Загрузка

Загадочная Сибирь: Ольхон. Земля легенд

Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в неё: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесёт над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернёшься ты с удесятерённой надеждой: там, впереди, обетованная жизнь… © Валентин Распутин
Сегодня мы об Ольхоне, добрый день, дорогие друзья, прогуляемся вместе в этот уникальный уголок Сибири.



«Важнейшая сторона воспитания — это развитие острого восприятия природы. Притупление внимания к природе равносильно остановке развития человека, так как разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать». © Иван Ефремов
Многие люди, куда более умные, чем я, склонны считать Сибирь – душой России. В общем-то, только волей случая попав сюда, в достаточную близость к Байкалу, я наконец-то поняла и разделила это убеждение. Но ещё долго не понимала, почему местные – и не только они – так возвеличивают Байкал. В конце концов, я выросла у моря, так что большим количеством воды меня было не удивить – тем более, что привыкла я к открытому океану с ширью и бесконечностью, насколько хватает взгляда, а тут всего лишь озеро, хоть и большое.

Могу сразу сказать, что я ошибалась.

Бесконечно ошибалась.

Сибирь – это та величественная и древняя русская тайна, завёрнутая в загадку и помещённая в головоломку, Байкал же – сердце этой тайны, духовный центр Сибири. Сердце же самого Байкала – крупнейший его остров Ольхон, по иронии природы почти в точности повторяющий его очертания.

Не буду мусолить банальности о длине, глубине и уникальности Байкала (хотя для честности – 636 километров, 1642 метра и самое огромное хранилище пресной воды – 20% от всех запасов — на планете), но отмечу, что люди, живущие возле Байкала, склонны считать его живым. Разумеется, на это наложились древнейшие традиции местного шаманизма, склонного одушевлять природу и почитающего её, как храм, но для этого существует и множество иных обоснований. Из уважения местные жители обычно называют озеро не иначе, как Священным морем.



Байкал, как известно, является раем для уфологов, ищущих в водах озера инопланетные цивилизации и наблюдающих за местным небом в поисках НЛО, рассказами о которых богаты эти края – ходят легенды даже о целой инопланетной базе на дне Байкала. Постоянно всплывают истории от местных жителей и туристов, наблюдавших в небе над Байкалом непонятные огни и замечавших странных существ и объекты, поднимающихся с глубин озера.

Также это рай для всевозможного толка мистиков и эзотериков, ищущих следы затерянных цивилизаций, аномальных зон и неизвестных традиционной науке существ. Одна из эзотерических теорий, известных мне, повествует о некоей ольхонской цивилизации, существовавшей около семь-восьми тысяч лет назад, будучи лишь одним из форпостов куда бо́льшей Гиперборейской цивилизации. И подобных фантастических легенд в духе Рен-тв, уверяю, здесь бесчисленно.

Ну и, разумеется, Байкал – а в частности Ольхон — является центром мира северного шаманизма, наиболее мощным его оплотом; считается, что именно Ольхон был изначальной родиной всего бурятского шаманизма. По сей день в первые выходные августа на Ольхоне проводится «слёт» шаманов – они, разбросанные по миру, неизменно каждый год собираются в «месте силы» для проведения своих обрядов.

Сердцем самого Ольхона является скала Шаманка – одна из «девяти святынь Азии», почитающаяся как главное место силы Ольхона, Байкала, Сибири и всей северной Азии.

Я глубоко убежден, что ничего совершеннее природы в красоте создано быть не может. © Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»


Даже если бы я не знала о сакральности этого места, от Шаманки исходил настолько ошеломляющий поток… силы? энергии? – называйте как хотите – что рядом с ней даже вечно холодный воздух Ольхона казался горячим.



Утром и вечером с Байкала неизменно накатывает туман, укрывающий берег и окрестности. «Шаманка прячется от людей» — так всякий раз говорила я с непонятной нежностью.



По местным легендам, Ольхон в целом и Шаманка в частности являются обителью всех самых сильных духов Байкала. Считается, что когда-то тринадцать нойнов — сыновей божественных Тенгриев, спустившись в наш мир для вершения суда над людьми, избрали своим местом жительства именно Ольхон; старший нойон Хаан Хутэ-баабай поселился в пещере внутри Шаманки. По преданиям, у него было три дворца – небесный, положенный ему по происхождению, сама Шаманка и обиталище в подземном мире. По тем же преданиям, все главные шаманские роды пошли именно от него.

Особая сила Шаманки известна ещё со времён расцвета тенгрианства и завоевательных походов Чингисхана – во многих мифах Чингисхан, как духовный лидер своего народа, неоднократно посещал Ольхон для свершения своих ритуалов и вообще избрал его для себя, как главное священное место своих земель. Что особенно интересно, в них часто упоминается, как он приезжал на Ольхон со своими воинами по полосе суши, ведущей с материка на остров – и не совсем понятно, был ли этот путь тогда доступным для всех, или эту тайную дорогу открыли ему местные духи. Так или иначе, никакого «сухого» пути на Ольхон нет, и по всем историко-географическим данным теоретически он мог существовать разве что в доледниковые времена. По другим легендам, более-менее достоверным, в пещере Шаманки некоторое время жил один из величайших воинов Чингисхана – видимо, сам Хаан Хутэ-баабай позволил ему делить с собой жилище.



По третьим преданиям, Чингисхан и вовсе похоронен в одной из потаённых пещер на Ольхоне, причём вместе с «живой» или «вечной» кровью – неким таинственным снадобьем, дарующим человеку практически бессмертие. Существуют предсказания, словно бы наступит момент, когда эта «вечная кровь» прольётся на его истлевшее тело и великий хан воскреснет, чтобы повергнуть своих врагов и вновь воцариться в мире.

Практически неизвестно, как называлась Шаманка в те далёкие времена легенд, но своё окончательное название она получила на закате тенгрианства – рассказывается, что когда Хаан Хутэ-баабай решил переселиться на высочайший пик Ольхона – гору Жиму, он оставил своё жилище сильнейшей шаманке острова Алтан-Эрдени. До середины прошлого века на скале ещё сохранялось её изображение, но время всё же взяло своё. Взамен отпечатанной на камнях фигуры шаманки в семидесятых годах прошлого века на скале непонятным образом возник естественный алый рисунок головы дракона, и он находится там до сих пор – считается, что это изображение великого Змея Абарга Могоя. В местном этнографическом музее имени Ревякина хранятся артефакты, украшения и бытовые принадлежности некоей неизвестной шаманки, и некоторые туристы, проникнувшиеся местными легендами, полагают, что это вещи той самой легендарной шаманки Алтан-Эрдени и даже повествуют об этом в своих блогах, однако это распространённое заблуждение: те украшения принадлежали шаманке, сожжённой в сороковые-пятидесятые годы двадцатого века – жизнь же Алтан-Эрдени относится к незапамятной эпохе заката тенгрианской религии, и всё, что осталось после неё – это предания и мифы.



Один из известных мне мифов довольно забавен своей интерпретацией событий с точки зрения простого обывателя тех времён: в нём повествуется, что могучая шаманка некогда охраняла несметные сокровища, хранящиеся в пещере скалы (вероятно, они принадлежали тому великому воину Чингисхана, который там жил), но при этом никому не разрешала их трогать и более того – строго охраняла сакральное место от вторжения любопытствующих (а всевозможные табу на посещение мест от нынешнего Малого Хужира до самых Харанцов блюлись на острове веками). Всякий раз, как местные – из любопытства ли или от жадности — пытались нарушить покой святого места, она-де насылала на остров страшные бури и обрушивала несчастья на осквернителей. В итоге люди собрались и победили «злую шаманку» – убил её некий безвестный охотник, исподтишка поразив стрелой (каков храбрец, а?). Шаманку похоронили, положив на её могилу огромный валун, чтобы она не могла больше переродиться в этом мире, а все сокровища, хранящиеся в пещере, отжали в личное пользование, и больше о них никто не слышал. То есть, разумеется, в обязательном тоне уточняется, что их пустили «на добрые дела», но так или иначе, на этом славная история древних ценностей заканчивается.

Эдакая типичная легенда, описывающая разграбление святынь как подвиг и победу над злом. Но в действительности, вся местность, на который ныне находятся самые людные посёлки острова – Хужир, Малый Хужир и Харанцы, веками была безлюдной. Её посещали шаманы для исполнения своих ритуалов, во времена властвования буддизма на Ольхоне туда сходились ламы, также для священных обрядов. В отличие от шаманов, ламы с меньшим почтением относились к местной святыне – например, для постройки своего алтаря в пещере Шаманки, они собрали и выкинули весь исторический слой со дна пещеры, так что теперь неизвестно, что именно могло там храниться с древних времён. Тогда же они и попытались переименовать Шаманку в мыс Бурхан (Будда, Бог) – но как окончательно не прижился буддизм на острове, также не прижилось и название, закрепившись разве что лишь на картах и в умах людей, незнакомых с историей острова.



Со всей Северной Азии к Шаманке съезжались бездетные буряты, чтобы просить местных духов о продолжении рода, там приносились самые священные клятвы и обеты. Женщинам и детям из-за избыточной силы тех мест было запрещено приближаться к мысу – считалось, что эта сила может негативно повлиять на их здоровье вплоть до бесплодия. Было запрещено проезжать мимо мыса на повозках – то есть, на колёсах, всадники же никогда не скакали верхом – они спешивались и обматывали копыта коней тряпками, чтобы цокот не смущал покой местных духов.



Первые поселенцы, основавшие Хужир в 1932 году, были русскими – они попросту не придавали значения местным поверьям. Ещё долгое время буряты не решались селиться в священных местах – лишь в послевоенное время те из местных жителей, кто потерял веру в свои обычаи, постепенно начали заселять Хужир.



Рядом с Шаманкой располагается не менее примечательное место, но туристы обращают на него куда меньше внимания – мыс Богатырь. До двадцатых годов двадцатого века существовал обычай, по которому новорождённых мальчиков приносили на мыс – считалось, что в этом месте будущий мужчина получит долгие годы жизни и физическое могущество с великой духовной силой.



Старое название мыса – Огненный. Рассказывается, что когда первые русские путешественники, посетившие Ольхон в конце семнадцатого века, пытались причалить к берегу, их не пустил на остров гигантский огненный столб, возникший прямо из вод Байкала. Шаманы издревле проводили на этом мысе ритуалы стихий – огня, воды и воздуха, как на сакральном месте, насыщенном силой.



Полон Байкал и уже более современных легенд – например, о хранящемся на дне Байкала золоте Колчака. Особой исторической достоверности под собой этот миф не имеет, однако уже почти сотню лет авантюристы делятся между собой историями о бесчисленных сокровищах Российской Империи, то ли утерянных, то ли сознательно затопленных в водах Священного моря. Новую жизнь этот миф получил в конце нулевых годов во время исследовательских экспедиций глубоководных аппаратов «МИР-1» и «МИР-2», совершивших за пару лет более 160 погружений в глубины озера. Особенно взбудоражило общественность заявление об обнаружении на дне Байкала неких железных конструкций, которые, возможно, могут быть обломками железнодорожных вагонов времён Гражданской войны. Околоэкспедиционные «специалисты» и «консультанты», бывало, вопили на страницах различных СМИ, что едва ли не своими глазами видели блестевшее в окнах вагонов золото, однако сенсация так и осталась разве что на страницах изданий разной степени желтушности. Легенда же продолжает жить, как и многие другие, прочно обосновавшиеся в окрестностях Байкала.



Зато с экспедициями «Миров» связана другая, более интересная история: о посещении «Мира» главным божеством озера, Хозяином Байкала – кто-то называет его Белым Старцем, кто-то просто Хозяином, а местные жители утверждают, что порой он им снится – в своём облике или в виде огромного «всевидящего ока».

Перед началом экспедиции экипажи провели ритуалы по местным обычаям, обратились к местным шаманам и ламам – шаманы, например, долго задабривали дух озера, чтобы тот смилостивился к исследователям и помог им в работе.

Михаил Слипенчук: «Когда мы начали работать на Байкале, он нас поначалу не принял. Волна была полтора-два метра. Я ездил, просил буддистское благословение. И в русской православной церкви. Все конфессии, которые тут присутствуют, были нами приглашены. Байкал смилостивился и когда мы всплыли после погружения, был такой штиль-зеркало. И двойная радуга по всему небу. Такой красоты я не видел ни до, ни после».
В итоге одно из первых погружений всё равно чуть не провалилось:

«На дне озера лежит огромный слой ила, разглядеть что-то даже с мощными фонарями непросто. В какой-то момент начался камнепад. Получили удар в корпус. Пришлось срочно всплывать. Оказалось, что начался шторм и катер, который буксирует аппараты, кинуло волной, он повредил руль и остался бесходным. Мир-2 получил команду снова погрузиться на глубину и подождать, когда поднимут Мир-1. В ожидании всплытия команда задремала. И вдруг сквозь сон на глубине несколько десятков метров Баир Цыренов отчётливо услышал, как открылся люк.

Баир Цыренов: «Кто-то зашёл и сел рядом с нами. Я ощущал физически, что кто-то находится в кабине. Мысленно я сказал, что мы ничего не брали, что просто посмотреть хотели, ничего не сделали плохого». В следующий момент люк открылся и нечто безмолвное покинуло аппарат Мир-2. Цыренов уверен, что это был Хозяин Байкала и он дал предупреждение. Это он решает — позволить или нет».
Неизвестно, насколько эта история достоверна – просто потому, что легенды и реальность переплетаются на Байкале в такой безумный узел возможного и невозможного, что его невозможно распутать. Можно лишь слушать – тем более, что слушать можно без конца.



Более-менее достоверна история от местных спасателей (в лице Виталия Тихонова), которые в 2006 году развернули проект по очистке дна Байкала от бесчисленных затонувших автомобилей. В одной из машин, которая пролежала на дне много лет, обнаружили нетронутое разложением тело – надо отметить, что в Байкале очень много микроорганизмов, которые и обеспечивают уникальную чистоту озера, и они бы уничтожили труп в считанные дни или недели. Выяснилось, что это тело одной из местных шаманок, которая пропала около пятнадцати лет назад.

Виталий Тихонов: «Когда тело извлекли, то специалисты определили, что оно пролежало в воде 15 лет. Это была женщина-шаманка. Почтовый УАЗик при плохой видимости провалился в трещину под лёд и ей спастись не удалось. Она так и сидела на заднем сидении. И вот самое интересное, когда подняли, возможно это совпадение, начался очень сильный ветер ураганного плана. Он повалил большое количество деревьев. Местные уверены, что это наше вмешательство в жизнь...».
Местные жители решили, что так гневается Хозяин Байкала – у него забрали тело любимой слуги.

В начале я упоминала, что байкальцы считают озеро живым – и не только шаманизм повинен в этом. Бесчисленные сонмы подобных историй поневоле внушают мысль, что Байкал действительно странное, грозное, и при этом одухотворённое место. Бесчисленные трагические случаи на озере и Ольхоне уже никого не удивляют – считается, что так Священное море берёт себе в качестве жертв неосторожных или невежественных людей, которые неуважительно отнеслись к местным духам. В конечном счёте, не просто так Байкал называют русским «Бермудским треугольником» — катастроф и крушений на его счету немерено, и не все из них вызваны Сармой, самым страшным ветром Байкала, по легендам выпускаемым Хозяином, чтобы забрать очередную жертву. Некоторые случаи попросту необъяснимы. Но берега Байкала и Ольхона усыпаны надгробиями и памятниками с повязанными чалама, пирамидками из камней и подношениями в виде монеток. В одной из прогулок вблизи мыса Богатырь я случайно наткнулась на надгробие ребёнка. Шаманские ленты, подношения духам в виде конфет и монеток, и одиноко лежащая моделька красной машинки.

Клянусь, эта машинка до сих пор стоит перед глазами.

«Байкал забрал» — просто и уважительно говорят местные.

Другое надгробие было возле песков Сарайского пляжа. После этого к одиноко возвышающимся камням я уже не подходила.

Говорят, что льды Байкала опаснее, чем Эверест – в одни только зимние периоды там погибает почти в два раза больше людей, чем на самой высокой вершине мира. Потом приходит лето и забирает новых жертв — срывающихся с Шаманки, скал, мысов и коварных тропок, умирающих от остановки сердца или инсультов при переохлаждении, разбивающихся, казалось бы, на ровном месте, или увлекаемых на дно вместе с катерами неистовой Сармой.

…Было бы кощунственным упустить из виду другую диковину Ольхона – знаменитые столбы Сэргэ, тринадцать коновязей, словно бы охраняющих путь к Шаманке.



По традиции, верхняя часть столба предназначена для небесных коней божеств, средняя – для коней, принадлежащих людям этого мира, нижняя – для коней существ, пришедших из подземного мира. Вблизи Байкала полно столбов Сэргэ, но эти считаются особенными.



Вообще, исторически столбы Сэргэ символизируют, что у этого места есть хозяин – так что, встретив на своём пути Сэргэ, необходимо остановиться «побурханить» — оставить подношение местным духам в виде монеток, конфет без упаковки, молока или алкоголя, и лишь тогда ехать или идти дальше. У местных бурятов также полно всяческих традиций, по которым столбы ставились в честь того или иного события – рождения ребёнка, свадеб, прочих счастливых или памятных поводов. Но, насколько я поняла, духи, которым принадлежат конкретно эти Сэргэ, столь могучи, что у столбов оставляют подношения, чтобы загадать то или иное желание – конечно, загадывать нужно то, чего хочется больше всего. Деньги или богатство желать бесполезно – за жадность можно и огрести. Но один из местных жителей (он без конца просил оставить его неназванным и сохранить полную анонимность), называл эти столбы Апостолами. Понять этого я так и не смогла – то ли это одна из местных легенд, сохранившихся лишь у старожилов Ольхона и скрытая от посторонних, то ли потому, что он подумал, что я принадлежу к христианской религии и такое слово мне будет понятнее. Таинственный аноним был уже столь стар, что лишними расспросами я тогда его старалась не утомлять, а продолжить разговор мне не позволил несчастный случай (случившийся, к слову, сразу после того, как я допустила неуважительность к Шаманке). Но этот местный житель частенько отправлял понравившихся ему людей к Апостолам, чтобы те исполнили их самые сокровенные мечты. Одним из них был маленький мальчик, такой худой и бледный, что светился насквозь. Он сгорал от опухоли мозга – врачи были уже бессильны.

Тот местный житель сам сводил его к Апостолам и велел загадать лишь одну вещь, но самую-самую важную. Мальчик попросил у Сэргэ друзей – из-за болезни он уже давно был одинок и ни с кем не играл.

На следующий год, по рассказу, родители вновь привезли этого мальчика на Ольхон по его настоятельной просьбе – он хотел поблагодарить того таинственного N, и заодно столбы Сэргэ. Теперь, когда он был здоров, у него появилось очень много друзей.



…Бесчисленным количеством историй и легенд окутан Байкал. Неизвестно, что правда, а что просто выдумка суеверных местных жителей. Но другое рассказанное поразило меня куда больше. Я некогда слышала о подобном обряде, но обычно исполнялся он в других условиях.

На Ольхон, как место силы, часто приезжают богатые люди, которым в конце концов не помогли ни деньги, ни отмаливание грехов, следующее за ними. В Хужире они порой бросают в людных местах – у магазинов, административных зданий или школы – деньги, телефоны, даже украшения, оставляя на этих предметах свой «грех». Считается, что тот, кто подберёт ценность, на того и перейдёт этот «грех», и этот человек пострадает в полной мере, как должен был пострадать согрешивший.

Часто эти люди раскидывают игрушки.

Потому что местные взрослые, знающие обычаи, не подберут ничего такого.

А вот дети точно схватят красивую игрушку, по счастливой случайности потерянную каким-то туристом.

«Ненавижу таких» — бессильно тогда сорвался голос у рассказчика. Я молчала. Мне нечего было сказать. Я слышала об этом обряде когда-то давно. Но не знала, что люди додумались до подобного.

Тем более – что пользуются подобной мерзостью на священных берегах, притянутые их силой.

…Сегодня мы с вами, друзья, коснулись лишь малой части того, что можно узнать об Ольхоне – но те земли буквально сплетены из легенд, мифов и фантастических рассказов — порой кажется, что ходишь по живой истории, навечно оставшейся юной, застыв в янтаре пьянящего и смолистого ольхонского воздуха. Так что, начав говорить о сердце Байкала, я не могла не упомянуть хоть несколько преданий и легенд.

Но продолжение следует.



P.S. Фото авторские, чукча всё ещё не фотограф.
Энфер
Энфер Зам. главного

Per aspera ad astra.
+25

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Спасибо, Энфер. Это было неожиданно интересно.
Светлана Азанова
01 сентября 2021, 16:05
#
+6
Да, КРАСОТА. В Ведах, территория от Репейских ( Уральских) гор и до Байкала, называется Беловодьем. Причем название озера так и остаётся неизменным. Самым главным центром называется Омск. Но самое интересное, что все Допотопые события происходят именно в этих местах. Никто не знает автора этой «книги» и описываемые события очень интересны. Но вот То, что находится на всём Беловодье, вызывает действительно неподдельный интерес.
Я в тех местах не была, но смотрела научный фильм о ВДРУГ случающихся воронках огромных размеров. Это завораживает.
Может не такая и тайна, просто информация скрыта!?
Эпоха Перемен
01 сентября 2021, 17:10
+4
Светлана, вы имеете ввиду пять озёр и деревню Окунёво? В деревне очень много различных эзотериков, кришнаитов, славянофилов и ещё многих «неофициальных » религий и течений. Некоторые живут постоянно. В июне можно съездить на праздник Солнцестояния. Четыре озера физически видишь и ощущаешь, а пятое удаётся увидеть лишь избранным, духовно чистым людям. По легендам, там хранится вся информация о великой Гиперборее. Я была лишь на одном озере — Данилово, которое стало местом отдыха с палаточный городком. Очень красивая природа и чистейшее глубокое озеро с кувшинками. А про Омск могу сказать, что считается, что это древний город Асгард Ирийский, который стоит на берегу священного Ирия (Иртыша) и метро законсервировали потому, что наткнулись на какие-то артефакты.
Светлана Азанова
01 сентября 2021, 17:54
+3
Эпоха Перемен, Нет. Там указывается территории от Байкала и до Уральских гор. Это получается Иркутская область, Красноярский край, Новосибирская область и до Урала. Я посчитала там как раз семь больших рек ( семиводье). Да Омск так и называется, а вот Гиперборея, скорее всего это продолжение Уральского хребта на север. По карте он как раз выходит на Новую Землю и видимо дальше к полюсу.
Мне очень интересны подземные города находящиеся на всей этой территории. О трёх я точно знаю, они закрытые. Но думаю, что есть и ещё. Интересно, что их не строили, а просто воспользовались готовыми строениями. И возникает вопрос — Как появились эти подземные мегаполисы.
На празднике Солнца я участвовала только на своей Родине — Диксон.
Руслан Морозов
01 сентября 2021, 13:41
#
+2
Тайное и неизведанное
Галина
01 сентября 2021, 12:14
#
+5
До мурашек… Спасибо, Энфер, жду продолжения 🙌👏
Эпоха Перемен
01 сентября 2021, 12:08
#
+6
Ещё раз поздравляю с Днём Рождения, Энфер! Огромная благодарность за статьи о наших чудесных местах! В этом году я в очередной раз съездила в Горный Алтай. Красота природы, масса впечатлений и местные легенды. Ничто не сравниться с уникальностью России. И, когда на меня сочувственно смотрели, что я уехала не за границу, а с палатками на Алтай, я таким людям говорила, что мы свою же собственную страну не знаем, зачем нам заграница. Поэтому очень интересно читать такого плана статьи и, возможно, планировать новое путешествие по нашей огромной стране.
Александр  Яврумов
01 сентября 2021, 11:29
#
+5
«Ненавижу таких» — бессильно тогда сорвался голос у рассказчика.
Твари они богомерзкие, не имеющие ничего святого.
Артур Ч
01 сентября 2021, 11:12
#
+3
На снимке валуна у берега отчетливо видна буква «Х». Глубокая. На надпись из серии; «здесь был Вася» не похоже. Хужир? Или это не буква?
С удовольствием прочитал. Спасибо.