Россия – молодая страна, имеющая тысячелетнюю историю. Вот такой немножечко оксюморон. Ну а раз есть история, то есть и памятные даты. Практически ежедневно можно что-то отмечать или вспоминать. Вот и 18 декабря – тоже памятный день, только забытый. Думается, стоит все-таки напомнить о событиях, которые произошли аж 145 лет назад в Санкт-Петербурге – 18 декабря 1876 года. Может помянув былое и на сегодняшние события сможем посмотреть с чуть иной точки зрения.
Считается, что в этот день 145 лет назад на Казанской площади Петербурга состоялась первая политическая демонстрация в России.
Инициаторами демонстрации были участники небезызвестной «Земли и Воли».
Тогда на Казанской площади собралось порядка четырех сот человек. Были речи, и даже красные флаги мелькали в толпе. Но длилась демонстрация не долго, чуть ли не сразу после начала выступлений раздались свистки полицейских, послышались звуки затрещин, потом все переросло в банальный мордобой. Все случилось настолько быстро, что многие и понять не успели, а что, собственно, произошло.
Это потом уже стали приписывать декабрьской демонстрации значение первой рабочей акции протеста. А на самом деле рабочих-то там почти и не было. Зато были студенты, курсистки, интеллигенция, а если одним словом – нигилисты.
Хотя, рабочие все-таки были, но очень немного.
Плеханов, участник «Земли и Воли», вспоминал, что к концу 1876 года революционная пропаганда в рабочей среде приняла масштабность и принесла результаты. Рабочим захотелось выразить протест, да помасштабнее, нежели это делала интеллигенция. А весной этого года как раз состоялась стихийная демонстрация – были похороны убитого тюрьмою студента – заболел чахоткой и умер. Рабочие участия в этом действе не принимали, так как прошло мероприятие в будни. И вот, в декабре этого же года, решили по тому же поводу, провести демонстрацию, но без похорон, мирную и посвящена она была смягчению режима содержания политзаключенных в тюрьмах.
Кто бы что не говорил, но исторические документы свидетельствуют о том, что царские тюрьмы пострашнее и советских, и российских были.
Так вот, 18 декабря, в Николин день, у Казанского собора собрался народ. Люди заказали молебен «во здравие Николая», отстояли службу и пролетарии стали потихоньку расходиться по домам, так как им была не понятна цель действия, которое разворачивалось на площади перед собором.
Для рабочих, которые пришли к собору, было важным выразить поддержку тем политическим, кто содержался в царских тюрьмах. А режим там был предельно суров. Вот и выбран был Николин день и Казанский собор, и заказан молебен – все это делалось для Николая Чернышевского, который как раз оказался на тот период в ссылке. Для рабочих такой поступок был и поддержкой для заключенных, и протестом против суровых условия содержания политических, и «приглашением» власти к обсуждению проблемы. Они посчитали, что сделали все возможно и стали расходиться до того, как студент Плеханов занял место на трибуне и выступил с речью. Заранее он не готовился, а потому не осталось никаких черновиков или тезисов этой речи. Известно, что только в самом конце своего выступления Плеханов провозгласил «Да здравствует социальная революция, да здравствует «Земля и Воля».
Вот только эту, заключительную фразу и можно отнести к политической повестке. Все же остальное – это действительно требования о смягчении режима содержания заключенных. И никаких призывов к свержению власти или революции не было.
Но как сказано выше, не успел Плеханов закончить свой спич, как раздались звуки полицейских свистков, очагами стали вспыхивать драки, все это переросло в мордобой. Из примерно четырехсот человек, собиравшихся на площади, было задержано тридцать. И, если бы суды действовали согласно тогдашней букве закона, то задержанные отделались бы штрафами и заключением от 7 дней, до трех месяцев.
Но «сверху» надавили на судопроизводство и задержанные на мирной демонстрации студенты, курсистки и несколько рабочих получили сроки по 10-15 лет каторги.
Вот этот день, 18 декабря (6 по старому стилю) знаменателен тем, что он стал переломным – показал, что собственно, власть не способна никого слышать. Тогда именно и произошло разделение «Земли и Воли» на два крыла – народнический «Черный Передел» и террористическую «Народную Волю». Просто тогда многие поняли, что если за демонстрацию судить будут как за бунт, то… может и стоит тогда устроить настоящий бунт, все не так обидно будет гнить на каторге.
И вот с этого-то момента и развернулся террор на территории Российской империи – стали убивать градоначальников, министров, руководителей жандармерии.
Вот, если хорошенько поразмыслить над описанными событиями, то становится отчетливо видно, что если власть нарушает закон – смягчает его для одних и ужесточает для других – то ни к чему хорошему это не приводит. И в первую очередь для самой власти.
Сегодня, когда у нас есть целый совет по правам человека при президенте и этот совет вместо того, чтобы следить за исполнением закона начинает требовать изменить или отменить его для тех, кто позволяет себе экстремистские высказывания…. Да и сами члены этого совета позволяют себе выпады против территориальной целостности Российской Федерации, то… Так ведь действительно не много остается до того момента, когда Россия опять окажется за «точкой невозврата».
Считается, что в этот день 145 лет назад на Казанской площади Петербурга состоялась первая политическая демонстрация в России.
Инициаторами демонстрации были участники небезызвестной «Земли и Воли».
Тогда на Казанской площади собралось порядка четырех сот человек. Были речи, и даже красные флаги мелькали в толпе. Но длилась демонстрация не долго, чуть ли не сразу после начала выступлений раздались свистки полицейских, послышались звуки затрещин, потом все переросло в банальный мордобой. Все случилось настолько быстро, что многие и понять не успели, а что, собственно, произошло.
Это потом уже стали приписывать декабрьской демонстрации значение первой рабочей акции протеста. А на самом деле рабочих-то там почти и не было. Зато были студенты, курсистки, интеллигенция, а если одним словом – нигилисты.
Хотя, рабочие все-таки были, но очень немного.
Плеханов, участник «Земли и Воли», вспоминал, что к концу 1876 года революционная пропаганда в рабочей среде приняла масштабность и принесла результаты. Рабочим захотелось выразить протест, да помасштабнее, нежели это делала интеллигенция. А весной этого года как раз состоялась стихийная демонстрация – были похороны убитого тюрьмою студента – заболел чахоткой и умер. Рабочие участия в этом действе не принимали, так как прошло мероприятие в будни. И вот, в декабре этого же года, решили по тому же поводу, провести демонстрацию, но без похорон, мирную и посвящена она была смягчению режима содержания политзаключенных в тюрьмах.
Кто бы что не говорил, но исторические документы свидетельствуют о том, что царские тюрьмы пострашнее и советских, и российских были.
Так вот, 18 декабря, в Николин день, у Казанского собора собрался народ. Люди заказали молебен «во здравие Николая», отстояли службу и пролетарии стали потихоньку расходиться по домам, так как им была не понятна цель действия, которое разворачивалось на площади перед собором.
Для рабочих, которые пришли к собору, было важным выразить поддержку тем политическим, кто содержался в царских тюрьмах. А режим там был предельно суров. Вот и выбран был Николин день и Казанский собор, и заказан молебен – все это делалось для Николая Чернышевского, который как раз оказался на тот период в ссылке. Для рабочих такой поступок был и поддержкой для заключенных, и протестом против суровых условия содержания политических, и «приглашением» власти к обсуждению проблемы. Они посчитали, что сделали все возможно и стали расходиться до того, как студент Плеханов занял место на трибуне и выступил с речью. Заранее он не готовился, а потому не осталось никаких черновиков или тезисов этой речи. Известно, что только в самом конце своего выступления Плеханов провозгласил «Да здравствует социальная революция, да здравствует «Земля и Воля».
Вот только эту, заключительную фразу и можно отнести к политической повестке. Все же остальное – это действительно требования о смягчении режима содержания заключенных. И никаких призывов к свержению власти или революции не было.
Но как сказано выше, не успел Плеханов закончить свой спич, как раздались звуки полицейских свистков, очагами стали вспыхивать драки, все это переросло в мордобой. Из примерно четырехсот человек, собиравшихся на площади, было задержано тридцать. И, если бы суды действовали согласно тогдашней букве закона, то задержанные отделались бы штрафами и заключением от 7 дней, до трех месяцев.
Но «сверху» надавили на судопроизводство и задержанные на мирной демонстрации студенты, курсистки и несколько рабочих получили сроки по 10-15 лет каторги.
Вот этот день, 18 декабря (6 по старому стилю) знаменателен тем, что он стал переломным – показал, что собственно, власть не способна никого слышать. Тогда именно и произошло разделение «Земли и Воли» на два крыла – народнический «Черный Передел» и террористическую «Народную Волю». Просто тогда многие поняли, что если за демонстрацию судить будут как за бунт, то… может и стоит тогда устроить настоящий бунт, все не так обидно будет гнить на каторге.
И вот с этого-то момента и развернулся террор на территории Российской империи – стали убивать градоначальников, министров, руководителей жандармерии.
Вот, если хорошенько поразмыслить над описанными событиями, то становится отчетливо видно, что если власть нарушает закон – смягчает его для одних и ужесточает для других – то ни к чему хорошему это не приводит. И в первую очередь для самой власти.
Сегодня, когда у нас есть целый совет по правам человека при президенте и этот совет вместо того, чтобы следить за исполнением закона начинает требовать изменить или отменить его для тех, кто позволяет себе экстремистские высказывания…. Да и сами члены этого совета позволяют себе выпады против территориальной целостности Российской Федерации, то… Так ведь действительно не много остается до того момента, когда Россия опять окажется за «точкой невозврата».
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии