Загрузка

Про молодежную политику и культуру (окончание)

Продолжение разговора о молодежи и культуре приходится вести, «вглядываясь» в суть проблемы через призму происходящих в стране событий. Хотелось бы, конечно, полностью «очистить» восприятие, но боюсь, что сколь бы не хотелось оставаться непредвзятой, выполнить сие мне не под силу. То есть, пусть и небольшой, но перекос в сторону негатива в моих рассуждениях наблюдаться будет. С другой стороны, все-таки лучше перебдеть, чем недобдеть.

О самой молодежи, об образовании и об уготованной нами, вчерашним студентам, социальной нише сказано уже достаточно. Суть сказанного в двух предыдущих материалах сводится к тому, что некачественно мы к ребятам относимся, очень некачественно. То, что в молодежной среде наблюдаются негативные тенденции – это в очень большой степени наша вина. Не государства, не системы образования, а тех, кто постоянно находится рядом с ними, тех, кто создает негативную атмосферу вокруг них, кто страдает неприятием их инаковости. Они другие, но не плохие.

И еще — на нас лежит ответственность за ту «культуру», что вынуждена потреблять наша молодежь. Дверцу западной культурке открыли мы с вами, и она, культурка, хлынула на нас таким потоком, что остановить это мы оказались не в состоянии. Один раз полюбопытствовали и до сих пор отплеваться не можем. А молодежь это впитывает, отсюда и инаковость. Но пока, в большинстве случаев, это только внешнее влияние. Внутрь, в душу ребят эта культурка еще не влезла, хоть и прилагает для этого массу усилий. Но это пока, пока, в большинстве своем эти усилия ни к чему не приводят. Но ведь пока.

Принципиальная разница между современной западной цивилизацией и тем, что принято называть русским миром, зиждется на стремлении Запада к опрощению (не путать с упрощением). Но до недавнего времени этот же Запад веками пестовал культуру разума, мысли – cogito ergo sum – мыслю, следовательно существую. И подтверждая свое существование, Запад продуцировал мысль. И хорошо это делал. Но при этом Западу не чужда была и культура чувства. Это стало особенно заметно в 19-20 веке. Уж насколько мы не любим Британию, но Диккенса, Моэма, Джерома почитывали, про французов и немцев и говорить не приходится, с культурой этих народов у русских вообще комплиментарные отношения сложились, и это невзирая на периодические военные противостояния. А конец девятнадцатого, начало двадцатого веков подарили миру плеяду талантливейших писателей, актеров, философов, художников…. И в какой-то момент западная культура в идейном и гуманистическом настрое, в ощущении Духа, почти слилась с российской.

Это мое сугубо личное мнение, но именно перелом, стремление Запада к опрощению всего и вся, к унификации человека, случились тогда, когда «родился великий Гоген». Когда Запад постиг величие его картин и осознал тот путь, что прошел этот художник.

Гоген выбран мной как пример в силу того, что его судьба показательна. Немного авантюрист, достигнув чина лейтенанта флота, становится успешным брокером, теряет состояние и, плюнув на все, подается в Океанию. Никем не признанный и не понятый, он сражается с нищетой и болезнями, и пишет, пишет, пишет…. Да, среди соотечественников, современников никто не понимал его художеств, никто не поддерживал его морально, но между тем, и сам-то он, по сути, предал каждого, кто так или иначе помог ему на пути достижения цели. По нынешним меркам Гоген – педофил-сифилитик, алкоголик, наркоман, полностью морально разложившийся тип. Но посмотрите на его работы – сплошное обнаженное женское тело и ни грамма пошлости. Каждая созданная им картина – это описание идеального мира, его утопичная, одухотворенная мечта.

И вот в какой-то момент Запад осознал, что для того, чтобы выразить одухотворенность, нужно освободить дух от оков, и в том числе — оков морали и нравственности. Но при этом Западу не хотелось идти путем нищеты, боли, забвения, и он решил, что освобождать дух надо с раннего детства.

Еще раз, Гоген – это просто яркий пример, но ведь каждый из плеяды писателей, художников, музыкантов, философов конца девятнадцатого, начала двадцатого века шли именно дорогой Гогена. Просто их судьбы не столь ярки и показательны, а потому менее известны.

П. Сезанн
А так, кроме Дали и позднего Пикассо и назвать-то кого-либо, из любимых ныне творцов, успешными нельзя. Тот же Хемингуэй с кучей попыток суицида, Ван Гог с отрезанным ухом, Джек Лондон со снотворным…. Все, кто шел дорогой поиска Духа, были людьми страдающими, живущими с постоянной болью, мятущимися.

Русское же искусство, что живопись, что зодчество, что литература шли от Духа. Светское искусство развилось из христианских источников; живопись пошла от иконописи, литература – из описания жития, летописей, поучений, сказаний, повестей, так называемых «слов»; русская философская мысль так же зародилась в православных поучениях и «словах» иноков и игуменов. То есть, русскому миру вот это страдание, боль души была известна изначально и никто из творцов от этого не отказывался. Да и никого из наших великих тоже не назовешь прижизненно успешным. Уж на что Пушкин был любим светом, а долги его выплачивал император.

Запад, развивая «институт» мысли и тяготея к комфортному быту, потерял одухотворенность, а когда осознал, что дорога к потерянному заключается в освобождении духа, то решил, что ради этого терять комфорт и уют не стоит. Освобождать дух будем с рождения. И, как я сказала, именно это и лежит в основе того, что сегодня несет в себе западная цивилизация. Дух, как оказалось, не рождается без страдания и боли, как и все значимое в этом мире, как сам человек. Лишив же себя страдания, Запад лишил себя и человечности. И вся культура превратилась в опрощение, и, к сожалению, даже сами представители Запада этого не в состоянии осознать. Они этого и увидеть не в состоянии. А так да, сейчас они могут технически повторить форму, созданную и одухотворённую теми, кто был до них, но сами в эту форму вложить Дух уже не в состоянии. Форму копируют, но она пуста.
Сравните два портрета


Научиться копировать – это не слишком сложно, на самом деле. Женщины, увлекающиеся вышивкой, это хорошо знают. Берешь репродукцию, расчерчиваешь ее на квадратики, на такие же квадратики расчерчиваешь полотно, а потом просто переносишь линии из одного квадратика в другой. И вот «Мона Лиза» готова.

Суть в том, что в форму, созданную другим, свой Дух не впихнешь, даже если бы он и был. Форма создается под выстраданный Дух.

Рубеж девятнадцатого-двадцатого веков предельно сблизил Западную цивилизацию и Русский мир в сфере именно культуры и философской мысли. Но, как я уже сказала, Запад, испугавшись боли, отказался от этого пути, свернул. А Россия еще семьдесят с лишним лет шла именно этой дорогой и та форма, что демонстрировала Россия миру, совсем не нравилась Западу. Живопись, литература, классическое искусство, театр, кино – все это было на столь недосягаемой высоте, в совершенной форме, да еще и одухотворяло, толкало на поиск пути обывателя, что… так и до революции недалеко. И повторить это невозможно…

Ну а как ты, стремясь сохранить комфорт и уют, повторишь то, что создано в блокадном Ленинграде, то, что написано под артиллерийским обстрелом, дожидаясь атаки противника, станцуешь так, как танцевал тот, кто репетировал часами на трапике из гнилых досок, питаясь осьмушкой хлеба в неделю?

Должна констатировать, что рубеж двадцатого-двадцать первого веков теперь привёл Россию на грань слияния с западной опрощенной культуркой. Вот это опрощенное, переставшее быть человеческим искусство стремится поглотить русский мир, и пусть сама одухотворенная структура этого мира сопротивляется — если мы не сможем ничего противопоставить этому опрощенному искусству, то мы без боя отдадим ему наших потомков. На этом придет конец и русскому миру.

Сравните



Да, это Филя, выродившийся представитель русского мира.
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп
Васия: Наша жизнь - калейдоскоп Я за Путина, уважаю Сталина, помню СССР.
+45

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Александр Ишутин
04 февраля 2021, 09:02
#
+1
В тему о молодёжи, Путине, ситуации в России и в мире. Михаил Хазин, 12 минут видео:
youtu.be/J5FfCdnazMc
Артур Ч
04 февраля 2021, 09:18
+2
Александр Ишутин, хороший ролик, но о молодежной политике совсем мало, хотя, как мне кажется, в точку!
Александр Ишутин
04 февраля 2021, 09:27
+4
Мало, согласен, всего 2 предложения, но кратко и самая суть.
Нина  Мацнева
04 февраля 2021, 16:21
+3
Правильно Хазин сказал о молодёжи. Но что с этим делать — не предложил.
Александр Ишутин
05 февраля 2021, 13:31
+1
Почему не предложил? Он сказал: обращаюсь ко всем адекватно понимающим ситуацию — разъяснять молодёжи что есть что…
Нина  Мацнева
05 февраля 2021, 14:53
+2
А кого они слушают? Кто для них авторитет? Вот внук моей подруги говорит, что ВВП надо менять. Спрашиваем: зачем? кого взамен? чем не устраивает? Отвечает: «Слишком долго у власти, надо менять.» И когда начинаем рассказывать, как было до него — для него это как былина.
Александр Ишутин
05 февраля 2021, 15:22
0
Если внук родителей не слушает, то Хазин точно для него не авторитет. Как же хочется задницы напороть этой малышне.
Нина  Мацнева
05 февраля 2021, 16:04
+1
Александр Ишутин,
Так уже не малышня, 28 лет.
Александр Ишутин
05 февраля 2021, 16:08
0
Говорят, что разум приходит с возрастом. Но к некоторым возраст приходит один. Да, ремнем уже поздно.
Артур Ч
04 февраля 2021, 08:50
#
+7
Читая о молодежной политике, я, к сожалению, не увидел молодежной политики. А как же «Сириус», волонтерство, патриотическое воспитание? Нам бы СЕЙЧАС ситуацию «устаканить». А уже потом говорить о Гогене с Ван Гогом. Здесь и сейчас они нам не помогут. Вот «Комсомолка» 29.01 пишет о «Сима-ленд», сотрудники которого устроили флешмоб в поддержку Путина. А это, как я понимаю, Екатеринбург, который многие, и я в том числе, ругаем. Не менее интересны и комментарии к той статье. Я попробую ниже разместить ролик с флешмобом, но не уверен, что смогу.
www.kp.ru/video/embed/818941
Нет, ролик не смог разместить, только живая ссылка… Уважаемая, Васия. Не бейте меня…
Damon McDimm
04 февраля 2021, 06:05
#
+11
Согласен практически во всём. Вот только Гоген, Ван Гог, а также поздний Пикассо, мне никогда не нравились. Последний, как я слышал, и сам считал свои творения мазней, созданной на потребу невзыскательной публики. Той, для которой фирменный шильдик важнее реального качества.
Про подобное «искусство» очень хорошо рассказывал Козлик в «Незнайке на Луне»: «у нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают».
пани Вольска
03 февраля 2021, 22:51
#
+2
Я уверена, что в каждом человеке с рождения заложена определенная программа развития. Он уже изначально способен на что-то конкретное, свойственное только ему.
То, что он получает извне, лишь оттачивает мировоззрение, он всё более определяется с тем, что ему нравится, а что нет.
Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что человека невозможно «испортить», или, наоборот, «сделать хорошим».
Ему можно лишь помогать в его стремлении или мешать.
Жорж Петров
04 февраля 2021, 04:04
+2
Согласен с Вами полностью. В пример можно привести Михайлу Ломоносова, его стремление к знаниям, хотя его отец приготовил ему другой жизненный путь. И таких примеров много, где не благодаря, а вопреки состоялись выдающиеся личности, скорее всего мы приходим в этот мир со своей «программой». И художники, и убийцы, и учёные и т. д.
Наталья Петровна
03 февраля 2021, 22:02
#
+9
В молодсти был Филипп, а сейчас — ФИЛЯ…
А насчет Соммерсета Моэма — такого русофоба еще поискать. Может соперничать только с Редьяром Киплингом.
Нина  Мацнева
03 февраля 2021, 20:37
#
+16
Мы не сможем забором отгородиться от внешнего проникновения западной культуры. Это не смогли даже в советское время. Если кто смотрел фильм «Стиляги», то это о моём студенческом времени. Да, комсомольские дружины боролись с этим явлением. Но на своих молодёжных танцах и даже в переменах между часами лекций мы танцевали буги-вуги и рок-энд-ролл под ритмическое постукивание по чемоданчику, в котором носили учебники и лекции. Более того, хулиганили таким образом, что гимн Союза переделывали на ритм танца. Это не помешало нам быть патриотами. А в период Съезда всемирной молодёжи в Москву в 1957г., нас отправили на целину, чтобы не отсвечивали. В стенгазете клеймили Пикассо, а репродукции смотрели. Но и ночами стояли в очереди, чтобы попасть на выставку Дрезденской галереи перед тем, как её передали ГДР. Были километровые очереди на впервые приехавший Венский балет на льду. Чтобы попасть в Большой театр, тоже по очереди стояли ночью, чтобы получить на что-нибудь на декаду.
А что сейчас? До масочного режима мы с подругами ходили на концерты и спектакли. И я вижу там в консерватории, зале Чайковского, Доме музыки и пр. очень много молодёжи на концертах серьёзной классической музыки. На спектаклях тоже, но мы стали реже их посещать, мы разочарованы ими. Тут наши вкусы расходятся.
И мой вывод в том, что не потеряем мы свою культуру несмотря на проникновение чуждой, если именно государство и СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ будут заниматься серьёзно нашей молодёжью.
Нам грозит другая опасность, которую провозгласили на Западе: влиять на нашу молодёжь, привлекая её учиться у них, внедряя обмен школьниками и студентами, привлекая грантами выпускников — это они называют «расхищение интеллектуала».
Согласен. Запад пошел по пути декаданса, то есть упадка и вымирания. Это когда Мопассан гордился своим сифилисом и кончил в психушке. Средство от этого — додекаданская классика и особенно фольклор.
Olga Fadina
03 февраля 2021, 18:20
#
+18
К сожалению, это так.
Бывая за границей, намеренно игнорирую «музеи современного искусства». А слово «концептуально» считаю практически ругательным 😜
kzn
04 февраля 2021, 09:29
+8
А в Гааге, например, и в музей ходить не надо — такие чудища установлены в центре города:((( То женщина с медведем на голове, третьей рукой от левого локтя, с «мужским цветочком», то три мощные попы, установленные одна на другую:((( И далее — в том же духе:(((