Загрузка

Экономическая эффективность и государство

Экономическая эффективность и государственное управление несколько разные понятия, хотя и взаимосвязанные. Государство не может быть успешным, если не заботится об экономической эффективности. Но если возводить эффективность в абсолют, применяя в государственном строительстве и управлении те же принципы, что и в бизнесе, то государство просто выродится, превратившись из структуры защиты и регулирования общества в инструмент извлечения прибыли из собственных граждан. Притом обе эти крайности гибельны для государства.

Примером первого варианта (отказа от принципа эффективности) может служить кризис и распад Советского Союза. Система, игнорирующая базовые потребности населения, а порой даже и здравый смысл не могла протянуть долго. Впрочем, если бы она существовала изолированно, без жёсткого соперничества с другой социально-экономической системой, то могла бы прожить ещё долго и даже восприниматься эффективной. Но наличие альтернативной модели делало недостатки социалистической системы слишком заметными.

Конечно же, западный капитализм тоже не идеален, что и подтверждает его сегодняшний глубокий кризис. В обеих системах есть довольно серьёзные дефекты, которые носят системный характер. Потому ни одна из них не может считаться эталонной, и уж тем более ни одну из этих систем не стоит пробовать построить заново. Их время ушло.

Нужно строить иную систему, по возможности лишённую недостатков рыночной и плановой экономики, и обладающей плюсами каждой из них. Это сделать сложно, но вполне реально.

Тем более что у России есть серьёзные успехи в этом направлении. Несомненно, то, что экономика в нашей стране рыночная. Но несмотря на это российская социальная политика одна из лучших в мире. Да, одна из лучших, как бы это не отрицали нытики и оппозиционеры. Маткапитал, бесплатное питание детей в школе, пособия и льготы малоимущим, льготная ипотека, субсидии на открытие собственного дела, социальный контракт, налоговые вычеты, образование, медицинское и социальное страхование.

Да, наши пособия по безработице совсем небольшие. Но это как раз и стимулирует человека не сидеть на бирже труда, а искать работу. Запад пошёл по другому пути, в результате чего получил миллионы нахлебников на свою шею. Хотите пойти тем же путём?

Социальная политика должна поддерживать тех, кому трудно, но кто хочет работать, а не тех, кто желает сидеть и ничего не делать. Это тоже показатель экономической эффективности государства – его способность стимулировать собственных граждан к труду.

Но, не смотря на все эти достижения, в России остаётся масса проблем. Одна из главных – это деффективные менеджеры. Причём как в частном секторе экономики, так и в государственном управлении. Собственно, из госуправления их бы надо гнать взашей, иначе они нанесут вреда больше, чем откровенные враги.


По моим статьям можно понять, что я убеждённый ватник. В том смысле, что поддерживаю власть и считаю, что в данный момент её менять нельзя. Потому что некем, да и не зачем. Может даже показаться, будто я считаю, что в России всё хорошо.

Нет, не всё. Далеко не всё. Просто критиканов у власти слишком много. Настолько много, что под валом их критики можно не заметить реальных дел по развитию страны. Потому обычно я власть не критикую. Чтобы хоть как-то снизить эту волну негатива.

Но сегодня не тот случай. Будет критика и критика серьёзная.

Касается она прежде всего тех самых деффективных менеджеров во власти. Которых надо гнать и желательно подальше. Лучше всего – к западным «партнёрам». Пусть у них подрывной деятельностью занимаются.

Руководствоваться понятием экономической эффективности в сфере госуправления можно только если оно касается экономики. Для социальной сферы такого быть недолжно. Вообще. В принципе.

Иначе социальная сфера перестаёт быть социальной, превращаясь в систему зарабатывания денег. Для чиновников.

Приведу два конкретных примера, как это происходит в реальности. Примера того, как не надо делать.

Первый случай нашумел в этом году на всю Россию. Точнее не нашумел, а надымил. Да, речь про пожары в Якутии, дым от которых добрался до самого Урала.

А началось всё с того, что задачу тушения лесных пожаров передали с федерального уровня в регионы. Но этого показалось мало и региональным чиновником разрешили не тушить пожары, если это «экономически нецелесообразно». То есть пустили козла в огород.

Когда чиновник видит, что можно что-то не делать, да ещё и экономить на этом деньги, которые потом можно будет пустить на другие цели, где возможны откаты – он не в может удержатся. Это слишком лакомый кусок для него.

Какая природа? Какие интересы людей? Вы о чём? Не может чиновник жить на одну зарплату.

Ущерб говорите? Так его потом можно будет восстановить за счёт бюджета. А этот тоже откаты. Так что ущерб государству для чиновника – это тоже хорошо.

Второй случай тоже известен большинству жителей нашей страны. Это последствия оптимизации медицины. Если в крупных городах её последствия не так заметны или даже пошли медицине во благо, то в большинстве малых городов всё наоборот.

Не буду голословным, приведу конкретный пример. Вологодская область, город Сокол, районный центр. До оптимизации там было две поликлиники и одна амбулатория. В ходе оптимизации амбулаторию решили закрыть. При том, что она обслуживала район, где живёт 4-5 тысяч человек.

Казалось бы, ничего особо страшного. Просто жителям этого района придётся добираться до врачей чуть дольше. На самом деле не чуть. Хоть город и небольшой, но он вытянут вдоль реки, мост всего один, потому добираться до поликлиники далековато. И неудобно. Особенно для пожилых людей.

Люди пошли к главврачу, к властям с требованием вернуть им амбулаторию. И знаете, что услышали в ответ?
«Это экономически нецелесообразно».

То есть обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь, положенную гражданам России по закону – это «экономически нецелесообразно».

Очень хочется узнать, что творится в мозгах таких деятелей, когда они применяют понятие экономической эффективности к сфере медицины, образования, или развития государства. Главная экономическая эффективность медицины – это здоровье граждан, а не строчки в финансовых отчётах.
Стоило бы ввести чёткие критерии для определения эффективности чиновничьего аппарата и персональную ответственность. Тогда бы вся система власти начала бы показывать чудеса эффективности.

Ну а что касается «дефективных менеджеров», то их надо гнать. Причём как из власти, так и из бизнеса. Потому как их интересует лишь сиюминутная прибыль. Для целей развития они абсолютно непригодны.
+35

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Ольга Орлова
18 сентября 2021, 17:32
#
0
Полностью согласна, автор. Про застройки и вырубку парков в Москве я уже здесь рассказывала(
колыван
16 сентября 2021, 15:37
#
+1
За последние 40-50 лет общая биомасса лесов на территории РФ увеличилась на 26%. Странно как-то уничтожаем леса. Ссылки не дам, но при желании можно найти статью нормальных ученых и немного изучить тему.
Петрович
16 сентября 2021, 17:20
0
Поверю на слово. Как то смотрел карту лесов России с распределением по плотности. Ни когда не думал что у нас так много.
Кухонные посиделки
15 сентября 2021, 12:32
#
0
По моему глубокому убеждению, проблема развала СССР состояла в невозможности отслеживать и контролировать уже имеющиеся системы. Невозможно на счетах просчитать потребности жителей страны. Даже если стопятьсот счетоводов засадишь. Т.е. советские системы управления страной просто опережали свое время в технологическом аспекте.
Те удачи, которые мы видим в нынешнем управлении страной — это именно хорошие налаженные цифровые системы. Позволяющие быстро отслеживать проблему и устранять ее.
Так, например, социальная поддержка до сих пор не является эффективной, потому что огромное количество людей просто про нее не знают. Не обращаются, и в результате меры поддержки не приносят должного эффекта и зависают. Например, я уже устала рассказывать, что пенсионеры, обычные, не инвалиды, имеют право раз в год обратиться в соцподдержку и им компенсируют стоимость дорогой бытовой техники. Телика, стиралки, отопительного котла. Кто знает об этой мере — с удовольствием уже обновил технику в доме. Кто не знает — клянет власти в интернете.
Для повышение эффективности системы социальной поддержки, все больше сервисов подключается к госуслугам, все больше становятся автоматизированными. Именно отличная цифровизация страны, как бы не ржали в этом вопросе над Медведевым, дает эффект.
Медицинская система, как и система образования, пошли по более сложному пути реформирования и цифровизации. В результате мы имеем странную медсистему, без внятных параметров оценки и такую же дибильную систему образования с ее ОГЭ, ЕГЭ и т.д.
Деффективные менеджеры будут всегда. Хоть при капитализме, хоть при социализме. Но в любую грамотную систему встраивают защиту от дурака. Пока у нас такой защиты слишком мало.
Б.И.В.
14 сентября 2021, 23:24
#
0
Иван, добрый вечер!
Волею судеб постоянно работаю с гос заказчиками (44-ФЗ) и гос корпорациями (223-ФЗ), соответственно ФАС и суды.
Изменения за последние 2-3 года на мой личный взгляд:
— все Заказчики обнаглели до высшей точки;
— Заказчики по 44-ФЗ разрывают контракты, нарушая закон;
— Заказчики по 223-ФЗ, формально его выполняя, подписывают с тобой договор (но есть пункт о возможности расторжения с их стороны в любой момент) и расторгают на следующий день;
— ФАС (отличившиеся Москва и ФАС России) вообще не хотят бизнес слушать. Для них гос заказчик по 44-ФЗ всегда прав;
— арбитражные суды Московского региона (где сосредоточены многие крупные Заказчики: министерства, ведомства и т.п.) выносят свои определения не слушая стороны (Заказчик всегда прав);
— Гос корпорации жутко неэффективны внутри (как подрядчики мы видим, что они нашу работу месяца 1,5-2 (рабочих) будут толочь, а потом нам за 5 (календарных) дней ответить.
Иван. Описал только точные моменты. Разных вопросов, не совсем ясных очень много. К сожалению, к нам каждый чиновник и большинство (не все) сотрудники гос корпораций относятся как к плебеям. Вы — подрядчик и будете делать всё, что они захотят (иногда сам слушаю выражения: «куда Вы денетесь?! Сделаете всё так, как говорим!»).
Приходится судиться (выше описал отношения судов) и надеяться на Верховный Суд или Конституционный, если они соизволят наши обращения вообще рассмотреть.
Реалии работ с государственными и корпорациям с гос участием.
Олег
14 сентября 2021, 08:57
#
+1
Как известно у нас две проблемы, «Дураки и Дороги» дороги мы худо-бедно но отстроим а вот с дураками та ещё проблема.
Нина  Мацнева
13 сентября 2021, 16:41
#
+3
Полученная в результате реформ экономическая эффективность в сфере медицины — это форменное издевательство над людьми. Две мои приятельницы переболели коронавирусом, долго не могут восстановиться в силу возраста: слабость, головокружение. Им рекомендовано пройти полную диспансеризацию. А это значит ездить с пересадками для сдачи анализов и по разным врачам в различные поликлиники или больницы в разных районах Москвы. Поэтому за прошедший год умерло на 500 тыс. больше пенсионеров, чем прежде. Люди просто не могут в такой ситуации получить медицинскую помощь, потому что нет сил мотаться в транспорте.
Мика Куджина
14 сентября 2021, 08:18
+1
Нина, моя дочь записалась к ЛОР врачу в конце марта, а пригласили её на приём в конце июля. Ну, конечно, пришлось обратиться в платную клинику. Я понимаю, что времена тяжёлые, ковидные, но при таких раскладах помереть можно не только от ковида, а от любой запущенной болезни, если тебя врач не может осмотреть вовремя.
Нина  Мацнева
14 сентября 2021, 12:18
0
Мика Куджина,
Так и я про то же. Умирали в последний год больше, чем прежде, не только от ковида, а от невозможности получить врачебную помощь. Например, у нас нефролога в поликлинике нет и он принимает по направлению в больнице № 54, а она была на карантине и доступа не было. И так с другими профильными врачами.
Кто придумал такую реформу? Ведь не зря называется ПОЛИклиника, а не МОНОклиника, где только районные терапевты.
Сергей
13 сентября 2021, 14:08
#
-2
Автор пишет, что власть менять не на кого, поэтому ее менять не надо. Один из принципов эффективного управления: если руководителя менять не на кого, его надо срочно менять, потому что подготовка кадров — главная задача руководителя. Несменяемая власть — худшее, что может быть в системе.
колыван
13 сентября 2021, 12:02
#
0
Проходили это в 2010 году. Но от того что тушат ничего не изменилось.
колыван
13 сентября 2021, 10:43
#
+3
Я говорил про грибы РАЗЛАГАЮЩИЕ ДЕРЕВЬЯ. А по масштабам горения если говорить, то это не более 2-3 % площади в год. Совсем немного, но для чистки как раз хватает. Тайга горела еще 1000 лет назад, горит сейчас и гореть будет. А тушение пожаров за 300 — 400 км. от ближайшего населенного пункта это бессмысленная трата денег и ресурсов.
Светлана Азанова
13 сентября 2021, 11:44
0
Об рациональности тушения таких пожаров не знаю. Но вот неделю мы задыхались точно.
Даже мясо в тарелке с супом, приходилось искать на ощупь!!!😂
Петрович
15 сентября 2021, 13:01
0
Тысячи лет назад, да и намного ближе по времени не было вмешательства человека в процесс уничтожения лесов в таких масштабах. Природе просто безразлично сколько там сгорело, через 100 лет новый вырастет. Люди в процессе уничтожения тоже не играли такой масштабной роли. Сейчас совсем другой вопрос.
поддерживаю власть и считаю, что в данный момент её менять нельзя. Потому что некем, да и не зачем.
что касается «дефективных менеджеров», то их надо гнать
Забавно.
Светлана Азанова
13 сентября 2021, 02:42
#
+5
Согласна с вами, кроме одного. Советский Союз распался вот как раз из-за дефективных менеджеров у власти. Хорошо разогнанный экономический поезд Сталиным и тем поколением людей, мог дать и дал высочайшие достижения страны. Но при последующей бездарности у власти, этот поезд ещё инерционно катился. А сейчас мы пожинаем этот эффективный урожай, который хочет ВСЁ ничего не делая. И какая бы модель государственности не была, результатом будет всё то же нытье о правах. Им бесполезно объяснять — Чтобы получить урожай, нужно посадить, в хорошо обработанную землю, семечку. А это надо — р а б о т а т ь. Тех, кто этого не понимает нужно гнать в зашею.
Взашей, мадам, если уж гнать тех, кто этот урожай от семечки вырастил, и посмел позариться на его часть, то только взашей.
Светлана Азанова
13 сентября 2021, 11:18
0
Согласна. Можно и более изощрённо.
колыван
13 сентября 2021, 02:12
#
+4
В Якутии нет грибов и насекомых разлагающих павшие деревья и если леса не будут гореть, тогда останется один бурелом. Естественно, надо защищать населенные пункты. Лес в результате пожара гибнет в 10 — 15 % случаев, а в остальных случаях ему даже лучше становится.
Местным чиновникам достаются деньги с самых трудно собираемых налогов, вот они и выкручиваются как умеют. Не без выгоды для себя бывает. Но это те люди, которые недавно сидели с нами за одной партой, стояли вместе с нами в очередях, ходили с нами по одним улицам… Их нам с другой планеты не завозили.
Светлана Азанова
13 сентября 2021, 03:27
+6
колыван, Вы лукавите. В Якутии есть всё, грибы, ягоды, цветы, различные насекомые ( даже пчелы), а также лиственные и хвойные деревья. Единственное различие, это очень высокие летние температуры и очень низкие зимние. За короткое летнее время внутренняя мерзлота земли не успевает отогреться, что и даёт образованию торфянников.
Естественные пожары неизбежны, для того и делали просеки. Это действительно обновляет лес, только не в таких масштабах горения.
Владимир Логачев
13 сентября 2021, 00:44
#
+2
Абсолютно с Вами согласен…