Загрузка

Отделена от государства, но не от общества

Две тысячи лет тому назад мир был и проще и сложнее. Проще от того, что он был более структурирован, оформлен. Сложнее – каждому человеку были предписаны социальные рамки, которые он не имел права переступать. В то время мировым лидером была Римская империя, которая повсеместно насаждала свою власть.

Кстати, в отношении «насаждения»: все-таки тогдашний Рим был гуманнее нынешней Америки. Да, Рим завоевывал страны, но ему было довольно покорности и лояльности, и Рим не вмешивался в духовную жизнь завоеванных стран. Римом правили римские Боги, да, собственно, сам император и был богом, а «жрецами» его были командиры военных когорт. Попробуй не выполни приказ императора — придет хорошо вооруженный отряд «жрецов» и заставит выполнить и перевыполнить. Вообще, за отказ от поклонения и подчинения императору-богу и казнить могли. Однако император не был единственным богом в римском пантеоне. Римляне вообще оказались «всеядными» ребятами. Они поклонялись богам покровителям – Юпитеру, Марсу, Виктории. С удовольствием поместили в свой пантеон и поклонялись кельтской триаде плодородия. Так же они поклонялись заимствованным из других религий и переименованным божествам. Там и аналог Исиды был, и своя Иштар.

В отношении покоренных народов действовала политика сохранения местных религиозных культов, жречества. Да и местных царей делали своими ставленниками – правь, но в интересах Рима.

Правды ради, нужно сказать, что население подвластных Риму стран все-таки было поражено в правах и особой любви к завоевателям не испытывало – налоги были грабительские. Конечно, было сопротивление, бунты, восстания, и чтобы минимизировать проблемы такого характера, император предпочитал держать в провинции наместника и войска, которые подавляли всякую излишнюю народную активность. По сути, современная Америка вовсю пользуется опытом Римской империи и поступает так же: военные базы в странах-сателлитах, «карманные» президенты и премьер-министры – ничего нового.

Конечно, нравы римлян описаны условно, но и речь у нас все-таки не о Римской империи.

Говоря о завоевании Иудеи Римом, мы не совсем хорошо представляем себе — что на тот момент являла собой эта страна. А по факту, Иудея была многонациональным государством, где в ходу была масса наречий. Иврит использовался только в синагогах для толкования священного писания. В быту говорили на арамейско-галилейской языковой смеси, а на рынках — на греческом.

Для всех евреев Священное Писание было едино и писалось оно только на иврите, но каждый книжник-переписчик давал писанию свою трактовку. Вот из таких трактовок в иудаизме выделилось три направления – саддукеи, фарисеи, ессеи. Ессеи – самые спокойные, предпочли удалиться в Кумран, так как священство и храм извратились. Фарисеи и саддукеи периодически устраивали на улицах словесные баталии, которые могли перерасти в рукоприкладство. Должность первосвященника продавалась.

В общем, на момент появления Помпея с войском, там и сопротивления почти никакого не было. Не смогли люди объединиться для защиты Родины, у каждого была своя правота, свои амбиции, свои надежды и чаяния. Ну и оказались завоеванными.

К моменту рождения Иешуа и в Галилее, и в Иудее Рим навел свои порядки.

Ирод Великий был ставленником Рима. Народ Ирода не любил и боялся за привычку казнить людей из ближнего окружения, как свою первую жену, через которую, собственно, и легализовал право на власть. Но правление этого Ирода закончилось через год после рождения Иешуа. А Галилеей, куда Спаситель был отправлен прокуратором, тогда правил Ирод Антипа, сын Ирода Великого, не уступающий папе в жестокости и также зараженный паранойей.

В общем, на относительно небольшом участке очень плодородной земли, в многонациональной стране, где рыболовство было чуть ли не государствообразующим фактором, где была хорошо развита торговля и ремесла, где одновременно уживалось большое количество разных религиозных культов, где существовали очень жесткие традиции и правили догмы, рождается Спаситель. Но ведь о том, что он Спаситель, узнали даже не десятилетия, а века спустя после его смерти. А народ-то его воспринимал, как обычного ребенка в обычной семье. Йосиф же хоть и царского корня, но простой плотник — своим трудом зарабатывал и содержал семью. А семья у него немаленькая организовалась – пятеро сыновей (включая Га-Ноцри) и две дочери. И кстати, семья-то была религиозной, а значит, в обязательном порядке следовала традиции. Так что старший сын Йосифа и Мириам изучал и все, что было связано с религией, и ремесло отца. Просто другого пути не было, а религия – это образ жизни. И начать проповедовать он мог только после того, как прошел долгое-долгое обучение, сдал «экзамены на раввина», перед которыми защита кандидатской диссертации – шутка.
В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.
В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством.
А все что вне Галахи – это новая религия, и никакого отношения к евреям и иудаизму она уже не имеет.

Начав свою проповедь, Иисус осознанно пошел на создание новой религии. То есть, он сразу знал, что делает – это было его целью. Просто потому, что таков закон евреев. И если говорить об откровении, то оно было дано за много веков до рождения Христа, когда Бог заключал Завет с народом.

И вот, пройдя обучение и «защитив» звание «Учитель», Назарянин начинает «мерить» шагами дороги страны. Пыльные, разбитые, в колдобинах и рытвинах, проселочные дороги. Он проповедует на рыночных площадях, помогает по мере сил страждущим и обзаводится спутниками. По сути, Христос говорит каждому: Я иду из селения в селение, говорю с людьми, рассказываю им о том, как устроен этот мир, говорю им о Боге, который послал меня сюда. Если хочешь, если тебе интересно тоже, что и мне – присоединяйся, будем ходить по дорогам вместе.

Думаю, что близкие тех, кто уходил за Назарянином, ругательски ругали «мессию». Увести кормильца из семьи – за такое никого по головке не гладят. Понятно еще, если война и надо Родину защищать, а так, за проповедью, за раввином? Да вон раввин, на соседней улице живет, хочешь прозреть — сходи к нему, зачем из семьи-то уходить?

А уходили работники: рыбаки – это как нынешние шахтеры, мытари – таможенники, сборщики налогов…

Петр оставил семью и ушел за Назарянином после того, как тот излечил тещу Петра. Андрей – ученик Иоанна Крестителя, оставил учителя, как только Иоанн назвал Иисуса Агнцем Божиим. Братья Зеведеевы Иоанн и Иаков ушли из дома одновременно, оставив отца без помощи. Иоанн-евангелист (младший Зеведеев), бывший рыбак, тоже был учеником Крестителя и единственным из апостолов, кто умер в старости, своей смертью. Иоанн уникален тем, что был с Назарянином у Понтия и присутствовал на казни, ему была поручена забота о Марии-Богородице. Филипп — кстати, это он помогал кормить пятью хлебами и парой рыб огромную толпу народа. Нафанаил из Канны, был просто честным человеком, простодушным до наивности, из тех, о ком говорят: душа нараспашку – сердце наружу. Фома, хоть и неверующий, но отчаянно смелый. Левий Матфей – сборщик налогов (налоговый инспектор). Два старших брата Иисуса, Иуда Иаковлев и Иаков Алвфеев (таможенник) – сыновья обручника от первого брака (мало Иисус сам из семьи ушел, так еще и братьев прихватил). О Симоне Зилоте известно очень мало, он считается свидетелем чуда превращения воды в вино. Все вышеперечисленные были галилеянами и только Иуда из Кариота – из Иудеи.

И вот Иисус в такой компании ходит из села в село, из города в город и везде ведет проповедь, везде совершает какое-то чудо во славу Отца, говорит людям, что он сын Божий, что он послан в мир, чтобы принести спасение. Говорит о том, что и в рабстве нельзя терять надежду (в Иудее не было возможности обрести свободу, римский раб такую возможность имел и мог вернуться к семье или стать гражданином Рима, иудейский – никогда). Назарянин протягивал руку помощи каждому, кто в этом нуждался: лечил, утешал, мирил… Даже воду в вино превратил, чтобы люди на свадьбе продолжали веселиться и желать молодым счастья.

Но дело в том, что все, что говорил Иисус, все чудеса, что он творил, шли в разрез с официальной религией. Авторитет первосвященника, коэнов, ортодоксальных раввинов падал. Иисус желал счастья и радости простому народу и тем самым подтачивал власть духовенства. Во-первых, все-таки Назарянину и его сподвижникам нужно было на что-то жить и люди одаривали их и пищей, и одеждой, и кровом, и деньгами – а это мимо «храмовой кассы». Во-вторых — проповеди, которые буквально завораживали народ. В-третьих, чудеса, вершимые именем и во славу Отца небесного – вот это было самое болезненное, пожалуй — никто же не мог повторить то, что делал Иисус.

В то время, видимо, самые хитрые хитрецы были простодушнее христиан. Христиане сходу придумали, как поступать и обходиться с теми, кто вставал на их пути – еретик, колдун/колдунья/пособник дьявола – на костер и гори ярким пламенем.

В общем, священство видело в Иисусе прямую угрозу своей власти — тем более, что число последователей Иисуса с каждым годом все росло. Было несколько попыток обращения к римлянам с тем, чтобы арестовать Иисуса, но Рим не видел в нем угрозы, наоборот – отвлекает народ от бунтов и прочего нехорошего поведения, так что пусть будет.

В конце концов, на Иисуса донесли, что он посягает на власть императора, а такого обвинения прокуратор не мог оставить без внимания. И в ночь перед Пасхой Иисус был арестован в Гефсиманском саду, где он, предчувствуя развязку событий, молился. Люди, что были вместе с ним, хотели отбить Иисуса у стражи, но он не дал пролиться крови.

Сначала его привели на двор претории
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана, в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
И спросил Иисуса: правда ли то, что тот называет себя царем Иудейским и препятствует исполнению воли кесаря? Понтия Пилата интересовали дела сугубо светские, политические, а не богословские, религиозные. И поскольку Иисус ответил уклончиво – «ты сказал», то никакой вины прокуратор за ним не увидел, о чем и сообщил собравшейся толпе. Но чтобы умилостивить гнев собравшихся иудеев, Понтий приказал наказать Иисуса бичеванием до вынесения приговора.

Наказание нелегкое, и пережить бичевание – это надо быть крепким телом и духом. Кожа, которой касался бич, превращалась в лохмотья. Такой пытке и подвергли Спасителя, чтобы умилостивить иудеев. После бичевания на голову Назарянина надели терновый венец (венок сплетенный из колючих веток терна), на него самого рубище, которое мгновенно пропиталось кровью и показали народу, спрашивая: виновен?
— Виновен, смерть ему! – отозвалась толпа.
Тогда, следуя заведенному правилу перед Пасхой миловать одного преступника, собравшихся спросили: кого отпустить – разбойника-душегуба или Иисуса. Толпа помиловала разбойника.

В Иерусалиме, на улице, по которой шел Иисус с Крестом на спине, с которой бичом сорвали кожу, туристам показывают место, где на него этот Крест возложили.

Считается, что по пути на Голгофу – место казни – Иисус трижды падал под тяжестью Креста. На первом месте падения установлена католическая часовня. Немного дальше этого места расположена армянская церковь Богоматери Великомученицы — в знак того, что когда Мария увидела избитого и окровавленного сына в терновом венце и с Крестом на спине, на которой не было живого места, она потеряла сознание. Следующая часовня на Крестном Пути принадлежит францисканцам, она поставлена на месте, где торопящиеся поскорее закончить с казнью воины вытащили из толпы крестьянина и заставили его принять Крест. Еще чуть дальше есть место, где по приданию был получен нерукотворный лик Христа, на этом месте нет никакого знака.

Но говорят, что где-то здесь был дом Вероники, которая, увидев измученного и окровавленного Христа, подала ему свой плат, чтобы он мог хотя бы утереться. Назарянин принял плат, отер им кровь с лица, и на плате отпечатался его нерукотворный лик. Неподъемный Крест снова оказался на окровавленных, с содранной кожей, плечах Иисуса и второй раз он споткнулся у ворот, которые носят название «Игольное ушко» – это про них он говорил в притче. Следующим вам покажут место, где Иисус обратился к рыдающим женщинам и попросил их не печалиться и не плакать о нем. «Если уж есть слёзы, то плачьте о себе и детях ваших». И последней остановкой стало место падения Иисуса у Храма Воскресения Господня с Голгофой внутри.

Крест сняли со спины Иисуса, положили возле подготовленной ямы, поместили на него Христа и распяли, прибив к дереву гвоздями руки и ноги, а чтобы, когда крест будет водружен вертикально, тело под своей тяжестью не сорвалось с гвоздей, его прихватили крепкими веревками. Крестная казнь могла длиться долго – несколько суток, смерть наступала от удушья. Чтобы ускорить «процесс», осужденным могли перебивать голени. В случае с Иисусом смерть наступила через шесть часов. Центурион Лонгвин ткнул копьем в подреберье казнимого, откуда «тотчас же истекли кровь и вода». Копье, проткнувшее плоть Спасителя, стало именоваться Копьем Судьбы, ему приписывались магические способности и за ним охотился Гитлер. В наши дни Копье Судьбы хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине, расположенном в Армавирской области республики Армения.

Вот, собственно, это все, что имеет отношение к казни Христа.

По большому счету, все, что делал Назарянин – проповеди, творимые им чудеса, надежда, которую он дарил последователям, умиротворение – там много всего, для своего времени было революционным, и он не мог не знать, к чему все это приведет. Возможно, в мыслях своих он готовил себя к тому, что все это – пытки, казнь – будет длиться дольше и будут они более страшными. Может быть. Но было так, как было.

Кончина каждого из апостолов (кроме Иоанна), кто понес слово Христа по миру, была более ужасной, чем смерть Христа. Но между тем, они положили начало новой религии – христианству, которой исполнилось вот уже более двух тысяч лет, и которая захватила умы и сердца половины мира. Как и всякая религия, христианство «обросло» пантеоном святых великомучеников, в основном из первохристиан. Считается, что святые доносят молитвы и заступаются за людей перед Богом.

Первыми святыми были, конечно, апостолы, которые были соратниками Иисуса, а все последующие – это обратившиеся в христианство язычники, принявшие муки за веру. Впоследствии, когда христианство стало официальной религией, святыми стали те, кто совершал подвиги ради веры – обращал язычников – святители. Среди миссионеров тоже были пострадавшие.

Канонизация, признание святости за человеком – это только церковное дело и как уж они решают, кто достоин, а кто – нет, судить не стану. Но вопрос задать хочется.

Совсем недавно московские власти пытались провести референдум, на котором решался вопрос, чьей статуе возвышаться на Лубянке – Дзержинского или Александра Невского.

Невский – выдающийся полководец, сам боец не из последних, замечательный политик, опытный дипломат, за то, что защитил Русь от западных рыцарей-крестоносцев – признан святым. Но современники, что народ, что бояре не сильно были довольны князем, считали его предателем, так как он шел на сделку с Ордой. Даже родные братья не могли его понять и сами организовывали походы на Орду. Людей много положили и ничего, кроме дополнительных «контрибуций», не добились. «Выколачивал» из народа все затребованное Ордой – Невский. Умер он своей смертью, по болезни, и клятву священника дал (принял схиму) буквально перед самой кончиной. Ну… Между тем, признан святым. Почему?

Не так давно святым был признан последний русский царь – Николай Второй. Из Ипатьевского собора вышла династия Романовых и в доме купца Ипатьева – закончилась.

Канонизация Николая мне тоже непонятна. Правитель, проливший на своем венчании на царство море людской крови – Ходынку просто так не забудешь. Это вам не давка на похоронах Сталина. Царь, при котором вошло в обиход выражение «столыпинский галстук». Государь, которому было важнее быть добрым к кузенам, нежели к своему народу. Император, втянувший страну в Первую Мировую войну и отрекшийся от власти. Добрый отец и муж, который даже семью не спас…

Да, это дело церкви — признавать или не признавать святость.

Правда, вот не совсем понятен такой момент: недавно введен в действие Воинский Храм, к которому ведет дорога памяти. И знаете, вот, например, генерал Карбышев – он ведь страшной смертью умер, а в концлагерях и гестаповских тюрьмах он провел почти три года. Я не знаю, конечно, был ли Карбышев верующим человеком, но то, что его стойкость, преданность Родине не смогли сломить никакие пытки и муки — наверное, заслуживает святости? Разве он не мученик? Нет? Правда, голени ему не перебили, как севастийцам, а били дубиной по голове, но тело, как и тела севастийцев, сожгли вместе с еще четырьмя сотнями тех, кто был заживо заморожен фашистами. И, кстати, Брестская крепость – это Карбышев проектировал и под его руководством она спешно укреплялась. И ведь — и Карбышев выстоял, и крепость не сдалась – разве это не одно из чудес?

А молодые ребята, которых пытали так, что тела боялись показывать родным? И ведь пытки длились недели. Недели с выколотыми глазами, переломанными ногами, отрубленными кистями рук, отрезанными ушами, со звездами, вырезанными на теле. Изнасилованные девушки-подростки с отрезанными губами и грудью, выбитыми зубами, переломанными челюстями и ребрами, вырезанными языками. Это ведь фашисты со многими советскими людьми делали. Они как, не заслужили святости?

Я не призываю канонизировать советских воинов и мирных граждан страны, жизни которых были растоптаны фашистским сапогом. Их слишком много — в той войне павших и выкупивших своими жизнями мир. Тогда и священники горели вместе с паствой в храмах, двери которых были заколочены, а стены поливались из огнеметов. И трупы священников висели вместе с трупами партизан на городских площадях – так казнили фашисты. Но и тогда, в советское время, Церковь была непримирима к предателям Родины.

Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества и слова священников до сих пор имеют значение для огромного количества людей. Но церковь молчит.

Вы молитесь тому, кого предал друг. Результатом предательства стала казнь, перед которой его избили, содрали шкуру бичом, и нагрузив крестом, погнали на Голгофу. И Спаситель выдержал, как раньше выдержал и не поддался искушению. И он взошел на Крест, чтобы принять на себя грехи мира. И здесь выдержал. И за это, вот уже 2000 лет, в каждом христианском Храме стоит распятие. И 2000 лет он висит на этом Кресте, у подножия которого ползают на карачках люди, и у того, кто все еще принимает смертные муки, просят: прости, помилуй, дай…

Вы молитесь распятому, зная, как он относился к людям, зная, что он не прощал, но давал возможность искупления и если мог, то останавливал, не давал свершиться греху.

Вы молитесь…

Вам возвели величественный Храм в парке Патриот и вы ни разу не заступились за память вот этих замученных, за потушенные Вечные Огни, за страну, которая с невероятными жертвами, ценой миллионов жизней победила фашизм.

Смешно сказать, но вы ни разу ничего не сказали про «тронную речь» Навального, где цитаты из Писания смешали с цитатами из фильма о Гарри Потере – это ли не глумление над верой? Но в каждом утюге дудели на «Матильду». И если этот «зацарский» поток не был вами инициирован, то почему не остановили? Господь не вдохновил?

И ведь никто из священнослужителей ни единого слова не сказал в защиту 94-летнего ветерана, которого морально распинал Навальный. Хоть один священник хоть что-то сказал в укор подонку? Хотя бы в укор, хотя бы — так нельзя делать!

И никогда, никогда в истории русской православной церкви монастыри не превращались в лагеря для подготовки боевиков, и не становились местом, где могут скрываться убийцы, разбойники, грабители и насильники. Как могло случиться, чтобы в Среднеуральском женском монастыре детей натаскивали в стрельбе уголовники, пригретые на территории Монастыря схиигуменом Сергием (Романовым)? Что, никто из священников ничего не замечал, никто не жаловался на Романова, никто не просил помощи?


Как могло в православном монастыре случиться такое? И Церковь опять молчит…
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп Я за Путина, уважаю Сталина, помню СССР.
+35

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

А ведь Атеизм — тоже своего рода Вера. Так почему жеж никто не примет закон о защите прав атеистов. И почему в законе «О защите прав верующих» указаны только три конфессии. Почему никто не вспомнил про Буддизм, почему никто ни кто не вспомнил про Синтоизизм, почему никто не вспомнил про Вудуизм… Чем они хуже?
Нина  Мацнева
07 марта 2021, 23:19
0
4 конфессии: православие, ислам, иудаизм и буддизм.
Виктор Б.
05 марта 2021, 10:35
#
0
Да не суди, да не судим. Иногда белое кажется черным, а черное белым. В каждом вопросе нужно досконально разбираться, а перл про костры… это вообще что-то. А оказывается первые христиане не прятались от гонителей, а жарили их на кострах. «Святая» инквизиции ничего общего с Богом ни имеет.
Татьяна
04 марта 2021, 17:10
#
+7
Лично меня во всем этом реально задевает и гневит заключительный акт — про Среднеуральский монастырь.
Явно — знали. И власти — это непременно знали, и всякие проверяющие, эти — само собой! И жители вокруг — ну не слепоглухонемые ж!
И… что? А — то…
Ну ладно, жители. В конце концов, страх за свою жизнь и жизнь близких, вот это хитронаивное «моя хата с краю» — никто не отменял.
А — остальные?
Хорошо. Проверяющие проверяли — что? свет, газ, оплату налогов, пожарную безопасность… Не видели, не туда смотрели, искренне заблуждались? А проверяющие от церкви — тоже не туда смотрели? уж они то явно понимали, куда смотреть и на что внимание обращать! Или — не проверяли?…
А — власть? Районная, местная, полиция, ФСБ, да мало ли у нас проверяющих от исполнительных органов? Этим что глаза прикрыло?
Значит, откроешь кафе — так замучают! От СЭС, Роспотребнадзора до налоговой. А в промежутке — все остальные. И районные власти пастись будут, и попробуй спиртное не то продать, или без маски там…
А тут… Это что же? Выбирай место, прикупай на отшибе ангарчик и — делай, что хошь? Хоть молебны служи, хоть стрелять учи…
И — никому никакого дела? Или вопрос в сумме?
Вот это страшно…
Галина Стрелкова
04 марта 2021, 16:46
#
+1
Лично мне по барабану и наша церковь, и те, кого она объявит сонмом своих сытых служителей святыми. По указу любить и уважать невозможно. И назначать святыми тоже.
Виктор Б.
07 марта 2021, 13:00
0
Если Вы отрицаете наличие Бога, то не все ли равно, как живёт церковь, куча институтов государста, которые коррумпированы «по маковку» ГАИ, здравоохранение и т.д. Если считаете, что Бог, то сам разберётся с духовенством. Кому много дано, с того и спроситься. Вы уж точно не судьи, голые слова и ничего более.
NBocharova
04 марта 2021, 13:41
#
+5
Уважаемая Васия! Как всегда в статье подняты вопросы острые и болезненные. Я, наверное, не вполне готова принять Ваш взгляд. Думаю, о действиях церкви в нашей современной действительности можно говорить, видя все изнутри.
Вы задали вопрос:- «Смешно сказать, но вы ни разу ничего не сказали про «тронную речь» Навального, где цитаты из Писания смешали с цитатами из фильма о Гарри Потере – это ли не глумление над верой?»
Я не верю, что ни в одной проповеди, прошедшей в ближайшие недели в храмах, ни одним священнослужителем не была дана оценка этим событиям. Слишком больно людям верующим было это святотатство.
Вообще, говорить о вере, церкви и ее роли в нашей жизни — надо очень хорошо в этом разбираться (это я о себе). У Церкви своя служба в нашем мире, как я понимаю. Кричать «доколе???» и размахивать кулаками — это не путь Церкви.
В отношении павших за Родину — свято чтить память наш долг, даже и не долг, а потребность души. Но относиться ко всем героям и мученикам ВОВ как к святым — не знаю, хотели бы они сами этого.
СНГ
04 марта 2021, 13:11
#
+9
Читаю комментарии ко всем статьям всех авторов нашего ДОМАШНЕГО лектория… И иногда прям неловко становиться от некоторых из них, критиканского типа! Авторы потрудились написать статью… Выбирали ее идею, собирали материал, накидывали конву, растили по ней «мясо» фактов и собственных размышлений, редактировали и наконец — отдавали нам в бесплатное (!!!) чтение! Пользуйтесь, размышляйте, лезьте в энциклопедии, высказывайтесь (желательно конструктивно)… Отлично, что у нас здесь сложилась очень уютная среда единомышленников! Взгляды большинства отличаются, как правило, лишь в частностях (за редким «панским» исключением, слава Господу, исчезнувшему в последнее время)… Так давайте беречь, холить, лелеять и развивать дальше наше камерное сообщество! Ведь его основная цель — размышления! Пока, по крайней мере… Неужели трудно корректно и, что еще важнее, культурно вести диспут? И пусть некоторые аспекты статей вызывают противоречивые чувства… Мы все — разные, и знания и воззрения у нас разные… И это здорово! Давайте уже скажем огромное «Благодарствую» нашим замечательным авторам за их большущий труд! А дамскую их часть — поздравим с наступающим весенним праздником!!!
pilligrim
04 марта 2021, 11:16
#
+7
Эх, Вася, Васия… Вот опять Ваша статья вызывает в моей душе противоречивые чувства… С чем-то я согласен, с чем-то нет. Кстати, в то время, когда в Брест-Литовске проектировалась крепость, даже прадедушка Карбышева был ещё возмутительно молод, а сам Дмитрий Михайлович приложил руку только к её реконструкции пред ПМВ. И кто-нибудь может дать мне пояснений по предпоследнему фото: что в Среднеуральском женском монастыре забыл флаг австрийской империи Габсбургов? Или я чего-то упустил в реалиях современного православия?
Старик Хоттабыч
04 марта 2021, 11:30
+3
Если я не ошибаюсь, флаг сей используют монархисты, на нем еще размещается двухглавый орел времен Российской империи
pilligrim
04 марта 2021, 12:58
+3
Если память опять с кем-нибудь не изменяет, наш имперский флаг был жёлто-чёрно-белый, а то, что на фото, явный стяг Австрийской империи, который (вот же совпадение!) тоже был с двуглавым орлом. И что сие может означать в уральской глубинке — я просто теряюсь в догадках.
Старик Хоттабыч
04 марта 2021, 14:39
+1
К сожалению фото плохого качества и не виден полностью флаг. Но так-то да, флаги Российской и Австрийской империй имеют визуальное сходство как по цвету, так и по двухглавым.
Я и говорила о реконструкции, укрепление крепости, которое в спешном порядке проводил Карбышев. А относительно фото, то вот… Среднеуральский монастырь и боевики, которых в скитах воспитывали уголовники. И это еще не все дела, что вскрываются в этом монастыре, что всплывет еще, даже предполагать не хочется.

А относительно противоречивости… Да я и сама далеко не однозначно все это воспринимаю. Но взялась писать после того, как в очередной раз пришли вести с Украины. Там ведь до майдана церковь тоже не вмешивалась в светские дела, жила духовной жизнью, говорила о примирении, принятии, любви к ближнему и т.д. Ну вот, сейчас Православная украинская церковь московского патриархата принимает, то с чем пыталась примирить прихожан. Только бандеровцам глубоко пополам мнение священников, фашизм — это всегда фашизм, чьим бы именем его не прикрывали.
pilligrim
04 марта 2021, 13:06
+2
Васия.
Просто не нужно ставить знак равенства между Церковью и Верой. Разные, к сожалению, эти понятия. Мы с женой, блин, никак обвенчаться не можем — не нашли ещё такого священника, которому бы могли доверить этот знаковый для нас обоих обряд.
Сергей Ю
04 марта 2021, 10:58
#
+6
Автор склонен к обобщениям и неоднократно был в этом уличен. Обобщая и присваивая обобщенной группе ярлык, автоматом все относящиеся по каким-либо признакам к этой группе становятся заклейменными этим ярлыком. Жаль. Автор хороший, но здесь, слишком эмоционален. Вы хотите, чтобы религиозная структура подменяла государственую машину? Или чтобы по всякому поводу высказывалв свое мнение? Это лично ваше желание? А других Вы спросили? Почему только РПЦ должна высказываться по поводу рассматриваемого в установленной законом процедуре уголовного дела? Какое эта структура имеет отношение к нему? Знаете, патриарх однажды сказал, что когда церковь молчит, ее обвиняют в молчании, когда она говорит- обвиняют в том, что она вмешивается не в свои дела. Чтобы не сказало, чтобы не сделало РПЦ- это всегда будет неугодно. Откройте Евангелие, там все про это написано. Никогда Христос не будет принят этим миром. И все 2000 лет идет война с ним. И будет идти до конца мира. Он отвергает товарно-рыночные отношения между людьми, и между Богом и людьми, предлагая любовь. Но люди избрали тьму, потому что дела их были темными. Если для Вас являются святыми те люди, о которых Вы пишете, не проблема, молитесь им, если они реально святы, а святыми людей делает не канонизация, м только Бог, они Вам помогут в ваших проблемах. Таким образом много разных людей было канонизировано. И даже если официально кто-то канонизирован, но простые люди ему не молятся и не подражают его подвигу, то это бессмысленная канонизация.
Олег Адольфович
04 марта 2021, 19:49
+4
То есть Вы априори отбираете у авторов право задавать вопросы, если они лично Вам неудобны?
Сергей Ю
04 марта 2021, 20:23
+4
Неверное толкование моего, согласен, сумбурного комментария. Однако, может быть будет более правильным и корректным не навешивать ярлыки и обвинения на тех кому ты хочешь задать вопрос. Или я не прав? Автор, мягко скажем, очень вольно трактует жизнь Спасителя и разбрасывается обвинениями. У меня складывается, может быть, неверное впечатление, что она чем то обижена на православную церковь. Это прослеживается в ее статьях. Может я не прав, но полагаю, что этот ресурс должен нести «в люди» разум и мир, а не вражду и осуждение. Эта статья похожа на осуждение. Имхо. Следующая на сайте статья Энфер яркий пример обратного.
Старик Хоттабыч
04 марта 2021, 10:03
#
+14
Зачем атеистов затаскивать в христианство, тем более посмертно? Все павшие и замученные в Великой Отечественной войне нацистами и их приспешниками должны быть святыми в наших сердцах. В ситуации с Ветераном РПЦ оказалась не на высоте, а мы сами на высоте оказались? Погутарили в интернете, пошумели, повозмущались маленько и успокоились. А хотели обращение отправлять в защиту Ветерана, уже и текст обращения был, да он и сейчас находится в комментариях к статье «Орднунг и авось». Хорошо хоть власть от себя, без наших обращений додумалась ужесточить наказание за клевету и оскорбление Ветеранов до 5 лет исправительных работ и многомиллионого штрафа. С таким подходом так же будет и с обращениями по вопросу школьного образования. Только пока мы рассусоливаем, в одной из школ Краснодара ребенок выбросился из окна 3 этажа школы, выжил, но с переломами и травмами оказался в больнице. Стали разбираться в ситуации, оказалось десятки детей планировали массовое самоубийство 03.03.21 во многих школах города, группа какая то у них была. Администрация города и Минобр проработали как сумели этот вопрос, вроде планы самоубийц расстроили. И это уже не первая волна подготовки самоубийц из школьников.
Рина
04 марта 2021, 11:57
+9
Почему вы решили, что они были атеистами, вспомните как распинали на кресте и с живых снимали кожу с солдат, за то что они не сняли нательный крест и неотреклись от своей религии, а церковь промолчал, что они не заслуживают быть святыми? А царь погубивший свой народ и страну — достоин? Тут они молятся, а потом говорят люди не хотят верить? А во что? Христу верим, а вот церкви — извините веры нет, слишком много чего она не видит и ничего не делает для сплочения и поднятия морали в обществе
Рина, благодарю.
Старик Хоттабыч
04 марта 2021, 14:10
+4
Почему я решил, что красноармейцы и Советский народ погибший во время войны в основном своем большинстве были воспитаны в атеистическом духе и не были верующими? Потому, что из 10.5 миллионов погибших красноармейцев в Великой Отечественной войне около 7 миллионов были членами партии, на испытательном сроке перед приемом в партию или комсомольцами. Верующих в партию в то время не принимали по идеологическим соображениям, Православные священнослужители и верующие считались классовыми врагами трудового народа. Так же и народ, за 20 лет атеистической пропаганды был воспитан в безбожии. Вообще, если честно сказать, я очень плохо понял поток Вашего сознания, Вы вот пишете: «Христу верим, а вот церкви нет», Вы относитесь к протестантам? Если Вы относитесь к протестантам, тогда кто Вам давал право вмешиваться в дела Православной Церкви и диктовать ей кого канонизировать, а кого нет? Раз можно канонизировать атеистов, почему бы тогда Православной Церкви не канонизировать мусульман, буддистов и т.д., погибших во время Великой Отечественной войны? Кто-то из них ведь тоже погиб мученически и достоин канонизации Православной Церковью, если следовать Вашей логике. Те кто был Православным верующим и мученически погиб за ближнего, веру или Отечество, о тех речи не идет, о них можно поднимать вопрос о канонизации, но всех, верующих разных религий и атеистов канонизировать как то неправильно будет, атеисты и представители других религий как к этому отнесутся?
Виктор Б.
07 марта 2021, 12:41
0
Церковь это плоть от плоти общества, какое общество, такая и церковь. Священники разные, прихожане разные, нельзя судить о церкви по отдельным личностям. Тем более не находясь внутри неё. Мусульман трогать бояться, можно получить неслабую ответку. И православие давайте попинаем, то что бесы нашептали -то выдадим в статье. Кстати самые ярые патриоты и сторонники ВВП ,- это постоянные прихожане, потому как обладают логическим мышлением и чураются лжи.
Нина  Мацнева
04 марта 2021, 15:14
0
По поводу обращения 👍👏
Марина
04 марта 2021, 08:56
#
+3
1. Об смысле истинного учения Христа сейчас вообще судить невозможно, так как о нем все писали несколько веков спустя много разных людей в разное время в угоду политической элиты.
2. РПЦ давно превратилась из лидера духовной религиозной жизни в скопище лживых, двуличных, жадных до материальных благ торгашей (за редкими одиночными исключениями).
Александр  Яврумов
04 марта 2021, 13:49
0
Вы полностью правы, Марина! И, к сожалению, беда очень многих в том, что они считают, что священники непогрешимы так же, как и Господь.
Артур Ч
04 марта 2021, 08:22
#
+4
Лично мне статья понравилась. Сейчас не могу найти коллаж, на котором слева Иисус в своих лохмотьях присел на землю, а справа — наш патриарх во всей красе на золоченом троне. Бомба этого коллажа — подпись: «Если что, сын Божий — слева...» Я не за то, чтобы патриарх в лохмотьях ходил. Ну, вы понимаете…
Ольга
06 марта 2021, 23:00
0
Артур Ч
07 марта 2021, 06:13
0
Жаль, что картинка не открылась. За ссылку спасибо.
Ольга
16 марта 2021, 13:07
0
не поняла как картинки вставлять)
Нина  Мацнева
07 марта 2021, 19:19
0
Ольга,
не открывается, пишут, что с сайта click.mail.ru отправлен недопустимый отклик.
Ольга
16 марта 2021, 13:06
0
не понимаю как картинки вставлять)
Mitresende
04 марта 2021, 07:13
#
+3
Прочитав «Мастер и Маргариту» Васия начинает поучать Православную церковь (не католиков, протестантов, иудейство,...) исходя из того, что Иисус был плотник-учитель, и вообще хороший мужик, который хотел всех накормить и одеть.
Писала бы она о Гозмане, это у нее лучше получается и если Васия не читала главу «О нас» этого сайта, то просьба к Олегу Адольфовичу прочитать ей пункт 6.
Александр Н.
04 марта 2021, 07:25
+9
То есть РПЦ — вне критики? Речь, заметьте, не о Православии как вере, а о Церкви как организации.
Mitresende
04 марта 2021, 07:40
+2
Я за критику, но не в виде словестного поноса, и нету такого понятия как «православная вера» (рекомендую прочитать «Символ веры»)
Ольга Орлова
04 марта 2021, 08:34
+6
А почему же церковь нельзя критиковать?.. А я считаю, что можно. В некоторых случаях, можно критиковать и религию.
Галина Стрелкова
04 марта 2021, 14:49
+3
Совершенно с Вами согласна. Вера — от Бога, а церковь — от людей. Другое дело, что некоторые из этих людей решили, что «говорят Его устами»)). Всегда хотелось их спросить — а кто вам дал это право, ребята? Покажите, будьте добреньки, доверенность от Него. Он-то Сам в курсе, что происходит?)))
Сергей
05 марта 2021, 09:06
+1
Некоторым людям свойственно критиковать и Бога. Им вообще все можно, так как они служат не ему. Им кажется, что они ни кому не служат. Что они свободные, умные, образованные, имеют на все свое мнение, и активно транслируют его в массы. При этом их совершенно не смущает, что они не компетентны в вопросе, о котором высказываются. Люди даже не задумываются, что служат очень ревностно и верно, тому, кто первый восстал. Критика не может исходить с наружи. Критика может быть только внутри. Если её не видно с наружи, то это не значит, что её нет. А критика из вне, это то же самое, что отношение к России коллективного запада. Надеюсь так вам, будет более понятно. У автора видимо имеется застарелая обида на Православную церковь. Она постоянно пытается всех учить, как надо, и как не надо. Учит даже тому, чего сама не знает. Изм многих комментариев видно, что люди не имеют ни малейшего представления о РПЦ, да и вообще о Христианстве, а выражают всего лишь тезис, «Религия — опиум для народа». Занятно, что, люди, выступающие за развитие соей Страны, сами же помогают её разваливать. Так как ни для кого не секрет, что для того, что бы развалить государство, осуществляются информационные нападки на Власть, на Силовые структуры и на Церковь.
При этом видно, что люди, которые выступают в защиту Веры, ни кому не навязывают своих убеждений. Противоположная же часть комментаторов агрессивно пытается призвать всех к ответу. Чем перестает отличаться от помойки, которая существует в соц. сетях. А Вассия, к сожалению, больше похожа на агента влияния, которая пытается внести в раскол среди людей, придерживающихся общих взглядов на развитие Нашей Страны. Давайте все таки будем стараться критиковать то, к чему имеем отношение. В противном случае не стоит поднимать данные вопросы.
Ольга Орлова
05 марта 2021, 09:59
0
Начнем с того, что религия бывает очень разной — христианство, ислам, иудаизм, буддизм, синтоизм и т.д. Поэтому на христианстве, и тем более на рпц, свет клином никак не сошелся. И Россия, как светское многоконфессиональное государство, где свобода вероисповедания, никак не должна выделять одну религию. Поэтому — пожалуйста — не надо делать из вашей рпц «священную корову», тем более, что, к моему большому сожалению, рпц уже давно не столько религиозная структура, сколько общественно-политическая.
Также и то, что отнюдь не христианство показатель чьей-то морали. Я не являюсь христианкой, но на мои моральные устои это никак не влияет. И свою Родину я любить меньше не стану. А еще я считаю, что критиковать можно абсолютно что угодно, если делать это разумно, объективно и без оскорблений.
Васия выразила свое мнение — она не имеет на это право?.. Вы тоже выражаете свое и тоже имеете на это право — а вот указывать кому-либо, какие вопросы надо или не надо поднимать, вы права не имеете.
— Я могу вас попросить писать с авторедактором? А то очень неприятно выглядят ваши «с наружи», «из вне», «ни кому» и т.д.. Неприятно, когда коверкают язык.
Сергей, по вашей логике — «Критика может быть только внутри. Если её не видно с наружи, то это не значит, что её нет» и «Давайте все таки будем стараться критиковать то, к чему имеем отношение. В противном случае не стоит поднимать данные вопросы». — и ни один правительственный институт критиковать нельзя, и ни одно либеральное издание, ни одну партию, ни одну секту, да собственно и сатанизм, критиковать нельзя. Ведь «А критика из вне, это то же самое, что отношение к России коллективного запада». Да собственно и сам коллективный Запад критиковать нельзя, коль уж живем в России.
Галина Стрелкова
04 марта 2021, 14:52
-1
Никогда не указывала на неграмотность, но ради Вас сделаю исключение. Ежели рекомендуете что-то прочитать другим, самому неплохо бы подтянуть грамматику. «Словестный» — это что-то))))
Александр Н.
04 марта 2021, 16:24
+1
«Православие как вера» и «православная вера» — все-таки разные определения. Такого понятия, как «Православие», тоже нету, по-Вашему?
Энфер
04 марта 2021, 07:43
+10
Это тот редкий случай, когда к предредакции был привлечён лично Олег Адольфович, и он лично одобрил эту статью. Вы и его отправите перечитывать шестой пункт того, что он лично написал?
Потому что очень серьёзные вопросы здесь были заданы. Вы можете на них ответить?
И глядя на действия — и особенно на бездействие — многих духовных деятелей, хочется перефразировать одно старое выражение.
С кем вы, мастера РПЦ?
Галина
04 марта 2021, 08:32
+7
Энфер, при всем уважении к Вам, Автору нужно было заглянуть, по меньшей мере, в правила канонизации. По памятнику (главному храму Вооружённым силам в парке «Патриот») соглашусь! Статья прошлого года чётко обозначила, что это скорее памятник, нежели храмовый комплекс
www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/04/26/829018-hram-tiflisskogo
Энфер
04 марта 2021, 08:45
+7
То есть, правила канонизации стоят выше реальной чести, реального подвига и христианской совести?
Вот так ритуалы для избранных подменяют собой любовь к ближнему своему?
В этом и суть.
Отмечу, что дело там не столько и не сколько в канонизации. Автор это подчёркивает. А в нравственности тех, кто выбирает нам святых и учит жизни. И их деятельности, с которой всё совсем непонятно, и чрезвычайно громком молчании, с которым как раз всё ясно.
Галина
04 марта 2021, 09:29
+7
Правила канонизации не моральный кодекс советского человека. Они «придуманы» не вчера и не рпц.
Из любви к ближнему совершались как высокие, как и низменные «подвиги». Ритуалы часть любого действа.
До сих пор нет статистики сколько священников, сняв рясу и крест, ушли воевать или на месте погибли за свой народ и веру.
С нравственностью в рпц стоит разобраться внутри этого института, а не книжникам.
Игорь Витальевич
04 марта 2021, 06:49
#
+6
Наблюдая сегодня за деятелями ооо рпц, я как-то вообще всё более к Велесу и Сварогу склоняюсь… И вообще о бытие территории на которой Россия сейчас находится, что-то упорно не хотят нас знакомить. Белое пятно. Хочется его заполнить не рассказами немецких и ватиканских писарей…
Александр Н.
04 марта 2021, 07:21
-4
Какие писари были, такие и рассказы остались. Никаких «истинно славянских» писарей не было, наверно, потому что не было письменности.
Артур Ч
04 марта 2021, 08:10
+4
Начало уничтожения всего, что писалось, было положено при Петре I. К сожалению…
Александр Н.
05 марта 2021, 02:13
+1
Оксана Борисовна, это классическое натягивание совы на глобус, чем данный канал (Открытая семинария) систематически занимается. В стиле «Россия — Родина слонов». Из уважения к Вам дочитал до конца. На Днепре, к примеру, в славянских поселениях находили римские и арабские монеты, но это еще не значит, что их там и чеканили. Славяне не были тупыми и «безграмотными» — они бы в таком случае не выжили. И наверняка у них были какие-то знаки (руны, резы), вот только не для записи хроник или художественных произведений, а для более утилитарных целей.
Оксана Борисовна
05 марта 2021, 03:44
+1
Александр, эту новость придумал не автор неуважаемого вами сайта, а опубликовали учёные-исследаватели. Ссылка могла быть и с другого сайта, но увидела я её там. Это первое.
Второе, что подвигло меня вам ответить, — ваша фраза о письменности. Изначально вы не о художественных произведениях писали.
Либо выражайтесь яснее, либо не «натягивайте сову на глобус» вашими последующими комментариями.
А что касается хроник, мне кажется, нигде более, как на Руси, с таким остервенением не уничтожались исторические документы и хроники. Ни вы, ни кто-либо другой, не может с основанием утверждать, что их не было.
С уважением к вам.
Александр Н.
05 марта 2021, 07:32
0
Утверждать, что таковые рунические рукописи были, оснований также нет. Конкретно вот эти руны вот на этой кости были. Но это никак не доказывает гипотезу о том, что эти руны потом стырили у славян германцы. И таки да, славяне и германцы (готы) — братья навек, ибо те и другие — индоевропейцы. С уважением к Вам.
Нина  Мацнева
04 марта 2021, 15:49
+1
Не было кириллицы, но были руны и очень давно.
Ольга Орлова
04 марта 2021, 08:35
0
Игорь Витальевич, полностью согласна.