Загрузка

Каждому своё

Ничто и никогда не потрясало меня так сильно, как это зрелище. © Дуайт Эйзенхауэр об освобождении Бухенвальда
Прошло всего три месяца с тех пор, как я писала о «модном нейминге Зои Космодемьянской», задавая простые риторические вопросы – почему же никто не додумался сделать в Освенциме и Бухенвальде «модное общественное пространство» для отдыха с селфи-зонами? Я думала, у нас есть больше времени. Но, кажется, пришла пора вновь поднять эту тему и повторить – хотя бы для самих себя – те затасканные уже, банальные и очевидные всем истины. И чем дальше, тем чаще нам придётся их повторять.

Тогда, обсуждая Зою, сложно было оставаться в трезвом уме и не срываться на крик. Так что сейчас постараемся остаться максимально разумными.

Бухенвальд. Через него прошло по самым приблизительным расчётам около 250 тысяч человек. По тем же приблизительным (как и со всеми военными и гражданскими потерями вообще) оценкам в нём погибло от 56 до 70 тысяч человек. Сейчас это национальный мемориальный комплекс, хранящий память о жертвах страшнейшей войны в истории человечества, и заботящийся о массовых захоронениях погибших.

На днях пресс-служба мемориального комплекса Бухенвальд выпустила заявление, в котором настоятельно потребовала от немцев прекратить зимние забавы и катания на санках над братскими могилами жертв концлагеря.

Спортивные мероприятия являются нарушением правил посещения и нарушают покой мертвых, — сообщается в заявлении пресс-службы. — Обо всех случаях занятия зимними видами спорта вблизи братских могил, что может побеспокоить мертвых, будет сообщено в соответствующие инстанции.
Из-за тяжёлой эпидемиологической обстановки в Тюрингии были закрыты все места для зимних спортивных мероприятий, поэтому немцы облюбовали себе южный склон горы Эттерсберг, где и располагаются массовые захоронения жертв войны, для катания на санках и лыжах. Для справедливости надо отметить, что в этом месте вообще запрещены любые зимние виды спорта, а «нарушение покоя мёртвых» является в Германии правонарушением, за которое налагаются штрафы.

Как видим, некоторых не остановила не только элементарная человеческая этика, но и вполне официальные запреты.

Я не хочу сейчас касаться того, что могло сподвигнуть людей на такие развлечения. Попробуйте представить в своей семье подобный диалог:

— Что-то мы давно не отдыхали. Чёртова пандемия.
— Ага.
— Пошли, в Бухенвальде на лыжах покатаемся с детьми?
— А пошли.


Не представляется? Мне тоже.

Но теперь давайте порассуждаем о том, что это явление под собой несёт.

В обсуждениях этой новости попадаются всяческие мнения – от «пусть эти трупы перезахоронят в другом месте, если они мешают живым» до «что плохого в том, что на месте уничтожения тысяч людей детвора теперь катается на санках и радуется жизни?». Большинство, конечно, шокировано и негодует. Это тот факт, который позволяет верить в человечество.

На самом деле, тезис о «радующейся жизни детворе» в данном контексте – самый опасный. Это рассуждение-перевёртыш. Все мы чувствуем правильность истины о том, что, несмотря на любое горе и зло, жизнь движется вперёд, и люди должны смотреть в будущее.

Однако, когда наши глаза смотрят в будущее, наши ноги должны находиться на прочном фундаменте из прошлого. Любое движение без опоры под ногами – это падение.

Каждый из нас в своей жизни проходит через чужую смерть – родных, друзей, приятелей, знакомых. Но кто-то пустит своего ребёнка играть с лежащей в гробу бабушкой? Нет? А почему? Ведь детвора должна радоваться жизни?

Кто-то позволит своему ребёнку играть с вечным огнём, играть в мемориалах, на кладбищах, на братских могилах?

Евтушенко писал:

Где и когда это сделалось модным:
«Живым — равнодушье,
внимание — мертвым?»
Многие говорят – заботиться нужно о живых, а не о мёртвых, потому что им уже всё равно.

Это правда.

Мёртвым вообще уже не нужно ни внимание, ни память, ни какие-либо почести и даже нормальные похороны, для мёртвого тела, как куска безжизненной плоти, уже вообще ничего не имеет значения.

Память нужна именно живым.

Не просто так с начала первых человеческих цивилизаций смерть и трагедия сакрализировались. Уважение к мёртвым стало чем-то вроде неподконтрольного разуму инстинкта, оно вбито в человека на самой подкорке. Это уважение не к куску плоти или уже истлевшим костям – это уважение к жизни человека и той трагедии, которая его забрала. Это – подсознательное желание, чтобы такого ни с кем не случалось, и в чём-то даже ритуал, призванный компенсировать умершим то внимание и заботу, которую они могли бы получить, если бы не ушли, или которой им не хватило при жизни. И призванный воздать почести их заслугам.

Любые надругательства над телами мёртвых всегда символизировали надругательства не над плотью, которой всё равно – а над жизнью того, кто умер, над его личностью и свершениями. Человек, творящий такое надругательство, подсознательно сам для себя отменяет ценность всего этого данным поступком. Кажется, что отменяет. Это абсолютно безотчётное чувство.

Так вот: память и уважение к мёртвым нужны живым.

Забота и почтение к мёртвым лишь подчёркивает ценность жизни самой по себе.

Если закапываться совсем глубоко, то можно сказать, что если жизнь – это действие, то смерть – бездействие. И выполняя определённые ритуалы почестей и ухода для мёртвых, мы как бы воплощаем идею того, что они всё ещё живы, а следовательно – значимы, и то, что они делали, до сих пор имеет значение для этого мира.

И если мы попробуем докопаться до самого дна, раз уж начали об этом разговор, то главное, что делает человек и то, что может делать только человек из всего животного мира – он вносит смысл в механические материальные процессы. Когда действие не просто происходит, но оно происходят для чего-то, и сама его суть выражает нечто большее. То есть, все эти посмертные ритуалы, призванные выразить уважение усопшим – человеческая функция, функция жизни. Переворачивая эту монету и глядя на оборот с полной десакрализацией смерти, отсутствием уважения к мёртвым, надругательством над их телами и изъятием их долговечной памяти из умов живых, мы можем сказать, что данное действо – это функция смерти. Это полное уничтожение смысла человеческого призвания и свойств человека, как разумного существа.

Говоря простыми словами, десакрализируя смерть, мы бьём по самой человеческой природе.

Изымая из неё немалую часть её функций, позволяющей человеку быть чем-то большим, чем живым и говорящим куском мяса.

С этой частью мы закончили. Она даёт нам основу для дальнейших рассуждений.

История и память человека всегда работают так, что когда братские могилы начинают мешать живым плясать на них, то вскоре появляются новые братские могилы. Когда человек искренне не понимает, почему мёртвые должны мешать ему радоваться жизни, когда человек забывает о сущности и смысле тех трагедий, которые привели к этим братским могилам – эти трагедии теряют своё значение. И начинает казаться, что, вроде, не так уж они и страшны. Это закладывает основу для их повторения. Когда человек перестаёт бояться этого повторения.

Поэтому я позволю себе утверждение, что зимние развлечения на склонах Эттерсберга, шведские крематории, отапливающие квартиры и муниципальные здания, американские идеи переработки трупов в удобрения, осквернение памятников и мемориалов – это действия одного порядка. Под всеми этими действиями заложен разный смысл, и многие из них оправдывают идеей того, что «хорошо, когда мёртвые помогают живым и выполняют полезную функцию».

Но главное, что лежит под ними – это неуважение к мёртвому человеческому телу. Это неуважение к мёртвым. Заметьте, что любые человеческие ритуалы иррациональны по своей сути, непрактичны и непродуктивны. Потому что их сакральность, как принцип из области чисто человеческого подсознания и психики, лишена этих понятий. Так сложилось, что продуктивность применима к использованию неодушевлённых предметов и механическим процессам.

Переработка тел мёртвых для нужд живых – весьма эффективна, практична и продуктивна, и она подводит мёртвых под категорию простого материала для человеческого использования – как камень, дерево, кусок пластмассы. Когда человек начинает думать не «что я могу сделать для его – мёртвого – памяти», а «как я могу употребить его на свою пользу» — в уме человека этот мёртвый уже не живший когда-то человек, а нечто, по своим характеристикам, сравнимое с пластмассой. С вещью. У вещи нет личности и нет свершений. Ею можно пользоваться. Человеком нельзя, а вот вещью уже можно.

Иными словами, это действие прямо характеризуется, как надругательство над мёртвыми. И мы с вами уже говорили о том, что выражает собой такое надругательство – отмену ценности жизни усопшего, его личности и того, что он совершил.

Таким надругательством характеризуется и осквернение памятников и мемориалов – они символы жизни и смерти тех людей, кому посвящены. Это такая же подсознательная отмена для человека, который их оскверняет.

И мы так же затронули то, что эта отмена и десакрализация делает – она бьёт по человеческой природе, и отменяет так же свойства человека, как разумного существа – того человека, который совершает подобную отмену.

Вот так мы подходим к тому, что осквернение памяти мёртвых – оно, собственно, и вправду не наносит никакого вреда этим мёртвым. Им всё равно.

Осквернение памяти мёртвых уничтожает суть человека в живых.

Но, в конечном счёте, это личный выбор каждого – жить человеком или существовать куском плоти.

Потому что, как было написано на воротах Бухенвальда – каждому своё.

Энфер
Энфер Зам. главного

Per aspera ad astra.
+85

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Stas Drem
19 января 2021, 20:01
#
+1
Хорошая статья.У нас есть поговорка:" клин, клином выбивают!".Немецких кладбищ в России, тоже много.Раз их потомки, такие тупые гомосексуалисты, папа#1 и мама#1, то пока до них не дойдет, что рядом с Бухенвальдом на лыжах и санках кататься нельзя, запретить им вьезд, для посещения своих родственников на немецких кладбищах.Обьяснять им (немцам, да и всему ЕС), что это не гуманно, отвратительно и не красиво-бесполезно.У них в словаре и лексиконе, нет слов «душа»,«душевный» ,«честный» и «человеколюбие».Так о чем можно с ними говорить? Они понимают, только «свой язык».Вот, если б им (немцам), сказали, что поставим рядом с вашими кладбищами «пивные» и в радиусе 1 км, ни одного общественно туалета, вот тогда бы они поняли! Они же, как и пиндосы-тупые!
Светлана Азанова
20 января 2021, 03:03
+1
Stas Drem, у них всё показушное. И любовь к своим предкам заканчивается, где начинаются деньги. Если не будет туалетов, нагадят где приспичит. У них губы накрашены, а жопы грязные.
Старик Хоттабыч
19 января 2021, 14:59
#
+1
Буквально на днях читал «Вечный зов» и встретил в нем упоминание этого изречения «каждому свое» на воротах Бухенвальда. А то, что в западных странах так наплевательски относятся к памяти жертв ВМВ, это менее страшно, они свое истинное лицо никогда и не скрывали. Куда опаснее то, что происходит на территории бывшего СССР, и в частности в России. Установили недавно Ржевский мемориал, а сколько тихой сапой было разрушено памятников времен СССР? Тысячи, если не десятки тысяч, уже и в России идет этот процесс. Вместо памятников устанавливают невзрачные таблички, а памятник, как это было в одном из поселков Ростовской области, оттащили трактором на навозные кучи разваленной в «святые» 90-е СТФ, которая была построена в Советском Союзе. Символично, развалили Союз, теперь взялись за память о Великой Отечественной Войне. Об этом не принято говорить в сегодняшней России, ведь Россия встает с колен.
Наталья Литош
18 января 2021, 06:45
#
+7
Расчеловечивание идет полным ходом, именно в тех странах, что открыли ящик пандоры, и это необратимый процесс… к сожалению
Светлана Азанова
18 января 2021, 05:54
#
+11
Бухенвальд находится на территории страны, которая и занималась уничтожением людей. Само название звучит как" бамбуковый лес", то есть пустой лес. Наверно, глупо было бы им уважать покой мертвых своего врага, когда им глубоко наплевать на своих собственных детей. Но я не об этом.
Рождение и смерть, это два действа доступных, но не постижимых для человеческого разума. Мы не знаем как и когда зарождается Душа. Нам не дано знать когда и куда уходит ДУША. Проживая свой жизненный этап, человек свою ДУШУ либо лечит и совершенствует, либо просто калечит и превращается в существо.
Я не смогу одинаково относится к захоронениям. Как не смогу одинаково относиться и ко всем людям. Кому-то низко поклонишься, а кому-то и плюнуть хочется. НО, насмехаясь над могилой даже твари, мне кажется, что я оскверняю сама себя.
Пусть эти сущности и их потомство веселятся на костях, Бог видит кого обидеть. Главное нам и нашему потомству сберечь свои ДУШИ.
Графинюшка
18 января 2021, 02:55
#
+23
*******

Раньше были раны — стали травмы…
Видно вправду: «Каждому – Своё»,
На могилы предков льёт отраву
Мерзкое гламурное ворьё!

Я страну свою, люблю как надо:
Без раздумий на британский флаг
За неё порву любого гада — Только КТО сегодня этот враг?

Я уже запуталась, скажите — Только вот без стёба надо мной — #ЯЖЕМАТЬ, #ОНИЖЕДЕТИ,
Вседержитель
— Что?! Кого считать своей страной?!..

Дни идут, а на душе все хуже,
Будто затянули в кабалу…
Мы же победили! Ну так что же
Фронт повсюду, и развал в тылу?
Рина
18 января 2021, 17:54
+3
Спасибо Графинюшка, прочитали мои мысли и раздумья, откуда же берутся эти — бездушные, неужели это наши внуки?
ВладимирМ
19 января 2021, 08:26
0
А чему ты удивляешься? Сама-то когда с внуками обсуждала эти темы? НИКОГДА! А потом какие-то вопросы. Или правильные мысли в их головах должны рождаться сами по себе? По определению? Нет!!! Это надо закладывать с детства, с млоденчества. Потому я и пел сыну вместо колыбельной «На Дону на Доне», потому и любимая песня у него «Русская дорога» Игоря Растеряева. А внучка почему мечтает из России уехать? Может в детстве с ней о чем-то не договорила?
Рина
19 января 2021, 09:49
0
Молодой человек, а много ли вы знаете о чем я разговариваю с внуками
ВладимирМ
19 января 2021, 10:41
0
Периодически приходится слышать. И нечего делать вид, что я тут рядом не стоял.
Ольга
17 января 2021, 22:03
#
+2
Ничего не изменилось. Это же не их предки там покоятся…
Александр Н.
18 января 2021, 02:52
+4
Как знать? Немцы в концлагерях тоже ведь были.
Галина
17 января 2021, 21:54
#
+12
Если память для них ничто, то сознание их не пронизано Богом и является ничем.
Спасибо, Эн!
Абсолютно всё правильно. Полностью согласен.
Спасибо большое за статью.
Нина  Мацнева
17 января 2021, 20:57
#
+17
Да, у нас это вызывает неприятие, отторжение и даже возмущение. Но уже не удивление. Чему же удивляться, если они спокойно обсуждают уже возможность каннибализма.
Александр  Яврумов
18 января 2021, 10:02
+9
Не знаю. Лично у меня подобные факты вызывают только одну мысль — «Карфаген должен быть разрушен !». Я сам далеко не ангел и не праведник, и не имею права судить других, но не в подобных случаях. Отношение к мертвым показывает именно отношение к живым — многоуважаемая Энфер абсолютно права.
Нина  Мацнева
18 января 2021, 14:38
+4
Разделяю ваше желание. Но разве вы всё ещё удивляетесь их извращениям? Я уже нет.
Александр  Яврумов
18 января 2021, 15:25
+3
Каждый раз я думаю, что меня уже ничем не удивить, мол. повидал на своем веку, и тем не менее, регулярно всплывают какие-нибудь факты, которые вновь вгоняют в ступор и вызывают мысли — это, вообще про людей? — и вновь желание разрушить Карфаген.
Запад, он конечно, Запад, а Восток- это Восток, и вместе им не сойтись. Но почему именно на Западе постоянно додумываются до всё новых и новых непотребств? Я не знаю ответа.
Василий Онищук
17 января 2021, 20:44
#
+17
Ну если Майн Кампф переиздавать можно, если памятники советским воинам-освободителям сносить можно и называть этих солдат оккупантами тоже можно, если официально чествовать ССовских тварей можно, значит катание на лыжах в Бухенвальде закономерность. Осталось дождаться игровых квестов в Освенциме.
Алла Алексеевна
17 января 2021, 19:44
#
+12
Спасибо. Прекрасная статья. Действительно, Каждому своё.
Крокодил Лесной
17 января 2021, 19:27
#
+26
Вечной работе Сизифа подобны,
Плачу Деметры, извечно скорбящей
По ушедшей в Аид Персефоне,
Или же вечным Танталовым мукам,
Что не кончаются вечность,
И трудам Данаид, коим вовек
Не наполнить водой свою бочку,
Наши попытки донесть людскому
Бесстыжему жрущему стаду
Мысли о скорби, коей быть
Надлежит благородной,
Равно о памяти, которую
Предкам ушедшим обязаны мы
Сохранять, гордясь их наследьем;
Грустно, увы, многомудрая Энфер,
С горькой печалью, в конце
Кратковременной жизни, мне,
И любому, кто думать способен,
Осознавать, что людская природа
В массе своей далека бесконечно
Равно от замыслов мудрого Бога,
И от простого сочувствия тоже…
Александр Александр
19 января 2021, 07:10
+1
Крокодил, как всегда 👏👏👏
Николай Иванов
17 января 2021, 18:23
#
+7
Тихо тихо не шурша крыша едет не спеша…
Это я про немцев. Хотя да, свойственно забывать о плохом людям.
Спасибо