Загрузка

Неча на зеркало пенять... (Часть II)

(окончание)

Мы говорим, что экономику страны перенапрягла гонка вооружений, а на самом деле – нет. Не в гонке дело. Сегодня на «Прямой линии президента» было отчетливо показано, что страну разрушило.

Колхозы и совхозы, которые при Сталине – и это послевоенный период – кормили всю страну, к концу восьмидесятых «еле на ладан дышали». С весны и до глубокой осени на полях трудились научные сотрудники, рабочие и служащие различных заводов и фабрик. «В борьбе за урожай на колхозные поля вышли студенты и рабочие» – так раньше писали и говорили?

Я родилась ближе к концу шестидесятых и, хоть и была довольно маленькой, но помню, что какое-то время мама пользовалась прачечной, в выходные мы обязательно всей семьей шли в кино или театр, а после ужинали в ресторане. Помню, как я боялась трепангов, которые лежали в витрине «стекляшки», любила мороженое крем-брюле, эскимо и фруктовый чай. Помню, как меня отправляли в рыбный магазин за паюсной икрой с пол-литровой банкой, как мама выбирала сигов и хамсу, а папа что-то в мясном отделе. В булочной лежало сортов пятнадцать белого хлеба, пять – черного, и разные батоны, булочки и сайки. И колбаса тогда не была в дефиците. А потом все это стало исчезать с прилавков. Не стало икры, трепангов, сигов и балыков, исчезли стерлядь, палтус и налим, и только камбала пучила на нас мутные пустые глаза. А потом и она исчезла, и мы запели песенку про серебристого хека и ледяную, итогом семейного союза которых стала мойва.

Я помню, как продукты становились худшего качества, и как в столовых супы превращались в хлёбаво, котлеты в «сало с хлебом», и так далее. У нас дача была довольно далеко от города, и если мы покупали сметану, то нести ее нужно было очень осторожно, поскольку принести можно было масло. А потом в сметану стали что-то добавлять и сколько ее не бей – мало не собьешь.

Вышесказанное относилось не только к пищевой промышленности. Ровно то же самое происходило и с легкой, и «категорией А»… Тенденция везде была одна.

И вот здесь снова нужно ненадолго вернуться в досталинский и сталинский периоды нашей истории.

Фактически — то, что делал Сталин со страной, обязан был сделать Николай II. Но у него просто духу не хватило, и он предпочел предать страну и народ, чем прослыть тираном. Ленин реанимировал страну из клинической смерти, а Сталин провел реабилитацию. Но частью функций пришлось пожертвовать. Это как удалить гангренозную конечность.

Я не знаю и знать не хочу о том, был ли другой путь, были ли другие возможности – все было так, как было, и всякое сослагательное являет собой только лишь пустословие.

Было так!

Проводимая в нарождающейся стране индустриализация – это другой технический уровень производства, основанный на научных достижениях. Воплотить теорию в практику при помощи кайла и лопаты – ну очень сложно. Однако же воплощали как-то. И еще маленький нюанс: экономика Российской Империи была более сложноорганизованной нежели та, что создал Сталин. Откровенно говоря, Сталин упростил экономику СССР до натурального обмена. Конечный продукт производства становился товаром только попадая на прилавок, а до этого момента он был единицей обмена. В сталинской экономике предприятия ничего друг другу не продавали, они обменивались продуктами своего труда без учета их себестоимости, поскольку таковой и не существовало. Отсюда и трудодни, и фунт гвоздей на фунт лампочек, и талоны членам профсоюзов, и так далее. Вспоминайте замечательную эпопею Остапа Бендера в погоне за миллионами. Ильф и Петров великолепно и доступным для понимания языком описали реалии тогдашней экономики.

Данного рода скудость потребительских товаров была вызвана тем, что страна действительно перестраивалась и вставала на индустриальные рельсы – раз, два – одновременно с этим страна выживала в условиях эмбарго, и три – закладывались основы для перехода к принципиально иному способу хозяйствования. Новые технологии внедрялись повсеместно, в том числе и в сельском хозяйстве – вот эти все лески, перелески, обводные канавки вокруг полей – это на тот момент было новым словом в агротехнике. А еще страна готовилась к войне – создавались площадки для эвакуации промышленных предприятий, выстраивались логистические потоки и так далее.

Потом война, победа и новое восстановление с теми же исходными данными, что и на заре создания государства. И экономическую стратегию было решено не менять – она себя оправдала и продолжала это делать.

Я не знаю, по какой причине Хрущев решил уничтожить сталинское наследие: вместо продолжения развития агротехники – вырубка лесов и внедрение кукурузы, за что его и прозвали «треплом кукурузным»; вместо интенсификации производств их экстенсификация; нарушение логистических потоков, а главное — изменилась экономика страны и все стало товаром. Несмотря на безналичный характер экономических отношений между предприятиями, все стало товаром – сырье, труд, средства производства, конечный продукт…

Брежнев частично смог остановить разрушение народного хозяйства, но изменить экономику он уже был не в состоянии. Остановить, но не восстановить.

Действительно, к середине восьмидесятых наследие Хрущева – имитация работы — заполонило собой все властные структуры, все промышленные производства. И народ, глядя на руководство, тоже имитировал трудовую деятельность. Ну а потом рассчитывать на людей, которые все это видели, и пусть и не до конца осознавали происходящее, но общее понимание ситуации в обществе существовало – было глупо.

СССР был замечательной страной, но создавал ее Сталин, и после него руководить этой державой мог бы человек, имеющий сходный со сталинским менталитет, мироощущение и миропонимание. Такого человека не нашлось.

Еще раз повторюсь: до Николая II – «За веру, царя и отечество», при Николае – «Долой царское самодержавие», при Сталине – «За Родину, за Сталина».

До Николая, как бы ни науськивали народ британцы, как бы ни накачивали «социальной справедливостью» социалисты – народ верил и главе государства, и правительству. И цари, и правительство верили в народ. В Николая верил только Колчак (на самом деле не только Колчак, но процент веривших царю и в царя был ничтожно мал), а Николай верил кузенам.

В первой части статьи есть фото старой Нытвы. А вот это Нытва сталинской эпохи


Водная станция, где можно было взять напрокат лодку, а нагуляв аппетит на просторах нытвенского пруда, пообедать в кафе «Парус», после посидеть в сквере и умиротворившись душевно и зарядившись физически — топать домой, чтобы с утречка бодрым и отдохнувшим начать новый день.

Водная станция до сих пор есть, лодок – нет. Скамьи, с которых можно наблюдать за ходом водных соревнований – есть, но наблюдать сейчас можно только мусор.
Как это место выглядит сегодня можно посмотреть на нашем телеграм канале «Утки на Нытвенском пруду» и «У Водной станции»

Но наиболее полно, на мой взгляд, иллюстрируют то, о чем я говорю, вот эти фото:




Не знаю, где-то в больших городах сохранилась еще такая парковая скульптура, парки с фонтанами и скамейками – не современные, а вот эти, из пятидесятых? То, над чем хихикали в конце восьмидесятых – пионеры с горнами, девушки с веслами, летчики в унтах, колхозницы, или вот как здесь — аквалангисты…

Вот такие «малые формы» отражают действительность и показывают будущность – то, к чему движемся. Здесь воплощенное «светлое коммунистическое завтра», находящиеся даже в таком состоянии скульптуры – это «не о жратве, а о духе». Люди изображены одухотворенными и это читается даже сейчас. И это навеяно «сталинским» духом. Хрущевское было сродни натюрмортам ранних голландцев – реалистично, но уже приземлено. Много работающих людей, что-то индустриальное или колосящееся, сельские пасторали с комбайнами и обедами на полях. Хорошие работы, но они уже не о духовном. А в брежневский период уже проглядывает индивидуализм.

Я не стану сравнивать сталинскую архитектурную монументальность с хрущевским минимализмом, основанном на идее «пусть хуже, но больше» и брежневскую лапидарную функциональность – это несравнимо ни в чем. Сталинское – основательное и для жизни, после него – временное, для «потерпеть».

К 1993 году народ терпеть устал, да и уже не для чего было терпеть — финал проглядывал очень четко. Так что народ себе колбасу не выбирал, это партийные элиты выбирали для себя именьица в Европе. А что до развала СССР, то… партию, которая из-под прилавка распродавала по «своим да нашим» остатки благополучия, надо было убирать от власти. Люди за Ельциным пошли потому, что он партбилет на стол бросил. Обманулись, поскольку вообразили в нем истинного коммуниста. Ну а дальше все по накатанным рельсам.

Нынешняя «Прямая линия с президентом» в очередной раз продемонстрировала — народ каким был тем и остался. И страна у нас — какой была при императоре Николае II, такой и осталась даже в наше время. Народ, как бы на него ни «тянули» правые с левыми, прогрессисты с традиционалистами, социалисты и монархисты и прочие представители самых разнообразных политических и гендерноизвращенных сообществ… — остался прежним.

Народ пойдет за идеей, которая позволит расти в духе — и к религиозности это отношения не имеет. Народ у нас и в общем целом, и в индивидуальном частном – монархист. Прослушайте еще раз «Прямую линию», вспомните Ходынку, ленинских ходаков и все сразу станет понятно.

А грех 1993 года?

А что — грех?

Кто грешил — тот пусть и кается, и искупает. Неча на зеркало пенять…
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп Я за Путина, уважаю Сталина, помню СССР.
+28

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Ольга
05 июля 2021, 21:32
#
0
Пролетарии мы, ну какие монархисты?
Ольга
05 июля 2021, 21:24
#
0
Был у сталина переемник. Да хрущ подсуетился и захватил власть и, возможно, убил сталина. По крайней мере, не оказали своевременную медицинскую помощь.
Хрущ просто предатель. Мало сталин чистил 5 колонну.
Б.И.В.
03 июля 2021, 23:59
#
+1
Власть меняется, а народ всё тот же!
Имитация работы. Именно. Любое дело завалено отчётами. Чиновники уже Путину в прямую ржут в лицо, обратите внимание на их ответы в ставших популярными удалённых совещаниях. Кстати, они «вдруг» исчезли, видимо ВВП о чём-то догадывается. И апофеоз — отчёт «о проделанной работе», не о результатах!!! Вот именно в хрущчовские времена эта подмена и произошла. Вот это — главная голова гидры бюрократии. Проголосую за того, кто поднимет это на предвыборное знамя.
Владислав
02 июля 2021, 12:40
#
+2
Жаль, что автор озвучивает, и не в первый раз, такое однобокое суждение о последнем императоре России. Предатель, мол. Ради того, чтобы не прослыть тираном. Так заманчиво всё упростить и объяснить со своей атеистической позиции. Допускаю, что с этой позиции всё именно так и выглядит. То, что не захотел он проливать русскую кровь, стремился сохранить великую Россию — вменяют ему в слабость и трусость. Как-то не принимают в расчёт, что на момент отречения никакой гражданской войной и не пахло, большевики ещё только готовили переворот. А вообще, можно ведь прочесть текст «Манифеста об отречении», чтобы понять побудительные мотивы и перестать называть это предательством. Поступок царя-страстотерпца истинно христианский, а суждения о нём часто высказывают люди, далёкие от христианства. Неудивительно, что в интернете эта мутная волна плещется, не переставая. Достаточно вспомнить, сколько грязи вылилось на Наталью Поклонскую за портрет императора.
Вообще, и личность Николая Второго, и предшествующие и сопутствующие отречению события, их подоплека и развитие — очень хорошо описаны Солженицыным в его больше документальном, чем художественном «Красном колесе».
У иеродиакона Романа (Тамберга) есть песня «Святой Николай»:

Когда Государь-Император
Смиренно отрёкся от трона,
Он вымолил Божию Матерь
Взять власть над страной и корону.

Боярской изменой обманут,
Освистан глумливой толпою,
Он, зная грядущее, плакал
Над русскою горькой судьбою.

Он, помня былое, молился,
И, падая ниц пред иконой,
Не скорбь свою вылить стремился —
Просил за Россию с поклоном.

Забыв о супруге, о детях,
О милом больном Алекси́и,
О муках грядущих, о смерти
Со вздохом просил о России.

Февральская вьюга свистела,
Гармоника пьяно стонала,
За окнами, корчась, хрипела
В агонии смертной держава.

Боролись за власть генералы,
Победою немец хвалился,
Чернь пьяная кровью гуляла,
И лишь Император молился.

Приходят суровые годы,
Грядёт безутешное время.
Кто выдержит эти невзгоды,
Кто вынесет тяжкое бремя?

Не будет Отца у народа,
Вампиры страной будут править,
Народ отречётся от Бога,
И Бог их во гневе оставит.

Но ты, милосердная Ма́ти,
Детей своих падших заблудших
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души.

Спасай, Госпоже, их и милуй,
Когда отступают от Бога,
Спасай их, когда они гибнут,
И сами спастись уж не могут.

Грехами Тебя прогневляют,
И го́ре одно лишь приносят.
Спасай их, когда они сами
Спасенья себе уж не просят.

Верни мою Родину Богу,
От уз сатанинских изба́ви.
Сердца, помрачённые злобой,
Смягчив, к покаянью напра́ви.

Смыкались усталостью вежды,
Но скорбь ото сна пробуждала.
Боролась с уныньем Надежда,
И к жертве Любовь призывала.

И вновь за народ, на коленях,
Уже не правитель, не Царь,
За Русскую молится землю
Раб Божий святой Николай.


pilligrim
02 июля 2021, 13:48
+9
Владислав
Прекрасный император! Прос… ал две революции, две войны, кучу территорий, трон, вверенную империю, собственную жизнь в конце концов и жизнь всей своей семьи. А так замечательный парень, управленец, можно сказать, уникальный, ему просто с народом не повезло. Кстати, дневники этого добрейшего из милейших читать не доводилось? Почитайте — любопытно. Кошек и прочую живность сей гуманист передушил на своём веку столько, сколько никакому Шарикову и не снилось. Какой кретин и за какие заслуги причислил его к лику святых, я ума не приложу. Так, глядишь, ещё и Горбачёва канонизируем.
Да и Поклонская Ваша, к слову, дура-дурой, и вряд ли данный факт требует доказательств.
А что до Вашего стишка… Вам никогда не приходило в голову, что первоочередная задача ЛЮБОГО руководителя — не лбом перед иконой колотиться? Особенно, когда не только крыша над головой, но уже и портки на заднице синим пламенем пылают.
Пилигрим, БРАВО!
Владислав
02 июля 2021, 14:11
-1
Что тут ответишь? «Освистан глумливой толпою» — было. А Поклонская… она вовремя вспомнила завет не бросать жемчуга перед кем попало. И правильно сделала.
pilligrim
02 июля 2021, 15:48
+5
Т.е., я так понимаю, конечный результат его «выдающегося правления» Вас полностью устраивает? Серьёзно? Вот сдаётся мне, что в «Ельцин центре» Вам тоже понравится.
Владислав
02 июля 2021, 17:17
-1
Не будем забывать, что именно при его правлении Россия значительно окрепла и стала напрягать «мировых гегемонов» своими амбициями, да и самим своим существованием. Знакомо, правда?) Не стоит упрощать до «царь предал, и всё рухнуло. Если бы не предал, то не рухнуло бы». Мы конкретно про отречение — это было, возможно, единственно верным на тот момент решением, как ему казалось, бескровным. А далее последовала череда трагических событий, вызванных злой волей известно кого. Сравнение Николая с Ельциным просто неуместно, это две противоположности. Если уж сравнивать, то с Путиным, хотя Путин, конечно, гораздо более сильная личность. Просто он ещё не стоял перед таким страшным выбором и, надеюсь, не встанет. Но что-то мне подсказывает, случись подобное, Путин поступил бы так же, не стал бы ввергать страну в кровь. Не думаю, что Путин только показушно верующий человек.
Кстати, если уж проводить параллели, то мы с вами здесь — белые, монархисты, консерваторы, защитники традиционных ценностей и сильной России. У меня вот нет когнитивного диссонанса. Не знаю за тех, кто оправдывает, будучи сейчас за Путина, тогдашних навальных, шендеровичей, альбацев всяких… Как они мирятся с такой непоследовательностью?))
pilligrim
02 июля 2021, 21:27
+2
Ваш словесный кисель местами вызывает рвотные чувства. Объяснять Вам, как и почему – только оные чувства гипертрофировать. Так что от пояснений увольте. Но один озвученный Вами момент всё-таки разберу (далее цитата):
«мы с вами здесь — белые, монархисты, консерваторы, защитники традиционных ценностей и сильной России».
Бинго! Всё так. И защитники, и консерваторы, и за сильную Россию, и монархисты, чоуж там…. Но не белые. Понимаете?.. Не белые.
Дело в том, что в основе, скажем так, белого движения лежит ступенчатое расслоение социума на сословия. Именно борьба с этим явлением и лежала в основе революции 17-го года. Это то, на чём в конечном итоге погорел Колчак, огнём и мечом насаждавший данный уклад в Сибири и на Дальнем Востоке (блин, вот нашёл же где!). Это то, что 70 лет отторгал СССР и именно отступление от данной линии его, в конце концов, и погубило. Вы очень хотите возродить кастовую градацию? Я так нет, насмотрелся уже на неприкасаемых, хочу равенства.
И да, поверьте мне, когнитивный диссонанс временами не так уж плох. Это значит, что эмоциональная и мыслительная составляющая индивидуума ещё не ороговела.

Владислав
02 июля 2021, 22:58
0
«Но не белые. Понимаете?.. Не белые.» — ну, пусть не белые. Но уж точно не красные, в этой-то примитивной системе координат. (Ладно, хоть с монархистами согласны)) Упомянутая историческая параллель от этого не меняется.
pilligrim
03 июля 2021, 23:20
0
Да красные мы, батенька, красные. Сверху донизу. Уж такими в большинстве своём родились. У нас вообще с расцветками не богато. Если уж применить цвета нашего флага в качестве аллегории, то общество в стране поделено на белых, на красных и … на голубых. Так что, если Вы не белый и не красный, то…. В общем, сами выбирайте.
Владислав
04 июля 2021, 00:56
0
Ну, голубых вы тут за уши притянули, голубых оставьте «небратьям», это у них жовто-БЛАКИТНЫЙ, т.е. жёлто-голубой. Наш «бе-си-к» бело-СИНЕ-красный.
И…это… «монархисты-да» и «все мы тут красные»)) — прикольно. Коммуно-монархисты))) Монархо-коммунисты)))
А, ну да. «Когнитивный диссонанс — это хорошо»))
pilligrim
04 июля 2021, 13:13
0
Эх, батенька, всё-то Вам разжёвывать приходится. Да, монархисты мы (хотя далеко не все и не всегда сей факт признают). На генетическом уровне, можно сказать. Более того, для России, с её ментально монархическим укладом мышлением, парламентское управление с его вечными спутниками в виде демократии и либерализма – смертельный недуг (дважды ведь за одно столетие хворали, как только не подохли). И чем раньше мы это поймём и примем – тем для всех нас будет лучше. И пофиг, как при этом «монарх» будет называться: император ли, генсек или президент. Главное – это централизованное управление, сконцентрированное в одних руках. Ну, а то, что мы при таком выверте ещё и красные, так и это понятно — многолетняя классовая борьба породила ментальное отвращение к классовости общества, и я не думаю что это плохо.
Так что в данном случае никакого когнитивного диссонанса.
Ну, а что касается, как Вы выразились, «бе-си-к» бело-СИНЕ-красный», то и тут вынужден Вас огорчить — нашим украинским «небратьям» до наших собственных внутренних «небратьев» в плане лазурно-политического оттенка, ох как далеко. Ибо наши внутренние — голубые аж до синевы. ))))
Игорь
06 июля 2021, 10:48
+1
Вот поэтому когда у Сталина с крышей и портками не заладилось в июне 1941, он обратился к советскому народу:«Братья и сёстры...» от советского информбюро). А по вашему должен был сказать:" Дорогие граждане СССР..." ну или, что то в этом роде.

pilligrim
06 июля 2021, 11:46
-1
Чот Вас опять куда-то не туда занесло.
Ну да не в первый раз.
Игорь
04 июля 2021, 13:50
0
Вы про Романовых аккуратней. Здесь к ним особое, «трепетное» отношение.
Очень интересная статья, осмелюсь выступить с 2мя уточнениями (все ИМХО):
1) Колчак не прям такой уж монархист, он первым из 6-ти высших командующих в боевой армии (4 фронта, 2 флота) присягнул Временному правительству. Если вспомнить его эпопею с британским подданством, то и патриот он не образцовый (хотя причины у его поступков были веские). Ну а что творилось в Сибири под его именем — это словами не описать, причем он, как верховный, еще и благодарности выражал карателям типа Розанова. Так что после 1918 года — персонаж резко отрицательный (на мой взгляд)
2) Замена Сталину была и она готовилась — это конечно же Берия, самый мощный советский хозяйственник 30х годов, «начальник тыла» с 1942 года. Учитывая подготовку учебника по экономике, который писал Шепилов под руководством Сталина лично — это должно было закрыть вопрос и о приемнике, и о подготовке кадров в дальнейшем. Но июнь 1953 все сломал…
Андрей Анатольевич, относительно Колчака полностью согласна с вами.
Относительно Колчака — вот тут уж точно не испытываю ни грамма иллюзий, просто в силу того, что он как раз и у нас «погулял» со своим войском. И полютовал. Людей не просто убивали, их запытывали. Зачем? Это не взятый с боя «язык», это не красноармеец… Это простой крестьянин, которому не было дела ни до красных, ни до белых, ему бы хозяйство не потерять. Этих за что и для чего?
Относительно отречения, то все-таки он действительно на нем не настаивал.

Что же до преемника Сталина, то тут сказать ничего не могу, поскольку у меня нет сведений относительно того, что в этом направлении Сталин хоть что-то делал. А в оценке Берии — полностью согласна, действительно это был исключительно одаренный человек и хозяйственник «от бога». Но это можно сказать практически о каждом, кто входил в «команду Сталина». Умел товарищ Сталин людей подбирать.

Ольга
05 июля 2021, 21:31
0
Пономаренко был переемником
Игорь
02 июля 2021, 05:16
#
+7
«И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.»
Нина  Мацнева
02 июля 2021, 00:11
#
+9
В 1949-м году Сталин написал пророческий стих о своей жизни и будущем, в котором предсказал свой скорый уход из жизни. Довольно интересное стихотворение, читаем.
Поговорим о вечности с тобою:
Конечно, я во многом виноват!
Но кто-то правил и моей судьбою,
Я ощущал тот вездесущий взгляд.
Он не давал ни сна мне, ни покоя,
Он жил во мне и правил свыше мной.
И я, как раб вселенного настроя,
Железной волей управлял страной.
Кем был мой тайный высший повелитель?
Чего хотел он, управляя мной?
Я, словно раб, судья и исполнитель, — Был всем над этой нищею страной.
И было все тогда непостижимо:
Откуда брались силы, воля, власть.
Моя душа, как колесо машины,
Переминала миллионов страсть.
И лишь потом, весною, в 45-м,
Он прошептал мне тихо на ушко:
«Ты был моим послушником, солдатом,
И твой покой уже недалеко!»

+4
М-да, лучше и не скажешь…