Как только появились первые новости о бунте в Бишкеке, меня сразу же посетила мысль — а чего так долго тянули-то? Предпосылки к бунту там не исчезали никогда, во всяком случае в постсоветское время — и не случайно, что Киргизия стала безусловным лидером мира по количеству цветных революций в 21 веке.
Извините, но буду называть эту страну так, как меня учили в СССР — а свое ЧСВ может чесать тот миллион киргизов, который сейчас живет в России. Итак, три майдана — это уже явный перебор, даже для настолько коррумпированной страны, как Киргизия — а коррупция там такая, что олигархи и власти Украины тихо плачут в уголке.
Необходимо понимать следующее: в Верховном Совете Киргизии всего 120 мест для депутатов — это нормальное количество для страны с населением в 6,5 миллионов. Для Средней Азии это вообще очень малое число — рядом казахи с 16 миллионами, узбеки с 34 миллионами и Китай с их 1,4 миллиардом.
Для китайцев Киргизия давно уже является крупнейшим хабом Средней Азии по перевалке ширпотреба, а на бишкекском рынке Дордой можно купить вообще все, что угодно. Начиная от нелицензионных китайских медикаментов для увеличения мужской силы и заканчивая оружием — только плати. Ассортимент товаров таков, которого никогда не найдешь ни в одном супермаркете, а сам рынок располагается на нескольких квадратных километрах.
Рынок Дордой — это государство в государстве, при любых «революциях» ни одна палатка в нем не пострадала и никогда не пострадает — там своя армия, которая открутит головы любому количеству желающих помародерить.
Возвращаемся к Верховному Совету: в нынешних парламентских выборах приняли участие 16 партий, из них всего четыре преодолели пятипроцентный барьер. При это чуть более половины мест в ВС заняли пропрезидентские партии «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан», а оставшиеся места достались условной оппозиции, которая всегда будет голосовать так, как прикажут сверху — во всяком случае, по критически значимым законам.
Те, кто вышел позавчера ночью на улицы Бишкека и других городов — представители как раз той дюжины партий, оставшейся за бортом парламента. Они напрямую обвинили партии, близкие к нынешнему президенту Сооранбаю Жээнбекову, в подкупе и запугивании избирателей — это стандартные обвинения в любых «цветных революциях», следом за ними обязательно последуют обвинения в «ужасающей коррупции».
Прежде чем рассуждать дальше, необходимо взглянуть на карту Киргизии:
Обратите внимание, где именно находится Бишкек, столица этой страны — это самый север государства. Дело в том, что Киргизия всегда была разделена на два противоборствующих клана — северяне (чуйско-иссыккульский клан) и южане (ошский клан).
Северяне — это более светская часть республики, с относительно развитым производством, наукой и образованием. Южане куда более религиозны и повержены влиянию исламских фундаменталистов — а еще они сотни лет враждуют с узбеками.
Ошскую и Ферганскую долины разделяет горный хребет, но так уж сложилось, что в Ошской, Баткентской и Джала-Абадской областях всегда часть населения являлась этническими узбеками. В свою очередь, в Ферганской области часть населения является этническими киргизами. Как только возникает очередная «революция» на юге Киргизии под шумок начинают резать узбеков, а на востоке Узбекистана в ответ режут киргизов — и это уже настолько привычное явление, что никто уже даже не удивляется.
В советское время это удавалось гасить — но вот пришла «незалежность» и оказалось, что внутри новых постсоветских государств полно всяких непреодолимых противоречий. А на кого проще всего спихнуть их возникновение? Правильно — на чужаков.
Однако беда в том, что чужаками в Киргизии всегда воспринимали не только инородцев, но и соплеменников, относящихся к другому клану — и каждые парламентские и президентские выборы неизбежно приводили и будут приводить к возникновению беспорядков.
Иными словами, ночью с понедельника на вторник на улицы столицы вышли южане — они взяли штурмом парламент, президентский дворец и целый ряд правительственных зданий. Под лозунги о справедливости и «хорошей жизни» киргизы снова принялись рушить остатки собственной экономики.
К примеру, захват Министерства финансов и Нацбанка привел к тому, что перестали работать все банкоматы в стране — банки перестали получать наличность, а ведь со времени начала «революции» прошли всего сутки.
Ну и теперь о месте столицы на карте республики. Президенты Акаев и Атамбаев — северяне. президент Жээнбеков — южанин. Это при СССР щепетильная Москва чередовала первых секретарей ЦК Киргизии северянами и южанами поочередно, а как только пришла независимость, то в полную силу заработал принцип «кто раньше встал — того и тапки».
Когда в августе власти брали штурмом сельский дом бывшего президента Алмазбека Атанбаева, Север воспринял это, как нарушение его прав — и как только грянула очередная «революция, сторонники Атамбаева на руках вынесли его из СИЗО. Как утверждают злые языки, охрана СИЗО не только не сопротивлялась, но даже помогала освобождению экс-президента.
Что ожидает Киргизию в результате этого мятежа? Очередной сильный упадок — напомню, что после „революции“ 2010 года киргизы были вынуждены продать свою газотранспортную систему „Газпрому“ всего за 1 (один) доллар — собственных средств на содержание ГТС у них просто не было.
Страна не просто в долгах, она навечно в должниках у Китая, а это тоже играет свою роль — в случае серьезного мятежа на помощь северянам всегда готовы прийти этнически близкие уйгуры из Сицзянь-Уйгурского автономного района Китая (СУАР). А если ситуация дойдет до такого предела, то на помощь южанам обязательно поспешат киргизы из восточной части Таджикистана — и в стране начнется бойня, сравнимая только с афганской.
Именно это до сих пор останавливало киргизов от резни — посмотрим, удастся ли им найти компромисс в этот раз.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии