У советского человека всегда перед глазами были плакаты с постулатом, что «экономика должна быть экономной», с заветом «учиться, учиться и учиться», с напоминанием о «чести и совести эпохи» — всегда! А еще нам рекомендовали «дерзать, искать, творить», но это уже реже, так как «чрезмерная» инициатива была изрядно наказуема. Но такие вещи, как новаторство периодически поощрялись, особенно на крупных предприятиях в авральную пору. Понятно, что все плакатные призывы настолько народу примелькались, что на них мало кто внимание обращал, но «на подкорку» все это записывалось и имело влияние на все общество в целом.
Вся наглядная агитация – плакаты, растяжки, буклеты, брошюры – были проводниками государственной идеологии. Сама же идеология была сформулирована задолго до создания СССР и даже не адептами-социалистами, а скорее утопистами, которые хотели жить в идеальном обществе.
Помню спор, случившийся в моей далекой юности, в котором мы искали гуманные методы воздействия на преступников и мечтали о таком времени, когда преступление станет «исключительной редкостью» настолько, что в стране не будет мест заключения, а преступник будет передаваться на «общественное попечение». Мы тогда придумали, что человека, преступившего законы общества, будут лишать речи, связывать ему за спиной руки, на грудь вешать табличку с описанием преступлений, что он совершил и отпускать на свободу. Если люди откроют ему дверь и дадут кров и пищу, помогут в оправлении физиологических потребностей, выручат с одеждой и так далее – он будет жить, нет – нет. Такому человеку будет запрещено находиться более двух суток в одном доме и более двух недель в одном населенном пункте. Ну и, понятное дело, в зависимости от тяжести совершенного преступления, будет налагаться срок «общественного попечительства». И вот так сидели мы, спорили, даже ругались, а потом кто-то сказал: ребят, а это хуже фашизма. И мы стали спорить уже на эту тему. В итоге мы все-таки пришли к решению, что придумка наша дурацкая, потому что с людьми так не поступают.
Было нам тогда лет по 15-16 и спор состоялся вместо подготовки к комсомольскому собранию, посвященному очередной дате со дня рождения Ленина.
Я начала с плакатов, которые в какой-то степени являлись проводниками советской идеологии, языческо-христианские корни которой модернизировали социалисты-утописты. (Утверждение спорное, конечно, но мне суть советской идеологии явлена именно такой). И вот эта к концу восьмидесятых замылившая глаза и не воспринимаемая на осознаваемом уровне идеология порождала в юных умах неконтролируемое брожение, которое выливалось порой в дурацкие споры, а порой в реальные и значимые проекты, которые в то время именовались начинаниями. И эти самые начинания давали порой очень полезные и весомые плоды. Но привели в конце концов к уничтожению страны.
А веду я все к тому, что «советская идеология» была «дамой» надоедливой до навязчивости. Особенно хорошо это просматривалось на примерах учебников по гуманитарным предметам, которые мы сегодня требуем вернуть. Хотя и про Жолио Кюри, Перовскую, Лобачевского, Ломоносова, Менделеева тоже было нечто социалистическо-идеологическое написано. А ведь мы сегодня смеёмся над Америкой, которая как раз образование переводит на расово-приемлемые рельсы. Ну, мы переводили на классово-приемлемые и что?
Задаю себе вопрос: живу ли я сегодня по заветам советской идеологии? И понимаю, что дать однозначного ответа не могу. Да, я в очень большой степени советский – во всех смыслах – человек, но при слове КПСС меня передергивает от омерзения, поскольку понимаю, что именно КПСС и сдала страну. Не коммунисты «на местах» из тех, что вступали в партию из идейных соображений, а те, кого оказалось большинство, кто вступал в партию из карьерных амбиций. И скажите мне сегодня, что нынешние менеджеры-управленцы хоть чем-то существенным отличаются от партийных функционеров? Да ни разу не бывало. Все то же самое — и это при том, что сейчас менеджмент – это люди под и чуть за сорок, то есть те, кто с «коммунизмом» не знаком. Но действуют-то они ровно так, как если бы руководствовались лозунгом «экономика должна быть экономной».
И с моей точки зрения «хозяйственная деятельность» как в Союзе, так и в современной России никак не управлялась и не управляется тем, что мы называем идеологией. Здесь действовали, действуют и будут действовать два фактора – выгода и амбиции.
Тогда что такое идеология и какое отношение она имеет к любому обществу? Вот советская, во многом утопичная, нацеливающая человека на достижения духа и плодившая дурочек и дурачков, верящих, что кто-то будет разглядывать в них красоту души и дожидаться «озарения мысли». Ну так и не советская плодит их столько же, если и не больше. Или, может, правильнее сказать, что дурачки плодятся сами по себе вне зависимости от идеологии?
Так может пора перейти от утопических идей, к идеям, которые хоть в какой-то степени будут опираться на реальность? Ну право дело, очень хочется, чтобы в России периоды нормальной жизни длились дольше двадцати лет. Вся история страны состоит из двадцатилетий (где-то чуть больше, где-то чуть меньше). Нет ни одного поколения россиян, хоть советских, хоть имперских, хоть «нового времени», которое бы спокойно прожило хотя бы лет пятьдесят. У нас все время какие-то авралы – войны, смуты, восстания, либералы, общественные полемики, восстановление народного хозяйства, революции, терроры и снова войны, смуты… Можем мы хоть как-то так организоваться, чтобы все вкрапления чужеродности, ведущие к вышеперечисленному, не липли к обществу? Ну за столько-то столетий пора бы, наверное, уже выработать национальный иммунитет. Нет?
А вот это тянет, на идеологию, которую все так старательно ищут?
Банальность?
Самое смешное, что реальная, а не утопическая идеология, банальна до пресности и всего в нескольких словах ее Иван Кузнец выразил. Только дело-то затем, что еще бы ее поняли и приняли как можно больше россиян.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Развал раньше начался, когда закономерно не получилось воплотить нарисованного на бумаге «нового человека». Собственно, как раз с 20-го Съезда, когда ослабла хватка Государства.