Загрузка

Последний хромающий ледокол США


Знакомьтесь, друзья — это последний американский ледокол среднего класса USCGC Healy. Последний, который был на ходу — и вот сейчас в США проходит беспрецедентная операция по его восстановлению.

Правда, у американцев остался еще один тяжелый ледокол «Polar Star», но он примерно в таком же состоянии, как и «Хели», а запчасти для продолжения эксплуатации «Полярной звезды» снимают с двух других ледоколов того же класса.
Что же случилось с «Хели»? Это эпичная история, заслуживающая отдельного рассказа — но если вкратце, то все происходило во время очередных «великих» учений НАТО под названием «Арктический щит», во время которых американцы и прочие усиленно сдерживали Россию.

Итак, 17 августа сего года USCGC Healy подобрал группу из 11 ученых из Сьюарда, Аляска, для проведения экспериментов по изучению структуры ледового потока в Арктике — а уже 18 августа, вдали от берегов, у ледокола загорелся главный двигатель — и то расстояние, которое он успел пройти за сутки от берегов Аляски, ему пришлось преодолевать обратно почти две недели. Только 31 августа он приковылял в порт Сьюард — и никто бы не смог прийти ему на помощь, поскольку «Полярная звезда» только что покинула капитальный ремонт и находилась на пути к Антарктиде.

Вернуться обратно на помощь собрату тяжелый ледокол тоже не мог, так как в этом случае срывалось бы запланированное развертывание американских ученых на южном континенте — к тому же, это вам не российский госкапитализм, за ледокол уплатили университеты — и если бы он повернул назад, Береговая охрана США влипла бы на кругленькие суммы в судебных исках.
Прошло время и эта история получила свое продолжение — оказалось, что ремонт старого двигателя на «Хели» просто невозможен, его нужно менять.

Сейчас «Хели» находится в штате Вашингтон на западном побережье Америки, поэтому не путайте этот штат с одноименным городом, столицей США на восточном побережье — столицей штата является город Олимпия, а крупнейшим мегаполисом — Сиэтл. Туда ледокол доковылял своим ходом с начала сентября — и это был очень трудный для моряков переход.
Береговой охране пока непонятно, в каком именно порту будет находиться на ремонте «Хели» — далеко не везде есть возможности для такого ремонта:

".....усилия обещают быть гигантскими, включая вскрытие корабля для снятия его 106-тонного двигателя и спуск нового двигателя на барже из Балтимора, через Панамский канал на западное побережье.
Двигатель настолько велик, что его пришлось сначала разобрать. Когда его переместили на баржу, его накрыли изготовленным по индивидуальному заказу стальным кожухом, приваренным к палубе баржи, потому что, как сказал лейтенант-коммандер Стивен Брикки, представитель береговой охраны: «Чувствительность двигателя требует надежной защиты, чтобы баржа могла проходить через Панамский канал».
Логистика работ по «Хили», начиная с плавания двигателя на барже, обещает быть огромной.
«Корабль должен заменить гребной двигатель правого борта, что создает уникальные проблемы», — сказал Брикки. «Когда судно было первоначально построено, оно в основном строилось на основе этих двигателей»." (конец цитаты)

Проблема только в том, что это не новый двигатель — ему 23 года и он в свое время был снят с другого судна ледового класса и отреставрирован. Сам вес двигателя в 106 тонн предполагает определенные трудности по его доставке к месту ремонта — и вот тут меня слегка накрыло такими откровениями, что я удивился. Очень-очень удивился.
Дело в том, что в свое время я работал на одном оборонном заводе, выпускавшем тягачи для перевозки тяжелых грузов — в том числе и баллистических ракет класса «Тополь-М». Так вот, создавая стратегию дальнейшего развития завода, мне пришлось самым доскональным образом изучать рынок большегрузных автотягачей и негабаритных прицепов — и лидером в этой отрасли тогда были именно США.

Честно говоря, вес в 106 тонн для таких автоперевозчиков — вполне подъемная штука, некоторые грузы весили и до 900-1000 тонн. Это было полтора десятка лет назад, но я до сих пор помню свое восхищение такими тягачами и прицепами — и этот узел вполне могли бы доставить по автодорогам Америки, тем более в разобранном виде.
США — это страна автодорог, поэтому подобный узел можно было бы запросто доставить по суше. А если этого не происходит, то вполне резонно задать вопрос — неужели в Америке за последнее десятилетие растеряли все критически важные компетенции?

Итак, что мы имеем на данный момент: «Полярная звезда», построенная в 1970-х годах прошлого века, практически исчерпала свой резерв, так как запасные части для кораблей этого типа не производят в США уже очень давно — их приходится снимать с двух других «одноклассников», стоящих на приколе.«Полярная звезда» — единственный американский ледокол, способный преодолевать многолетние паковые льды — и то далеко не все.

«Хели» построен чуть позже, в 1980-х годах прошлого века — и таких кораблей было создано тоже три. «Хели» единственный из них, оставшийся в строю — и если на него вынуждены ставить двигатель возрастом в 23 года, то это лучше всего говорит о современных возможностях американского тяжелого машиностроения. Об очень печальных возможностях, честно говоря.
Мне могут возразить, что это, мол, нормально — воткнуть в старый ледокол поюзаный мотор. Может быть, экономика таки должна быть экономной — но масштабное вскрытие судна таких размеров предполагает работы, далеко выходящие за рамки обычного капитального ремонта. Иными словами, вместе со сменой двигателя логично провести и общую модернизацию корабля, но вот об этом речи как раз и нет.

В «отсталой» России сейчас ледокольный флот состоит из 48 единиц, а к 2028 году он будет увеличен до 54 кораблей — при этом сейчас вводятся в строй ледоколы проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». В этом же году должен быть заложен головной атомоход проекта 10510 «Лидер» — и если «Арктика» имеет мощность в 60 МВт, то «Лидер» будет в два раза сильнее — при мощности в 120 МВт он будет способен обеспечить круглогодичное прохождение Северного морского пути со льдами до 4 метров и крейсерской скоростью в 10 узлов (19,1 км/час).
Ледоколы — это и есть арктическая политика и экономика в самом концентрированном виде. И если «у самой мощной державы в мире» нет своего ледокольного флота, то какая она, к черту, держава? Так, очередное банановое убожество.

Если пристально взглянуть на Америку, то там ситуация с ледоколами очень похожа на дурной анекдот.

К примеру, такой: у Дональда Трампа сломался холодильник и он решил прикупить себе Гренландию.
Олег Адольфович
Олег Адольфович Делай что должно, и будь что будет.
+5

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии