Многие не знают, что кроме поста директора-распорядителя МВФ, Кристин Лагард занимает и должность председателя Европейского Центробанка — и сегодня ЕЦБ принялся усиленно печатать много-много новых красивых евро.
Причем словосочетание «принялся печатать» следует понимать в буквальном смысле — Центробанк объединенной Европы просто был вынужден начать эмиссию денег в связи со «сложной экономической ситуацией в Евросоюзе».
В чем же эти сложности?
Во-первых, ощутимо полезли вверх процентные ставки по кредитам для бизнеса. Во-вторых, ускорилась инфляция во всей Еврозоне. В-третьих, программа вакцинации в ЕС откровенно буксует, что сказывается на всей экономической активности.
И вот тут начинается настоящий цирк с конями. Дело в том, что рост доходности по облигациям безумно выгоден национальным Центробанкам всех 19 стран, входящих в зону евро, как общей валюты — и решение ЕЦБ прямо противоречит этой выгоде.
Кроме того, крайне низкая инфляция является настоящим кошмаром для экономики — когда доходность предприятий невозможно поднять выше 5-7% в год, никаких стимулов к развитию и расширению у предпринимателей не возникает. А если и возникает, то где-нибудь в развивающихся странах — и падение промышленного производства в Германии 30 месяцев подряд только подтверждает это. Немецким бизнесменам приходится выносить свои заводы и фабрики в Юго-Восточную Азию, чтобы значительно снизить издержки и повысить норму прибыльности.
Это «проклятие высокой базы» еще сыграет свою роль в экономическом развитии ЕС, но пока об этом мало задумываются — есть более срочные меры, которые необходимо принять для восстановления экономики. То, что эти меры утяжеляют нависший долговой козырек над всей еврозоной, никого сейчас не волнует — с этим будут разбираться политики следующей генерации. Главное, чтобы козырек не обрушился при нынешних.
Итак, у ЕЦБ есть антипандемическая программа экстренных закупок на сумму в 1,85 трлн долларов. Ожидалось, что эта программа ускорит рост экономики еврозоны, однако в результате мы видим третью волну коронавируса и еще более массовые локдауны, накрывшие Евросоюз с головой.
При этом основные поставщики вакцин в еврозону либо не выполняют план поставок, либо привозят такую откровенную муть, что от нее уже начинает отказываться ряд стран. К примеру, от вакцин АстраЗенеки уже наотрез отказались Австрия и Франция — первая по причине смерти после вакцинации, вторая из-за крайне низкой эффективности вакцины для определенных возрастных категорий населения.
Дошло до того, что ряд стран Восточной Европы принялся применять российские вакцины, не дожидаясь резолюций Европейского Медицинского агентства — пока ЕМА разглядывает наши препараты под всеми возможными микроскопами, Словакия, Чехия, Сербия, Черногория, Венгрия и та же Австрия вовсю договариваются с Москвой о поставках и производстве вакцин на своей территории.
Дошло до того, что украинская элита массово поехала вакцинироваться в Будапешт, ибо то, что ввезли в страну из Индии, назвать вакциной можно с очень сильной натяжкой — «Ковишилд» является дженериком АстраЗенеки, которая и сама по себе не очень эффективна.
Но самым больным местом для ЕЦБ все-таки является не пандемия, а состояние экономики Евросоюза — вернее, состояние экономики после пандемии. И тут возникают первые значимые проблемы, не связанные с ростом самой экономики: суть в том, что в еврозоне вполне себе оформились этнические анклавы «бешенцев», неподконтрольные властям ЕС.
Живут они на порядок хуже самих жителей Европы, поэтому в анклавах процветают всякие нехорошие вещи: наркоторговля, торговля оружием, экстремистские учения и проповедники. Все это временами выливается на улицы европейских городов отдельными терактами, но все идет к тому, что скоро эти «акции и мероприятия» приобретут системный характер, поскольку сама европейская цивилизация сопротивляется пришельцам крайне слабо.
ЕЦБ осуществляет системные вливания, а анклавы в систему этих вливаний никак не попадают. Кроме того, не стоит забывать, что там есть не только исламистские фанатики, но и обычные гастарбайтеры, экономические мигранты — а они как раз и занимаются ценовым демпингом, лишая работы местных жителей. Выглядит это примерно так же, как и в Соединенных Штатах — сначала мексиканец устраивается на работу, обживается, занимает определенную (не очень высокую) должность — и потом начинает подтягивать под свое крыло других мексиканцев.
Они обходятся работодателю в разы дешевле, готовы работать по 16 часов в сутки и, самое главное, у работодателя не возникает проблем ни с законом, ни с профсоюзами — в результате местные аборигены пополняют когорту безработных, сидящих на пособии, а мигранты закрепляются на завоеванной территории.
В Евросоюзе это выглядит примерно так же. Более того, те же украинцы после определенного срока работы начинают получать карту поляка или карту венгра — обжившись в этих странах, они начинают формировать вокруг себя сообщество из соотечественников, выдавливая тех же поляков сначала с самой неквалифицированной работы, а потом и с более высокооплачиваемых должностей.
Впрочем, это частности. Системный кризис не ограничивается только мигрантами, злобной пандемией или ростом доходности долговых бумаг Центробанков еврозоны — он, в первую очередь, прямо влияет на общее экономическое самочувствие стран ЕС, которые и без того перегружены долгами.
Показателем этого может служить группа стран под условным названием «PIGS» — Португалия, Италия, Греция и Испания. Их экономики и до пандемии являлись слабейшими в Западной Европе, пандемия только подстегнула это пике вниз, а антироссийские санкции и антисанкции только ускорили падение — эти страны отнюдь не являлись промышленными локомотивами Евросоюза, а их сельское хозяйство в значительной мере было завязано на российский рынок.
Казалось бы, для стран ЕС ежемесячная потеря 4-5 млрд долларов выпадающих доходов совершенно некритична — но если вы вдруг живете на юге Европы, по вам это бьет куда сильнее, чем по остальным. Хотя бы потому, что кроме сельского хозяйства и туризма эти страны мало что могут предложить миру. Пожалуй, исключением в этой группе служит Италия, но тут самое время поинтересоваться, кто является конечным бенефициаром доходов их концернов — удивительная штука, но это в основном немцы и прочие французы, но никак не сами итальянцы.
Рост доходности Центробанков означает и рост стоимости кредитов для бизнеса. В ЕЦБ очень серьезно оценивают эти риски, поэтому сегодня запущено ускоренное печатание денег вдогонку к антипандемической программе — и какие объемы примет эта эмиссия, никто пока сказать не в состоянии. Предположительно она будет не менее 1 трлн евро (1,2 трлн долларов), однако для всего Евросоюза это явно недостаточная сумма поддержки.
Вот тут возникает очень любопытная ситуация. Суть в том, что безумные и бездумные по своим последствиям указы и решения Джо Байдена толкают Америку в пропасть — и вполне может случиться так, что через полтора-два года в полный рост встанет вопрос о финансовой перезагрузке всей долларовой системы.
И здесь главное в том, кого объявят виноватым — а у меня пальцев на всем теле не хватит, чтобы пересчитать самых «лучших» кандидатов на эту роль. Очень легко обвинить в кризисе кого-либо, только не себя — и перегруженные до сих пор токсичными мусорными облигациями системные банки Европы подходят на эту роль, как никто другой.
При этом падение может начаться с относительно мелкого испанского или итальянского банка, финансово аффилированного с тем же Дойче Банком — а если ляжет последний, следом обрушатся и банки Федеральной Резервной Системы, ибо взаимопроникновение активов между ними достигло немыслимых ранее масштабов.
И чем дальше я смотрю на весь этот цирк с конями, тем все отчетливей вижу тот маленький банк, который и будет обвинен в падении мировой финансовой системы — ведь в этом чудном мире важнее всего те, на кого можно будет свалить все собственные грехи и промахи.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Это кризис конечно не отменит, но форма его старта и протекания будет не финансового типа. Если только на каких-то этапах…
И саксы вовремя ушли))))
Короче не чокаясь
Но думается мне, что этим не закончится, как обычно, будут требовать, чтобы мы эту хрень и содержали
В бар забегает лось:
— 50 грамм водки!
Бармен, глядя на лося:
— А не малова-то ли будет??!
— Да мне для запаха! Дури своей хватит!!! 😎
Автору — спасибо за статью! 👍🤝👏🤗😎
А аббревиатуру PIGS случайно не в Германии или Британии придумали? Вот и вся целостность Европы в этой банке с пауками.