Загрузка

Там, где я с своим народом был

Мы на днях в редакции обсуждали, что, на самом деле, “скучно на этом свете, Господа” (Гоголь). В самом деле. Вас удивляют новости, приходящие с какой-нибудь стороны света? Меня давно уже нет. Вас удивило, что чернокожая женщина (тут, конечно, была некоторая недоработка штаба нового президента, хотя… не удивлюсь, если потом окажется, что она не совсем женщина), которую СМИ назвали “поэтом”, прочитала на инаугурации нечто, что СМИ назвали “стихами”. Им, конечно, виднее. Вас удивляет, что в спешном порядке из университетских и колледжных программ изымают литературу, искусство до, как бы написал Маяковский (условного) 1917 года, чистят историю? Вас удивляет, что само образование призывают перестроить, чтобы искоренить «европоцентристский» (взято буквально из источника), и, соответственно, классово неправильный подход?

Меня — нет. И давно уже нет. Если честно, то единственная причина, по которой я с утра смотрю новости, это узнать — уже началось, или ещё нет, хотя я понимаю, что если бы началось, то, скорее всего, я бы уже новости не смотрел.

“Скучно на этом свете, Господа”.

А как должно быть скучно им

Особенно после того, как они исправят всю свою литературу и напишут, наконец, единственно правильную историю.

А поскольку мы не они, то я вас приглашаю в один из моментов нашей истории, отдалённый от нас практически почти ровно на 800 лет.

А именно, один из эпизодов татаро-монгольского нашествия на Русь. Взятие Владимира в феврале 1238 года.

Я не претендую на какие-либо научные или образовательные открытия здесь. Все исторические факты, что я использую, вы или знаете, или легко найдёте в любых других источниках. В частности, картинки я взял из Википедии.

Понятно, что это не академический труд. Я хочу посмотреть на один из эпизодов с точки зрения… не военной, скажем так. Я хочу здесь обсудить что-то другое, но при этом стараясь оставаться в канве историзма, что важно, то есть, я не буду вам предлагать никаких открытий из серии “новая история”.

Итак, в то время Владимир был столицей Владимиро-Суздальского княжества во главе с великим князем Юрием Всеволодовичем. Перед тем, как к нему подступить, татаро-монголы уже одержали ряд внушительных побед и взяли ряд других городов. Судьба этих городов и их жителей была печальна.

Вообще, нашествие татаро-монголов было шоком для европейцев. Короли и правители не знали, что делать — бежать, спасаться… они понимали, что военных шансов у них практически нет. Император Священной Римской империи германской нации писал хану Батыю, что готов быть у него сокольничим, поскольку хорошо разбирается в соколиной охоте.

Чисто абстрактно, я, наверное, мог бы сравнить нашествие татаро-монголов с танковыми клиньями Гудериана, перенесёнными в XIII столетие. Мне кажется, может быть я даже видел где-то такое сравнение. Я думаю, эффект бы был примерно похожим. Не было в Европе силы, чтобы противостоять им.

И вот, они подходят к Владимиру.

Великий князь Юрий Всеволодович уезжает из города на реку Сить, имея в виду дождаться помощи от других княжеств и собрать войско.

Обратите внимание, я использовал слово “уезжает” а не “бежит” (что готовились делать правители некоторых стран к западу от нас). И я использовал это слово потому, что он оставляет в городе жену и двух сыновей.

Для того, чтобы обсуждать какое-либо историческое событие, надо очень ясно представлять исторический контекст и условия, в которых это событие происходило. Иначе мы ничем не будем отличаться от тех хунвейбинов от истории (сейчас этот термин часто встречается, но я его начал использовать много месяцев назад, так что здесь употребляю его с чистой совестью), которые сейчас в массе переписывают эту самую историю.

Но мы не просто хотим воссоздать события. Что я хочу — это попробовать понять, что чувствовал человек, который оставляет свою семью на верную смерть, в интересах выживания государства. Ну, примерно как Сталин, который отказался обменивать своего сына, попавшего в плен. Возможно ли хотя бы попытаться представить, что именно он на себя взял?

А здесь ещё сложнее. Нам в дополнение ко всему надо суметь воссоздать образ мыслей человека, живущего от нас на 800 лет в прошлом. А тогда думали совсем по-другому.

Да, тогда была общепринятая практика отдавать своих сыновей в заложники. Но при этом у них был какой-то шанс. Если родитель не нарушал договорённостей, у сына был шанс выжить. А здесь?

Я не думаю, что, как военный человек, Юрий Всеволодович действительно предполагал, что он сможет собрать такое войско, которое позволило бы ему снять осаду с Владимира. Реально, на какое количество войск он мог рассчитывать? Весь объединённый Северо-Восток Руси не мог выставить сколь-нибудь серьёзной военной силы для хотя бы какого-либо значимого сопротивления. Это хорошо было показано на реке Калке.

Нет. Это исключено.

Может, он надеялся хотя бы прорваться с этими войсками в город и сесть там, под защитой стен?

Опять же, на сколько войск он мог реально рассчитывать, чтобы пробить осаду и войти в город? Даже если бы это удалось… У татаро-монголов были стенобитные машины, сделанные в Китае, с китайскими же инженерами. Если они видели, что город сопротивляется, они его просто поджигали. Как я сказал, судьба всех осаждённых ими городов была одна.

То есть, вариант войти под защиту стен и измотать противника долгой бесперспективной для него осадой тоже не просматривался.

Что тогда?

Собрать войска и дать бой. Всё.

Но почему не услать семью заранее в безопасное место? Зачем надо было оставлять её на верную смерть?

И тут мы подходим к тому, чем отличался этот человек от, например, верхушки, правящей в Киеве во время Чернобыля.

Тогда те вывезли свои семьи, в то время как остальной народ ходил по радиоактивным улицам на первомайских демонстрациях.

Юрий Всеволодович оставил свою семью с жителями своей столицы.

Он знал, что она падёт. Он уже знал, какая судьба постигнет и сам город, и его жителей.

Он знал, что сам он будет разбит и, скорее всего, погибнет в последующей битве.

Но он не вывозит и не прячет семью. Он оставляет её в столице. Как остался Сталин в Москве в 1941 году. С народом. Все вместе. Чтобы разделить одну судьбу.

Юрий Всеволодович использует те несколько дней, что даст осада, для сбора хоть какого-нибудь войска.

И он использует это войско, чтобы опять дать бой.

Он погибнет в этом бою.

Кто-то там хотел запугать нас санкциями?

После 300 лет ига? Поляков в Кремле? Смутного времени? Дважды сожжённой столицы?

Странные люди.

С другой стороны… предлагать себя сокольничим… Чтобы потом через 800 лет становиться на колени и целовать ботинки?..

Мы лучше на реку Сить.

Пора в поход. Уже трубят там трубы.
Уж собралась дружина под окном.
Но не могу всё оторвать я губы
Жены своей в прощании земном.

Её слеза сквозь кожу сердце жжёт мне.
Из горла — то ли стоны, то ли крик.
И верю, что любовь её поможет
Живым вернуться, что б ни пел старик;

Старик Боян, что о делах прошедших,
О воинах, в походах и боях
В степях далёких свой конец нашедших,
О камне, о дорогах и ветрах
Пел на пиру прощальном.
                                    Молча други
Сидели, вспоминая о былом.
Моя жена, сцепив на шее руки,
Слезами заливалась за столом.

И вот теперь, стоим на поле брани.
Враг впереди. Не выйти нам с щитом.
Но сраму не имут, кто с честью пали.
Видать, нам лечь здесь на холме крутом.

Ну что же, Русь нас дома не забудет.
И княжий стяг всё реет над шатром.
В последний миг жена со мною будет,
Слезами заливалась под окном.

Владимир Свердлов “Князь Игорь. Прощание”. Авторское чтение здесь

____________
Примечание. Мы, конечно, не знаем и никогда не узнаем, что реально мог думать и на что рассчитывать Юрий Всеволодович. Но… Были какие-либо другие варианты?

Примечание 2. В заголовке использована изменённая строчка А. Ахматовой.

Примечание 3. Автор пишет Pro Bono, перечисляя гонорары на развитие сайта
Владимир, ищущий смыслов
Владимир, ищущий смыслов Ведь "верить" - не тождественно "познать",
А "знать" - лишь означает "сомневаться"
+64

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Спасибо всем за отзывы!
Александр, спасибо за прекрасные стихи!
Последние две строчки, как удар колокола.
Спасибо всем!
Александр Кукушкин
23 января 2021, 18:21
#
+11
Спасибо автору за статью.
Позволю себе процитировать здесь ответ А.М.Городницкого на скулёж либерально озабоченной сволочи, которая замутила в одной из своих дурок под названием «Дождь» «дискуссию» о том, что, нужно было не мучиться в блокаде, а сдать Ленинград немцам:

Вспомним блокадные скорбные были,
Небо в разрывах, рябое,
Чехов, что Прагу свою сохранили,
Сдав её немцам без боя.

Голос сирены, поющей тревожно,
Камни, седые от пыли.
Так бы и мы поступили, возможно,
Если бы чехами были.

Горькой истории грустные вехи,
Шум пискарёвской дубравы.
Правы, возможно, разумные чехи —
Мы, вероятно, не правы.

Правы бельгийцы, мне искренне жаль их, —
Брюгге без выстрела брошен.
Правы влюблённые в жизнь парижане,
Дом свой отдавшие бошам.

Мы лишь одни, простофили и дуры,
Питер не выдали немцам.
Не отдавали мы архитектуры
На произвол чужеземцам.

Не оставляли позора в наследство
Детям и внукам любимым,
Твёрдо усвоив со школьного детства:
Мёртвые сраму не имут.

И осознать, вероятно, несложно
Лет через сто или двести:
Всё воссоздать из развалин возможно,
Кроме утраченной чести.

Ссылка:
yandex.ru/video/preview/?text=вспомним%20блокадные%20скорбные%20были%20александр%20городницкий&path=wizard&parent-reqid=1611413479807826-376142462007220340500266-prestable-app-host-sas-web-yp-46&wiz_type=vital&filmId=13120891177255987124

Нина  Мацнева
22 января 2021, 20:49
#
+15
Владимир, спасибо.
Вот с древних времён думали о том, как сопротивляться врагам даже в самых безнадёжных случаях, а не как бы сдаться, чтобы город не пострадал (Париж-открытый город). Готовы сами сжечь свой город (Москву) или подорвать его лишь бы не достался врагу. Героизм заложен в ментальность нашего народа. Им, «гагарам», не понятна наша самоотверженность: как это можно ложиться на амбразуру, идти на таран, вызывать огонь на себя. С древности заповеди «не жалея живота своего ради други своя» или «сам погибай, а товарища выручай» — это наверно вошло уже в наш генетический код. Американцы внушают своим солдатам в безнадёжных случаях сдаваться в плен, сберечь свою жизнь, а их потом из плена выручат. А можно ли у нас представить такую сцену, как в Германии, когда на глазах мужа мигранты насилуют его жену, а он плачет и звонит в полицию? Поэтому стараются не задевать русских. А. Даллес назвал нас «самым непокорным на земле народом» в своей доктрине о нашем уничтожении. Мы для них вечный укор.
Старик Хоттабыч
22 января 2021, 21:29
+2
Про " Самый непокорный народ" я недавно читал в «Вечном зове», эти слова исходили из уст коллаборациониста Лахновского, который рассуждал, как будут разрушать Советский Союз после Великой Отечественной войны, там целых 13 страниц его пространных рассуждений на эту тему. А Даллесу приписывают лишь пол странички из этого монолога, причем фразы вырваны из разных мест
Нина  Мацнева
22 января 2021, 22:01
+3
Доктрина А. Даллеса о разрушении нашей страны написана где-то в 1953-1955гг., а роман Иванова гораздо позже. Он использовал это в монологе Лахновского и дополнил. Ничего удивительного, ведь всё так и есть чего они добиваются. Не поспоришь, если прочитать по пунктам, то многое уже удалось, к сожалению.
Старик Хоттабыч
22 января 2021, 22:47
+3
Давайте допустим, что Иванов взял за основу доктрину Аллена Даллеса. Возникает вопрос, где оригинал этой доктрины, с которой ознакомился Иванов? Оригинала доктрины Даллеса к сожалению нет, да и не мог Аллен Даллес так хорошо знать наш народ, такой дьявольский план мог придумать только наш, отечественный, злой ум, американцам до этого далековато. А план этот действительно воплощен по пунктам, ведь еще в 60 годах руководство СССР знало об этих планах и как мы видим не предприняло достаточных мер для препятствования его осуществению. Я думаю корни этого плана нужно искать до Великой Отечественной войны, план этот продумывался врагами Советской власти после провала попыток захвата власти в стране в 30-х годах прошлого века.
Нина  Мацнева
23 января 2021, 14:13
+1
Возможно и Даллес воспользовался разработками ещё 30-х годов и готовился претворять этот план в жизнь.
Старик Хоттабыч
23 января 2021, 14:20
+1
Я тоже склоняюсь к этому варианту, только думаю к американцам эти планы попали через осевших в Амереке коллаборационистов и нацистских преступников, которых в своих целях использовали американцы
Татьяна
24 января 2021, 20:35
+1
Вы во всем правы, уважаемый оппонент, к сожалению. Чего не смогли учесть — способности к мышлению, да, одно поколение мы потеряли, не на 100 процентов — и вот эти вот остатки дадут жару, если что) те самые, про кого Энфер пишет) я своего на это толкаю, чем дальше, тем больше
Stas Drem
22 января 2021, 20:36
#
+4
Хорошая статья.Все наши книги о Руси, на старославянском языке, а так же «библиотека Ивана Грозного», находится в подвалах Папы Римского.Их нагло крали, потом вывозили, как сухопутным, так и морским путем.Западу, очень выгодно держать нас в неведении, от куда мы родом и как мы появились.Тартария была.Название, от небольшой речки-Тартарки.К татарам, никакого отношения не имеет.Тартария появилась, после Гипербореи.
Любовь М.
22 января 2021, 17:39
#
+7
Спасибо за статью!
«Особенно после того, как они исправят всю свою литературу и напишут, наконец, единственно правильную историю.» Только вот лет 30 назад нашу историю и литературу начали потихоньку переписывать. Я про учебники и количество отведенного времени на их изучение. Не прочтение — изучение! Сейчас почти каждый день попадапются статьи — было или нет татарское иго, балы или нет блокада, вся «правда» об Иване Грозном и т.п. с примечанием — «почему нам об этом никогда не расскажут власти»
И пока не видно, что кто-то хочет этот поток остановить.
Молодежь наших умных статей (без кавычек), и на этом сайте в том числе. не читает. И думать может и хочет всё меньше и меньше.
Откуда молодежи гордости на свою страну набираться?
Всё упирается в политику, как раньше говорили, партии и правительства.
Vlada Lukyanova
22 января 2021, 13:32
#
+10
Думаю, что Сталину принять решение было гораздо проще, чем жить потом с последствиями этого решения. Хотя он и понимал, что иного решения быть просто не могло.
Спасибо, автор, все правильно сказали.
Максим М
22 января 2021, 12:44
#
+20
На мой взгляд здесь нечего комментировать.

Буду рассказывать и эту быль детям по вечерам. Вместо сказок, вместо мультфильмов. Наравне с подвигом экипажа брига «Меркурий», «Варяга» и «Корейца». Эти и множество других, о чести, достоинстве, воле народа. О том, ка дОлжно поступать.
В нашей истории есть, что рассказать.

P.S. Как всегда, спасибо, Владимир.
Галина
22 января 2021, 13:15
+7
Вы молодец, Максим!
Дмитрий
22 января 2021, 12:32
#
+17
Владимир, большое спасибо, всегда Вас читаю с наслаждением.
И они нас пытаются запугать? Санкции?
О чем, вы? Повторял и повторять буду: Кто с мечом к нам придет, тот в орало и получит.
Единственное что: хотелось бы более «зубастой» внешней политики.
А остальное приложится, я думаю, что адекватная часть общества поможет Президенту и самой себе сделать нашу страну великой.
А они пусть дальше целуют неграм ноги.
Светлана Азанова
22 января 2021, 11:54
#
+10
" Они напишут единственную правильную историю..."
Владимир, они её уже написали и мы ей до сих пор пользуемся. Мы дружно приняли монгольское правление. Бедные монголы, только несколько лет назад они узнали, что владели самой большой территорией. Все знают, что произошёл религиозный раскол, но суть этого раскола — не интересен. Мы знаем, что православие и католицизм очень похожи, а ведь это одна христианская религия. Нам дали на бумаге Рюрика и мы радостно приняли и его т.к. сами править не умеем, наверно мозгов не хватало.
Вот и я думаю, сколько можно с этим жить. Может действительно пора вспомнить своих Богов? Поставить всё на свои места. Я не призываю «махать шашкой»", но посадить на грешную землю очень и очень многих придется. Не надо нам писать истории, она у нас есть. А выводы сделать придётся.
Анна К/Н
22 января 2021, 12:44
+4
Да, Светлана, согласна с Вами.
Сколько летописей сожгли, труд Ломоносова об истории российской уничтожили… — лишь бы мы не знали всей её картины.
Есть же версия, что татаро-монгольское нашествие было просто полицейской операцией верховной Тартарской власти, базировавшейся в Сибири, для приведения в повиновение раздробленных князей. Суровой такой карательной операцией, поскольку западные провинции Тартарии решили отделиться и жить в ссорах и сварах. А потом, когда там, на Востоке, власть ослабела, уже западная часть, Московия, подхватила знамя объединения земель.
Светлана Азанова
22 января 2021, 13:19
+9
Анна, Да, уничтожили, да не всё. Чтоб скрыть мятеж реформации достаточно было спалить не только документы, книги, города… А просто поменять названия на географических картах, ввести культурные слова и сгнобить местное население. А потом сказать:" Да мы же вас от грязи лапотных отмыли". А мы до сих пор пользуемся словами тех времён и даже не подозревает об этом. Если интересно наберите в поисковике картинки " Гибель Чингиз-хана", «Свадьба Чингиз-хана» из книги Марко Поло и посмотрите как изображали его. А у антропологов есть описание Тамерлана.
А если глянуть гербы всех древних наших городов?!
Этой гейропе не выгодно, чтоб мы знали свой род, иначе откроются их преступления. Но я рада, что ВВПутин делает шаги в этом направлении. Я их отчётливо вижу.
Александр Ишутин
22 января 2021, 14:56
+9
В Дзене была статья про флаги и автор статьи спросил кто какой флаг хотел бы для России. Я написал: хочу красный флаг с картой Тартарии. Господи… Что началось после этого… Люди с озверением топтали меня, слюнями брызгали на весь Дзен, волосы рвали на себе с криками «Тартарии никогда не было» и что я пишу полный бред. Я написал, что значит у ВВП тоже бред, раз он подарил Назарбаеву карту Тартирии. И этот мой комментарий либо Дзен удалил, либо автор.
Светлана Азанова
22 января 2021, 16:23
+7
Александр, А сколько профессуры на этом имя сделали, «научных» работ, званий. Это же всё в помойку придется сложить. А западникам как быть? Им придется признать уничтожение столетиями целого народа, всю их пальцем сделанную «культуру». Я очень много лет занимаюсь этим вопросом. Я собрала в кучу труды генетиков, археологов, читаю все научные статьи, картографию и поверьте у меня волосы на голове шевелятся. Это действительно трудно осознать. Но когда шок прошел, стало всё понятно.
Тартария конечно была, она и сейчас есть. А вот лапотниками мы не были. Первую пушку изобрел Сергий Радонежский, что и решило исход Куликовской битвы, которая произошла в Кулешках. Сейчас это район Москвы. И так везде и всюду.
Александр Ишутин
22 января 2021, 19:00
+4
Я только вскользь интересовался данной темой и мне этого хватило понять насколько кардинально была переписана история. Особенно активно при Петре-1. Меня всегда интересовало — зачем всякие варвары разрушали древние памятники и жгли библиотеки. Конечно я не могу мыслить как варвар, но им что — заняться нечем было? Простите меня, но грабь население, женщины опять же бесплатные… (ужас), но нафига тратить время и силы на разрушение памятников? Игиловцев в Сирии помните? Помните, конечно. Зачем они тонны взрывчатки потратили для уничтожения каменных статуй? Что-то мне подсказывает, что уже сотни, а то и тысячи лет, может быть, всякие варвары были направлены кем-то на разрушение нашей истории. Не только славянской, а общей — во всём Мире. Народ, не знающий своей истории, не имеет будущее. Какие-то могущественные силы упорно делают из людей тупых пешек. Глядя на то, что творится сейчас, можно сделать уверенный вывод — отупение населения Земли идёт успешно.
Светлана Азанова
23 января 2021, 03:53
+1
Александр, я вам отвечу простенько и со вкусом.
Был один народ R1a -арии (созидатели). Спустя очень-очень много тысяч лет появляется народ R1b — эрбины ( разрушители).И т.к. внешне они мало чем отличаются, то эрбины стали захватывать лучшие территории, это была европейская часть. Воинами они никогда не были, а вот интриги, пить, курить и веселиться всегда. Так вот, эти эрбины истребили и поглотили ариев в Европе. Мы знаем как гибель тамплиеров, Варфоломеевская ночь, но на самом деле это шла крапномасштабная война. И Иван Грозный оказывал грандиозное сопротивление. Эту битву проиграли т.к. отравили Бориса Годунова, он был достаточно молодым. И власть захватили Романовы их гаплогруппа (R1b). Чтоб скрыть незаконность вошествия на престол, необходимо было уничтожить документы и память народную. Народ Руси сопротивлялся ( Разин, Пугачёв), поэтому столицу перенесли в Питер, чтоб в случае чего легче было свалить. Тогда Царьград ( Стамбул) был русским. Вот так стиралась история. Сирийский народ, это кровные наши братушки ушедшие осваивать другие земли. На сегодняшний день их гаплогруппа составляет 70% R1a. Помните игиловцы убили старенького профессора? Много мог рассказать и показать. Что их делает такими? Желание править. Глобалисты появились гораздо раньше, чем основалось государство Америка.
Александр Ишутин
23 января 2021, 05:42
+1
Да, Светлана, Клёсова я слушал и читал, поэтому знаком с гаплогруппами R1a и R1b. У меня очень плохая память и она может мне изменять, но мне кажется, что Клёсов рассказывал, как в Европе были найдены массовые захоронения, датированные несколькими тысячелетиями, среди которых превалировала гаплогруппа R1a. Интернет — это такая штука, где можно прочитать всё, что угодно, в том числе и про выкапывание морей шумерами. Тем не менее, лично я верю информации про этрусков. В Италии проводились археологические раскопки и были найдены древнейшие поселения народа, который назывался этрусками. Были найдены и письмена. Этот народ считается загадочным потому, что их язык, судя по письменности, не принадлежал ни к одному языку, известному на Земле. Сколько тысяч лет этим этрускам я не помню, но европейцы поначалу начали хвалиться этими находками. Били себя пятками в грудь, закатывали губы и кричали: «Смотрите, какие мы древние! Значит цивилизация с нас началась! У нас уже была письменность, а вы все лапотники!». Вот только письмена никак не удавалось расшифровать до тех пор, пока один наш учёный (фамилию не помню, а искать лень) не решил применить для расшифровки славянские руны. И вуаля… У него получилось и он сделал доклад на каком-то шабаше «светлейших их светлых». После этого европейцы резко прекратили выпячивать животики и закатывать губки. Раскопки засекретили и прессу окутала тишина на эту тему.
Светлана Азанова
23 января 2021, 06:17
+3
Александр, Я Клесову доверяю, но пользуюсь чаще Генофонд.РФ. Вот на этом сайте несколько лет назад выложили генотип Петра 1, а потом закрыли информацию.Но я успела захватить. Да, про этрусков я тоже нашла и прочтение их письменности. Вообще, самый древний R1 нашли на Алтае, но и мутацию этого типа в R1a1 тоже там. Есть сайт Русское Географическое Общество, там отцифрованы все карты, погуляйте по ним. Там хорошо и все территории можно найти, особенно европейские.Этим тварям бездарность нужна, вот пусть пользуются собственной. Из ада вывалились, в ад и попадут. Жаль мы своё наречие не знаем, так бы в подлиннике читали.
Александр Ишутин
23 января 2021, 17:03
+1
Спасибо, Светлана, спасибо большое! Как всегда — учусь у Вас🥰