К нам едет София Ротару, чтобы порадовать нас очередной «Песней года». Не стоит упрекать Софию Михайловну в меркантилизме. Она выступит бесплатно.
Так, что дорогие сограждане, мы с вами можем быть спокойны за наших «домашних» поющих перьеносцев: не объест их украинская певица.
Посетить Россию – это жест доброй воли и дружеской привязанности к Игорю Крутому – рассказал о визите в Россию концертный директор Ротару Сергей Лавров.В общем, сделают нам на Новый Год приятность.
Вот ведь, подумает читатель, платно – плохо, бесплатно – тоже плохо. Так какого рожна вам надо, привередливые вы наши?
Да, собственно, уже и никакого. Российский телезритель уж несколько лет как встречает и празднует Новый Год и без своих, и без приезжих артистов. В последнее время телевизионные праздничные программы превратились в такую пошлятину, что смотреть их уже точно никто не хочет. Народ давным-давно на самообслуживание перешел: и пошутить можем, и спеть, и сплясать, и Деда Мороза сыграть. Наши же «творческие дарования», как обычно, пребывая в гениальности своей, не заметили, что народ обходится без них.
Ну а Ротару-то — это откуда знать, она же не в России живет? – напоминает читатель.
И вот да, не в России… В этом камень преткновения? Отчасти.
Вообще, про Ротару много врут в сети и приписывают ей то, чего и в помине нет. Но в целом, это мое и только мое мнение, я ощущаю в этих ее визитах что-то болезненное. Связано это именно с опошлением нашей телевизионной эстрады и когда видишь некогда очень яркую и талантливую певицу в ряду таких же «некогда», становится очень неприятно. И ведь эти самые «некогда» и сами опошляются, и тем самым, в какой-то степени, опошляют и свое прошлое.
Я могу быть предвзята и от того неправа, но все-таки…
У Софии Михайловны огромное количество поклонников по всему Союзу. Ее и в Киргизии любят, и в Таджикистане, и в Прибалтике, и в России ее любят… (Хотя, может, уже и нет).
Свою музыкальную «карьеру» София Михайловна Ротару начала в 1962 году с победы в районном конкурсе художественной самодеятельности. Тогда же она получила и первое свое звание – «Буковинский соловей». Да и не мудрено. Голос Ротару – контральто в широком диапазоне – больше трех октав, а на высоких нотах уходит в сопрано. Да и тембр голоса – роскошен. Так что она вполне могла бы стать и оперной певицей. Впрочем, что я рассказываю, вы же сами все можете услышать. Вот это София Ротару – восходящая звезда. Запись не сильно хорошая, но сила и глубина исполнения ощущается и здесь – «Мой белый город».
Вот она же и тоже в начале карьеры – «По Карпатам ходит осень»
(Для сравнения, раз уж у нас принято сравнивать Ротару и Пугачеву, то у примадонны меццо-сопрано в диапазоне двух октав в грудном регистре).
В 1964 году София Ротару участвует в Республиканском Фестивале народных талантов, который проводился в Киеве, и снова она первая. В этом же 1964 году, после окончания школы, девушка поступает в Черновицкое музыкальное училище. В 1968 году, завершив образование, будущая звезда СССР в составе творческой группы отправляется в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. И снова победа.
А с 1971 года она становится солисткой и художественным руководителем специально для нее созданного ансамбля «Червона рута». А годом ранее с ней стали работать лучшие композиторы СССР.
Начиная с 1970-х годов, песни в исполнении Софии Ротару постоянно становились лауреатами «Песни года». Они создавались в содружестве с лучшими композиторами и поэтами страны. Арно Бабаджанян написал «Верни мне музыку» и «Твои следы», Алексей Мажуков – «А музыка звучит» и «Красная стрела», Павел Аедоницкий – «Для тех, кто ждёт», Оскар Фельцман – «Только тебе», Давид Тухманов – «Аист на крыше», «В доме моём» и «Вальс», Юрий Саульский – «Обычную историю» и «Осеннюю мелодию», Александра Пахмутова – «Темп», Раймонд Паулс – «Танец на Барабане», Александр Зацепин – «Совсем как на Земле» и другие. София Ротару была первой исполнительницей песен «Лебединая верность», «Яблони в цвету» и «Баллада о матери» композитора Евгения Мартынова.«Твои следы», Ротару 1975
В этом же 1975 году Ротару, вместе с ансамблем, перебирается в Ялту.
в 1976 году София Ротару стала Народной артисткой Украинской ССР и лауреатом премии ЛКСМУ им. Н. Островского. С этого же года певица является постоянной участницей Новогодних Голубых огоньков, исполнив на «Голубом огоньке» 1975/76 года песню А. Изотова и С. Гершановой «Зима». В 1976 году мюнхенская фирма «Ariola-Eurodisc GmbH» (Sony BMG Music Entertainment) пригласила Софию Ротару, единственную певицу из СССР, для записи миньона из двух немецких песен.Дальше больше. В 80-х годах вышло два художественных фильма с Ротару. Во втором, «Душа», она снималась, будучи больной.
Это подтолкнуло Александра Бородянского и Александра Стефановича на описание автобиографического сюжета о драматической ситуации в жизни певицы, о потере голоса, и раскрытии в этот момент её души (диалог на пирсе с пожилым человеком) с последующей переоценкой ценностей. Увидев новый переписанный сценарий, а так же песни, написанные в совершенно новом для певицы стиле, София Ротару согласилась, более того, была согласна отказаться на некоторое время от концертных выступлений, чтобы сняться в фильме. Таким образом, фильм стал музыкальной мелодрамой, затрагивающей не только частную жизнь артиста и человеческие отношения, но и вопрос отношения к таланту и об ответственности таланта перед теми, для кого он творит. Партнёром Ротару по фильму стал актёр Ролан Быков, лирического героя сыграл ленинградский актёр Михаил Боярский, рок-группа «Машина времени» – новую группу певицы Виктории Свободиной. Фильм посмотрели в прокате около 57 миллионов зрителей.Видите, в СССР для Ротару создавали песни лучшие композиторы, ей предоставлялись лучшие площадки, для нее, для ее творчества была «проложена зеленая трасса». Я сейчас не хочу сказать, что талант певицы не заслуживал всего этого. Заслуживал. Она действительно очень щедро одарена от природы. И погубить такой талант было бы преступлением.
Но, например, есть у нас такая Жанна Рождественская. Кто-то помнит, кто-то еще слушает? Ну, голос-то ее порой слышим. Например, ария Девы Марии, из «Юноны и Авось» — это она пела. А самая известная ее песня – «Последняя поэма» — из фильма «Вам и не снилось». Это где «Ветер ли старое имя развеет…».
Жанна Рождественская «закадровая певица». Пела, то, что написала сама и то, что давали. И никто для нее не делал специальных проектов, не писал ей песен, не отправлял на международные конкурсы и фестивали. Зато ее голос звучит в половине советских фильмов, театральных постановок, мультфильмов. И ее арию Девы Марии до сих пор еще никто перепеть не смог, до сего дня в «Юноне и Авось» ставят запись арии, сделанную Жанной Рождественской — все-таки четыре с половиной октавы в голосе – это бо-о-ольшая редкость.
В 2011 году кто-то все-таки вспомнил про Рождественскую и ей присвоили звание Заслуженной артистки России.
А еще была и есть такая певица – Марина Капуро. В свое время ее называли «хрустальным голосом». Это та самая, что пела «В горнице моей светло».
И, кстати, ее голос до сих пор не потерял своего звучания. И… не помним ведь такую, и на «Песню года» ее никто не пригласит.
Перечислять великолепнейших певиц, с уникальными голосами, можно до бесконечности. И необязательно углубляться в советское прошлое. У нас и сейчас есть превосходные во всех отношениях певицы, только их тоже зритель не увидит. Например, Светлану Светикову мы знаем в роли Эсмеральды или в образе Лары Фабиан. И все…
И, знаете, я вот так долго, подробно, с цитатами и роликами для того, чтобы повторить за Николаем Цискаридзе однажды им сказанное, не дословно. Как-то в одном из интервью, когда речь зашла о его физических данных, даровании, коснулись трудолюбия, и корреспондент как бы подвела итог такой фразой: Именно это и сделало вас премьером Большой Мировой сцены. На что Цискаридзе ответил: Премьером меня сделал Григорович. Без его работы со мной, я был бы пожизненным третьим во втором ряду. Да, талант, физические данные, да, упорство характера, да, трудолюбие, да, воля, но все это кануло бы в лету, если бы Григорович не «продвигал» меня. Потихоньку, полегоньку. Шаг вперед, два назад… Григорович меня сделал, и педагоги, которые работали со мной.
Так вот, София Ротару очень талантлива, природа одарила ее шикарнейшим голосом, она трудолюбива, но с ней и на нее работал весь союз композиторов СССР. Только поэтому она стала тем, кем сейчас является. Именно поэтому, в 2011 году, она давала свой юбилейный концерт в Кремле.
После развала СССР, Ротару как была гражданкой Украины с молдавскими корнями, так ей и осталась. И она много сотрудничала с российским авторами и музыкантами, за что на Украине ей ставили «на вид» и обвиняли в предательстве. Уже в 1989 году, во Львове ее встретили свистом и плакатами «София, тебя ждет кара». Дальше был развал СССР, но весь 1991 год Ротару ездила по горячим точкам и давала концерты в Вильнюсе, Риге, Таллине, Тбилиси, Баку и Ереване. В то время нормальных концертных площадок уже не было и ей приходилось работать в помещениях никак для этого не предназначенных. Но работала она не щадя себя.
Ну а потом, София Ротару работала как на Украине, так и в России, а жила все так же в Крыму, до 2014 года. Она отказалась принять российское гражданство. Она говорила о двойном гражданстве, но… как знаем, Украина такого никогда бы не позволила. Но сколько могла, Ротару приезжала в Россию, давала концерты. Опасно ли это для нее? Не знаю, но у меня нет основания, не верить ее словам. Если она отказалась от выступлений в России и объяснила свой поступок украинскими настроениями, то, скорее всего, так и есть.
Нет сколь-нибудь достоверных сведений о том, что она передавала деньги от концертов украинским националистическим батальонам. Все это на уровне слухов и сплетен, злоязычия. Но вот что есть: каждый ее приезд и выступление на одной площадке с «артистами» –
перья, стразы, трусы, короны – это уничтожение своего дара. Опошление.
Так нельзя делать.
Это только мое мнение…
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
Да, скольких же исполнителей от Бога нам просто не дают увидеть всякие пернатые-хвостатые-рогатые…
Может, вместо шоу крутить на всех каналах хорошие фильмы?
Что касается Ротару, то дыма без огня не бывает. В Донбасс с концертами она не ездила, а Кобзон — был. И вопрос, наверно, не только в страхе, а ещё и в убеждении. Бог ей судья, но слышать не хочется.
Слушайте на здоровье прекрасные песни и пусть они будут во благо!