Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в неё: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесёт над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернёшься ты с удесятерённой надеждой: там, впереди, обетованная жизнь… © Валентин РаспутинСегодня мы об Ольхоне, добрый день, дорогие друзья, прогуляемся вместе в этот уникальный уголок Сибири.
«Важнейшая сторона воспитания — это развитие острого восприятия природы. Притупление внимания к природе равносильно остановке развития человека, так как разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать». © Иван ЕфремовМногие люди, куда более умные, чем я, склонны считать Сибирь – душой России. В общем-то, только волей случая попав сюда, в достаточную близость к Байкалу, я наконец-то поняла и разделила это убеждение. Но ещё долго не понимала, почему местные – и не только они – так возвеличивают Байкал. В конце концов, я выросла у моря, так что большим количеством воды меня было не удивить – тем более, что привыкла я к открытому океану с ширью и бесконечностью, насколько хватает взгляда, а тут всего лишь озеро, хоть и большое.
Могу сразу сказать, что я ошибалась.
Бесконечно ошибалась.
Сибирь – это та величественная и древняя русская тайна, завёрнутая в загадку и помещённая в головоломку, Байкал же – сердце этой тайны, духовный центр Сибири. Сердце же самого Байкала – крупнейший его остров Ольхон, по иронии природы почти в точности повторяющий его очертания.
Не буду мусолить банальности о длине, глубине и уникальности Байкала (хотя для честности – 636 километров, 1642 метра и самое огромное хранилище пресной воды – 20% от всех запасов — на планете), но отмечу, что люди, живущие возле Байкала, склонны считать его живым. Разумеется, на это наложились древнейшие традиции местного шаманизма, склонного одушевлять природу и почитающего её, как храм, но для этого существует и множество иных обоснований. Из уважения местные жители обычно называют озеро не иначе, как Священным морем.
Байкал, как известно, является раем для уфологов, ищущих в водах озера инопланетные цивилизации и наблюдающих за местным небом в поисках НЛО, рассказами о которых богаты эти края – ходят легенды даже о целой инопланетной базе на дне Байкала. Постоянно всплывают истории от местных жителей и туристов, наблюдавших в небе над Байкалом непонятные огни и замечавших странных существ и объекты, поднимающихся с глубин озера.
Также это рай для всевозможного толка мистиков и эзотериков, ищущих следы затерянных цивилизаций, аномальных зон и неизвестных традиционной науке существ. Одна из эзотерических теорий, известных мне, повествует о некоей ольхонской цивилизации, существовавшей около семь-восьми тысяч лет назад, будучи лишь одним из форпостов куда бо́льшей Гиперборейской цивилизации. И подобных фантастических легенд в духе Рен-тв, уверяю, здесь бесчисленно.
Ну и, разумеется, Байкал – а в частности Ольхон — является центром мира северного шаманизма, наиболее мощным его оплотом; считается, что именно Ольхон был изначальной родиной всего бурятского шаманизма. По сей день в первые выходные августа на Ольхоне проводится «слёт» шаманов – они, разбросанные по миру, неизменно каждый год собираются в «месте силы» для проведения своих обрядов.
Сердцем самого Ольхона является скала Шаманка – одна из «девяти святынь Азии», почитающаяся как главное место силы Ольхона, Байкала, Сибири и всей северной Азии.
Я глубоко убежден, что ничего совершеннее природы в красоте создано быть не может. © Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»
Даже если бы я не знала о сакральности этого места, от Шаманки исходил настолько ошеломляющий поток… силы? энергии? – называйте как хотите – что рядом с ней даже вечно холодный воздух Ольхона казался горячим.
Утром и вечером с Байкала неизменно накатывает туман, укрывающий берег и окрестности. «Шаманка прячется от людей» — так всякий раз говорила я с непонятной нежностью.
По местным легендам, Ольхон в целом и Шаманка в частности являются обителью всех самых сильных духов Байкала. Считается, что когда-то тринадцать нойнов — сыновей божественных Тенгриев, спустившись в наш мир для вершения суда над людьми, избрали своим местом жительства именно Ольхон; старший нойон Хаан Хутэ-баабай поселился в пещере внутри Шаманки. По преданиям, у него было три дворца – небесный, положенный ему по происхождению, сама Шаманка и обиталище в подземном мире. По тем же преданиям, все главные шаманские роды пошли именно от него.
Особая сила Шаманки известна ещё со времён расцвета тенгрианства и завоевательных походов Чингисхана – во многих мифах Чингисхан, как духовный лидер своего народа, неоднократно посещал Ольхон для свершения своих ритуалов и вообще избрал его для себя, как главное священное место своих земель. Что особенно интересно, в них часто упоминается, как он приезжал на Ольхон со своими воинами по полосе суши, ведущей с материка на остров – и не совсем понятно, был ли этот путь тогда доступным для всех, или эту тайную дорогу открыли ему местные духи. Так или иначе, никакого «сухого» пути на Ольхон нет, и по всем историко-географическим данным теоретически он мог существовать разве что в доледниковые времена. По другим легендам, более-менее достоверным, в пещере Шаманки некоторое время жил один из величайших воинов Чингисхана – видимо, сам Хаан Хутэ-баабай позволил ему делить с собой жилище.
По третьим преданиям, Чингисхан и вовсе похоронен в одной из потаённых пещер на Ольхоне, причём вместе с «живой» или «вечной» кровью – неким таинственным снадобьем, дарующим человеку практически бессмертие. Существуют предсказания, словно бы наступит момент, когда эта «вечная кровь» прольётся на его истлевшее тело и великий хан воскреснет, чтобы повергнуть своих врагов и вновь воцариться в мире.
Практически неизвестно, как называлась Шаманка в те далёкие времена легенд, но своё окончательное название она получила на закате тенгрианства – рассказывается, что когда Хаан Хутэ-баабай решил переселиться на высочайший пик Ольхона – гору Жиму, он оставил своё жилище сильнейшей шаманке острова Алтан-Эрдени. До середины прошлого века на скале ещё сохранялось её изображение, но время всё же взяло своё. Взамен отпечатанной на камнях фигуры шаманки в семидесятых годах прошлого века на скале непонятным образом возник естественный алый рисунок головы дракона, и он находится там до сих пор – считается, что это изображение великого Змея Абарга Могоя. В местном этнографическом музее имени Ревякина хранятся артефакты, украшения и бытовые принадлежности некоей неизвестной шаманки, и некоторые туристы, проникнувшиеся местными легендами, полагают, что это вещи той самой легендарной шаманки Алтан-Эрдени и даже повествуют об этом в своих блогах, однако это распространённое заблуждение: те украшения принадлежали шаманке, сожжённой в сороковые-пятидесятые годы двадцатого века – жизнь же Алтан-Эрдени относится к незапамятной эпохе заката тенгрианской религии, и всё, что осталось после неё – это предания и мифы.
Один из известных мне мифов довольно забавен своей интерпретацией событий с точки зрения простого обывателя тех времён: в нём повествуется, что могучая шаманка некогда охраняла несметные сокровища, хранящиеся в пещере скалы (вероятно, они принадлежали тому великому воину Чингисхана, который там жил), но при этом никому не разрешала их трогать и более того – строго охраняла сакральное место от вторжения любопытствующих (а всевозможные табу на посещение мест от нынешнего Малого Хужира до самых Харанцов блюлись на острове веками). Всякий раз, как местные – из любопытства ли или от жадности — пытались нарушить покой святого места, она-де насылала на остров страшные бури и обрушивала несчастья на осквернителей. В итоге люди собрались и победили «злую шаманку» – убил её некий безвестный охотник, исподтишка поразив стрелой (каков храбрец, а?). Шаманку похоронили, положив на её могилу огромный валун, чтобы она не могла больше переродиться в этом мире, а все сокровища, хранящиеся в пещере, отжали в личное пользование, и больше о них никто не слышал. То есть, разумеется, в обязательном тоне уточняется, что их пустили «на добрые дела», но так или иначе, на этом славная история древних ценностей заканчивается.
Эдакая типичная легенда, описывающая разграбление святынь как подвиг и победу над злом. Но в действительности, вся местность, на который ныне находятся самые людные посёлки острова – Хужир, Малый Хужир и Харанцы, веками была безлюдной. Её посещали шаманы для исполнения своих ритуалов, во времена властвования буддизма на Ольхоне туда сходились ламы, также для священных обрядов. В отличие от шаманов, ламы с меньшим почтением относились к местной святыне – например, для постройки своего алтаря в пещере Шаманки, они собрали и выкинули весь исторический слой со дна пещеры, так что теперь неизвестно, что именно могло там храниться с древних времён. Тогда же они и попытались переименовать Шаманку в мыс Бурхан (Будда, Бог) – но как окончательно не прижился буддизм на острове, также не прижилось и название, закрепившись разве что лишь на картах и в умах людей, незнакомых с историей острова.
Со всей Северной Азии к Шаманке съезжались бездетные буряты, чтобы просить местных духов о продолжении рода, там приносились самые священные клятвы и обеты. Женщинам и детям из-за избыточной силы тех мест было запрещено приближаться к мысу – считалось, что эта сила может негативно повлиять на их здоровье вплоть до бесплодия. Было запрещено проезжать мимо мыса на повозках – то есть, на колёсах, всадники же никогда не скакали верхом – они спешивались и обматывали копыта коней тряпками, чтобы цокот не смущал покой местных духов.
Первые поселенцы, основавшие Хужир в 1932 году, были русскими – они попросту не придавали значения местным поверьям. Ещё долгое время буряты не решались селиться в священных местах – лишь в послевоенное время те из местных жителей, кто потерял веру в свои обычаи, постепенно начали заселять Хужир.
Рядом с Шаманкой располагается не менее примечательное место, но туристы обращают на него куда меньше внимания – мыс Богатырь. До двадцатых годов двадцатого века существовал обычай, по которому новорождённых мальчиков приносили на мыс – считалось, что в этом месте будущий мужчина получит долгие годы жизни и физическое могущество с великой духовной силой.
Старое название мыса – Огненный. Рассказывается, что когда первые русские путешественники, посетившие Ольхон в конце семнадцатого века, пытались причалить к берегу, их не пустил на остров гигантский огненный столб, возникший прямо из вод Байкала. Шаманы издревле проводили на этом мысе ритуалы стихий – огня, воды и воздуха, как на сакральном месте, насыщенном силой.
Полон Байкал и уже более современных легенд – например, о хранящемся на дне Байкала золоте Колчака. Особой исторической достоверности под собой этот миф не имеет, однако уже почти сотню лет авантюристы делятся между собой историями о бесчисленных сокровищах Российской Империи, то ли утерянных, то ли сознательно затопленных в водах Священного моря. Новую жизнь этот миф получил в конце нулевых годов во время исследовательских экспедиций глубоководных аппаратов «МИР-1» и «МИР-2», совершивших за пару лет более 160 погружений в глубины озера. Особенно взбудоражило общественность заявление об обнаружении на дне Байкала неких железных конструкций, которые, возможно, могут быть обломками железнодорожных вагонов времён Гражданской войны. Околоэкспедиционные «специалисты» и «консультанты», бывало, вопили на страницах различных СМИ, что едва ли не своими глазами видели блестевшее в окнах вагонов золото, однако сенсация так и осталась разве что на страницах изданий разной степени желтушности. Легенда же продолжает жить, как и многие другие, прочно обосновавшиеся в окрестностях Байкала.
Зато с экспедициями «Миров» связана другая, более интересная история: о посещении «Мира» главным божеством озера, Хозяином Байкала – кто-то называет его Белым Старцем, кто-то просто Хозяином, а местные жители утверждают, что порой он им снится – в своём облике или в виде огромного «всевидящего ока».
Перед началом экспедиции экипажи провели ритуалы по местным обычаям, обратились к местным шаманам и ламам – шаманы, например, долго задабривали дух озера, чтобы тот смилостивился к исследователям и помог им в работе.
Михаил Слипенчук: «Когда мы начали работать на Байкале, он нас поначалу не принял. Волна была полтора-два метра. Я ездил, просил буддистское благословение. И в русской православной церкви. Все конфессии, которые тут присутствуют, были нами приглашены. Байкал смилостивился и когда мы всплыли после погружения, был такой штиль-зеркало. И двойная радуга по всему небу. Такой красоты я не видел ни до, ни после».В итоге одно из первых погружений всё равно чуть не провалилось:
«На дне озера лежит огромный слой ила, разглядеть что-то даже с мощными фонарями непросто. В какой-то момент начался камнепад. Получили удар в корпус. Пришлось срочно всплывать. Оказалось, что начался шторм и катер, который буксирует аппараты, кинуло волной, он повредил руль и остался бесходным. Мир-2 получил команду снова погрузиться на глубину и подождать, когда поднимут Мир-1. В ожидании всплытия команда задремала. И вдруг сквозь сон на глубине несколько десятков метров Баир Цыренов отчётливо услышал, как открылся люк.Неизвестно, насколько эта история достоверна – просто потому, что легенды и реальность переплетаются на Байкале в такой безумный узел возможного и невозможного, что его невозможно распутать. Можно лишь слушать – тем более, что слушать можно без конца.
Баир Цыренов: «Кто-то зашёл и сел рядом с нами. Я ощущал физически, что кто-то находится в кабине. Мысленно я сказал, что мы ничего не брали, что просто посмотреть хотели, ничего не сделали плохого». В следующий момент люк открылся и нечто безмолвное покинуло аппарат Мир-2. Цыренов уверен, что это был Хозяин Байкала и он дал предупреждение. Это он решает — позволить или нет».
Более-менее достоверна история от местных спасателей (в лице Виталия Тихонова), которые в 2006 году развернули проект по очистке дна Байкала от бесчисленных затонувших автомобилей. В одной из машин, которая пролежала на дне много лет, обнаружили нетронутое разложением тело – надо отметить, что в Байкале очень много микроорганизмов, которые и обеспечивают уникальную чистоту озера, и они бы уничтожили труп в считанные дни или недели. Выяснилось, что это тело одной из местных шаманок, которая пропала около пятнадцати лет назад.
Виталий Тихонов: «Когда тело извлекли, то специалисты определили, что оно пролежало в воде 15 лет. Это была женщина-шаманка. Почтовый УАЗик при плохой видимости провалился в трещину под лёд и ей спастись не удалось. Она так и сидела на заднем сидении. И вот самое интересное, когда подняли, возможно это совпадение, начался очень сильный ветер ураганного плана. Он повалил большое количество деревьев. Местные уверены, что это наше вмешательство в жизнь...».Местные жители решили, что так гневается Хозяин Байкала – у него забрали тело любимой слуги.
В начале я упоминала, что байкальцы считают озеро живым – и не только шаманизм повинен в этом. Бесчисленные сонмы подобных историй поневоле внушают мысль, что Байкал действительно странное, грозное, и при этом одухотворённое место. Бесчисленные трагические случаи на озере и Ольхоне уже никого не удивляют – считается, что так Священное море берёт себе в качестве жертв неосторожных или невежественных людей, которые неуважительно отнеслись к местным духам. В конечном счёте, не просто так Байкал называют русским «Бермудским треугольником» — катастроф и крушений на его счету немерено, и не все из них вызваны Сармой, самым страшным ветром Байкала, по легендам выпускаемым Хозяином, чтобы забрать очередную жертву. Некоторые случаи попросту необъяснимы. Но берега Байкала и Ольхона усыпаны надгробиями и памятниками с повязанными чалама, пирамидками из камней и подношениями в виде монеток. В одной из прогулок вблизи мыса Богатырь я случайно наткнулась на надгробие ребёнка. Шаманские ленты, подношения духам в виде конфет и монеток, и одиноко лежащая моделька красной машинки.
Клянусь, эта машинка до сих пор стоит перед глазами.
«Байкал забрал» — просто и уважительно говорят местные.
Другое надгробие было возле песков Сарайского пляжа. После этого к одиноко возвышающимся камням я уже не подходила.
Говорят, что льды Байкала опаснее, чем Эверест – в одни только зимние периоды там погибает почти в два раза больше людей, чем на самой высокой вершине мира. Потом приходит лето и забирает новых жертв — срывающихся с Шаманки, скал, мысов и коварных тропок, умирающих от остановки сердца или инсультов при переохлаждении, разбивающихся, казалось бы, на ровном месте, или увлекаемых на дно вместе с катерами неистовой Сармой.
…Было бы кощунственным упустить из виду другую диковину Ольхона – знаменитые столбы Сэргэ, тринадцать коновязей, словно бы охраняющих путь к Шаманке.
По традиции, верхняя часть столба предназначена для небесных коней божеств, средняя – для коней, принадлежащих людям этого мира, нижняя – для коней существ, пришедших из подземного мира. Вблизи Байкала полно столбов Сэргэ, но эти считаются особенными.
Вообще, исторически столбы Сэргэ символизируют, что у этого места есть хозяин – так что, встретив на своём пути Сэргэ, необходимо остановиться «побурханить» — оставить подношение местным духам в виде монеток, конфет без упаковки, молока или алкоголя, и лишь тогда ехать или идти дальше. У местных бурятов также полно всяческих традиций, по которым столбы ставились в честь того или иного события – рождения ребёнка, свадеб, прочих счастливых или памятных поводов. Но, насколько я поняла, духи, которым принадлежат конкретно эти Сэргэ, столь могучи, что у столбов оставляют подношения, чтобы загадать то или иное желание – конечно, загадывать нужно то, чего хочется больше всего. Деньги или богатство желать бесполезно – за жадность можно и огрести. Но один из местных жителей (он без конца просил оставить его неназванным и сохранить полную анонимность), называл эти столбы Апостолами. Понять этого я так и не смогла – то ли это одна из местных легенд, сохранившихся лишь у старожилов Ольхона и скрытая от посторонних, то ли потому, что он подумал, что я принадлежу к христианской религии и такое слово мне будет понятнее. Таинственный аноним был уже столь стар, что лишними расспросами я тогда его старалась не утомлять, а продолжить разговор мне не позволил несчастный случай (случившийся, к слову, сразу после того, как я допустила неуважительность к Шаманке). Но этот местный житель частенько отправлял понравившихся ему людей к Апостолам, чтобы те исполнили их самые сокровенные мечты. Одним из них был маленький мальчик, такой худой и бледный, что светился насквозь. Он сгорал от опухоли мозга – врачи были уже бессильны.
Тот местный житель сам сводил его к Апостолам и велел загадать лишь одну вещь, но самую-самую важную. Мальчик попросил у Сэргэ друзей – из-за болезни он уже давно был одинок и ни с кем не играл.
На следующий год, по рассказу, родители вновь привезли этого мальчика на Ольхон по его настоятельной просьбе – он хотел поблагодарить того таинственного N, и заодно столбы Сэргэ. Теперь, когда он был здоров, у него появилось очень много друзей.
…Бесчисленным количеством историй и легенд окутан Байкал. Неизвестно, что правда, а что просто выдумка суеверных местных жителей. Но другое рассказанное поразило меня куда больше. Я некогда слышала о подобном обряде, но обычно исполнялся он в других условиях.
На Ольхон, как место силы, часто приезжают богатые люди, которым в конце концов не помогли ни деньги, ни отмаливание грехов, следующее за ними. В Хужире они порой бросают в людных местах – у магазинов, административных зданий или школы – деньги, телефоны, даже украшения, оставляя на этих предметах свой «грех». Считается, что тот, кто подберёт ценность, на того и перейдёт этот «грех», и этот человек пострадает в полной мере, как должен был пострадать согрешивший.
Часто эти люди раскидывают игрушки.
Потому что местные взрослые, знающие обычаи, не подберут ничего такого.
А вот дети точно схватят красивую игрушку, по счастливой случайности потерянную каким-то туристом.
«Ненавижу таких» — бессильно тогда сорвался голос у рассказчика. Я молчала. Мне нечего было сказать. Я слышала об этом обряде когда-то давно. Но не знала, что люди додумались до подобного.
Тем более – что пользуются подобной мерзостью на священных берегах, притянутые их силой.
…Сегодня мы с вами, друзья, коснулись лишь малой части того, что можно узнать об Ольхоне – но те земли буквально сплетены из легенд, мифов и фантастических рассказов — порой кажется, что ходишь по живой истории, навечно оставшейся юной, застыв в янтаре пьянящего и смолистого ольхонского воздуха. Так что, начав говорить о сердце Байкала, я не могла не упомянуть хоть несколько преданий и легенд.
Но продолжение следует.
P.S. Фото авторские, чукча всё ещё не фотограф.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Я в тех местах не была, но смотрела научный фильм о ВДРУГ случающихся воронках огромных размеров. Это завораживает.
Может не такая и тайна, просто информация скрыта!?
Мне очень интересны подземные города находящиеся на всей этой территории. О трёх я точно знаю, они закрытые. Но думаю, что есть и ещё. Интересно, что их не строили, а просто воспользовались готовыми строениями. И возникает вопрос — Как появились эти подземные мегаполисы.
На празднике Солнца я участвовала только на своей Родине — Диксон.
С удовольствием прочитал. Спасибо.