Административно-территориальное деление страны это важная часть её территориальной организации и структуры управления государством. Оно должно быть экономически и политически обоснованным, поскольку иначе оно будет не помогать, а тормозить развитие страны и даже может быть одной из угроз государству. Вплоть до распада. Как, например, это произошло с СССР, Чехословакией, Югославией.
Современное административно-территориальное деление России совершенно не соответствует экономическим реалиям, а также является потенциальной угрозой единству страны.
Судя по недавним заявлениям вице-премьера Марата Хуснуллина, российские власти это понимают и ищут решение данной проблемы. Думается, не за горами изменение административно-территориального деления страны по новым, рациональным принципам. Хотя пока речь идёт только об укрупнении регионов, но это полумеры, которые не решат всех проблем.
Современное административно-территориальное деление России досталось нам от СССР. У большевиков к этому вопросу был крайне своеобразный подход. Их стремление к умалению роли русского народа в государстве и декларировании о праве нации на самоопределение и вылилось в создании множества автономий и областей, слабо связанных с экономической целесообразностью такого деления.
СССР поплатился за такой подход своим существованием. Союзные республики с радостью превратили административные границы в государственные. Подобное могло повториться и в России. По крайней мере западные спецслужбы работали в этом направлении очень активно.
Сегодня подобная угроза сведена к минимуму, но полностью не устранена. И в случае ослабления государственной власти административное деление страны по национальному признаку грозит всплеском сепаратизма.
Но это не единственная причина, по которой требуется реформа территориального устройства страны.
Судя по заявлениям Хуснуллина можно предположить, что центральная власть желает сделать систему управления более эффективной. Даже несколько отойти от федеративного устройства к унитарному. Что позволит не только повысить эффективность системы, но и несколько поумерить аппетиты и амбиции местных элит. Подчинить их интересам государства.
С другой стороны, это позволит быть регионам более самостоятельными в экономическом отношении. Позволит им развиваться более уверенно. Что избавит Центр от многих проблем.
То есть с одной стороны такая реформа может ограничить политическую самостоятельность новых регионов, а с другой сделает их более эффективными экономически и даст возможность повысить благосостояние граждан. Решать свои проблемы самостоятельно, без подачек из Москвы.
А чтобы региональные власти не зарывались и меньше поддавались соблазнам — и нужен более строгий контроль и введение персональной ответственности. В конце концов проще контролировать 20-30 губернаторов, чем 85.
Хотя, понятное дело, у такой реформы будет масса противников. От удельных князьков и местечковых националистов до «прогрессивной общественности» и вечно озабоченных внутренними проблемами России представителей Запада. Поскольку у одних в данном случае отберут кормушку, у других удобный инструмент расчленения России. Так что стоит ожидать очень громкого воя, как только подобные планы обнародуют официально.
Но делать это всё равно придётся, рано или поздно, поскольку, как я уже отмечал в начале статьи, административно-территориальное деление страны должно соответствовать задачам экономического и политического развития государства. То, что есть на данный момент, этим задачам не соответствует и тормозит развитие страны. Да и странно, если бы было иначе. Поскольку является наследием совершенно другой системы.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Теперь разберём меня на части. Проживаю в Респ. Коми. Сам русский. Чем они от нас отличаются — принципиально не понимаю, знаю только что они -финоугорский народ, а я — славянский. Русских в Коми примерно 60 %. Плюс татары с 10… Евреев я просто не выделяю ибо незачем. К русским я автоматически отношу украинцев, ибо их примерно треть. Говорят ли на русском? — Почти все. Говорят ли на своём родном? — В сёлах и принципиально в столице, Сыктывкаре. Если умеют, конечно, ибо сейчас уже непросто найти человека лет с 30-ти, шоб свой знал, ибо зачем?! Опустив массу моментов, хочу заметить, что моя РЕСПУБЛИКА — одна из трёх в РФ где в средней школе дети ОБЯЗАНЫ учить местный язык. ВСЕ дети. Вы спросите: а что такого? Я могу привести в пример Воркуту, где состав, приблизительно: 60% — русские, 30%- украинцы, 10% — татары. Им зачем местный язык?
Я буду за укрупнение, даже если нас поглотит Архангельская или Кировская область. А пока мы так растим новую украину, причём мои украинцы, с которыми я вырос, её почему то не поддерживают, если не сказать наоборот…
А русского сместили МЕСТНЫЕ кадры, ибо русский, а они, понимаш, самостийные, аж республика в составе федерации! При этом каждый следующий уступал всё более и более, потакая всячески… А с местных понеслааась коррупция… Вам это ничего не напоминает?!
Понимаете, почему я не удивился недогосударству украина? Только Здесь есть ВВП и Федеральный Центр, а там — Свадьба в Малиновке!
На рубеже 1990-2000-х под эгидой РАН проводилось исследование реформ АТД со времён Екатерины II и Павла I, которое показало — какие бы усилия власти не прилагали, все равно регионы возвращались к своим исторически сложившимся границам. Это к Европейской части страны относится. За Уралом — там иная ситуация, там процесс становления административных границ начался позднее, и продолжается по сей день.
Что до «экономически целесообразного» районирования — и такие попытки предпринимались. В 1923 году было проведено административно-территориальное деление РСФСР, при котором границы административно-территориальных единиц совпадали с границами экономических районов, выделенных Госпланом. Не сработало. Про хрущевские совнархозы, наверное, многие слышали — тоже ведь попытка «экономически обоснованного» деления страны. А какой вред она принесла, в том числе и экономике?
Жизнь человека, а значит, и социально-территориальных образований, не сводится к экономической деятельности, не менее важны и социокультурные факторы, локальные традиции.
Что же касается отказа от Федерации и перехода к унитарному государству — я не думаю, что это возможно. Вернее, что такое государство будет эффективно функционировать. Все-таки, очень велики и социокультурные, и природно-климатические, и экологические различия между разными регионами страны.
В общем, лучше, на мой взгляд, в данном вопросе следовать правилу Мёрфи — не трогать то, что работает.
А вой поднимется до небес — такое количество административных управленцев окажется на улице…
У нас в крае много разных народов и нам не мешает песни петь и водку пить вместе. Сначало празднуем: Масленицу потом День Солнца и следом Тум — Пайрам.
Просто припоминаю Казань в 90-е,«парад суверенитетов», и вот это вот всё.
И да, в Татарстане настоящая этнократия, хотя русских не меньше 50% населения, а в высшем и среднем управленческих эшелонах — дай Бог, если 10%.
Как-то так. Сложно.
***
Улям — умираю, умру, тат.
Так и в Казани. Их татарами называют, а я просмотрела по генетической принадлежности и ахнула. Ничем они от сибирских народов — то и не отличаются. Вся их агрессия кроется из глуби веков, а точнее с 1700 года. Вот как нам внушили, что Донбасс — хохлятский, так и тут, что Казань — татарская. Но подстрекать обязательно будут. Представьте сколько бюрократов выйдет на " вольные хлеба"?
Я за объединение всех российских народов.
А теперь? Как простым смертным людям жить? Даже, если в Хакасии запустят Вагонмаш, то нужна загрузка этого завода. А теперь ещё и реконструкция. Я знаю вами описанную разницу. Это так. Но наши регионы связывает родство, соседство и они должны быть единым целым.
Для чего людей разделили по этносу? Сколько русских сбежало, бросив вещи, с Тувы?! Немыслимое колличество. Нельзя этого делать, нельзя делить. Только при грамотном распределении сил и средств, можно поднять эти регионы. Местные царьки заниматься не будут, у них другие цели. Нужно единое, централизованное управление.
Я — За объединение. А царькам по лопате и на работы.
Кстати, как в Хакасию, так и в Туву, можно открыть туристические маршруты. Это ведь такая красотища!!! А сколько полезных озёр!!! Живя самостоятельно ( по этносам ) осилить это невозможно.
И присоединять нужно к Красноярскому краю, как и было. Это и по границам республик хорошо. А уж по другим вопросам, так и говорить не приходится.
А вот князьки будут сопротивляться, там мешки статей уже накняжили.
По темпам мы татарам уступаем только по тому, что местные на своём почти не умеют говорить и трудно разобрать кто тут русский, а кто коми… И Тут татары — на стороне русских. В вопросе языка. Тут им лучше русский.
И ведь я понимаю, что надо защищать свой народ, свой язык… Но не НАСИЛЬНО ЖЕ?! И не в ущерб другим! Да мы всегда и во всём им уступали, демонстративно! Нет же… Хорошо хоть пока нет «русские гоу хом». Не на украине живём и власть центральная сильна… Устроит им гоу хом… А шло к этому! Благо после украины задумались все.
У нас теперь вообще и.о. Главы Республики — из Москвы… Доигрались.
Так что ждём — и кулаки держим.
Сам был там. Красота… Но немногие респбулики (точнее — одна) имели собственные представительства в других странах. А это — бардак, простите! Государство в государстве? А нахрен нам свой Ватикан?!
С чего вы решили, что мы не хотеть? Мы были одним краем и жили, пока хакасы (точнее власть) не вспомнили о своей этнической принадлежности. Так их никто и не ущемлял… Национальная школа была, нац. ТВ тоже было, хабарларили на своем языке, работали по уму и профессиям. А вот республиканские студенты, с дипломами педагогического — точно были нигде не нужны. А вы случайно не помните, как ваш ныне покойный вечный мэр Булакин личных банков наделал и оформлял кредиты на задолженность ЖКХ?
Обратите внимание!!! 90% — не хакасские фамилии. А вы говорите… хакасы, хакасы. Осинный улей одним словом.
Я очень рада, что люди и края и Хакасии, не перешагивают эту черту ненависти, поддерживают и родственные, и дружеские связи. Есть работа и пусть работают. Нас в то время не спрашивали, хотим делиться или нет. А нам сейчас не надо спрашивать, жить одной семьёй или коммуналкой. Я наоборот За, причем руками и ногами. Мне очень хочется, чтоб заработали во всю мощь и Абаканские заводы и фабрики, и Минусинские Электрокомплекс и фабрики… А этих " делителей", как ваших, так и наших — по лопате и на работы.
Что касается проблемы с короновирусом, то это действительно страшно было.И пока федеральные власти не взялись и не развернули лазарет, неизвестно сколько ещё бы это длилось. Только вопрос — А почему местные князьки не обратились сразу?
Поэтому Жанна, есть ЛЮДИ, а есть власти. И если для ЛЮДЕЙ этнические вопросы не мешают жить сообща, то для властей — это способ удержаться на троне и кормушки. Жить нам надо вместе, мы слишком связаны родством и бытом. А праздновать будем по всем графикам.😘