Загрузка

На пути к сильной стране. Часть первая



Эта статья — логическое продолжение вчерашней; в ней мы определились, что в нашем обществе есть целый ряд задач, которые необходимо было решить уже давно.

Почему не решили — это совсем другой вопрос. Взрослые (читайте — зрелые во всех отношениях) люди отчетливо понимают, что дом всегда строится поэтапно. Сначала выбирается участок, потом на нем производится инженерная разведка, создается проект, по возможности подводятся коммуникации (дорога, вода, электричество) — и только после этого закладывается фундамент дома.
Дом у нас давным-давно построен, но он сегодня не отвечает нашим же собственным требованиям, не говоря уж о конкуренции за души людей из других стран — следовательно, нужен проект реорганизации (перестройки). Понимаю, что слово «перестройка» имеет ярко выраженный негативный окрас, — спасибо Михал Сергеичу! — но в данном случае нас интересует именно суть, а не эмоции.

А суть состоит из весьма простых и показательных цифр. К примеру, о том, каким именно образом создается народное благосостояние. И, что еще важнее, кем именно оно создается.
Я буду приводить допандемические цифры — к тому же, новых пока просто нет, мы увидим их только в следующем году. Так вот, если внимательно взглянуть на структуру экономик некоторых западных стран, можно обнаружить одну интересную штуку. Например, в Америке и Японии доля вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны достигает 60%. По Евросоюзу цифры разные, но и там нет ни одной страны, в которой доля малого и среднего предпринимательства (МСП) была бы ниже 40%.

Почему мы говорим именно о малом и среднем бизнесе? Тут все просто — это самые гибкие и адаптивные структуры в любой экономике. Для предпринимателя вообще нет проблем с тем, какую продукцию выпускать — если это покупают, то это будет обязательно произведено. С чем большей наценкой продается конечная продукция, тем выгодней ее производить — а когда наценка падает от возросшей конкуренции, предприниматель делает все возможное, чтобы наделить свой товар новыми (или дополнительными) качествами.
Заметьте — я сейчас говорю о реальной, а не сервисной экономике. В сервисной вообще все намного проще — за одну и ту же цену достаточно предоставить больше услуг, чем у конкурента — и все, ты на коне. К тому же, в сервисной экономике основные издержки — это стоимость персонала, а не разработка ноу-хау или технологических линий, отвечающих новым задачам.

Нас же интересует именно реальная экономика — и именно здесь у нас есть определенный провал в доле МСП в валовом внутреннем продукте страны. Если кратко, то эта доля в три раза ниже, чем у американцев и японцев — всего около 20% ВВП.
Иначе говоря, 80% экономики составляют монстры, крупные компании и госкорпорации. Дорогущие, мощные, с невероятным объемом ресурсов — у той же «Роснефти» этих объемов на 25 трлн долларов в ценах 2014 года. Да, сейчас поменьше, но речь все равно идет именно о триллионах.

Можно долго рассуждать, почему так сложилось, но ответ будет простым — мы такие в силу нашей ментальности. В российском климате невозможно было выживать в одиночку, поэтому народ собирался в ватаги и шел в сторону Тихого океана. Или собирался в артели и шел добывать золото, железо, медь и прочие нужные металлы. Мы страна производителей, как раз это мы зачастую делаем лучше всего — и если бы к нам добавить еще один народ с задатками торговцев, американцы и китайцы с прочими европейцами давно бы плелись далеко-далеко в хвосте.
Но сложилось так, как сложилось — мы умеем производить почти все на свете и совершенно не умеем это все продавать. Это не хорошо и не плохо, это — данность.

Есть и еще одна данность, на которую очень мало обращают внимание и совершенно зря. Я говорю о качестве человеческого материала. Для примера: автомат Калашникова изобрел один человек. Не конструкторское бюро или производственное объединение, а один конкретный сержант Советской армии, комиссованный в тыл после ранения. И не просто изобрел, а прошел все круги ада, доказывая, что его конструкторское решение является лучшим в мире.
Можно говорить о Михаиле Калашникове, но на самом деле он один из множества одиночек, сумевших пробиться со своими идеями и прототипами — и мы никогда не узнаем, скольким пробиться просто не удалось, им просто не хватило сил, энергии или элементарного везения.

Давайте предположим, что конструктору Михаилу Кошкину не удалось бы прорваться со своим гениальным танком Т-34 — кто знает, как тогда сложился бы ход войны? Я не сомневаюсь в нашей победе, но вот то, что она без танка Кошкина была бы куда более кровавой, лично у меня сомнений нет — и так всегда было во всем. Жесточайшая внутренняя конкуренция за концепции танков, самолетов и боевых кораблей — в итоге сегодня мы имеем лучшую военную технику в мире.

Если рассуждать о пути к сильной экономике, то нам просто необходимо иметь лучшую гражданскую продукцию, начиная с продовольствия и заканчивая электроникой. Многие скажут — дескать, мы отстали, практически навсегда. Особенно в электронике, прецизионных (особо точных) станках, автомобилестроении, самолетостроении и прочих высокотехнологичных вещах с максимальным уровнем добавочной стоимости.
Поскольку у нас всегда был «свой особый путь», я даже не собираюсь с этим спорить. Я всего лишь предложу сравнить два автомобиля — ВАЗ-2108 и Лада Vesta. Или Лада XRay. Да, тут же понесутся вопли про «вы не понимаете, это другое, ааааа!!!!», но факт останется фактом — есть «восьмерка», как первый полностью самостоятельный концепт ВАЗа и есть Веста. И это настолько разные автомобили, что с этим спорить просто бессмысленно — они просто из разных веков.

Да, Ладу производит очень крупная компания, а нас интересует именно малый и средний бизнес, как фактор рывка в развитии экономики России — и тут мне хотелось бы рассказать о том, почему на заглавной фотографии статьи стоит логотип компании Netflix. Вы же понимаете, что стоит он там не просто так?

По современным меркам компания Netflix просто младенец — она была основана двумя друзьями в Калифорнии в 1997 году. Это был типично лавочный бизнес — друзья (Рид Хастингс и Марк Рэндольф) продавали DVD-диски, доставляя их клиентам по почте.
Как и любые лавочники, они жестко страдали от сезонных колебаний и капризов рынка — когда в 2001 году случился крах доткомов, Netflix едва не склеила ласты — но потом пришло католическое Рождество, взлетели продажи DVD-проигрывателей и компании удалось выплыть, потеряв около трети персонала.

Именно с этого момента Рид и Марк поняли одну простую вещь — еще один подобный кризис компания не переживет.
Нужно было что-то решать, причем принципиально — а раз наступила пора сети Интернет, то компания ушла в сеть вслед за своими клиентами. Диски продолжали отправляться по почте, однако основная часть клиентов начала получать любимые фильмы в режиме онлайн — следовательно, издержки компании резко упали. А вот доходы возросли, поскольку почти исчезла прослойка из Почтовой службы США.

А вот дальше произошло совершенно невероятное — в 2013 году руководство Netflix решило, что пора завязывать с продажей чужого контента. Это был крайне рискованный шаг — одно дело продавать фильмы от известных на весь мир студий и совсем другое — создавать что-то свое. И его мало создать — нужно доказать, что это «что-то свое» заслуживает того, чтобы его купили.

Здесь необходимо небольшое отступление. Единственная черта, которая есть у всех без исключения предпринимателей — это амбициозность. Иногда она принимает болезненные формы, как у Березовского или Ходорковского, иногда перерождается в желание покровительства и меценатство, как у Алишера Усманова или Саввы Морозова — но именно на старте бизнеса только амбициозность определяет путь и будущий масштаб компании.
Рид и Марк были такими же амбициозными, как и два Михаила — Калашников и Кошкин. Мотивации у этих людей были разными, но амбиции обязательно присутствовали.

Так вот, об амбициях. Это сейчас Netflix относят к так называемым «бирюзовым» компаниям, способным на любой прорыв — но семь лет назад это был неимоверный риск. В Netflix справились с риском, поставив все на команду — и это был единственно верный вариант решения. О внутренних правилах этой компании мы можем поговорить как-нибудь в другой раз, но именно команда сделал Netflix одним из лидеров мирового рынка.
Впрочем, об одном правиле все-таки расскажу: в компании нет утвержденного графика отпусков. Любой человек может в любой момент уйти в отпуск на одну-две недели, согласовав это со своим вышестоящим руководителем — и если никаких срочных дел нет, то человек просто уезжает отдыхать. А чтобы у него всегда была такая возможность, заработная плата в компании Netflix вдвое превышает среднюю по рынку труда, причем на всех позициях без исключения.

Теперь снова вернусь ко вчерашним словам Эльвиры Сахипзадовны в Госдуме. Тем самым словам, где она пророчит нам рост в 2-3 процента в год.
Тут самое время вернуться к показателям. Если мне не изменяет память, на конец 2019 года в России было что-то около 97,5 млн рабочих мест. Из них 18,9 млн трудилось в МСП — сюда относятся как сами предприниматели, так и их персонал.

А теперь давайте кое-что сравним. На конец 2019 года в компании Netflix работало 54002017 сотрудников. Еще раз, прописью: пятьдесят четыре миллиона две тысячи семнадцать человек. Понятно, что это персонал компании по всему миру — но согласитесь, что лавочка по продаже дисков с видеофильмами сумела создать столько рабочих мест, что просто оторопь берет.
Иными словами, пара таких компаний на Россию — и в Газпроме просто некому будет работать, ибо зарплата ниже — с приходом пандемии доходы Netflix резко выросли, в силу понятных причин.

Ну и очень немаловажный фактор: Netflix работает на стыке реальной и сервисной экономики, создавая продукцию, востребованную людьми и доставляя ее в любую точку планеты, лишь бы там было электричество и доступ к интернету.

Я это к тому, что слова Набиулиной — очередной информационный мусор, не соответствующий задачам страны. Рост должен быть не в 2-3-4 процента в год, а на десятки процентов — и единственный резерв для этого тот самый пресловутый малый и средний бизнес.
Если верить рейтингу Doing Business от Всемирного Банка, то мы сейчас по легкости ведения бизнеса находимся на почетном 28 месте из 190 стран — две последние строчки в этом рейтинге занимают Эритрея и Сомали. На 29 месте идет Япония, на 30 — Испания, на 31 — Китай. Кому интересно, может сам заглянуть в эти рейтинги, причем на русском языке.

Ну и теперь главные выводы из всего вышесказанного.

Во-первых, предпринимателей нужно учить и воспитывать с младых ногтей. Желательно с первых классов в школе, выявляя амбициозных и деятельных мальчишек и девчонок.
Во-вторых, предпринимательство необходимо пропагандировать. Не в том смысле, что вот молодец, купил «Гелендваген», а в том, что смотрите: создал столько-то рабочих мест, платит людям такую-то нехилую зарплату, а его предприятие на столько-то выросло за последние пару-тройку лет.
В-третьих, это все необходимо культивировать и защищать. И если необходимо — защищать не только на юридическом, но и на физическом уровне.

Для всего вышесказанного нужна политическая воля и давление общества, чтобы сместить Эльвиру Сахипзадовну с табуретки главы Центробанка России — ибо любые цветастые планы по развитию МСП так и останутся планами, если у предпринимателей не будет доступа к дешевым финансам.

Впрочем, об этом и многом другом поговорим в продолжении.
Олег Адольфович
Олег Адольфович Делай что должно, и будь что будет.
+103

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

konstant_n
24 декабря 2020, 17:06
#
0
Не совсем согласен с автором. Чтобы получить экономический рост нужно куда-то девать ту продукцию, которую мы гипотетически произведем. А так как вследствие проигранной нами холодной войны в мировом разделении труда мы получили нишу сырьевого придатка — то и мечтать о каком-нибудь росте бесполезно. По крайней мере пока мы остаемся в этой схеме. Мировая экономика в кризисе, мы её часть, при чем не самая важная.
Александр Кукушкин
24 декабря 2020, 21:00
0
Дело за малым: делать всё, чтобы выйти из этой схемы мирового разделения труда.
Нравы того «мира» ещё Джек Лондон больше ста лет тому назад описал в своей книжке «Время не ждёт».
Герой этой повести с отчаянным упорством сколотил 10 миллионов на Клондайке.
Уехал с Аляски, чтобы вступить в общество крупных буржуев, рулящих на биржевом рынке, наивно полагая, что раз они крупные, то нравы у них должны быть не такие бандитские, как у его конкурентов
И эти крупные тут же ободрали его до исподнего, как последнего лоха.
Пошёл к ним выяснять отношения.
Прикинулся шлангом и начал выспрашивать у них, сколько он заработал.
Те его искренне не понимали.
Когда герой понял, что без пистолета ему ничего не удастся из них выжать, он рассказал им анекдот.
Дальше цитирую:
"
— Зачем тянуть эту бессмысленную игру словами? — резко и холодно сказал Даусет. — Объяснимся здесь же, на месте. Мистер Харниш явно находится в заблуждении, и мы должны прямо сказать ему, в чем он ошибается. Мы, партнеры в этой операции…
Но Харниш не дал ему договорить. Он слишком много на своем веку играл в покер, чтобы пренебречь психологическим фактором; в этой последней сдаче он хотел сам довести игру до конца и поэтому перебил Даусета.
— Кстати о партнерах, — сказал он. — Мне вдруг вспомнилась одна партия в покер. Дело было в Рено, штат Невада. Ну, не скажу, чтобы игра велась очень честно. Игроки — все шулера, как на подбор. Но был там один козлик безрогий — в тех краях так называют новичков. Вот он стоит за спиной сдающего и видит, что тот снизу колоды сдает себе четыре туза. Новичок возмущается. Он тихонько обходит стол и наклоняется к игроку, который сидит — напротив сдающего.
— Послушайте, — шепчет он, — я видел, как он сдал себе четыре туза.
— Ну, и что ж из этого? — спрашивает игрок.
— Я подумал, что надо сказать вам, — отвечает тот. — Вы что, не понимаете? Он сдал самому себе четыре туза, я своими глазами видел.
— Знаешь что, любезный, ступай-ка отсюда. Ничего ты в покере не понимаешь. Сдача-то его, верно?

Смех, которым был встречен анекдот, прозвучал натянуто и невесело, но Харниш словно и не заметил этого.
— По-видимому, ваш анекдот имеет особый смысл? — в упор спросил Даусет.
Харниш с невинным видом посмотрел на него и, не отвечая, опять обратился к Натаниэлу Леттону.
— Валяйте, выкладывайте, — все так же добродушно сказал он. — Назовите примерную сумму. Ведь я уже говорил вам, что миллионом больше или меньше — это неважно. При таком-то выигрыше!..."

В конце концов он забрал у них свои кровные.
Ничего в том мире с тех пор не поменялось.
Разве что «модернизировалось».
konstant_n
25 декабря 2020, 09:48
0
Вы не поверите ))), только вот пару дней назад закончил читать «Время не ждет». Наверное это лучшее, что я читал у Лондона.
Правда не совсем понимаю как это произведение относится к теме статьи, ну или к моему комментарию.
Но суть капитализма Лондон передал очень хорошо, со всей силой своего таланта.
Александр Кукушкин
25 декабря 2020, 12:46
0
konstant_n
Это я к тому, что в этой картёжной игре под названием «мировое разделение труда» на сдаче сидит СШАуёвая «элита».
konstant_n
25 декабря 2020, 13:14
0
Я бы не стал винить во всем США. По большому счету они такая же оккупированная страна, как и наше богохранимое отечество. Просто США первые в очереди за ништяками, получаемыми при разделении труда, а РФ — последняя. Но это скорее исторический факт, чем чья-то злая воля. После проигрыша в холодной войне РФ одна из последних вступила в международную систему разделения труда. Ну и, как говорили древние римляне: опоздавшим — кости. И опять же, так уж исторически сложилось, что после второй мировой США оказались самой экономически развитой страной, поэтому финансово-промышленные элиты и выбрали их в качестве штаб-квартиры. Поэтому все сливки от разделения труда снимались США и теми, кому США открывали свой внутренний рынок.
А что касается международного разделения труда, то это не карточная игра, а суровая капиталистическая действительность. Которую описывали политэкономы от Смитта до Маркса. Они же, к стати, и указывали на то, что разделение труда не может быть бесконечным в силу конечности народонаселения Земли.
КонфеткаИрисска
29 ноября 2020, 22:56
#
0
что такое нефликс? И почему на них надо равняться?
Михаил М
28 ноября 2020, 02:24
#
+1
Я считаю не много иначе, ну не может микро предприятие изготовить к примеру стиралку (да еще и конкурирующую с мировыми образцами). Хотя судя по тому кто у нас относится к малому и среднему бизнесу вполне должно смоч. Справочно (Ограничение по численности работников: микропредприятия — до 15 работников включительно; малые предприятия — до 100 работников включительно; средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно. Ограничение по выручке: микропредприятия — 120 млн рублей; малые предприятия — 800 млн рублей; средние предприятия — 2 млрд рублей.). Но я слабо представляю себе энтузиаста сидящего с 2 млрд рублей, в лучшем случае с 10 млн. руб. и поверьте сейчас это уже совсем не большие деньги для старта и сейчас я про регионы (жесточайшая конкуренция во всех областях бизнеса).
Есть у меня виденье развития страны и экономики, если Олег Адольфович не против чуть попозже вынесу идеи в качестве нескольких статей на суд общественности.
Михаил М
28 ноября 2020, 02:58
+4
Я тут решил как представитель то самого микро бизнеса, построить склад (ну как склад большой, просторны и теплый гараж) так вот что бы оформить землю землю которую я нашел нужно провести исследование на разные коммуникации 15000 руб. Хорошо. Определить границы участка (но город попросит за мой счет определить границы еще и целого ГСК минимум, а то и целого квартала. А это уже совсем другие ДЕНЬГИ). Потом я еще должен выиграть аукцион на право аренды того участка (а если придет какой то дядя с более толстым кошельком, то все понесенные мною расходы мне не кто не возместит.) Вот сижу и думаю нужны ли мне такие риски.
Vera Kot
28 ноября 2020, 14:15
+1
На мой взгляд, данный город не заинтересован в Вас. Вам надо искать место, где условия лучше. Мобильность тоже должна быть присуща МСБ.
Elena Saint-Pierre
27 ноября 2020, 12:57
#
+12
Статья очень нужная. Мне кажется, что прежде, чем строить, надо решить, что. А это пока не ясно. Что касается бюрократии, которая мешает и трудностей ведения бизнеса и большие налоги, как многие пишут в комментариях, так на это жалуются везде. Я могу сравнить с Францией. Тут такие же проблемы, если не хуже. А уж французская бюрократия — это всем бюрократиям бюрократия. А уж как она любит все организовывать — это просто песня. Развивать предпринимательство нужно, но не все могут быть предпринимателями и мне кажется, что надо вернутся к тезису, что любой труд почётен и люди, которые трудятся на производстве, в сельском хозяйстве, в сфере услуг, не говоря про медицину и преподавание должны быть на виду. а не «звездуны и звездуньи и всякие светские львицы и иже с ними». Но это уже вопрос идеологии и воспитания.
Галина
27 ноября 2020, 16:16
+4
Елена, с последними словами полностью согласна!!! Тем более, детей, которых мы рожаем, восспитываем не понимаю другой идеологии, как той, что видят с экрана и не только. Если бы получилось «вернуться к тезису» — производительный труд в почёте и заслуживает достойной оплаты, подрастающему поколению не приходилось бы доказывать очевидное.
Павел эФ.
27 ноября 2020, 11:31
#
+3
Фундамент, с фундамента надо начинать. У уважаемых друзей был фундамент, даже несколько: Американская мечта и Голливуд. Есть Русская мечта? Назовите? Только не надо слов, надо просто иметь возможность посмотреть. И это не Сколково должно быть. Для меня шоком был в своё время Диснейлэнд как воплощение и апофеоз западной эстетики и идеологии. Это может быть что угодно, но дайте посмотреть на этот Град на холме, пусть в кино даже. Для нас вами, как для создателей смыслов, создание такой мечты — главнейшая задача. (Честно старался изо всех сил избежать слова «национальная идея».)
Бессонов Виктор
27 ноября 2020, 09:46
#
+5
У малого бизнеса настолько малый «выхлоп», что проще работать за зарплату, плюс проблемы с проверяющими органами.Если у тебя нет мало-мальской «крыши» ты обречён.Притом если у тебя есть совесть и ты делаешь или продаёшь качественную продукцию, то конкуренцию не выдержать.Если у тебя помещение своё, то можно работать какое время в «0», а если аренда то «капут».
НатальяК.
27 ноября 2020, 09:08
#
+5
Ментальность это конечно причина, но…
Если взять примерно средний возраст российского предпринимателя на МП это где то от 35 до 50 лет, то есть люди родившиеся еще при СССР и в период перестройки и не наученные платить налоги, не говорю что не хотят, нет, большая часть и хотела бы платить по честному от и до, но тогда пропадает смысл работы как это не пародоксально, я не говорю о перекупах, а говорю о производственном секторе
Я работаю на небольшом заводе, мой учредитель придумал и запатентовал в свое время устройство для прочистки труб чтобы не выкапывать как раньше, спрос есть и большой, но себестоимость не маленькая, на них одних не выплыть, начинает заниматься металлообработкой хочешь медаль тебе вырежут лазером, хочешь вырежут, загнут, всё это сварят в какое либо изделие и покрасят в какой хочешь свет и все это хорошо, если бы не одно большое НО… НАЛОГИ((( на заводе работает порядка 45 человек (очень надеюсь что не вычислит меня обэп((( но если платить налоги с ЗП в полном объеме (а не официальная минималка как 70 % малых предпринимателей) то завод можно закрывать как убыточное производство, ну не подъемное налогообложение для предпринимателя — производственника, себестоимость продукции, з/п рабочим, ипотека за производственные площади, а теперь после раздачи денег в пандемию надо пополнять бюджет и уже начались письма, проверки камеральные, проще занести в налоговую налом чтобы тебя «забыли» чем доказывать что ты не верблюд
Вот такая ментальность, которая совсем на помогает поднятию экономики страны
Руслан Д
27 ноября 2020, 07:53
#
+4
Сколько бы ни интересовался, как кому удалось прорваться на пьедестал успешных — везде одно и то же: случай. Типа: я уже доедал последний сухарь и тут мне позвонил друг и предложил поднять одну тему. Перепродавал «рога и копыта», шло так себе, потом случайно нашел работу, где меня научили продавать «рога и копыта» правильно, вложили в тебя миллион-другой, хорошо платили, а потом я ушел и сам начал их продавать уже как надо. Ну и так далее. Как мне объяснил сосед, успешный в бизнесе человек, для старта нужен халявный ресурс: связи, деньги, недвижимость, транспорт и т.п. Без этого, хоть заучись на предпринимателя до пенсии, тебе не дадут вылезти те, у кого такой ресурс уже есть. Рынок конкурентный, занимать его всем подряд не получится. У нас хватает шустрых и со связями, никого не надо искусственно тянуть за уши. Второй вопрос: спрос. Куда податься МСП? Даже вырастив что-то на своей земле или выпилив что-то лобзиком, продать это, квест тот еще! Все рынки сбыта оккупировали «магниты», «kfc», «маки». Нужно сломать монополию монстров и сделать это может только государство! Кредиты не выход, их всегда не хватает, а риски чудовищные! Бизнес может не пойти и ты, жалкий банкрот, пойдешь наниматься к доброму дяде влачить последствия кредита. Короче стартап малой кровью может сработать при наличии нужных компетенций только: при на смене технологических циклов, во время или после войн или если твой друг-бизнесмен альтруист. Всякие коучи по бизнесу — это те же бизнесмены, которые зарабатывают на тех, кого обучают.
Андрей Петрович
27 ноября 2020, 09:22
+9
Руслан… Поддерживаю… Первый миф…огромный миф…на который покупаешься даже, будучи взрослым… Стив Джобс нашел поверившего и понимающего технаря с деньгами (попробуйте найти технаря с деньгами в России!!! Биржа фантики фьючерсы — наше «фсё»), и он Стиву дал 100 000 долларов (еще тех, из 70-х/80-х) без всяких «стартапнутых» презентаций, показух, требований, отчетов и сроков на развитие его дела…АГА…при богатейшей и авторитетной американской семье…ага…бл…сказочники бл…гаражные…хотя может в собственном 300 метровом и возился…а потом папа с мамой в Пентагон и ФБР пригласили… ага… авторитет, однако позволял…

В России «бизнес-легенды» и «сказочные мифы» из мира бизнеса, и я сейчас не о мире услуг и сервисов, сетях кофеен и пиццерий, я о технологиях реального сектора экономики, с т а р а т е л ь н о кем-то с о ч и н я е м ы м и и распространяемыми, заставляют нестандартно мыслящих людей вкладывать свои собственные средства в развитие своих идей, с расчетом обойтись малой кровью и шагнуть на другую, более высокую ступень ареала обитания. Увы, увы, увы — а это уже статистика, «малой крови» хватает только до определенного этапа, когда переходишь уже на трехразовое (понедельник, среда, пятница) питание, и тогда включается навязчивая мысль – «Фонды развития», «Фонды поддержки», «Инвесторы» бл… «Бизнес-ангелы», где-то тут они были, вот где-то прям тут, бля буду… были… государственно мыслящие «мужи» и «ангелы», они придут, они помогут, они поддержат — и вперед… в райские кущи… в новые технологии… бля

Ага… Щаз… Под личиной «бизнес – ангела» (часто от тех самых- «государственных фондов») приходят «голодные орки» и шакальё с гиенами, дождавшиеся очередного ненормального, поверившего в старательно поддерживаемые «сказания о бизнесе»… не ориентирующегося, от слов «совсем» и «абсолютно», в юридических и налоговых казусах и нюансах «российских законов о бизнесе»… обессиленного, «обескровленного» и «окровавленного» энтузиаста новых технологий… и_, И_и_Ииии!!!.. предлагают корочку черного хлеба и водичку в обмен на все, что «бедолага» успел за годы накропать за свой счет… расскажи и покажи нам фсё… мы в науку и расчеты не верим (дб.бл.)…
И выбор у тебя в этот момент не велик: униженно взять, и тянуть лямку с корочкой хлеба в кармане, не высовываясь из того самого, своего ареала, из которого начинал, если не хуже… поверив в программы, лозунги и призывы государства российского, или сдохнуть… сдохнуть мне ближе…
Н.Кас
27 ноября 2020, 04:05
#
+8
Автор, мысли хорошие, со многим соглашусь.
Но, следует заметить, что прежде чем сместить ЭСН с табуретки, необходимо внести изменения в Закон о ЦБ (в свете новых конституционных поправок), поскольку любой вновь назначенный на её место чиновник будет обязан подчиняться правилам МВФ и, в принципе, ситуация не изменится, особенно учитывая то, насколько глубоко за прошедшие три десятилетия Россия интегрировалась в международные финансовые структуры и валюты. Новый человек, кроме того, вынужден будет с нуля выстраивать отношения с руководством МВФ, которое, не факт, что отнесётся к нему «благосклонно» (учитывая, что ЭСН они поддерживали и даже похваливали).
Я пока, честно говоря, не вижу каких-либо существенных позитивных изменений в нашей валютной политике (хотя, признаюсь честно, я в ней не особо и разбираюсь), могу только с уверенностью сказать, что по действующим сегодня Закону о ЦБ, Закону и банках и банковской деятельности (принятых в «святые 90е») ни с каким руководителем ЦБ мы хорошей «каши» не сварим — нужно менять эти законы и соответствующие им подзаконные акты и ведомственные инструкции, а посему мы должны оч-чень внимательно смотреть, кого будем избирать в Госдуму в следующем году.
Может, кстати, нам имеет смысл начать обсуждение возможных будущих кандидатов (чтобы те, кому там не место, даже не пытались снова туда влезть)?

Александр Рябцев
24 декабря 2020, 21:53
0
Поддерживаю последнее предложение. Хотя для меня ответ очевиден: единственная сила у нас, способная на реальные действия в интересах большинства — КПРФ. У всех остальных — даже у ЛДПР — просто нет необходимого аппарата. Да, есть много лично порядочных людей вне КПРФ, городящих собственные псевдопартии «За все хорошее», но единственное, чего они смогут добиться — отбор голосов от КПРФ и тем самым — поддержать статус-кво, т.е. власть ТНК. А нам нужен российский вариант чу-чхе, и у КПРФ нет другого пути.
Нина  Мацнева
26 ноября 2020, 21:06
#
+12
Помнится, когда только разрешили кооперативы, нашлось много желающих и амбициозных начать своё дело, да и цеховики-подпольщики вышли из тени. НО!
Столько появилось рэкетиров, которых крышевали силовики, и так они развернулись в своей деятельности, что многие амбиции увяли на корню: не смогли окупиться. С тех пор только самые отважные пытаются что-то предпринять. А позднее подключились пожарники, санинспекция, налоговики и все вымогали. Для МСБ нужно сначала создать условия безопасности.
Александр  Яврумов
26 ноября 2020, 23:33
+7
В тридцатых годах артели давали в казну около 6-8 % при числе работающих в них немногим более миллиона человек. Причем, тогда государство реально им помогало — зарегистрировать артель можно было за ОДИН день! А производили они от примусов и платья до электронной аппаратуры. И даже два НИИ было на артельных началах!
Нина  Мацнева
27 ноября 2020, 01:14
+2
Александр Яврумов,
Я имела в виду не 30-е годы, а разрешение создавать кооперативы при Горбачёве и 90-е годы.
#
+12
Впервые не согласен с Вами, Олег Адольфович.
Ну, во-первых, не стоит сравнивать наш тип экономики с Западом, гораздо ближе по типу нам будет китайская модель госкапитализма, конечно, с учётом наших реалий и ментальности (тем более, правительство Мишустина реализует именно эту модель, исходя из предпринимаемых ими мер).
Во-вторых, соотношение МСП к общей занятости у нас 25%, в тоже время в Китае — 20%, т.е. подобных предприятий у нас достаточно, но вот вклад их в ВВП у нас 11%, а у китайцев — 60%! Но и это связано с огромным количеством инвестиций именно в этот сектор в Китае и значительной поддержкой со стороны государства (т.к. денег у китайцев, если честно, дофига), а специфика формирования ВВП РФ завязана на освоении природных ресурсов, да и санкции всё таки оказывают своё влияние, не можем мы много «вливать» в поддержку бизнесменов. Будет больше денег, будем больше помогать.
И последнее. Кранты приходят капитализму и всем этим МСП, а вот насколько затянется этот процесс…
В-общем, хоть и немного скомкано вышло, но как-то так)
З.Ы.: и поставьте уже нормально запятые в статусе)
Владимир Харин
26 ноября 2020, 20:34
#
+14
Михаилу Кошкину не удалось бы прорваться со своим гениальным танком Т-34 — кто знает, как тогда сложился бы ход войны?
Мне, в связи с прочитанным, такая мысли пришла в голову:
А ведь вполне вероятно, что не удалось прорваться ещё более гениальным проектам. И их было очень много. И они могли бы кардинально сократить количество пролитой нашей крови. И сделать внушительный технологический прорыв.
Тоже самое происходит сейчас, в данную минуту — у кого-то в стране есть классная идея, но он её херит, поскольку у него нет…
Тут пусть каждый себе вообразит, чего у него нет. С фантазиями у нас всегда было очень хорошо.
Плохо было с индивидуальным энтузиазмом. Не сказать, чтобы он не приветствовался, но наказывался в обязательном порядке.
Вопрос: «а ты чо, самый умный?», охлаждал задор и приземлял порыв гарантированно.
Так что автор прав — надо срочно воспитывать предпринимательство в новом поколении (старое уже не переделать) и популяризировать его самыми жёсткими способами, вплоть до вбивания радужны..., извиняюсь, жизнеутверждающими сюжетами по ТВ.
И надо понимать, что малый бизнес у нас в стране разовьётся ещё не скоро.
А пока так… крупняком. Трубопроводы, заводы, верфи.
И хрупкая надежда на новое Правительство, которое наконец-то начало хоть что-то делать.
Роман Большаков
27 ноября 2020, 16:48
+2
«А ведь вполне вероятно, что не удалось прорваться ещё более гениальным проектам. И их было очень много. И они могли бы кардинально сократить количество пролитой нашей крови. И сделать внушительный технологический прорыв.»
Не с чего было делать прорывы. За 20 лет из крестьянской страны сделать промышленный гигант — это был подвиг сам по себе. Да, с привлечением западных технологий и кадров — ГАЗ, Днепрогэс и пр. Подвига страны и людей это не отрицает. Только вот за 20 лет надо было создать собственные инженерную, конструкторскую школы — так не бывает. Знаю один пример, который выбивается из общего ряда — радиолокация — ведь для того, чтобы создать производство и школу — надо обучить инженеров и учителей. А идей было много, да. Курчевский, Бекаури — примеров много, Тухачевского не только за заговор убрали. И Т-34 — творческое развитие БТ — от «трактора Кристи». Незазорно, но Т-34 лучший танк войны не по боевым качествам (до 1944 г.), а по массовости и дешевизне производства.
ВладимирМ
26 ноября 2020, 20:01
#
+11
Ментальность ментальностью, но, если бюрократы на местах не прекратят гнобить малый бизнес, если госструктуры не перестанут видеть в нем только возможность набивки карманов деньгами, если не обрежут крылья гигантам бизнеса, ничто не поможет.
Ольга Андреевна
26 ноября 2020, 20:27
+14
Не надо впутывать «гигантов бизнеса» (я в РЖД работаю, нас и так уже всякими «сорсингами» и прочими переводами отдельных видов деятельности в МП «занадоели»), не для всех отраслей подходит МП. Вы спокойно поедете в вагоне, где колёсные пары изготовлены в фирме «Рога и Копыта», но, строго для поддердания стратегии ИП и МП!?! А надзор и контроль отсутствует от слова «совсем», потому что это ИП и МП!??🤔🤔🤔
ВладимирМ
26 ноября 2020, 21:09
+7
Вы, видимо, неправильно поняли мысль.
Простой пример. Один мой родственник несколько лет назад организовал ООО. Пару лет протянул, но пришли «большие дяди» из Москвы. Сбили цены так, что смысла продолжать бизнес просто не стало.
Другой пример? Лет десять назад работал я со стройматериалами (продажа, конечно). Потом торговать мне надоело и я ушёл на завод. А фирмы, с которыми я работал (небольшие ИП — пара магазинов и склад) пошли по миру, когда в городе появились «ОБИ», «Леруа Мерлен» и иже с ними.
Так что наш малый бизнес — пивнушка, парикмахерская, маршрутчики. И все.
Б.И.В.
26 ноября 2020, 22:51
+8
Владимир, добрый вечер!
Не могу с Вами согласиться.
Вы пытаетесь описать личный опыт и вашего родственника.
Причина же в том, что предприниматель должен предпринимать, а не просто жить на основании предыдущих и сегодняшних реалий.
Объясню: малый бизнес в операционной эффективности проиграет крупному. При этом, понимая ситуацию, которая складывается, предприниматель обязан думать и Предпринимать какие-либо действия на будущее.
Пример: Вы занимались строительными материалами. Видите, что с DIY маркетами Вам не будет возможности выжить. Так почему не задумать, что Вы, как предприниматель, сможете сделать и выйти из этой ситуации?! Например постепенно перекладываться в закупку небольшого транспорта для доставки от новых DIY маркетов и аутсорсить для них услугу доставки.
Один из первых примеров, пришедших в голову.
Не стоит почивать на лаврах предыдущих побед. Всё меняется и необходима гибкость.
ВладимирМ
27 ноября 2020, 05:54
+3
Добрый день. Тоесть запишем сюда ещё грузоперевозки? Согласен. Ну можно ещё ремонт компьютеров и с десяток других специализаций. Но те в большинстве работают «на лево», тоесть незаконно и налогов не платят.
А гибкость это хорошо. Но если вы, допустим, отличный специалист, инженер в области систем сигнализаций и видеонаблюдения, то вам будет крайне тяжело стать перевозщиком или кем-то другим. Тем более если вам уже не 30 и даже не 40 лет.
Владимир Харин
26 ноября 2020, 19:27
#
+6
политика экономика общество технологии
На пути к сильной стране. Часть первая
Олег Адольфович!
Видимо назрела необходимость ввести в список категорий раздел «Россия».
Ranedo
26 ноября 2020, 19:25
#
+6
Если у нас экономика сильная даже со слабым малым и средним бизнесом, как же сильно мы взлетим, если улучшим состояние этой сферы? Ух.
Николай Иванов
26 ноября 2020, 18:44
#
+10
А может окромя Эльвиры еще кого то поменять? Мело среднее звено чиновников?
Кстати 2108 допиливал Порше вместе с Гольфом 2 генерации.
Х рей и Веста-знаменитая платформа В0 Рено-Ниссана.
А про Т-34… тут можно знатный спор развернуть. Кстати посмотрите состав танковых частей наших до лета 1943 года-там дофигища Т-60 т Т-70 было…
Ну и самое лучшее… во времена СССР глава ВМФ Горшков сказал-" просим одно, а получаем что могут"…
Роман Большаков
27 ноября 2020, 16:35
0
Кстати, да. Кошкин с Морозовым придумали хороший концепт — Т-34. Беда в том, что этот танк «дорабатывали напильником» уже на заводах. Достаточно сказать, что межремонтный пробег у Т-34 образца 41 года был 100 км — это если полностью соблюдались технологии производства. Один агрегат — коробка передач — убивал танки быстрее немецких снарядов.
Николай Иванов
27 ноября 2020, 16:56
+1
Так только Т-34-85 стал танком-который соответствовал своим задачам. Но по пушке все равно проигрывал Пантере…
А надежность только к 1943 ему году стала более или менее-что у КВ что у Т-34. Но у немцев появились Тигры и Пантеры… да и на Т-4 усилилась броня…
Калашников да-придумал сам автомат, но до ума и для серийного производства его доводило КБ целое.

Роман Большаков
27 ноября 2020, 17:12
+7
Да, выше ответил коллеге про это, к 1944 г. Т-34-85 стал правильным танком. Меня всегда поражал факт, что на ВСЕЙ Курской дуге, независимо от фасов (и, конечно, Прохоровка) в составе ТК количество Т-34 было исчезающе мало. КВ-1, Т-60, Т-70, Матильды и 20% от общего количества- Т-34. При том, что Тигры, Пантеры и Элефанты выбивали наши танки с 1-1,5 км, а КВ и Т-34 (я молчу про Т-60 и Т-70) — максимум с 500 м. Ухожу от темы, но молчать не могу. Это означает, что, несмотря на то, что вся 5-я ТА Ротмистрова под Прохоровкой «сточилась по уши» — задачу по недопущению прорывов немцев она выполнила. Т.е. наши прадеды выиграли всю Курскую битву в заведомо невыгодных условиях. Вечная память.
Дмитрий Ветров
26 ноября 2020, 17:54
#
+8
Начнём с главного. Никакой бизнес не может существовать без государственной плановой промышленности — тяжёлой и лёгкой. — мелкий начинает с продаж продукции, средний начинается с сервисного сопровождения, крупный — совместно участвует в создании и имеет долю в прибыли.
Что интересно, по статистике, если не ошибаюсь, 1947 года доля негосударственного сектора в выпуске продукции составляла около половины ТНП, в том числе, поставки механизмов и инструмента.
Тот же Березовский был рядовым инженером бюро при автогиганте с огромным складом нкреализованной продукции, а Ходорковский просто имел доступ к бумагам, которые обеспечивали механизмы присвоения госсобственности. В принципе, тоже бизнес, если исходить из постулатов личного обогащения, а не советского общественного альтруизма, как у Калашникова и Кошкина.
И вот это различие и есть основное, что надо определить на данном этапе, имхо.
Самый главный тормоз в России — бюрократия… Правильно было написано про Калашникова, только чудом, пройдя круги бюрократического ада, можно внедрить свою идею в производство… Почему Китай развивается, там не надо заморачиваться, придумал или подглядел, изготовил и продавай, у себя или за рубеж разницы нет… НЕТ ЗАПРЕТА на это… Поэтому и ихние поделки с коленок,, перешли в сараи, затем в цеха и производства.
Спасибо за статью, Олег Адольфович.
СНГ
27 ноября 2020, 14:31
+1
Не совсем так! Для экспорта товаров необходимо получить спецразрешение в Китае… А некоторые товары вообще только через спецэкспортеров поставляются! Промышленный Китай создавали ЗАПАДНЫЕ модели, инвестиции и технологии, а сам Китай дал господдержку производствам и дешевую рабсилу (которые впоследствии дали почти идеальные цепочки поставок)… И еще — государство почти запретило ввозить НЕОБОСНОВАННЫЙ импорт!
Андрей Петрович
26 ноября 2020, 17:01
#
+6
Горький опыт собственный… и вековой опыт… начиная с брАтьёв Черепановых… и «ружья кирпичом не чистить»… говорит о совершенно другом… :-) :-) :-) да и таки ВАЗ/КАМАЗ/ГАЗ родом не из отечества… что вдвойне горько… наверно «родовое» проклятие… :-(
Владимир Харин
26 ноября 2020, 20:53
+9
Горький опыт собственный…
Зря вы так. Горевать тут не о чем совершенно.
Я тоже пытался заниматься собственным бизнесом и убил на это несколько лет. А потом понял, что это не моё.
Ну и зачем мне ломать себя, если я могу и умею зарабатывать деньги без этих заморочек?
Ни сколько не жалею.

Ещё одно…
Некоторые, мечтая начать своё дело, думают: «Вот наконец-то буду сам себе начальником! Никто больше не будет меня заставлять работать!».
С такими мыслями лучше вовсе ничего не начинать. Гарантированный провал.
Андрей Петрович
26 ноября 2020, 21:20
+5
Владимир… Хммм… интересно… вообще то в каждой из тех самых ВАЗах/УАЗах/ГАЗах с 7 по 12 год «ездит» «кусочек» моей пластмассы… омологированы однако были… ну да ладно… это ни о чём… а потом любопытство взяло… почему «ихнее» лучшее… слишком увлёкся технологиями и ниокрами… и ну ооочень «круглые столы» в тпп… и оборонщики… «купился» на обещания как пацан… а потом пришло государство… ндаааа… и пришло понимание… что девиации и диссонансы у него между технологиями/производителями/наукой и продавцами ширпотреба для ширнармасс просто безмерны… Вы уж меня не попрекайте… торговой жилки маловато, прогорю быстро :-)… больше производственник… полимерный завод с нуля поставлю… а вот блеск в глазах закончен… отшибло напрочь… так что не укоряйте… мне Ваши комменты по душе… с юмором и мыслью… :-) :-) :-)
Владимир Харин
26 ноября 2020, 23:46
+8
Вы уж меня не попрекайте… торговой жилки маловато
Какие же упрёки?… господь с вами! ;))
Я ж о том и говорю!
Предпринимательство — это особые навыки. И, кстати, тут совсем не обязательно быть «шибко умным» (у меня есть примеры). Работоспособность, ответственность, даже пронырливость и изворотливость, для этого дела более востребованы. А это не всем дано.
Это тоже, своего рода, талант, согласитесь. ;)
Ну нет его у вас, у меня… что ж тут горевать?
А зато я лобзиком выпиливаю — закачаешься!!! ;)))
Андрей Петрович
27 ноября 2020, 00:02
+5
Ндаа… к сожалению в процессе моего воспитания и последующего окружения восхитительные степени для «пронырливости и изворотливости» отсутствовали и не приветствовались… ндааа… «совок» однако :-)… иду на Вы…
Татьяна Кузнецова
26 ноября 2020, 16:39
#
+5
Олег Адольфович, извните за минус, хотела поставить лайк, а получилось, как получилось, буду теперь читать на ноутбуке, а не на телефоне, там все проще. Статья интересная, тема затронута важная, ждем продолжения
Артур Ч
26 ноября 2020, 16:32
#
+13
ОА, вот Вы про Эльвиру Сахипзадовну говорите. Не вопрос. Вопрос в том, что мы наблюдаем за борьбой государственников и либералов в правительстве. Надеемся на премьера, Белоусова, Борисова. А почему борьба? Мы что, не определились что нам нужно и как строить/перестраивать страну? Если определились, все должны идти в одну сторону, быстрее получится! Кто не готов — на выход.
Александр
26 ноября 2020, 15:56
#
+5
Пора с ней заканчивать. На пенсии тоже ИП хочу стать.
Александровна
26 ноября 2020, 15:49
#
+22
Нам достался обветшалый и разграбленый дом. Забор подновили, окна-двери вставили. Теперь надо жуликов отвадить добро из дома выносить. И тех, кто «присматривает» за хозяйством, отучить воровать. А уж ха нами мастерами не заржавеет хозяйство наладить
Светлана Азанова
26 ноября 2020, 15:34
#
+14
Бизнес и Россия по-моему вообще даже слова не сопоставимые. Я даже сталкивалась с таким явлением, когда предприниматель сам у себя ворует!!! А про всю бюрократическую систему и говорить страшно, как через строй палок. Это действительно, необходимо ростить детей с другими взглядами на многие вещи.Что опять же возвращается в семью. Вот очень хорошо работать у нас получается. Что-то придумать, тоже. Но чтобы с кем-то поделиться или не украсть… Это редчайшее, почти музейное явление.
Роман Вайнер
26 ноября 2020, 15:15
#
+17
ограниченный ум чаще добивается успеха, чем глубоко аналитический, просто аналитический ум видит многие препятствия и трудности стоящие перед целью и зачастую не начинает движение к цели. Э.М.Ремарк. правда это приблизительный перевод, (давно уж читал, но запомнилось).
Марго
26 ноября 2020, 15:11
#
+15
… согласна.Ментальность надо воспитывать с детства.
Николай К.
26 ноября 2020, 14:54
#
+15
Ну, дык, у нас «на местах» власти на МСП смотрят только с целью поживиться. Вплоть до полного «отжатия» в пользу «нужных» людей. Им же и помощь оказывают.
Александр Н.
26 ноября 2020, 14:45
#
+23
Мечтатель Вы, уважаемый автор. Я в своих мечтах так сильно не замахивался. А зря. Такие вот «фантазии», именуемые иначе амбициями, гонят нашу цивилизацию вперед. И вверх. Да здравствуют мечтатели!
Товарищ Запирдулин
26 ноября 2020, 14:44
#
+19
Много кому в нашей стране, давно пора настучать табуреткой и не только по заду
Александр Н.
26 ноября 2020, 14:46
+11
Табуретку жалко — голова крепче, сам видел!
Товарищ Запирдулин
26 ноября 2020, 15:52
+5
Для таких и Табуреткина… можно задействовать
pilligrim
26 ноября 2020, 15:27
+14
Товарищ Запирдулин
Экий Вы, батенька, затейник. Жириновский уже вон сколько лет расстрельные списки составляет, а Вы ласково так… табуреткой.))))
Товарищ Запирдулин
26 ноября 2020, 15:49
+13
У нас с Жириновским, различное классовое самосознание, он — злой клоун, а я с рабоче-крестьянской прямотой
pilligrim
26 ноября 2020, 15:58
+11
Товарищ Запирдулин
Вот сразу чувствуется, что мама у Вас не русская и папа не юрист.)))
Товарищ Запирдулин
26 ноября 2020, 16:02
+7
Это Вы, очень верно подметили
Александр
26 ноября 2020, 15:57
+4
У нас ледорубом принято.
Товарищ Запирдулин
26 ноября 2020, 16:05
+5
Скорее Вы про Мексику, национальный колорит и всё прочее, у нас только общее руководство
Александр
26 ноября 2020, 17:08
+4
Там мексиканец был. Но коммунист не имеет национальности.