Загрузка

Загадочная Сибирь: Ольхон. Дружба народов



В прошлой статье мы мимолётно коснулись малой части тех легенд и мифов, что окружают Байкал и его сердце – остров Ольхон. На самом деле, он интересен не только ими и своей уникальной природой – Ольхон является своеобразным историческим срезом нашей страны, запечатлевшим на своих землях немалые тяготы, проблемы и исторический путь нашего народа, где они, казалось, навсегда застыли в несколько даже гротескном виде.

В том числе очень показательно заселение и освоение Ольхона во времена СССР.

Я упоминала, что главный посёлок острова – Хужир – основали русские переселенцы в 1932 году. Официальной датой основания считается 1938, когда в одной из бухт недалеко от Шаманки открылся рыбоприёмный пункт – «Старый пункт», как его называют старожилы острова. Но в музее имени Ревякина общепринятая дата освоения местности, где теперь располагается Хужир, была закреплена за 1932 годом, когда пятнадцать первых русских семей начали строиться в той местности и попытались создать земледельческий колхоз. Затея эта провалилась, так как те суровые земли почти непригодны для земледелия, так что свою основную жизнь посёлок получил с началом рыбной промышленности.

Для бурятов, ещё долгое время боявшихся селиться на священных землях, русские придумали забавное слово – «греховали». Греховали селиться. Но после войны и с расширением общеобразовательной программы, местные жители всё меньше и меньше придавали значения своим старым традициям, так что постепенно Хужир, а за ним Малый Хужир и Харанцы заселили бурятские семьи. Поныне остаются шаманы, которые в ужасе от того, что устроили русские и буряты-«отщепенцы» на некогда запретной сакральной территории. Учитывая, что многочисленные туристы – те из них, чей интеллект и развитие не превышают интеллект хлебушка и развитие коалы — без конца уродуют священную скалу Шаманку отвратительными граффити, ужас их можно множить многократно.



К концу пятидесятых на острове проживало около трёх тысяч человек двадцати национальностей – и с некоторыми из этих национальностей обстоит совершенно иной разговор, куда более… интересный, нежели с «греховавшими» бурятами. Но об этом чуть ниже.

Большинство переселенцев в военные годы были эвакуированными – спасшимися с земель, попавших под оккупацию фашистами. В те же годы переселилось много татар, подвизавшихся на рыбный промысел – помимо Дальнего Востока, некоторые из них попали на Ольхон и остались здесь жить в качестве местных жителей.

В те же военные годы на остров переправили спецпереселенцев – в основном украинцев и чуть белорусов, которые были или родственниками карателей, служивших фашистскому режиму, или непосредственно пособниками фашистов.

В послевоенные годы, в частности в апреле 1949 года, на Ольхон в рамках операции «Весна» переправили 207 литовцев – они также были членами семей Лесных Братьев или самолично пособниками гитлеровцев. Что интересно, очень многие из них были из семей духовенства. Сказать честно, этот факт оказался для меня наиболее занимательным из прочих. Литовское духовенство, служившее на «благо» истребления русских в плане Ост – вот такой специфический западнохристианский гуманизм.

Другой факт не менее любопытен – все спецпереселенцы не были заключёнными или какими-то там рабами режима. Они вполне спокойно и нормально жили – на том же уровне и с теми же правами, что и прочие жители Ольхона. Дети учились в одних и тех же школах, взрослые работали наравне с прочими, причём порой даже начальниками строительных участков, бухгалтерами, счетоводами. Единственное ограничение, которое было на них наложено – передвижение по Ольхонскому району позволялось лишь с разрешения коменданта. К концу пятидесятых и это ограничение было снято, и бывшие спецпереселенцы могли свободно передвигаться по области. Собственно, их ссылка длилась де-факто около десяти лет.



Такая вот чудовищная бесчеловечность советского режима, за которую по сей день призывают нас каяться прибалты и даже сами немцы, что добавляет абсурда в эту клоунаду.

Для любопытствующих я засняла документ, хранящийся в Хужирском музее, в котором поимённо перечисляются литовцы и сферы деятельности, в которых они работали. Обычные ольхонские профессии, никакого рабства, вроде как «положенного по факту ссылки» по мнению нашей либеральной общественности. Можно открыть в другой вкладке и увеличить. Особенно доставляет неимоверно тяжкая профессия литовских женщин «домохозяйка». Я просто не представляю, как они переносили подобный Гулаг.











И кстати о Гулаге. В числе прочих жителей Ольхона были и заключённые лагеря системы Гулаг – лагерь был рыболовецким, располагался в районе уникальной песчаной косы – в Песчанке. Существовал он с середины тридцатых годов до начала пятидесятых. Попадали туда в основном за уголовные преступления небольшой тяжести – нарушение трудовой деятельности и мелкое воровство. Одну из женщин, к примеру, сослали в лагерь за опоздание на свой иркутский завод на пятнадцать минут – она получила год лишения свободы. Были рыбаки, допустившие неумышленную порчу рыбу – например, когда они шли с полной байдой рыбы, но её нигде не принимали. К вечеру рыба была испорчена, рыбаки получили год лишения свободы. За кражу одного (!) омуля давали год лишения свободы, за кражу пяти килограммов картофеля с колхозного поля – пять лет. Был в лагере и свой политзаключённый – Кисеев Василий из Феодосии, получил шесть лет за анекдот о Советском Союзе и два года поражения в правах, в целом – восемь лет на Ольхоне. По образованию он был медиком, так что отбывал наказание, работая фельдшером.



Я не пытаюсь нагнетать какой-то особый либеральный ужас «сажали за анекдот», но все эти факты вполне официальны и зафиксированы в документах, поныне хранящихся в хужирском музее имени Ревякина. Я веду к другому – не кажется ли вам, дорогие друзья, что история с литовцами, бывшими пособниками фашистов, и обычными советскими, русскими людьми, ссылаемыми за опоздания, не слишком коррелируют между собой по пропорциональности наказания за совершённые деяния?

Не кажется ли случайно кому-нибудь, что подобный гуманизм к врагам, которые так и не простили русских за десятилетнюю ссылку, и непропорциональная жёсткость к своим, которые простили всё и не держали зла на страну, но памятью которых воспользовались эти самые враги, стали одной из мин, заложенных под СССР?

Почему я говорю, что наши всё простили? Многочисленные свидетельства от заключённых лагеря, рассказы, что ничего страшного в факте ссылки не было – они по факту просто работали на обычном рыбном заводе. Даже вышеупомянутый Кисеев в девяностых годах передал музейным работникам через свою жену, что никакой это был не «лагерь» – простой завод, обычные цеха, обычная работа и ничего больше. Разумеется, никто не имеет в виду, что было легко. Люди подразумевают, что это были обычные по тем временам условия жизни, а не фашистский концлагерь, как о том любят щебетать светлоликие.

В то же время жизнь и у простых местных жителей, тем более в военные годы, не была лёгкой, если смотреть современным взглядом – когда мужчины в массе своей ушли или были забраны на фронт, работали женщины и подростки – в смены по 12-14 часов. Работа по нынешним меркам была крайне тяжёлой – рыболовецкие неводы тянулись как лошадьми, так и вручную; работали и зимой, среди ледяной воды и льдов, работа женщин часто заключалась в выдалбливании огромных глыб байкальского льда, которые они потом тянули на канатах к лабазам; многие работали на повалке леса, грузчиками. Паёк из десятков тонн добытой рыбы был пять рыбин на человека, хлеб по карточкам – 600 грамм на человека и по 200 на «иждевенцев» — этого катастрофически не хватало для жизни. Дома простых советских женщин ждали голодные дети, многие из которых уже после пятого класса уходили трудиться наравне со своими матерями. Некоторые бригады были порой сформированы из двадцати детей и нескольких взрослых. Когда кто-то не выдерживал и крал рыбу, чтобы накормить голодных детей – выше я упоминала, год за одного омуля. Когда кто-то заболевал от холода, его просто переводили в более-менее утеплённый цех.

И такие условия для простого народа длились ещё долго после войны. Потом приехали спецпереселенцы, и, разумеется, никто больше не мог бы справиться с работой начальников и счетоводов в тёплых условиях, как бывшие пособники фашистов.

Вы простите, дорогие друзья, просто я должна это написать после упоминания немыслимо тяжёлой профессии «домохозяйка» для литовок.

Обязана.

Правда простите. Я не нагнетаю. Всё это, увы, зафиксировано.

И нет, я знаю, что в войну и после так жили почти все, многие и тяжелее. Просто, в общем-то, не всё так однозначно.

Советские женщины, поднявшие тогда на своих плечах жизнь целого острова и трудившиеся в тылу для фронта в военные годы, и для восстановления мирной жизни после, вспоминают те времена так:

«Время было тяжёлое, но весёлое. Молодость не давала грустить, и в редкие свободные минутки слышались песни, смех на берегу священного озера Байкал».
И как невыносимо… тошно потом слышать вопли бедных, бедных литовцев – они всего-то виновны в сотрудничестве с фашистским режимом.

На самом деле, выше был скорее некий «крик души». Литовцы действительно трудились наравне со всеми, в обычных профессиях, кто-то шёл на повышение, кого-то за особые заслуги принимали в КПСС – то есть, всё было как у обычных людей. За исключением того, что они были в «ссылке кровавого чекиздского режима», прости г-споди. На самом деле, ольхонцы меня бы могли притопить где-нибудь в тихой бухте за подобные акценты, потому что литовцев они принимали, любили и уважали. Никаких скандалов, стычек и розни между сосланными и местными не было никогда. Зато было много смешанных браков, литовские ксёндзы тайно от властей крестили местных советских детишек по их просьбам или их родителей – с соблюдением полной секретности, так как те были честными пионерами. Венчали, также тайно, смешанные пары. Кто-то из литовцев остался на острове, но в основном практически все вернулись на родину с окончанием ссылки, и многие после этого долго поддерживали связи и переписывались с друзьями-ольхонцами.

Это была абсолютная идиллия, и до сих пор литовцев вспоминают, как куда более образованных, по сравнению с местным деревенским населением. Люди по сей день ухаживают за небольшим литовским кладбищем на острове.

Просто, вот проблема – кто-то из тех прекрасных людей сотрудничал с фашистами. Кто-то сам был Лесным Братом.

В основном местные не знали об этом, и в том числе поэтому так страшно жалели их.

Но идиллия была полная, и связи любви и дружбы между народами тогда протянулись на десятилетия.

Просто… вот такая мелочь.

Я написала в начале статьи, что история Ольхона является неким срезом целой эпохи, ярко иллюстрирующей путь нашей страны. Пусть выводы из неё каждый сделает для себя сам, или подтвердит, или опровергнет смыслы, которые я сюда закладывала. Не могу сказать, насколько предвзятой я являюсь, но писала я исходя из своего чувства справедливости и имеющихся данных – кроме них, собственно, у меня ничего нет.

…И продолжение следует.

Энфер
Энфер Зам. главного

Per aspera ad astra.
+25

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Читая эту статью в части пропорциональности наказания своих людей и коллаборационистов, я вспомнил пословицу: Бей своих, чтобы чужие боялись. А когда и куда следует продолжение? Я что-то не вижу.
ВладимирМ
02 сентября 2021, 19:01
#
+3
Спасибо за статью, Энфер. А про паек могу сказать, что давали им много. Мой отец родился на Магадане, где дед работал репрессированым, в 1943 и был у него брат Саша 1942 года рождения. Дед работал начальником золотодобывающего прииска. Так ему было положено 200 грамм хлеба, а на иждивенцев ничего. Отец рассказывал, стояла у них бочка… «БОЧКА»… Красной икры, а хлеба не было. Вообще кроме этой бочки не было ничего. Он до конца жизни никогда не ел красную икру. Так вот, приходил дед, разламывал положеный кусок хлеба пополам и давал его отцу и его брату со словами: " Это вам зайка принёс".
При том он не был пособником фашистов, не был десидентом. Единственная вина деда — он был честным человеком. Будет интересно, я расскажу за что он получил 10 лет ГУЛАГа и прожил в ссылке 16 лет.
Александр  Яврумов
02 сентября 2021, 11:36
#
+1
Мне одному показалось, что на фотографиях скалы (Шаманки?) видны силуэты, лица, фигуры? На фото это кажется именно проступающими изображениями.
Светлана Азанова
02 сентября 2021, 12:52
+2
Александр, Я тоже их вижу. Двое в покрывалах и капюшонах рядышком стоят. И на соседнем камне человек тоже в капюшоне, но сидит. А чуть ниже камень, который ровный, создаёт впечатление стола или книги. Лицо тоже просматривается.
Пы. Сы. Я пью кофе, молоко и воду. 😂
Александр  Яврумов
03 сентября 2021, 16:52
+1
Точно! И левее как будто коленопреклоненный силуэт!
Пы.Сы. Я пью и воду, и чай, и кофе, и даже — О.ужас! — спиртное употребляю! Но я был трезв, когда написал, да и не напивался никогда до глюков.
Светлана Азанова
03 сентября 2021, 17:24
+1
Александр, Очень жаль, что мы духовно нищие. Ведь ещё наши бабушки обладали какими-то знаниями, а мы сами ничего не знаем и детям не можем объяснить. А ведь любое сокральное место несёт не только знания чего-то, но и энергию. И человек, по собственной глупости или неверию, собственноручно вбирает в себя эту энергию. Результатом становятся болезни, неудачи… Вообще такие места любят тишину. Всё-таки нужно как-то возвращаться в гармонию с Природой.
Пы.Сы. Ещё А. П. Чехов сказал: " Если человек не пьёт и не курит, невольно подумаешь — уж не идиот ли он.",😂
Александр  Яврумов
04 сентября 2021, 08:27
0
Очень жаль, что мы духовно нищие.
Да кто Вам такое сказал? Просто знания, увы, часто теряются с течением времени, и зачастую уходят века, чтобы их восстановить, и то, если получится.
На Ютубе есть канал www.youtube.com/c/elmucon, они там выкладывают в переводе ролики индийского блогера Правин Мохана. Посмотрите, очень интересно, но только прибавляет вопросов.
Пы.Сы. А Чехов-то абсолютно был прав! Единственно, он не прибавил к этому списку женщин — постеснялся, наверное!
Светлана Азанова
04 сентября 2021, 12:43
0
Александр, Вы же не встанете утром со словами — Доброе утро Солнце! И не скажите вечером — Спасибо Господи, что я живой и здоровый, что есть покушать, одеть… Нет Александр, мы живём не Духовностью, а собственными хотелками. Естественно и хотелки нужны, но и о Душе забывать нельзя.
Пы.Сы. Ролики я посмотрела, правда не все, только три. Это только доказывает теорию, что мы не первые. Я много разных книг прочитала, а это наглядное пособие.

Про женщин я добавлю так: Цветов в поле много, все не перервать. Сорвал один и береги его.🤗
Александр  Яврумов
04 сентября 2021, 13:57
0
Ну, Господа благодарить за то, что нажрался досыта — как-то не знаю, не для этого он. Именно для Души, Вы правы абсолютно. И кто жил на этой планете миллионы лет назад — может, когда и узнаем, а скорее всего — нет.
И про женщин Вы, опять-таки правы! Некоторые, правда, считают, что букет смотрится лучше, чем один единственный цветок. Ну да Бог им судья!
Светлана Азанова
04 сентября 2021, 14:32
+1
Вот, я же говорю прореха в духовности.🤭 Не нажрался, а дал возможность посеять, собрать урожай. Так вот, когда случился природный катаклизм и три года в летнее время стояла зима на Руси ( конец правления Годунова), вот тогда и случился захват власти прозападной либердой. С тех пор мы и мучаемся. А не случись этого страшнейшего голода и холода, да разве бы гробили нас все эти столетия, конечно нет.
Александр  Яврумов
04 сентября 2021, 21:08
0
Вот, я же говорю прореха в духовности.
Ага, кто о чем, а голодный — о пирожках.
По поводу захвата Руси западной либердрянью — Некоторые связывают этот момент с воцарением на престоле Романовых, некоторые — конкретно с Петром Первым.Но по сути, начало действительно было положено при Борисе Годунове.
Светлана Азанова
05 сентября 2021, 10:25
+1
Александр, Немного не так. Захват начался ещё при Иване 4. По-сути, он с ними и начал борьбу. Об этом хорошо написано в его личных письмах князю Курбскому, они сохранились можно почитать. Очень важно понимать, что Малороссией называлась территория Польши и Украины в то время. Польша продалась католикам и это послужило противостоянием, теперь уже вековым. Когда случился этот природный катаклизм, то за три года Русь ослабла, отравлено было всё семейство Годуновых (это фамилия матери Бориса) и власть захватили сначало Шуйские, а потом Романовы. Прав на престол у Романовых не было, поэтому первый Михаил побаивался потерять престол и особо не наглел. Это очень хорошо отражается в Своде Законов им принятый. Кстати, настоящую супругу Ивана 4 звали Анна Петровна Яковлева, это написано в Родословной книге.
Петр1 уже пошел в разнос, вся армия его была из европейских наемников. Вообще история написанная Карамзиным, это перепись Радзивиловской летописи, которую и привезли из Польши по заказу Петра 1.
Вот вам и работа пятой колонны, ничего нового.
Галина
01 сентября 2021, 20:17
#
+3
Спасибо, Эн, это не предвзятость, а суждение на объективных фактах, против которых всякие либеральные инсинуации расцветают ещё пуще. Правда то она такая… Прямая и жёсткая.
Эпоха Перемен
01 сентября 2021, 17:36
#
+4
Согласна с автором! Сейчас вовсю используют тему, как притесняли и издевались в Сталинских лагерях над народами братских республик. И была большая ошибка Советской власти скрыть факты о том, что творили пособники фашистов на оккупированных территориях. Только сейчас открываются архивы. Лучше поздно, чем никогда. Давно уже прибалты вытащили своих «лесных братьев». На Украине бандеровщина расцвела. Не ходили бы прямо эти оставшиеся отщепенцы, зная, что архивы могут прочитать все желающие и узнать, чем они занимались в оккупации.
Светлана Азанова
01 сентября 2021, 18:37
+3
Эпоха Перемен, Сейчас дали команду провести расследование по вновь открытым документам времён войны. Думаю, что многие родственники " репрессированных" вздрогнут. Уж слишком много среди либердяни именно их отпрысков. Я сильно сомневаюсь, что у ветеранов и поколения детей войны, появится этот чертополох. Во всяком случае мне пока не встречались. Кто страну отвоевывал и поднимал, у тех и дети приучены к труду.
Эпоха Перемен
01 сентября 2021, 19:11
+1
Светлана, начало положили в Нижнем Новгороде, где признали факт геноцида. Сейчас Орловская область. Не сомневаюсь, что суд примет решение о геноциде населения СССР. Наверное, будут ещё дела и открытые архивы. Надо признавать геноцид на международном уровне.
Светлана Азанова
02 сентября 2021, 02:18
+3
Эпоха Перемен, Давно пора, сколько можно " брататься"?! Я бы геноцид начала рассматривать с эпохи Романовых. Уж если мы хотим ростить здоровое Душой поколения, то они должны знать КТО они и что с ними было. Это обязательно случиться, вопрос только в том, в какое русло выйдет. Сейчас набирает движение " Неонационалисты". С одной стороны — наша древняя культура никуда не делась. А с другой, может зацепить другие народности по чистой безграмотности. Да и на лжи нельзя строить здоровое общество.
У нас в регионе эти НЕДОЧЕЛОВЕКИ прятались, женились… Вот и подрасли их отпрыски. На моих глазах арестовали бандеровца в 1982г. При обыске нашли форму, медальки и кучу фото с младенцами на штыках… Дали 25 лет(!), Правда он так и не вернулся, иначе, моя бабушка (она в соседях жила) снесла бы ему башку не раздумывая. Я помню его глаза… это глаза зверя, хотя он никак не проявлялся. Видимо на уровне детского подсознания я это чувствовала. Видя его, идущего в магазин за хлебом, по моей коже " пробегал" озноб.
Александр  Яврумов
02 сентября 2021, 11:32
0
Да ну, бросьте, Светлана! Таким хоть ссы в глаза, скажут — божья роса. Сделают морду валенком, как ни в чем не бывало.
Светлана Азанова
02 сентября 2021, 11:51
+2
Александр, Нет вы не правы. Согласна, что им все равно. Но лично я считаю, что молчать и делать вид что всё хорошо, равносильно участию. Более того, сейчас цифровые технологии и этим нужно пользоваться. Их необходимо высвечивать, а фиксировать давно начали. И вот, когда вылетят с работы, учёбы и т.д., тогда и начнется " естественный" отбор. Всех не вылечат, но сократят изрядно. А это уже 👏.
Александр  Яврумов
03 сентября 2021, 16:54
0
Ох, Ваши бы слова да Богу в уши!
Светлана Азанова
01 сентября 2021, 17:34
#
+5
Спасибо Энфер. Я полностью поддерживаю вашу предвзятость. И считаю правильным говорить о достоинствах и недостатков того времени. В позапрошлом году я лично столкнулась с этой " предвзятостью". Я проживаю в населенном пункте состоящем из: австрияки 70%( переселенцы царского времени), поволжские немцы — 10%(переселенцы в 1941г.), русские (переселенцы с Казахстана в 1990е) и Я переселенец по личному желанию. Так вот, на территории школы поставили памятник с надписью: Жертвам разных репрессий. Пригласили прессу, выставили всех школьников и началась панихида. Когда я приехала забрать дочь, то… остолбенела. Какие репрессии в 41 году? Да, их насильно грузили в вагоны и увозили подальше от войны, а попросту спасали жизнь. Им выделили дома, землю и деньги. Да, они ходили с конвоем. А что они хотели, чтоб их разорвали на части обезумевшие от горя матери. А теперь они — репрессированные!!!
Может я и свиньёй выглядела в их глазах… Но я публично забрала дочь, высказала громко своё мнение и удалилась. И мне плевать, кто и что подумал. А вот панихид больше не было. Пусть кланяются те, кто хочет. А я русская и этим всё сказано.
Елена ЛЕВ
01 сентября 2021, 17:14
#
+2
Можно добавить, что электричество на Ольхон провели в 2005 году. Мы с подругой тогда долго стояли на берегу МРС, сомневаясь, надо ли нам стоять длинную очередь на паром до Ольхона. Рассматривали свеженькие столбы линии электропередачи. Мы были без машины, передумали. Пошли опять в свой городок на Малом море.
Артур Ч
01 сентября 2021, 16:44
#
0
👏👍