Загрузка

Обсценная лексика и культура слова

Ответ на вопрос Пилигрима.

Я не поклонница использования обсценной лексики в быту, но необходимость ее применения в некоторых ситуациях и жизненных моментах, признаю обязательной.

Мой жизненный опыт основывается на том, что пинать фазана, для того, чтобы он полетел, не продуктивно — где взлетел, там и сядет. Поэтому, если необходимо, чтобы фазан не просто взлетел, а еще и улетел, то начальный импульс следует сопроводить словесной формулой, задающей кривую движения с указанием координат, где третьей переменной является литера «й». Так же должна признать, что мой обсценный вокабуляр довольно скуден и кривую четвертого порядка я не смогу описать. Но на кривую третьего порядка и бантик к ней, моего инвективного вокатива достаточно. Это я к тому, что хоть я и не достигла высот мастерства на поприще сакральной и профанной инвективы, но в качестве подмастерья выступать могу.

Высокому искусству выплетания обсценного лексического ажура я училась, осваивая практическую сторону профессии инженер-строитель – получила распределение в Читинскую область, и некоторое время трудилась мастером. На объекте, помимо обычных рабочих, были задействованы и «химики» из ближайшего поселения. Первые два месяца я слушала и осваивала словарь терминов. Не скажу, что это было просто – без слез не обходилось.

На третий месяц на строительной площадке началось бетонирование, работали с колес. И вот тогда-то я впервые и применила сочетание импульса и словесной формулы. Как сейчас помню: под разгрузку встал ЗиЛ с бетоном, а бригада в бытовке в очко режется. Я трижды вежливо попросила товарищей занять свои рабочие места, но игра была настолько увлекательной, что они меня не услышали. Пришлось ящику, служившему столом, придать импульс движения и сопроводить свои действия словесной формулой, использовав все слова, что успела к тому моменту выучить. И подействовало.

Спустя пару часов после инцидента примчался прораб. Зная, что на участке из начальства только «сопля зеленая», а идут ответственные работы, он решил сам все проконтролировать ну и меня дополнительно полирнуть, той же самой профанной инвективной вокативой. Убедившись, что на объекте порядок: оси не сбиты, плотники –
трезвые, бетонщики – взмыленные, ограждение – надежное, он у кого-то из рабочих поинтересовался причиной метаморфозы, коею ему и поведали и весьма красноречиво. И в конце дня, Поликарп Исаевич – так звали прораба – отозвал меня в сторонку и сообщил, что использованное мной для активации трудовой деятельности средство, из разряда сильнодействующих и применять его нужно только в самых крайних случаях. Летающий ящик, может быть вредным для здоровья рабочих, а нам, руководителям среднего звена, поручено и о здоровье подчиненных заботиться.

И так это он проникновенно сказал, что ухо у меня распухло так, что неделю пришлось в платочке ходить, даже в коридорах нашего общежития. Но и запомнилась его наука, считай, на всю жизнь. Потому как будучи мастером, я повторно использовала сие чудодейственное средство только единожды.

Ночная смена смонтировала на восьмой этаж стеновую панель, на которой горячим битумом, аршинными буквами была записана самая простенькая формула, задающая направление движения – те самые Х Y и Й. Вот тогда к монтажникам и крановщикам мной и было применено финансовое средство для лечения зрения, и две недели, пока поверхность обесчещенной стеновой панели не была закрыта мозаичным ковром, я разговаривала (и даже писала) используя слова только обсценного вокабуляра.

Несколько лет спустя, уже в родном городе, я заочно поступила на журфак – это уже перед самым развалом Союза было – и к словам, стала относиться еще щепетильнее.

После развала перевелась на дневное отделение и, закончив, устроилась в краевую «Строительную газету». Нужно ли говорить, что я стала хорошим переводчиком со строительного на русский, но при этом самой пользоваться матерным лексиконом особой нужды не было. Потом, по мере того, как в стране развивались события – вспыхнувший парад суверенитетов, то тут, то там возникающие локальные конфликты, разгоревшаяся война в Абхазии… И строительство, а с ним и «Строительная газета», с ушедшим в запой редактором, на какой-то период впали в кому. Я перешла в другое издание, но и здесь с финансированием, а, следовательно, и с выплатой гонораров были серьезные проблемы, пришлось параллельно осваивать профессии дворника, уборщицы, посудомойки –
собственно, как и миллионам сограждан. Ну а потом пошли командировки, благодаря которым я много чего насмотрелась и наслушалась. Ну и сама, естественно, употребляла в своей речи устойчивые обсценные словосочетания — куда без этого?

Иногда казалось, что в мире просто нет других слов, только эти, способные коротко и емко выразить и боль потери, и разочарование от неудачи, и ликование, и восторг, и усталую просьбу – дай воды, и вымученное – ну что ж так холодно? Бывало, что, этими же словами люди передавали чувство любви и надежду встретиться с теми, кто остался в мирной жизни. А некоторые, чтобы не выть от боли, не всегда физической, через мать-перемать и маму звали.

В общем, как ни крути, а инвективу не зря называют сакральной – она способна коротко и емко передать весь спектр человеческих эмоций и переживаний. Там, где время меряется секундами – «не соблаговолите ли вы», «товарищ капитан», «мне срочно нужен…», да даже и «мама, я люблю тебя» – слова превращаются в пустую породу, горы которой способны затушить еле тлеющий огонек человеческой жизни.

Но пока я получала жизненный опыт, осваивала и усваивала все новые оттенки чувств, даруемые критическими ситуациями, да расширяла свой вокабуляр, вот так, как написано выше, не думала. Я вообще тогда мало о чем размышляла. Необходимость постоянно находиться в действии, адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию и не подставляться – не оставляют времени на размышления.

Но все когда-нибудь заканчивается, миновал и этот, очень напряженный период в жизни страны. И я даже как-то и не уловила тот момент, когда подошли к концу разъезды и мы снова стали обычными «работниками пера» – людьми, сидящими в редакции, обсуждающими последние новости, сплетничающими, разбегающимися на интервью, и присутствующими на форумах и заседаниях….

Ну и как-то зашел в редакции разговор о театре, и я вдруг вспомнила, что очень давно не посещала сего храма культуры.

И прям такая тоска обуяла. Живо вспомнилось фойе, оформленное в темно-синей гамме, лестницы, переходы, балконы и галерея, уютный зрительный зал и своеобразный, присущий только театрам запах.

Ну раз захотелось, что называется, «душа затосковала" – пошла и купила билеты.

И вот, мартовским вечером я иду в ТЮЗ – это мой любимый театр еще со школы. Настроение самое прекрасное, театр – чудесен, в фойе многолюдно, в раздевалку выстроилась очередь, в буфете как всегда бутерброды с икрой и лимонад «Буратино» (нет, там и всего современного было более чем, но вот «Буратино» и бутерброды с икрой – это что-то традиционно незыблемое, без них, мне кажется, и театра уже не будет).

Прохожу по галерее, всматриваюсь в портреты актеров… Звучит первый звонок, и капельдинеры открывают вход в зрительный зал.

Покупаю программку – чисто для того, чтобы была и прохожу в зал, нахожу свое место, располагаюсь… Вот уже и третий звонок, и плавно убывает свет, и ярко вспыхивают рампы и открывается занавес.

На сцене две двухъярусные деревянные кровати с голыми матрасами, на которых расположились четыре мужика в полосатых пижамах – это палата сумасшедшего дома. Входит медсестра – полноватая женщина в возрасте – в руках у нее шприц, и хорошо поставленным голосом с отличной артикуляцией произносит: Биулять, чо сидим? Быстро ж…ой кверху и трусы сняли!

За ее «биулять» не было ничего. Совсем. Ни раздражения, ни ненависти, ни боли, ни восхищения, ни хотя бы обращения. Ничего. Пустота. И само это слово было здесь абсолютно ненужным.

Я долгое время находилась в настолько плотном и раскаленном смысловом поле, что выразить, озвучить, вербализовать его можно было только самым, что ни на есть отборным матом. Время и события вокруг меня требовали стремительности или напротив, так мучили ожиданием и неприкосновенной тишиной, что беззвучное «биулять» могло звучать приказом не дышать, командой «вольно» или посылало в обход. А тут, с театральной сцены – пустое и плоское – оно было настолько опошлено и изуродовано, что напоминало ребенка, побывавшего в руках компрачикосов и ничего кроме отторжения и неприятия к произнесшему, и жалости к самому слову, не вызывало.

На второй реплике, в которую тоже было включено матерное слово, я ушла.

Даже опустившаяся алкашня или отпетое хулиганье, по которым тюрьма плачет, употребляя в речи мат (а они только им и разговаривают) наполняют слова смыслом и эмоциями – плохими, низкими, пошлыми, грязными – но наполняют. А вот культурка, не имея за душой ничего, и самой души не имея, использует слова, просто для того, чтобы язык во рту не простаивал.

Будете смотреть какой-нибудь ролик в сети или тот же камеди, ну или где-то еще – вслушивайтесь в то, что стоит за произносимыми словами. Наши актерки и актеры, стендаперы и стендаперши, часто настолько пусты, что даже пластиковые куклы смотрятся живыми рядом с ними. И все, к чему они прикасаются своим «талантом» уродуют или превращают в тлен. Даже мат.

Вот поэтому, если я сознаю, что ситуация не критична и не требует быстроты реакции или напротив, замереть и не дышать, я выражаю мысли, смыслы, эмоции и впечатления общеупотребительными словами, а мат, как сильнодействующее средство, оставлю в покое.

PS
Обсценная лексика существует во всех языках. Ученые считают, что это наследие языческих времен, когда люди поклонялись Великой Матери и неразрывно связана с культом плодородия.
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп Я за Путина, уважаю Сталина, помню СССР.
+34

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Оксана Борисовна
21 ноября 2021, 08:10
#
+3
Автор! Ну как вы написали! Красиво, красочно, образно! Зачиталась. Хотя мат не приемлю. Для меня это негативный посыл, и в любом случае оскорбление.
Раньше его было в разы меньше, а сейчас мат популяризируется. Это говорит об общем упадке культуры.
А ещё, как мне кажеться, это идёт от лени. Людям лень задумываться как правильно и красиво выразить свою мысль, как проще, так и говорят. А мат, да, быстро помогает выразить эмоции.
Светлана Азанова
21 ноября 2021, 04:12
#
+4
Протопоп Аввакум (1620 — 1682) написал в своей рукописи:" И вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обык речи красить…
Не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже иным коим ищет от нас говоры господь."
Это потом, когда он воспротивился латинизации церкви и Руси, его назовут сумасшедшим и отправят подальше. Это потом родная русская речь станет — абсценным лексиконом, как и многое другое. Слово МАТ — наивысшее состояние эмоций, как и слово УРА. Какое смысловое значение вкладывалось в эти МАТерные слова, неизвестно. Но я сильно сомневаюсь, что именно то, что вкладываем мы сейчас. Только в просвященной Европе интимные части тела были культом. А вот произнося это сочетание звуков в эмоциональном порыве, действительно достигается определенная цель, это точно.
Кстати слова ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ЕЛЕЙ, ПОП и т.д. — латинские. Мы учим иностранные языки, вставляем кучу чужих слов в собственную речь и совсем не знаем свою родную природную речь, речь наших предков. А жаль.
Оксана Борисовна
21 ноября 2021, 08:26
+2
Да, очень жаль, Светлана. Теряем речь, теряем смыслы. Сейчас вот эти англицизмы везде. Ужасные! Деваться от них некуда. За… ли!
(Задолбали, если что).
Светлана Азанова
21 ноября 2021, 10:04
-1
Оксана Борисовна, Так вот мне интересен был сам смысл вот этих, как мы называем, матерных слов, а точнее сочетаемых звуков. И я нашла как в древней, до 1600 года Руси назывались части тела человека. Представляете, они ничего похожего в звучании не имеют!!! Но очень хорошо созвучны с именами богов в Индии. То есть получается, что когда мы говорим — Пошёл на (.......), значит мы отправляем к индусскому богу с таким именем.
Вот осталось узнать, как это индусы распространили своих богов к нам.
А вообще, пусть многое уже не вернуть и это естественно. Время вносит свои коррективы. Но знать свои истоки, свои ритуалы, мы обязаны. Я считаю, это как ВОЗДУХОМ ПОДЫШАТЬ.
pilligrim
20 ноября 2021, 16:36
#
+5
Да-а-а-а, Васия… Умеете Вы удивлять. Это я не про стезю Вашу (тут она у многих замысловата), а про статью. Впечатлили. Прекрасная, глубоко продуманная работа. Пожалуй, впервые с подобным встречаюсь — не добавить, не убавить. Хоть на цитаты разбирай. И да, Вы совершенно правы: «современной культуре» удалось фактически невозможное — она умудрилась опошлить даже мат.
Марго
19 ноября 2021, 19:08
#
+12
Васия, а я думаю, откуда у Вас такой иронично-непробиваемый взгляд в аватаре)) Труд на стройке, да ещё с «химиками», серьёзный опыт вначале трудового пути. Там не только траекторию ящикам запустишь))) И Вы правы, в криминальном мире за «базаром» следят.
Ляпнул не подумав, можешь отхватить по полной))
Васия, пусть фазаны улетают далеко и безвозвратно только от одного Вашего взгляда))) Удачи!