Сейчас одномоментно Россия переживает несколько «времен»: это и пандемийно-эпидемное, и культурно-БузоМилохоШтерное, и политико-оппозиционное, и неомодернистско-постиндустриальное, и финансово-социальное, Сбером приватизированное, и образовательно-цифровое ЕГЭзированное… И на все эти времена мы смотрим круглыми глазами и только успеваем отслеживать взглядами «героев» этих «времен».
Причем череда «героев» мелькает с такой скоростью, что все они сливаются в нечто единое, с легким амбре дымка от чего-то запрещенного к употреблению, и в ЛГБТированных цветах отобранной у детства радуги.
Всемирная эпидемия коронавирусной инфекции породила такое количество информационных поводов, что можно только «переваривать» то, что девятым валом обрушивается на наши несчастные заклипованные мозги, которые уже отказываются воспринимать что-то вне яркой картинки, сопровождаемой закадровыми пояснениями. Вот такая «клиповатость» – клиповое мышление – не что иное как диетический стол.
Думаю, с диетстолами если кто-то и не знаком лично, то все равно слышал, что люди, имеющие разного рода хронические заболевания, должны придерживаться определенной диеты: например те, у кого есть проблемы с почками, придерживаются бессолевой диеты; люди, перенесшие оперативное вмешательство в деятельность ЖКТ, кушают протертые обезжиренные и бессолевые супчики.
Клиповая подача информации – это и есть диетстол для интеллекта, мыслительной сферы. Тут думать не надо, самостоятельно искать информацию – не надо, подвергать критическому осмыслению то, что подано – не надо: увидел, послушал, усвоил. Особенно хорошо усваиваются «интеллектуальные блюда» под соусом демократических свобод и прав человека. И у нас есть замечательные мастера забалто-убалтывать. Намедни такому мастеру даже присвоили звание «Иконы языкового вкуса».
«Женщин года 2020» от Glamour – Екатерина Шульман – стала «Иконой языкового вкуса 2021» от Института русского языка им. А. С. Пушкина.
Поэта Пушкина жаль, так как на звание «иконы» был номинирован Даня Милохин. Там, правда, еще Быков-Зильбельтруд был, Алена Долецкая, Леонид Парфенов и Николай Цискаридзе.
Как Цискаридзе в эту компанию попал – вопрос. И интересно: а он-то сам знает, что соревновался с Даней?
В общем, что расписывать, если Екатерина уже победила. Было ей, чем побеждать? Наверное. Судите сами – Шульман о политической этике:
Далее. Не можем мы пройти мимо одного из любимых наших отцов Макса Вебера, который тоже по этой теме высказывался и который даровал нам классификацию двух видов политической этики, двух типов, что называется, разговоров о нравственном в политике. Потому что даже если мы говорим: «Цель оправдывает средства, начальник всегда прав, он действует ради общего блага, он имеет в виду пользу государству, поэтому некие человеческие преступления ему позволительны», — мы не уходим из поля этики, мы продолжаем в нем находиться. Что такое благо государства? Это тоже человеческая категория.Ну, правда же мило? И посмотрите, с каким вкусом навеваются сомнения в элементарной человеческой порядочности властвующих политиков: тонко, изящно, эстетично и некатегорично. Хотя, вот думаю — а почему не Ройзману титул «иконы» дали? Ну, знаете же, что «краткость сестра таланта», так это как раз про него: всегда лаконичен, критичен и предельно правдив – все есть govno и оно повсюду. Ну а его короткие и емкие определения направления движения, списанные с ближайшего забора – просто шедевральны. Так и к чему же эти полумеры, тем более что и сам Пушкин, бывало, говаривал на языке, усвоенном Ройзманом?
Так вот по Веберу существует два вида, два типа политической этики. Первое — это этика идеала. Высшей ценностью обладает высшая цель.
Ведущий: — Зато страну поднял.
Шульман: — Или подниму. Или: не допущу, чтобы ее враг топтал, ее поля-просторы. Это первое.
Второй вид политической этики — это этика ответственности. В этом случае мы не столько обращаем внимания на конечную цель, сколько на соблюдение деловых и этических норм в процессе. То есть вы соответствуете этому этическому материалу настолько, насколько каждое ваше действие ему соответствует.
Нетрудно догадаться, что эти два типа этики соответствуют двум нашим любимым типам легитимации. Этика идеала, конечно, производная от религиозного сознания, и ей будет соответствовать либо традиционалистский тип легитимации, либо харизматический, революционный.
То есть смотрите, у нас есть некая идеология, которая предполагает понятие о благе — светлом будущем, коммунистическом завтра, сильной России, втором пришествие — ради этого мы страдаем, приносим жертвы, заставляем других приносить жертвы, заставляем других страдать.
Ведущий: — Готовы закрывать глаза на всякие неэтичные вещи.
Шульман: — Это этика идеала. Опять же не то, чтобы цель оправдывает средства, а вот это прекрасное счастье завтрашнего дня оправдывает много чего нехорошего в дне сегодняшнем. Этика ответственности соответствует нормативно-правовому бюрократическому типу легитимации. Ты настолько хорош, насколько действует по процедуре и закон не нарушаешь. Как и с типами легитимации, как и вообще со всеми понятиями, о которых идет у нас речь, один другой не вытесняет. Они сосуществуют. Редкий политик не адресуется к идеалу, редкий политик не демонстрирует какую-то картину светлого будущего. И в современном мире все труднее и труднее говорить: «Знаете, я кому-то голову отрезал, но это ради того, чтобы ему голову не отрезали солдаты НАТО пресловутые».
Вообще, время нынешнее, культурное, осиянное БузовоМилохоШтернами, на мой взгляд, очень сильно повлияло на поведение почивших классиков. Не думаю, что наше все – Пушкин и так уже превращенный постоянными упоминаниями в ветряк, сильно обрадовался, что продвигаемый им в аристократические круги русский язык обрел икону и вкус. Впрочем, Александру Сергеевичу и так не слишком сладко приходится, так что уж оставлю суесловить на его счет. Тем более что загробная компания у него хорошая подбирается – почитай все театральные деятели: писатели, композиторы, режиссеры, актеры… Ох, там Чехову тяжко приходится. Впрочем, Бизе не легче. Хотя и художникам нынче не обещано покоя в посмертии. Да и вообще всем деятелям культуры.
Современный театральный деятель вкупе с современным писателем нашли смысл в Бузовой, причем такой, что посчитали важным этот смысл на сцену МХАТа вывести. Если внимательно прочитать то, что они говорят, то, видимо, смысл заключался в 23 миллионах подписчиков бузовского инстаграма. Ну что, деятельки культурки, пришли все 23 миллиона зрителей на ваш спектакль? Там как у вас, ежедневные аншлаги, народ билетами спекулирует, круглосуточно не смолкают телефоны – это все за контрамарками? Нет? Ну так и стоило тогда позориться самим и позорить театр? Впрочем, вам, видимо, стоило, поскольку к череде «героев времени» добавились еще и вы. Ненадолго. Вон, даже Богомолов с использованными гигиеническими тампонами уже не в тренде – вы даже его затмили. Да и не только Богомолова.
Да, каждое время подразумевает своих «героев». Вот АльфаМорг – лицо Альфа банка
И СберДаня в розовой пачке – ну прелесть же.
Действительно, для образовательно-цифрового ЕГЭзированного – это как раз то, что надо. Тут и смыслы, тут и мечты, и цели, и задачи. А для остальных, думается, давным-давно было сказано великим Пушкиным:
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой…
Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
**********************
Но это не конец, все времена проходят.
Пройдут и эти времена,
И прихватив своих «героев», утопят в Лете имена,
Что так навязчиво и терпко
Влезали в уши и умы
И крепко петельку затянут
На шее смыслов, полных тьмы.
(последнее четверостишье за авторством автора сего опуса).
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии