Добрый день, дорогие друзья, мы опять о турках. В прошлой статье мы лишь вскользь коснулись нынешнего состояния Турции — теперь пришла пора посмотреть на то, как выглядит реальная экономическая катастрофа. И заодно подумать, у кого на самом деле зажаты в кулаке фаберже Эрдогана.
Десять-двенадцать лет назад «Анатолийских тигров» ставили в пример — дескать, смотрите, лапотные. Вот как надо жить: мировой финансовый кризис 2008 года Турции практически не коснулся, лира стоит, как приколоченная, годовой рост экономики измеряется двузначными цифрами.
Формально, если верить выкладкам МВФ и Всемирного Банка, у турков до сих пор все очень хорошо — но это если не вдаваться в детали. А детали, как известно, портят всю картину.
2010 год действительно был для Турции очень неплохим. Плохое время началось годом спустя, вместе со стартом гражданских беспорядков в соседней Сирии — скорее всего, это было простым совпадением. Тем не менее, сезон «Арабской весны», прокатившийся по Северной Африке и Ближнему Востоку, серьезно повлиял на способность турецкой экономике к адаптации в новых условиях.
А что происходит в таких случаях в странах Востока? Правильно — власти начинают искать врагов, внешних и внутренних. С внутренними в Турции давно уже полный порядок, десятилетия борьбы с курдами стали привычными деталями политического пейзажа — а вот с внешними в тот момент не очень-то и задалось.
Да, одним из главных редисок для Анкары стал Башар Асад, президент Сирии, но его судьба в то время казалось уже решенной. Впрочем, как и судьба самой Сирии — и это было справедливо, пока в один прекрасный октябрьский день 2015 года на небольшом аэродроме Хмеймим вдруг не объявились русские со своими самолетами и вертолетами.
После этого настроение местных бармалеев и турецкого руководства стало меняться слишком стремительно, поскольку русские — это вам не американцы, следом за ВКС пришли силы спецопераций и инженерные войска, а позже подтянулась еще и военная полиция.
Уже в тот момент туркам стало ясно, что русские пришли надолго — они попытались втянуть Россию в прямое противостояние с НАТО, сбив наш Су-24, однако в Брюсселе, штаб-квартире альянса, от такой перспективы повоевать с нами вместо турок категорически отказались, ибо исход противостояния был ясен еще до возможного начала конфликта.
Многие в то время не понимали деликатности Путина, решившего ударить Эрдогана по помидорам и строительной отрасли, не начиная ковровых бомбардировок Стамбула — и время показало, что на самом деле Кремль в тот момент бил по самому больному для турок месту. Он бил по кошельку, который в тот момент уже начал очень стремительно худеть.
И вот здесь самое время ненадолго перейти к личности турецкого президента. После неудачной попытки военного переворота в Турции сели в тюрьму десятки тысяч человек. Еще сотни тысяч получили запрет на профессию, а сам Реджеп Тайипович постепенно окружил себя людьми, умеющими говорить президенту только слово «да».
С тех пор турецкой экономике весьма поплохело. Если в 2012-2014 годах за один доллар давали две лиры, то сегодняшний курс лиры к доллару составляет 9,19. Всего за один день лира потеряла к доллару более процента, но началось все это задолго до 2021 года.
Любая война требует денег. Любой геополитический проект тоже требует денег — и Неоосманская империя в том виде, как ее задумал Эрдоган, оказалась весьма затратным мероприятием. Тем более, что проект пытались реализовать в условиях перманентной войны почти на всех границах Турции — в Сирии, Ираке, Афганистане, регулярные стычки израильтян с палестинцами и ливанской Хезболлой, активное участие Тегерана в сирийской войне — все это не давало возможности Анкаре действовать «малой кровью», продвигая свои интересы среди соседей и отдаленных тюркских народов.
Естественно, в этих условиях лира начала проседать. То, как ее держали за уши, заслуживает отдельного повествования — и началось все с того, что президент Турции потребовал от Центробанка сменить кредитно-денежную политику.
Понятно, что на поддержку лиры пошли золото-валютные резервы, похудевшие за последние года на 50 млрд долларов — и хотя по всем банковским документам сейчас на балансе ЦБ Турции сегодня эти 50 млрд указаны, в финансовом мире нет никаких иллюзий по этому поводу — казна Анкары не то, чтобы совсем пуста, но к качеству ЗВР возникает все больше и больше вопросов.
Поскольку Центробанк не справлялся с поставленной задачей, Эрдоган принялся менять глав ЦБ. В 2020 году сначала был отправлен в отставку Мурат Уйсала, тогдашний глава ЦБ. Следом за ним полетел министр финансов Берат Албайрак, бывший по совместительству зятем Реджепа Тайиповича — и в по финансовым итогам пандемийного года лира улетела вниз сразу на 30%.
Буквально вчера Эрдоган волюнтаристским решением снял со своих постов трех членов комитета по денежно-кредитной политике ЦБ Турции. Пошли отдыхать от трудов праведных Семих Тюмен, Угур Намик Кучук и Абдулла Явас — последнему, правда, повезло чуть больше, он пока остался депутатом турецкого парламента. Парни отправились гулять, поскольку за 2021 год лира просела еще на 19%.
Но это всего лишь промежуточный итог финансово-хозяйственной деятельности Реджепа Тайиповича — а начало всего нынешнего безобразия восходит к 2012 году, когда тогдашний глава Центробанка Эрдем Бачи начал использовать «коридор процентных ставок». Иными словами, уже тогда банкиры выступали за постепенное повышение процентных ставок ЦБ, обоснованно указывая Эрдогану, бывшему в то время премьером, на опасность низких ставок в случае кризисных ситуаций в экономике.
Будучи правоверным мусульманином, Реджеп Тайипович категорически возражал руководству ЦБ, что ростовщичество — великий грех, если верить пророку Мухаммеду. Будучи же бизнесменом, Эрдоган считал, что низкие ставки ЦБ способствуют развитию частных компаний — и когда пришло время для маневра против инфляции, инструментов у ЦБ просто не осталось.
Но вчера отправились гулять всего лишь члены комитета. Что касается поста главы Центробанка, его за последние два года меняли трижды — и если ситуация не улучшится, то Сахап Кавчиоглу тоже отправится кушать имам баялды исключительно в домашних условиях.
Еще пять лет назад безработица в Турции оценивалась в 4,5%. Сегодня она достигла 25% и продолжает расти. Уровень жизни населения тоже заметно просел — и Эрдоган очень хорошо знает и понимает границы возможного. Любое резкое движение против России — и Турция останется без значимой части туристического потока, что приведет к очередному витку безработицы и социальных протестов.
Так что недавний намек Кремля про нехорошие помидоры с коричневой морщинистостью был воспринят в Анкаре крайне серьезно. Настолько, что турки принялись спешно отводить свои войска от линии соприкосновения с сирийской армией в Идлибе — Анкара оставляет родных бармалеев на растерзание российских ВКС и злого Асада.
В принципе, еще в марте 2020 года Эрдоган мамой клялся, что турки самостоятельно разоружат «непримиримую оппозицию» — с тех пор прошло полтора года и Путину пришлось напомнить турецкому лидеру про его обещания.
Если же кратко касаться всего, что происходит с турецкой экономикой, то это можно описать фразой «широко шагаешь — штаны порвешь». Эрдоган действительно шагал слишком широко, создавая Турции все новые и новые проблемы и тратя дефицитные ресурсы на продвижение пантюркизма — и если Москва закрывала глаза на резкие высказывания турецких чиновников, то это не означало, что она их не слышит.
Видимо, пришло время немного осадить турецкого скакуна — иначе ведь покалечится. Такой горячий, дерзкий и резкий, просто слов нет.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Когда пускаешься в очередной прожект,
Важнее власти и ума бывают фаберже,
К признанью блажь не приведёт, но лишь к позору,
Лишь истина проявит фаберже… иль помидоры:))
Не принято быть на востоке ослом,
Рев чей подобен сраму,
МудрЫ у Хайяма рубаи, притом,
«Срубил» бы легко Эрдогана:))
…
Александр, большое спасибо! 💕
Нуланд тащит печенюшки,
Караулит на углу…
Я частушку-октябрюшку
Против санкций пропою!
– Демократия нелепа.
Вам, потомки, мой урок:
Это «ценность» из Госдепа! –
Цезарь, падая, изрёк.
Не люблю, с недавних пор,
Я турецкий помидор,
И хурму засуну в рот как?!
Вот такая патриотка!
Пусть нас, прям из-за границы
Наш «партнер» всерьёз страшится…
(Мы ж порой, себя самих
Превентивно бьём под дых!)
Так они вместо помидор и будут на радостях свою Хурню прогонять.😂
Народу, который дважды празднует Новый год, никакая Ху… рня не страшна!
Стратеги все, в башке есть план,
Отважно напрягаем силы,
Вгоняя в «шторм» большой стакан.
Коммуникабельность во взглядах.
Считаем лишними слова,
Гусарствуем, греша бравадой…
Кто в лес и часто, как «дрова».
Коричневеет, морщинист томат;
Поздняя осень Султана…
***
Казначеев-визирей меняя,
Золотом не наполнить казну;
Умумхане* — перестановка кроватей…
***
Много надо акча* — империю строить,
Трудно нажить их, с соседями ссорясь;
Некого грабить — вовсе беда…
***
Братья-тюрки акча не дадут,
Сами хотят сунуда*;
Не присуща им щедрость…
***
Задний двор в твоём доме горит,
Наготове соседи — добро растащить;
С Москвой поругайся — вот счастье…
***
Умумхане — публичный дом.
Акча — деньги.
Сунуда — подношение.
" Никто не подаст Эрдогану акчи,
Никто сунуда не протянет…
Звеня помидорками в зимней ночи,
Свой век в умумхане оставит."😂
* — последовательно — без денег, без уважения, без надежды, маленький бедняк (казанский татарский). Да простят меня татары — раскладка у мну только русская, поэтому неграмотно, чисто фонетическая русифицированная передача.
Вряд-ли будет смотрителем, скорее всего тружеником.
Очень интересные имена и фамилии турок. Например, Тюмен, Угур, Кучук… Такие названия носят реки и горы в Сибири. Кавчиоглу — с такой приставкой «оглу, оглы»имеют фамилии тувинцы.