет собой истинную археологическую сокровищницу Сибири.
Так что сегодня мы с вами перенесёмся в село Мальта́, добрый день, дорогие друзья, давайте узнаем что-то новое о нашей Сибири.
Стоит признаться, что я сама наткнулась на это место случайно, когда искала, где можно было бы спастись от страшных задымлений во время пожаров – дым заполонил Иркутскую область от края до края, от Братска на севере до самого Ольхона на Байкале. И даже местные жители, как я выяснила на примере своих знакомых, ранее о селе не слышали, хотя место оказалось «широко известно в узких кругах». И в Мальте́ же я впервые за энное количество времени увидела синее небо и смогла подышать свежим воздухом – её словно бы не затронула катастрофа, обрушившаяся почти на все сибирские регионы.
При этом стоит отметить, что в том или ином виде о Мальте́ многие знают по названию минеральной воды «Мальти́нская» — не хотелось бы заниматься невольной рекламой, однако это самая популярная в области минеральная вода, и по своим лечебным свойствам она, имхо (утверждаю, как давний «хроник»), может смело соперничать с всенародно любимыми «Ессентуками».
Но уже немногие знают о других сокровищах Мальты́.
Начнём с того, что Мальти́нская стоянка древнего человека – одна из крупнейших и всемирно известных стоянок позднего палеолита, и времена археологических раскопок стали для местных жителей чем-то вроде легенды, которая передаётся из уст в уста уже на протяжении нескольких поколений.
Первое упоминание о Мальте́ относится к 1675 году – это вообще одно из старейших сёл Иркутской области. Веками оно тихо существовало, как и тысячи других русских деревень, без всяческого шума и волнений, весьма сытно и привольно – ведь здешние места богаты как на урожаи (местными выращивались даже арбузы и табак), так на рыбу и «дары леса» в виде грибов и ягод. И лишь в 1929 году, когда местный крестьянин Савельев решил углубить погреб в своём доме и нашёл огромную древнюю кость, началась славная эпоха мальти́нских археологических открытий. По одной из версий, тогда Савельев не придал своей находке значения и не понял её цены, выбросив за ограду. Местные мальчишки же, проявив чисто детскую предприимчивость, незамедлительно приспособили эту кость в качестве салазок в зимнюю пору.
Открытие случилось благодаря заведующему местной читальней, который пригляделся, на чём катаются мальчишки по зимним склонам, и сообщил о находке в Иркутск. По другой версии, Савельев сразу известил людей о своей находке. Так или иначе, известный в СССР археолог Михаил Герасимов незамедлительно откликнулся на новость и отправился в посёлок, где вскоре обнаружил стоянку древних людей. Тогда открытие прогремело на весь мир, и бесконечные экспедиции археологов на десятилетия зарылись в мальти́нские земли, где нашли немало удивительного – от уникальных «Мальти́нских Венер», которые ныне представляют собой самую большую в мире коллекцию женских фигур, вырезанных из бивней мамонта, до единственного в регионе древнего погребения ребёнка четырёх лет. Судя по результатам радиоуглеродного анализа, проведённого на его скелете, мальчик жил около 23891—24423 лет назад и являлся дальним родственником современных американских индейцев и европейцев.
Так же, в Мальте́ обнаружили 15 древних строений из костей мамонтов, известняковых плит и шкур диких животных, всевозможные предметы быта, жезлы и диски с орнаментами, украшения в виде птиц и животных, фигурки лебедей и куропаток. В семи километрах от Мальты́ в селе Нижняя Буреть в 1936 году нашли не менее богатую древнюю стоянку, так что все эти поселения позднего палеолита выделили в отдельную мальти́нско-буретскую культуру.
Так что можно понять мои чувства, когда я совершенно случайно нашла подобное место буквально у себя под боком — в сорока минутах езды на электричке. Сейчас Мальта́ известна, само собой, археологам и историкам, да и людям, интересующимся собственной страной.
В начале двухтысячных археологические изыскания прекратились из-за недостатка финансирования (никому, думаю, не нужно напоминать, какое тогда было время), и вновь возобновились лишь в начале десятых годов. В 2014 году археологи Иркутского государственного университета нашли останки мамонтёнка – их возраст составляет около 25 тысяч лет. Судя по всему, мамонтёнок стал добычей древних людей. Помимо этого, местным жителям до сих пор случается делать всяческие любопытные открытия – однажды рыбаки выловили в реке Белой позвонок мамонта, а местная жительница Наталья Бурлакова после сильных ливней нашла на берегу вымывшийся из грязи зуб мамонта.
К сожалению, почти ничего в округе не свидетельствует о богатом прошлом посёлка. Все археологические находки ныне хранятся в Эрмитаже, Кунсткамере, Государственном историческом музее и Художественном музее Иркутска. В Эрмитаже «Мальти́нским Венерам» посвящена целая экспозиция, так что питерцы могут полюбопытствовать в свободное время и посмотреть на находки из древних земель Сибири.
Единственное, что свидетельствует об уникальности Мальты́ – это памятник, установленный возле федеральной трассы.
Обычно это место постоянно забито людьми, съезжающими на десять-пятнадцать минут с дороги, чтобы сфотографироваться с мамонтами или – порой — прямо на них.
Сама скульптурная экспозиция символизирует собой не просто мамонтёнка, вытаскивающего из-под льда свою маму (хотя по первости грустная «песенка мамонтёнка» сама собой вертелась на языке), но скорее нас, современных людей, пытающихся спасти подобные глубины истории, казалось бы, навсегда погребённые под тленом тысячелетий.
Как мамонтёнок вытягивает свою мать, так и мы вытягиваем своё прошлое из льдов забвения.
Пишут, что кроме этой скульптуры, при местной школе есть музей с разными мелкими находками – порой сами детишки осенью приносят туда артефакты, найденные за лето. Увы, об этом я узнала уже после поездки.
Но достопримечательностей в Мальте́ мало до катастрофичности и какой-то даже злой обиды: на довольно огромной территории я нашла лишь средней паршивости придорожную «позную» (позы или, по-местному, буузы самая популярная кухня в наших местах, и если уж вы наткнётесь в какой-нибудь глуши на кафе, то это 100% будет «позная») на территории автостоянки, памятник мамонтам, крохотный Парк Победы (настолько малый, что сначала я подумала, что это просто местная площадь возле ЖД-вокзала), разрушенную старинную церковь посреди села и явно слепленный кем-то из местных жителей памятник героям Гражданской войны, стоящий напротив разрушенной церкви.
И это весьма… печальное зрелище.
Строили церковь с 1805 года до 1833 – не дождавшись государственной помощи, сбрасывались всем селом и возводили все три придела на «свои». В 1833 году освятили самый крупный придел – Вознесения Господня. На онлайн-картах церковь до сих пор показывается, как «Церковь Вознесения Господня», но когда подходишь к ней, понимаешь, что теперь разве что голуби возносятся с её руин в небо – если и были там божьи следы, то их давно затоптали.
Даже этот осколок спустя почти двести лет продолжает держаться – строили храм надёжно, из старинных кирпичей из местной глины, в раствор же добавляли огромное количество яиц – яйца для строительства много лет несли туда местные жители, желая сделать хоть маленький, но вклад в большое благое дело для всех. Сейчас местные хотели бы вновь восстановить церковь, но помощи им дождаться неоткуда.
Во время Гражданской войны в селе шли бои, и церковь обстреливали (или, как толерантно говорят – использовали для пристрелки) как белые, так и красные. К слову о мнимой чести и какой-то особой правоверности белых, которые повели себя со святым местом не лучше «безбожников».
В 1933 церковь всё же была закрыта, и часть помещений использовались как склад, территорию же отдали под застройку и спортивную площадку. Потом в здании открыли клуб – устраивали культурные вечера, показывали кино, проводили танцы. В то же время его и начали потихоньку разбирать по кирпичам местные жители для домов и военные для казарм – кирпич был слишком хорош, чтобы оставлять его такому зданию.
Потом в здании храма обустроили сельский магазин, но продержался он там недолго. Вскоре бесхозная церковь начала постепенно разрушаться, а очередное землетрясение 2009 года её добило – бо́льшая часть стен рухнула, и за пару лет от былого великолепия осталась лишь одинокая брошенная руина. Говорят, что до этого у разваливающейся церкви ещё продолжали проводиться службы.
Теперь там живут лишь голуби.
Напротив церкви оказалось братское захоронение героев времён Гражданской. Несмотря на общую неухоженность, цветы там лежали свежие – местные жители продолжают помнить о трагедии, расколовшей наш народ уже больше, чем на век.
Вообще, само село оказалось на удивление ухоженным и цветущим – после Мальты́ во всеобщее умирание русских деревень уже не так верится. Даже если какие-то далёкие деревушки умирают и расселяются, то многие наоборот – начинают разрастаться и строиться, причём достаточно элитным жильём. Тенденция народа убегать из городов в ближайшие деревни становится всё более явной.
И это несмотря на то, что жизнь в Мальте́ довольно непроста: из-за непомерной бюрократизации и археологической ценности всей той земли, местные жители не могут просто так взять и расширить свой дом, построить на собственной территории баню, сарай или дровяник – для начала им нужно доказать, что земля в границах их участка не имеет исторической ценности. Те, кто знакомы с подобными процедурами, понимают, что зачастую проще уехать, чем доказать чиновникам, что твой сарай не навредит историческому слою земли, а баня не уничтожит какой-нибудь потенциальный объект культурного наследия. Иными словами, земля мальти́нцев де-факто им не принадлежит, и свободно распоряжаться личной собственностью они не вправе.
Мы все понимаем действительную ценность подобных мест, но всё же выскажу мысль, которая буквально витает в воздухе – чисто по-человечески недопустимо, чтобы людей вот так откровенно нагибали в угоду недостаточно непродуманным законодательным нормам. Но здесь мы попадаем в ловушку моральной дилеммы: земля для людей или люди для земли? Радикальное склонение к каждому из этих полюсов губительно. Так или иначе, неудивительно, что в итоге так много домов продаётся в Мальте́: проще и вправду уехать подальше, и оставить уже кого-нибудь другого маяться со всей этой бюрократической волокитой просто чтобы иметь право хоть что-то сделать на собственной земле.
…Но, помнится, больше всего мне понравились старинные домики, которые за давностью лет уже вросли в землю по окна:
Несмотря на полное отсутствие туристической или музейной инфраструктуры и даже малейших подвижек к её развитию, которое разозлило меня тогда до белого каления (подобные места должны, чёрт побери, не просто увековечиваться, но и развиваться, славясь на всю страну и за её пределами), Мальта́ оказалась действительно удивительным местом.
Район села – это широкая сибирская река Белая, скважины с минеральными водами, озеро, притягивающее местных рыбаков и отдыхающих со всей округи, просто безумные по своей уникальности археологические находки и древности (хоть и вывезенные почти подчистую для жителей столичных мегаполисов), лес и сосны – такие огромные и пушистые, что, казалось, подуй на одну – и та разлетится по иголочкам в небо, как одуванчик; чистейший, несмотря на близость федеральной трассы, воздух, который словно бы можно было пить.
Когда-то в Мальте́ был санаторий, в который съезжались гости со всей Сибири – в нём отдыхающим в дополнение к здешним красотам и чистому воздуху предлагались местные минеральные воды и лечебные грязи. Уже давно он «пошёл под нож», какие-то здания сгорели, другие разобрали под собственные нужды, в паре оставшихся корпусов ныне располагаются жилые дома.
Мальта́ тогда стала для меня очередным олицетворением того, насколько мы не умеем пользоваться теми сокровищами, что порой лежат у нас под боком, и ценить их по достоинству. Казалось бы, всю ту местность можно было бы превратить в одну огромную жемчужину для туризма, как экологического, так и исторического, обустроить и облагородить огромную территорию и дать развитие ныне забытому всем миром селу.
…И буквально спустя полторы недели, как я вернулась из Мальты́ и тосковала по несбывшейся для этого маленького чистого рая мечте, губернатор Иркутской области Кобзев объявил о строительстве огромного туристического кластера в окрестностях Мальты́.
На трёх площадках.
Инфраструктуры всех видов.
Сказать, что я рада этому – ничего не сказать.
Когда-то казавшийся безвозвратно умершим внутренний туризм продолжает возрождаться и развиваться – свидетельство этому тот факт, что не только уже существующие проекты расширяют и обустраивают, но и начинают развивать даже такие забытые уголки нашей огромной России. Туристические кластеры сейчас планируют строить по всей России, не только на тёплых югах и в популярных центральной и западной частях страны, но и в самых далёких её краях – на Камчатке, Курилах, Байкале, даже в Арктике. А теперь и в таком маленьком, но удивительном месте, как село Мальта́ Иркутской области, где мы сегодня с вами побывали.
И если вдруг случайно заедете в наши края – остановитесь познакомиться с местными мамонтами, увековеченными в скульптурах — протяните руку прошлому, почти погибшему во льдах забвения.
***
P.S. Фото авторские. Чукча не фотограф.
P.P.S. И спасибо вам всем за поздравления, друзья мои)
Так что сегодня мы с вами перенесёмся в село Мальта́, добрый день, дорогие друзья, давайте узнаем что-то новое о нашей Сибири.
Стоит признаться, что я сама наткнулась на это место случайно, когда искала, где можно было бы спастись от страшных задымлений во время пожаров – дым заполонил Иркутскую область от края до края, от Братска на севере до самого Ольхона на Байкале. И даже местные жители, как я выяснила на примере своих знакомых, ранее о селе не слышали, хотя место оказалось «широко известно в узких кругах». И в Мальте́ же я впервые за энное количество времени увидела синее небо и смогла подышать свежим воздухом – её словно бы не затронула катастрофа, обрушившаяся почти на все сибирские регионы.
При этом стоит отметить, что в том или ином виде о Мальте́ многие знают по названию минеральной воды «Мальти́нская» — не хотелось бы заниматься невольной рекламой, однако это самая популярная в области минеральная вода, и по своим лечебным свойствам она, имхо (утверждаю, как давний «хроник»), может смело соперничать с всенародно любимыми «Ессентуками».
Но уже немногие знают о других сокровищах Мальты́.
Начнём с того, что Мальти́нская стоянка древнего человека – одна из крупнейших и всемирно известных стоянок позднего палеолита, и времена археологических раскопок стали для местных жителей чем-то вроде легенды, которая передаётся из уст в уста уже на протяжении нескольких поколений.
Первое упоминание о Мальте́ относится к 1675 году – это вообще одно из старейших сёл Иркутской области. Веками оно тихо существовало, как и тысячи других русских деревень, без всяческого шума и волнений, весьма сытно и привольно – ведь здешние места богаты как на урожаи (местными выращивались даже арбузы и табак), так на рыбу и «дары леса» в виде грибов и ягод. И лишь в 1929 году, когда местный крестьянин Савельев решил углубить погреб в своём доме и нашёл огромную древнюю кость, началась славная эпоха мальти́нских археологических открытий. По одной из версий, тогда Савельев не придал своей находке значения и не понял её цены, выбросив за ограду. Местные мальчишки же, проявив чисто детскую предприимчивость, незамедлительно приспособили эту кость в качестве салазок в зимнюю пору.
Открытие случилось благодаря заведующему местной читальней, который пригляделся, на чём катаются мальчишки по зимним склонам, и сообщил о находке в Иркутск. По другой версии, Савельев сразу известил людей о своей находке. Так или иначе, известный в СССР археолог Михаил Герасимов незамедлительно откликнулся на новость и отправился в посёлок, где вскоре обнаружил стоянку древних людей. Тогда открытие прогремело на весь мир, и бесконечные экспедиции археологов на десятилетия зарылись в мальти́нские земли, где нашли немало удивительного – от уникальных «Мальти́нских Венер», которые ныне представляют собой самую большую в мире коллекцию женских фигур, вырезанных из бивней мамонта, до единственного в регионе древнего погребения ребёнка четырёх лет. Судя по результатам радиоуглеродного анализа, проведённого на его скелете, мальчик жил около 23891—24423 лет назад и являлся дальним родственником современных американских индейцев и европейцев.
Так же, в Мальте́ обнаружили 15 древних строений из костей мамонтов, известняковых плит и шкур диких животных, всевозможные предметы быта, жезлы и диски с орнаментами, украшения в виде птиц и животных, фигурки лебедей и куропаток. В семи километрах от Мальты́ в селе Нижняя Буреть в 1936 году нашли не менее богатую древнюю стоянку, так что все эти поселения позднего палеолита выделили в отдельную мальти́нско-буретскую культуру.
Так что можно понять мои чувства, когда я совершенно случайно нашла подобное место буквально у себя под боком — в сорока минутах езды на электричке. Сейчас Мальта́ известна, само собой, археологам и историкам, да и людям, интересующимся собственной страной.
В начале двухтысячных археологические изыскания прекратились из-за недостатка финансирования (никому, думаю, не нужно напоминать, какое тогда было время), и вновь возобновились лишь в начале десятых годов. В 2014 году археологи Иркутского государственного университета нашли останки мамонтёнка – их возраст составляет около 25 тысяч лет. Судя по всему, мамонтёнок стал добычей древних людей. Помимо этого, местным жителям до сих пор случается делать всяческие любопытные открытия – однажды рыбаки выловили в реке Белой позвонок мамонта, а местная жительница Наталья Бурлакова после сильных ливней нашла на берегу вымывшийся из грязи зуб мамонта.
К сожалению, почти ничего в округе не свидетельствует о богатом прошлом посёлка. Все археологические находки ныне хранятся в Эрмитаже, Кунсткамере, Государственном историческом музее и Художественном музее Иркутска. В Эрмитаже «Мальти́нским Венерам» посвящена целая экспозиция, так что питерцы могут полюбопытствовать в свободное время и посмотреть на находки из древних земель Сибири.
Единственное, что свидетельствует об уникальности Мальты́ – это памятник, установленный возле федеральной трассы.
Обычно это место постоянно забито людьми, съезжающими на десять-пятнадцать минут с дороги, чтобы сфотографироваться с мамонтами или – порой — прямо на них.
Сама скульптурная экспозиция символизирует собой не просто мамонтёнка, вытаскивающего из-под льда свою маму (хотя по первости грустная «песенка мамонтёнка» сама собой вертелась на языке), но скорее нас, современных людей, пытающихся спасти подобные глубины истории, казалось бы, навсегда погребённые под тленом тысячелетий.
Как мамонтёнок вытягивает свою мать, так и мы вытягиваем своё прошлое из льдов забвения.
Пишут, что кроме этой скульптуры, при местной школе есть музей с разными мелкими находками – порой сами детишки осенью приносят туда артефакты, найденные за лето. Увы, об этом я узнала уже после поездки.
Но достопримечательностей в Мальте́ мало до катастрофичности и какой-то даже злой обиды: на довольно огромной территории я нашла лишь средней паршивости придорожную «позную» (позы или, по-местному, буузы самая популярная кухня в наших местах, и если уж вы наткнётесь в какой-нибудь глуши на кафе, то это 100% будет «позная») на территории автостоянки, памятник мамонтам, крохотный Парк Победы (настолько малый, что сначала я подумала, что это просто местная площадь возле ЖД-вокзала), разрушенную старинную церковь посреди села и явно слепленный кем-то из местных жителей памятник героям Гражданской войны, стоящий напротив разрушенной церкви.
И это весьма… печальное зрелище.
Строили церковь с 1805 года до 1833 – не дождавшись государственной помощи, сбрасывались всем селом и возводили все три придела на «свои». В 1833 году освятили самый крупный придел – Вознесения Господня. На онлайн-картах церковь до сих пор показывается, как «Церковь Вознесения Господня», но когда подходишь к ней, понимаешь, что теперь разве что голуби возносятся с её руин в небо – если и были там божьи следы, то их давно затоптали.
Даже этот осколок спустя почти двести лет продолжает держаться – строили храм надёжно, из старинных кирпичей из местной глины, в раствор же добавляли огромное количество яиц – яйца для строительства много лет несли туда местные жители, желая сделать хоть маленький, но вклад в большое благое дело для всех. Сейчас местные хотели бы вновь восстановить церковь, но помощи им дождаться неоткуда.
Во время Гражданской войны в селе шли бои, и церковь обстреливали (или, как толерантно говорят – использовали для пристрелки) как белые, так и красные. К слову о мнимой чести и какой-то особой правоверности белых, которые повели себя со святым местом не лучше «безбожников».
В 1933 церковь всё же была закрыта, и часть помещений использовались как склад, территорию же отдали под застройку и спортивную площадку. Потом в здании открыли клуб – устраивали культурные вечера, показывали кино, проводили танцы. В то же время его и начали потихоньку разбирать по кирпичам местные жители для домов и военные для казарм – кирпич был слишком хорош, чтобы оставлять его такому зданию.
Потом в здании храма обустроили сельский магазин, но продержался он там недолго. Вскоре бесхозная церковь начала постепенно разрушаться, а очередное землетрясение 2009 года её добило – бо́льшая часть стен рухнула, и за пару лет от былого великолепия осталась лишь одинокая брошенная руина. Говорят, что до этого у разваливающейся церкви ещё продолжали проводиться службы.
Теперь там живут лишь голуби.
Напротив церкви оказалось братское захоронение героев времён Гражданской. Несмотря на общую неухоженность, цветы там лежали свежие – местные жители продолжают помнить о трагедии, расколовшей наш народ уже больше, чем на век.
Вообще, само село оказалось на удивление ухоженным и цветущим – после Мальты́ во всеобщее умирание русских деревень уже не так верится. Даже если какие-то далёкие деревушки умирают и расселяются, то многие наоборот – начинают разрастаться и строиться, причём достаточно элитным жильём. Тенденция народа убегать из городов в ближайшие деревни становится всё более явной.
И это несмотря на то, что жизнь в Мальте́ довольно непроста: из-за непомерной бюрократизации и археологической ценности всей той земли, местные жители не могут просто так взять и расширить свой дом, построить на собственной территории баню, сарай или дровяник – для начала им нужно доказать, что земля в границах их участка не имеет исторической ценности. Те, кто знакомы с подобными процедурами, понимают, что зачастую проще уехать, чем доказать чиновникам, что твой сарай не навредит историческому слою земли, а баня не уничтожит какой-нибудь потенциальный объект культурного наследия. Иными словами, земля мальти́нцев де-факто им не принадлежит, и свободно распоряжаться личной собственностью они не вправе.
Мы все понимаем действительную ценность подобных мест, но всё же выскажу мысль, которая буквально витает в воздухе – чисто по-человечески недопустимо, чтобы людей вот так откровенно нагибали в угоду недостаточно непродуманным законодательным нормам. Но здесь мы попадаем в ловушку моральной дилеммы: земля для людей или люди для земли? Радикальное склонение к каждому из этих полюсов губительно. Так или иначе, неудивительно, что в итоге так много домов продаётся в Мальте́: проще и вправду уехать подальше, и оставить уже кого-нибудь другого маяться со всей этой бюрократической волокитой просто чтобы иметь право хоть что-то сделать на собственной земле.
…Но, помнится, больше всего мне понравились старинные домики, которые за давностью лет уже вросли в землю по окна:
Несмотря на полное отсутствие туристической или музейной инфраструктуры и даже малейших подвижек к её развитию, которое разозлило меня тогда до белого каления (подобные места должны, чёрт побери, не просто увековечиваться, но и развиваться, славясь на всю страну и за её пределами), Мальта́ оказалась действительно удивительным местом.
Район села – это широкая сибирская река Белая, скважины с минеральными водами, озеро, притягивающее местных рыбаков и отдыхающих со всей округи, просто безумные по своей уникальности археологические находки и древности (хоть и вывезенные почти подчистую для жителей столичных мегаполисов), лес и сосны – такие огромные и пушистые, что, казалось, подуй на одну – и та разлетится по иголочкам в небо, как одуванчик; чистейший, несмотря на близость федеральной трассы, воздух, который словно бы можно было пить.
Когда-то в Мальте́ был санаторий, в который съезжались гости со всей Сибири – в нём отдыхающим в дополнение к здешним красотам и чистому воздуху предлагались местные минеральные воды и лечебные грязи. Уже давно он «пошёл под нож», какие-то здания сгорели, другие разобрали под собственные нужды, в паре оставшихся корпусов ныне располагаются жилые дома.
Мальта́ тогда стала для меня очередным олицетворением того, насколько мы не умеем пользоваться теми сокровищами, что порой лежат у нас под боком, и ценить их по достоинству. Казалось бы, всю ту местность можно было бы превратить в одну огромную жемчужину для туризма, как экологического, так и исторического, обустроить и облагородить огромную территорию и дать развитие ныне забытому всем миром селу.
…И буквально спустя полторы недели, как я вернулась из Мальты́ и тосковала по несбывшейся для этого маленького чистого рая мечте, губернатор Иркутской области Кобзев объявил о строительстве огромного туристического кластера в окрестностях Мальты́.
На трёх площадках.
Инфраструктуры всех видов.
Первая площадка размером в пять гектаров будет находиться рядом со скульптурой Мамонтов. Там планируется строительство информационного центра, мини-гостиниц, кафе, ресторанов, сувенирных лавок, современных художественных галерей, открытых пространств для событийного туризма.Так что, друзья мои, развитию Мальты́ быть. Историческую жемчужину России увековечат.
Вторая площадка площадью 2,2 гектара — это непосредственно научно-музейный комплекс. Площадка расположена на месте раскопок 1928 года, которые проводил М. М. Герасимов. На этом месте располагается жилая застройка и будут размещены: полифункциональный музей, в том числе и музеефикация существующего археологического комплекса под открытым небом, интерактивные, экспозиционные выставочные галереи, научно-исследовательский центр, интерактивная детская площадка.
Третья площадка, которая входит в состав туристического археологического кластера — это рекреационный кластер площадью 6,88 гектара. Эта территория расположена месте бывшего пансионата «Мальти́нский», что позволит комплексно благоустроить пространство и перезапустить лечебный профилакторий в новом формате. Природный парк вековых сосен будет служить центром активности и отдыха. Там предполагается построить санаторий современного формата, многофункциональный парк с местами активного и спокойного отдыха, с площадкой для мероприятий, спортивные, детские, игровые зоны, гриль-зоны, амфитеатр с кинотеатром под открытым небом. Реализация проекта позволит создать от 700 до 1000 рабочих мест.
Сказать, что я рада этому – ничего не сказать.
Когда-то казавшийся безвозвратно умершим внутренний туризм продолжает возрождаться и развиваться – свидетельство этому тот факт, что не только уже существующие проекты расширяют и обустраивают, но и начинают развивать даже такие забытые уголки нашей огромной России. Туристические кластеры сейчас планируют строить по всей России, не только на тёплых югах и в популярных центральной и западной частях страны, но и в самых далёких её краях – на Камчатке, Курилах, Байкале, даже в Арктике. А теперь и в таком маленьком, но удивительном месте, как село Мальта́ Иркутской области, где мы сегодня с вами побывали.
И если вдруг случайно заедете в наши края – остановитесь познакомиться с местными мамонтами, увековеченными в скульптурах — протяните руку прошлому, почти погибшему во льдах забвения.
***
P.S. Фото авторские. Чукча не фотограф.
P.P.S. И спасибо вам всем за поздравления, друзья мои)
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
С великим трудом я нашла так сказать последнее пристанище. Горы, тайга рядом, залив, древние курганы, пещеры и поля, лога… Красотища неописуемая. Думала так и помирать буду среди предков.
Ладно, поставили сотовую вышку, смирилась. Расширили трассы… смирилась. Но когда объявили возобновление строительства " Электрограда" и газопровода… Не знаю, то ли хохотать, то ли новое место подыскивать.
Желаю просыпаться с настроением,
С улыбкой вечерами засыпать.
Пусть будут дни наполнены свеченьем,
Желаю не болеть, не унывать.
От всей души поздравляю с днем рождения. А в качестве пожелания — чтобы Ваше появление в любой точке страны служило толчком для её развития!
От всей души поздравляю с днём варенья, бочку его вам, коробку печенья, радостей в жизни!
И, самое главное, спасибо за отличные статьи и рассуждения, всегда приятно читать ваши мысли! Так держать!
Люблю читать или слушать (радио «Звёзды») краеведческие записки — это ценный материал. Открываешь для себя столько удивительного и неизвестного, что хочется увидеть самой, прикоснуться, подышать тем воздухом…
Радуйте чаще (по возможности) своими открытиями, и… С днем рождения Вас! 🤗🌹💗
Это не ошибка, 24 миллиона лет назад?!
P.S. Поправила, мощный косяк, конечно. Работа по ночам — зло)