Загрузка

Как авторское право уничтожает рестораны и кафе

Вроде странное сочетание, да? Где авторское право и где еда? Или что, теперь отчисления за авторство салата оливье надо отчислять?

Спешу успокоить — до еды пока не добрались. А вот до музыки — очень даже.
Дело в том, что если вы используете музыкальные произведения не для личного прослушивания, а в коммерческих целях — вы должны платить. Будь это фоновой музыкой, работой диджея с миксом треков или даже… радио.

Да-да, если в кафе негромко играет радио — кафе надо платить за использование.
Следит за этим специальная структура — Российский союз правообладателей, созданный известным нашим режиссером Никитой Михалковым. Вместе с РСП активно работают Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), к которым также приложил руку режиссер.

Структура создавалась несколько лет. Тут и юридические конторы, и небольшие частные лавочки, дочерние предприятия.

Схема работы РСП проста и отдает явным привкусом вымогательства.

Как сообщает известный аналитический телеграмм — канал Незыгарь:
«С января этого года структуры Михалкова и ко пустились в агрессивный чёс по заведениям, самоуправно включающим радио или фоновую музыку; в массовом порядке предприниматели получают письма счастья с требованием оплатить от 40 до 450 тысяч за покупку лицензионных договоров и досудебное снятие претензий к незаконному использованию музыкальных композиций.»
Ну вот так — плати бабло или пойдешь в суд. Надо ли объяснять, что выбирают предприниматели.

Изначально систему шантажа стали запускать в 2019 году. Именно тогда отметился всплеск исков и судебных решений в отношении кафе и ресторанов, в отношении использования музыкальных произведений. Правда, пандемия поумерила пыл блюстителей авторских прав.

Но сейчас система размахивается во всю ширь. По всей стране, от Владивостока до Калининграда вопросы авторских прав теперь решаются в уведомительном порядке.

Законодательство по авторским правам имеет огромные дыры. Так, по закону, рестораторы обязаны каждый месяц самолично высчитывать и предоставлять в РАО отчет о всех 2-5 минутных композициях, звучавших в их заведениях.

Для борцов за авторские права ресторанный бизнес настоящий Клондайк. До последнего времени у нас в стране не принято было платить за использование музыки в кафе.

Так, по оценке экспертов, из 85 тысяч участников ресторанного рынка правомерно используют музыкальные композиции с выплатой всех отчислений менее девяти тысяч.

По самым минимальным расценкам рестораторы должны похудеть на сумму не менее 2,5 млрд рублей. И за такую сумму уже стоит побороться.
Но, при исполнении всех требований сумма увеличивается до 36 млрд, до половины из которых осядет в карманах юрфирм, специально включенных в схему через договора с РАО, ВОИС и РСП.

Да, ни одно из обществ не трясет кафешки самостоятельно. Действуют через прокладки. Появляться они стали еще в 2015 году, но к активным действиям перешли только сейчас.

Вопрос с авторскими правами, любыми, в России действительно поле непаханое. И понятно, что рано или поздно кто-нибудь оседлал бы эту золотую жилу.

Но в связи именно с рестораторами возникает очень неприятный для общества в целом аспект — это не первый наезд на властителей наших желудков.

Первый прошел в связи с запретом на курение в общественных местах. Это решение закрыло сотни тысяч кафе и ресторанов по всему миру. Люди ходили в общепит не только поесть, но и комфортно пообщаться. И сколько бы мы не ругались на привычку курить — ей в большинстве своем подвержены здоровые люди активного возраста, имеющие и друзей, и деньги. То есть, запрет на курение в общественных местах в большинстве стран ударил, как ни парадоксально, по живому общению людей, загоняя их в свои жилища и интернет.

Второй удар по кафе и ресторанам по всему миру хорошо так приложила пандемия. До сих пор нет каких-то открытых отчетов и сводных таблиц, сколько в какой стране заведений общепита пережило пандемию, а сколько нет. И последствия мы еще увидим.

Тут уже не только удар по общению. Это удар по малому бизнесу. Большинство кафе — это малый бизнес. Который дает работу приличному количеству людей.

Я вижу по своему городку — интересные заведения, где реально можно было посидеть и что-то интересное попробовать, исчезают на глазах. Остаются сетевики и в огромном количестве приходят различные заведения шавермы. Причем количество посетителей в них навевает на мысли не о желании кормить людей, а о способе отмыва денег через вот такие закутки еды навынос. И отмыв идет представителями диаспор, а не коренного населения.

Тут надеяться остается на новый закон, который предлагает общепиту избавиться от НДС за счет белой и прозрачной работы. Подозреваю, что именно массовый отмыв денег через шаверму и вынудил государство принять такой закон.

Авторские права — это третий удар. И он специфичен для нашей страны. И он еще больше снизит количество общепита. Не все смогут выдержать выплаты, подняв цены. Просто еще часть людей не сможет себе позволить ходить в кафе.

Можно сказать: «Ну да и фиг с ним. Я вот дома ем и всем доволен. Вот и остальные дома пусть сидят».

Но кафе и ресторан — вещь очень социальная и поддерживающая психическое и неврологическое здоровье общества. Если еще десять лет назад можно было легко представить себе ситуацию знакомства в кафе — сейчас такая история нонсенс. Людям просто негде общаться и знакомиться.

Кроме именно ресторанов и кафе уходят в небытие и танцевальные клубы. Сейчас они превратились из массового явления, места, где люди могли отдохнуть, потанцевать и выпить, в специфическую субкультуру с активным использованием различных растормаживающих сознание веществ.

Вы наверняка заметили, что в последнее время все больше и больше странных неадекватных личностей в интернете? Потому что всех нас загнали по домам. Нет альтернативы компьютеру и интернету.

Государство пытается это компенсировать, выгоняя людей заниматься спортом. Но спорт — не самое лучшее место для общения.

Как это ни грустно признавать, но нас, Россию, пытаются переформатировать в Европу. Живи, работай и сиди дома. Общения, друзья, компании — не для тебя.
И это печально.
Кухонные посиделки
Кухонные посиделки Рок - музыкант, таможенный аналитик, журналист. Фото мое. Лозунга не будет. Я делами
+18

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Павел эФ.
26 июля 2021, 09:38
#
+1
Вообще-то, надо платить. Оправдывать халяву интересами бизнеса и общества, нечестно.
ВладимирМ
25 июля 2021, 22:10
#
0
Вы знаете, лет десять-пятнадцать назад мы были молоды и часто сидели в кафе и клубах. Сейчас нет. Тут сказываются и экономические проблемы и наличие кучи детей, которых не с кем оставить, и, наверное, возраст. Но что касается «нет замены», то тут возражу. Мы продолжаем встречаться все вместе, устраивать поседелки до утра, слушаем музыку, танцуем, выпиваем и прочее, и прочее. Просто делаем мы это на дачах друг у друга. Вот вам и замена кафе и ресторанов. Дешево, вкусно и весело.
Big Serg
24 июля 2021, 05:04
#
+5
Есть отличный способ обойти это все — ставьте классику или Поля Мориа или Джеймса Ласта. А еще лучше — нанять тапера и пусть импровизирует!..
#
0
Может я чего-то не понимаю, но какое отношение эти структуры Михалкова имеют к передачам радио? Радиостанции и так отчисляют плату за авторские права и выпускают эти произведения в свободный эфир. Получается, владелец кафе, где по приемнику звучит какая-то радиостанция, должен платить по второму кругу? А если воспроизводятся какие-нибудь треки из интернета, выложенные в открытый доступ — всё равно платить? А если воспроизводится по радио что-то из классической музыки, например, Моцарта, то как быть тогда? На тот свет ему авторские переводить будут? Рожа не треснет у Михалкова? В общем, как он был гнидой, так гнидой и остался.
Анна К/Н
24 июля 2021, 02:58
+2
Часть 4 Гражданского кодекса РФ. Плюс практика ВС РФ и СИПа.
Если есть коммерческое использование, а это использование музыкальных произведений, ещё не отнесенных к общедоступным, в кафе или торговых центрах, то есть местах, где это способствует получению дохода — да, надо платить, или радиостанции, или РАО/ВОИС. Нормальная мировая практика.
А прежде чем на Михалкова наезжать (сама лично этого барина не перевариваю), надо документы показать, по которым он является участником или создателем этих организаций. На каком основании его обвиняют? Так, некий аналитик сказал?
Где данные по судебным процессам, по их числу, росту? Откуда суммы требований взяты? Что это за аналитика такая?
Или авторам свои права защищать не надо?
Что касается взять из открытого Интернета — это всё равно коммерческое использование. А если с пиратского сайта взять — и ещё одно нарушение добавится.
+1
Вы так и не ответили на один вопрос — а как быть с произведениями классиков? Куда и кому будут отчисляться авторские за произведения Моцарта, Баха, Бетховена и т.д.?
Второе. В моем понимании, радиостанции — это общественные предприятия, назовем их так. Т.е., работают для НЕОГРАНИЧЕННОГО круга людей и без всяких ограничений, при этом исправно выплачивают авторские вознаграждения различным авторам, иначе их через месяц судами разорили бы. Деньги для выплат они, соответственно, берут из трансляций рекламы, так? Это если не предусмотрено иное по каким-то договорам. Так?
Тогда объясните мне, неучу, почему я, зайдя в кафе выпить чашечку кофе, не могу послушать любимого исполнителя, трек которого в данный момент крутят по радио? Почему я должен платить ещё и за это, помимо кофе, если сидя в машине я могу спокойно без всякой оплаты слушать то же самое? Мне в кафе не музыку продали, мне в кафе продали кофе — а музыка — это просто антураж. Ведь если на стене в кафе будет висеть репродукция картины какого-то известного художника, никто же не прибежит выяснять, на каком основании она здесь висит и требовать авторских отчислений за «коммерческое использование ».
А Михалков, похоже, чувство меры уже потерял.
Галина Стрелкова
24 июля 2021, 11:17
+6
В стоимость кофе входит и музыка, и картины, и стулья, и туалет, и зарплата персонала, и много что еще. Вам нравится антураж, персонал, сам продукт, поэтому Вы и пришли сюда, а не ограничились ларьком. Но и кофе здесь дороже. Почему — см. выше. Если использование всего этого (антуража) даёт прибыль предприятию, то отчисления (налоги) справедливы. По моему, логично. Главное — не перегибать палку. Есть музыка, которая Музыка. Та же классика. За неё, на мой взгляд, надо еще приплачивать заведению, чтобы ставили почаще. Ибо эта музыка даёт возможность нам духовно расти. А вот за Моргенштернов, Басковых, и им подобных… Знаете, иногда сам бы еще приплатил, чтоб выключили)). Но это мое мнение… И о музыке, и об отчислениях. Всего сразу не понять, конечно… Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
+1
Ну, в заведение, где крутят Моргенштерна, Баскова и прочую шелупень, я и сам не зайду. Мне просто непонятно, с чего вдруг Михалков озаботился авторскими правами именно музыкантов?
Судя по статье в Википедии, вот с чего:
«В 2014-2015 годах РСП в инициативном порядке предложил ввести платеж за глобальную лицензию на использование медиа-контента в сети Интернет — с обязательной ежемесячной выплатой в 25 рублей с пользователей сети Интернет в России. Проект изменений был передан в Минкультуры. По некоторым оценкам, подобные сборы могли бы достичь уровня в 600-860 млн долларов в год (порядка 36 – 52 млрд руб по усредненному курсу)» Цитата взята здесь:https://ru.wikipedia.org/wiki/Российский_союз_правообладателей
Какие копейки, да? А с чего это вдруг Михалков влез в это дело? Не от того ли, что ему авторские перестали приходить, потому что его киноподелки никто не смотрит?
Нина  Мацнева
24 июля 2021, 14:05
+5
Александр Яврумов,
«Куда и кому будут отчисляться авторские за произведения Моцарта, Баха, Бетховена и т.д.?»
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Далее становится достоянием мировой культуры.
Анна К/Н
24 июля 2021, 20:13
0
Правильно. И становится общедоступным.
Но там надо международные конвенции смотреть, по срокам. Если в мировом масштабе. Для России сроки по 4 части ГК РФ, да.
Анна К/Н
24 июля 2021, 20:16
0
Про классику и про оплату за музыку, которая способствует продаже кофе и прочей еды, потому что в заведение с неприятной Вам музыкой Вы не пойдёте, уже объяснили.
А вот про чувство меры Михалкова можно поподробнее?
Вы лично сайты РАО/ВОИС смотрели? Там неплохо расписано про авторские договора, отчисления и прочее.
И связи Михалкова с этими организациями интересно подробнее увидеть.
Про связи РСП с упомянутыми организациями смотрите здесь:
ru.wikipedia.org/wiki/Российский_союз_правообладателей.
Понимаю, что статья в Вики не Бог весть какой аргумент, но там всё же более-менее правильно всё написано, а рыть глубже, чтобы удовлетворить Ваше любопытство, мне, извините некогда. Да и лень. У Вас своя точка зрения на ситуацию, у меня своя, и я не собираюсь вести дискуссию по этому поводу.
А по поводу Михалкова — просто примите как аксиому, если хотите. Не хотите — ну поищите в интернете про его ответ Ивану Дыховичному, когда у него умер отец. А ведь они с детства были вместе.
Спорт — отличное место для общения.
Сергей Ч.
23 июля 2021, 22:39
#
+2
“Авторские права — это третий удар. И он специфичен для нашей страны.”
Неужели ничего подобного нет ни в европах, ни в америках?
Анна К/Н
23 июля 2021, 22:42
0
Есть конечно. Собственно, оттуда наши и взяли многое, в т.ч. авторские организации. Их уставы постарше будут.
Коршун Майк
23 июля 2021, 21:26
#
+2
А по поводу чего плач-то? Если кто-то использует результаты чужого труда — будь то фильм, музыка, песня, программное обеспечение или конструкторская разработка — изволь заплатить! Тем более, если это используется в коммерческих целях, то тут и говорить не о чем. И рестораны с кафе не должны быть исключением. Пора заканчивать с пиратством и халявой! К тому же, в ресторанах и кафе часто музыка играет настолько громко, что там и собственного голоса не услышишь.
Big Serg
24 июля 2021, 05:14
+2
Мне кажется, что это несправедливо — если я купил лицензионный диск, то мое дело — где и насколько громко мне его ставить. В конце концов, в рестораны и кафе народ ходит кушать и общаться, а не музыку слушать, и доход тут очень опосредованный… Кроме того, можно потребовать у этих проверяющих документы, о том, что они являются законными представителями, к примеру, Джо Дассена, Джеймса Ласта или Джона Леннона. Вопрос очень и очень спорный…
Коршун Майк
24 июля 2021, 12:39
+1
Документы проверять, конечно, надо. Но я не вижу в этом ничего спорного. Это общемировая практика. Если Вы крутите купленный лицензионный диск на вечеринке с друзьями, — это одно. Но если эта музыка помогает Вам зарабатывать деньги, то это уже коммерческое использование. Если Вы, например, купили лицензионную конструкторскую программу с условием «не для коммерческого использования» и начали с ее помощью зарабатывать деньги, выполняя заказы для клиентов, то против Вас могут возбудить уголовное дело. Я лично знаю несколько таких случаев.
Анна К/Н
24 июля 2021, 20:18
0
Именно так!
Артур Ч
23 июля 2021, 11:47
#
+7
Защита авторского права — вещь правильная. Вот только когда собранные средства уходят не авторам, а тем, кто их защищает… Это защита?
Анна К/Н
23 июля 2021, 12:53
+5
У авторов договора с ВОИС и РАО, по которым они получают авторские отчисления, в том числе и иностранные — там договоры и с авторами, и с иностранными организациями. Вот фиксированные платежи или процент, не знаю. Поэтому собираемые деньги и авторам тоже идут, а не только юристам и самим организациям. Такие договоры и с радиостанциями заключены, и с ДК. Да и с кафе их немало. И суммы там разные. И взыскиваются по-божески, поверьте, я знаю. Никто не хочет резать овец, которых можно стричь
Артур Ч
23 июля 2021, 17:53
+4
Автор сгущает краски, по-вашему?
Анна К/Н
23 июля 2021, 21:03
+3
В некотором роде, да.
Во-первых, такие дела уже давно в практике арбитражных судов. Просто зайти в «Картотеку арбитражных дел», набрать РАО/ВОИС и посмотреть, в том числе по стране. И их прибавления по нашей области, например, в 2019 году, не заметно.
Во-вторых, формально документы от РАО подают их юристы, они же ходят на процессы. По ВОИС тоже в основном свои, с доверенностями от основной организации.
Юридические фирмы взяли в оборот другую тему — товары народного потребления, в т.ч. игрушки, с изображениями героев мультфильмов. За одно изображение персонажа на коробке минимум 10.000 руб. По закону! И без оснований снижать нельзя, иначе решение отменят.
Представьте, сколько ИП получает иски минимум на 40.000?
Вот где в набат бить надо. За одну игрушку за 100-500 рублей выплачивать тысячи. Это сразу бизнес к чёрту. А к оптовикам эти «юристы» не идут, по рознице работают.
А кафе/рестораны более устойчивы, если уж открылись и работают.
Честно говоря, в нашем городе, Нижнем, активного их закрытия не заметила.
Артур Ч
24 июля 2021, 04:42
+2
Очередной интересный закон…
Анна К/Н
23 июля 2021, 21:11
+2
Кстати, по этой категории дел много мировых соглашений, РАО/ВОИС нацелены на урегулирование споров, от пеней часто в таких случаях отказываются. Взыскания пени в полном размере за спорные периоды по их делам почти нет. Одно дело на моей памяти из десятков. Обычно они сами уменьшают сумму пени в исках.
Но дел хватает, факт.