Загрузка

Про флот часть 2. Ответы на вопросы

Продолжаем тему, поднятую в предыдущей статье. Я предполагал, что она будет воспринята неоднозначно, так что давайте попробуем упорядочить основную критику или затронуть прозвучавшие вопросы.

А теперь — по порядку и более-менее тезисно.

1. Источники информации, и можем ли мы что-то обсуждать, когда мы не знаем всего.

Я ещё раз подтверждаю, что я пользуюсь только открытой и доступной информацией. Далее вопрос, что потом. Я не очень хочу сюда углубляться. Я помню пару случаев предъявления обвинений людям по серьёзным статьям. Тогда, несмотря на возмущения нашей “прогрессивной общественности”, я одобрял действия властей. И сейчас одобряю. Иногда аналитическая работа может привнести “добавочную стоимость” в исходный продукт. Свобода слова свободой слова, но голова на плечах тоже должна быть. Это, кстати, очень хорошо применимо и к другим сферам, например, к культуре. Одним словом, то, что ты думаешь для себя, и то, что ты пишешь и выкладываешь для других, могут (и должны) иметь разные последствия, даже и при наличии свободы слова.

Это не к тому, что я хочу претендовать на какую-то аналитическую работу, я просто хочу сказать, что надыбать и потом насвязывать между собой разного всего можно очень много. Вопрос, как распорядиться этим. Вон, Беллингкэт наштамповал расследований из открытых источников по путям следования Бука.

Лучше бы он этого не делал.

2. Можно ли обсуждать если чего-то не знать? Можно. Понимая, что мы обсуждаем, находясь в пределах нашего знания. Ну вот представьте пример. Я смотрю на Луну и понимаю, что до неё далеко. Я не знаю — сколько. Могу я обсуждать, что до неё далеко? Могу. В качественных категориях (далеко). Далее, кто-то померил и сказал, что до Луны 300 000 км. Мы теперь можем обсуждать это расстояние в пределах этой точности. И, наконец, кто-то шибко умный поведал нам, что на самом деле это от 356 000 до 406 000 км. Мешало ли нам каким-либо образом отсутствие этих цифр для первых двух обсуждений? Нет. В первом случае мы изначально знали, что обсуждаем только качественные категории, во втором мы вряд ли могли точно оценить величины ошибки.

Так что совершенно необязательно знать точные параметры того же Циркона, чтобы понимать, что ему нужно как-то показывать куда лететь (обсуждение на качественном уровне).

Заканчивая с этим, и чтобы ещё раз подтвердить вышесказанное — поверьте, что в открытых источниках вы легко можете найти гораздо более глубокую, детальную и более техническую информацию и аналитику, чем то, что привёл я.

Теперь по другим вопросам.

3. Был задан вопрос про “партнёров” в смысле их ПЛО.

Кто читает на английском, могу предложить посмотреть сюда. Ну, то есть, конечно, много всего можно найти, но навскидку, в качестве примера, как они серьёзно и комплексно относятся к этому делу, я выбрал конкретно этот, потому что там показан один из методов с использованием низкочастотных волн, позволяющий сильно увеличить дистанцию обнаружения ПЛ (мы знаем, что новые поколения наших ПЛ гораздо менее шумные, чем были раньше, и этот факт сильно огорчал наших партнёров; они вбухали такие бабки в их систему обнаружения и предупреждения SOSUS, а тут такая неприятность.). Также, владеющие английским могут пошерстить, например, вот этот ресурс, посмотреть документики (много). Картинки, кстати, оттуда.

Давайте на минутку остановимся и посмотрим эти картинки.

Это как система сонаров была развёрнута в 70-х и потом в 80-х годах.

Из-за уменьшения шумности наших ПЛ военная ценность этой системы уменьшилась настолько, что часть её была передана в научное использование.

Но, конечно, это не значит, что они не искали других подходов. И один из них был — “подсветка” низкочастотными волнами.

Отвлекаясь, замечу, что низкочастотные волны — это страшная сила, и в своё время защитники животных судились с американскими ВМС, потому что были случаи, что во время испытаний этих систем, дельфины и киты выбрасывались на берег и умирали. Война убивает не только людей и не только во время боевых действий.

Возвращаясь к теме. Мы хотели сделать лодки малошумными. Мы сделали. Сколько денег на это потрачено, не спрашивайте, не знаю. Они захотели снова их слышать. Они это тоже сделали. Восстановление эффективности обнаружения:


Пришлось пожертвовать этой картинкой, но, думаю, вы мне поверите. На карте, показывающей их зоны операций за исключением Северного и Южного Ледовитого Океанов и их внутренних вод, если присмотреться есть только два маленьких пятнышка, которые свободны от свободы. Это Чёрное и Каспийское море.

На каком расстоянии могут обнаруживать? Вот на таком (картинку не стал приводить, сэкономил):

Цель этой системы обнаруживать субмарины достаточно далеко, пока те ещё находятся вне пределов зоны действия корабельного вооружения
Это для того, чтобы можно было спокойно допить кофе и подготовиться к встрече гостей. Я ещё раз подчеркну, что обнаруженная ПЛ практически означает мёртвая ПЛ.

Здесь показаны места в Тихом Океане, где они “тренируются”. Обратите внимание на расположения белых кружочков прямо у наших “ворот”. И, кстати, не только у наших, но и чуть южнее. Слово “тренируются” в этом контексте означает, что они пишут обычные шумы. Вы понимаете, для чего.


То есть, партнёры не только нас сторожат. Ну, а “не только мы” тоже не сидят без дела (в ссылке выше есть видео с Ютуба, как партнёры с нарисованными мультиками обвиняют “не только нас” в вылавливании их оборудования из международных вод; весь ролик на английском, поэтому я не стал сюда его ставить). В общем, “высокие отношения”.

Хочу отметить, что в статье по первой ссылке обсуждаются только подходы к обнаружению ПЛ, а не борьба с ними, и, кроме того, поскольку статья чисто про сонарные методы, другие вещи из арсенала обнаружения там не упоминаются, включая развитую противолодочную авиацию. Отметим опять, что все они работает в комплексе.

Тем, кто готовится обвинить автора в паникёрстве и низкопоклонничестве перед Западом, прежде чем искать камень, предлагаю забить в Яндекс такую фразу: “проблема обнаружения подводных лодок нашими противниками решена”.

И посмотреть на такой текст:

Однако современные методы обнаружения подводных лодок вероятным противником достигли таких высот, что местоположение даже самых малошумных кораблей ВМФ РФ, таких как 636.3 «Варшавянка», «Борей-А», «Ясень-М», уже не является секретом для ВМС США и НАТО.
Я не берусь утверждать, что это так и есть. Но я и не берусь утверждать обратное тоже.

Нет, я понимаю, что гораздо удобнее, проще, комфортнее и приятнее закрыть глаза, сказать “вывсёврете” и пойти в страну розовых слоников, где всё хорошо. Проблема с таким подходом заключается в том, что непризнание проблемы не устраняет проблему.

Напоследок, взгляните ещё раз на карту. На расположение белых кружочков около наших “ворот”. Вы понимаете, почему не иметь флота дальней зоны может после всего не быть такой хорошей идеей?

Вы мне скажете, что у китайских ворот они тоже пасутся.

Да. А теперь посмотрите на программу строительства флота у китайцев. Состав, количество. Сроки.

Кстати, я бы на нашем месте тоже задумался над этим. И сильно задумался бы.

И потом. Даже сейчас они не отказывают себе в удовольствии похаррасить гостей. На том ролике, что я упомянул выше, подплывает китайская рыболовецкая шхуна, вытаскивает из воды некий предмет цилиндрической формы и сваливает. Партнёры стоят, раскрыв рот… Всё в нейтральных водах, кстати.

Ну и теперь перейдём к нашим делам, тем более что мы совершенно неожиданно от ответов на вопросы перешли к описанию некоторых возможностей наших партнёров, чего изначально не собирались делать.

Итак, дальше.

4. Читатели совершенно справедливо отмечают, и я с этим полностью согласен, что флот — это дорогое удовольствие. Я бы сделал поправку к этому. Это очень дорогое удовольствие. И дело не только в постройке самих кораблей (и лодок). Дело в инфраструктуре. В базировании. В снабжении… а если это — в океане? То есть, понятно, целый комплекс вопросов. Где строить? На чём? Что внутрь корпуса впихивать? Ведь корабль (или лодка) это не просто корпус. Она должна … хмм как-то двигаться, например. Его нужно ремонтировать… А манёвр между флотами? В мирное время это одно дело. Нас пускают. А в немирное? Или в угрожаемый период? Какие из наших флотов будут заперты?

Если флот действительно океанской зоны, то всё это встаёт совершенно в ином ключе. У наших партнёров сколько баз по всему миру?

Это очень дорого.

5. И теперь перейдём к тому, зачем нужен флот, нужен ли, и какой.

Для начала, нужно определиться — для чего. Обеспечивать свои коммуникации? Защита экономических интересов? Нарушать коммуникации партнёров? Быть вежливыми с партнёрами, в смысле не позволять им ходить куда-то в одиночку в темноте, провожать, так сказать… до дома? Обеспечивать свои интересы где-то (вспоминаем Сирию… И ещё раз вспомним Сирию, как блестящую операцию ВМФ, предотвратившую, несмотря на подавляющее превосходство флота НАТО, достижение ими своих военных и политических целей. Значит, нужен флот?)? Господство на море? Инструмент проведения политики?

Помните, как ВВП ездил в Австралию на G-20?

А недалеко находился вот такой кораблик:


Для проверки “мореходных качеств на дальние расстояния в случае необходимости проведения исследований климатических изменений в Антарктике”, как было объяснено хозяевам саммита ( здесь (на английском) ). Классно объяснили. Зря я на МИД иногда наезжаю. Всё-таки могут.

Что ещё? Противодействие, недопущение возможности использования флота партнёрами, в том числе — для ударов по нашей территории, в том числе — стратегических ударов? И так далее. Это всё определяет стратегию строительства и развития. Без внятной стратегии что-то строить… Вы дом на даче не будете строить без плана, правильно? А учитывая, что флот очень дорог и строится долго…

А учитывая, что мы никак не решим — нужен ли нам авианосец, или нет, или это будет тяжёлый авианосец, или нет, давайте лучше корветы…

Кстати, про авианосец… Да там же столько вокруг него всего нужно… Не будем сейчас про инфраструктуру. Вот картиночка.

Эти кораблики вокруг него все первого ранга. И какие-то из них в ударной конфигурации. А какие-то обеспечивает ПВО. А ПЛ? А авиакрыло? Вот, посмотрите.

Там, кстати, внутри наверняка ещё другие на очереди стоят. И не скажете, заодно, сколько там видно самолётов ДРЛО? А у нас сколько их вообще есть?

Хотите для наглядности? Возьмите карту наших партнёров. Проведите горизонтальную линию примерно посередине. Теперь двумя вертикальными разделите примерно на равные части. Заштрихуйте верхний правый кусок. Готово? Это примерная площадь действия одной АУГ. И фиг вы туда сунетесь.

Вы понимаете, почему в советское время на одну АУГ от одного до двух полков ударной авиации был расчёт наряда сил?

Так их же ещё, зараза, попробуй обнаружь!

И всё это пьёт материалы и ресурсы, как не в себя.

Я не нагнетаю. Они это строили десятилетиями. У них была стратегия. Мы всё равно не проснёмся завтра и не увидим под окном у себя новенький, прямо из салона, перевязанный ленточкой авианосец.

Означает ли это что нам надо сесть, сказать: “ну всё — всем конец, мы все умрём, давайте сдаваться, мы никогда не сможем противопоставить что-то сравнимое. Советский Союз пытался и в результате надорвался”.

А я не говорю, что надо сравнимое. А уж про “сдаваться” — это вообще не ко мне. Но нам нужна одна вещь. Знаете ведь, как партнёры объясняют свои учения и своё присутствие везде, где только может пройти корабль? “Осуществление свободы судоходства”. Так вот. Не нужно нам их свободы судоходства у наших берегов. А как уж это будет достигаться, мне, по большому счёту, не так важно. Я в любом случае буду доволен.

А в чём проблема? Вон как они возмущались, когда мы пришли в Венесуэлу погостить. Не понравилось? Так нам тоже всякие Берки в Чёрном море не нравятся.

6. Нам нужна стратегия развития. И понимание, для чего нам флот. А уж потом…

Ну вот, скажем, чего бы мне было достаточно, чтобы я спал спокойно каждый раз, после того как прочитаю очередную новость из земли обетованной партнёров?

Если я знаю, что наши “стратеги” на посту… Если есть возможность гарантированно обеспечить боевое развёртывание подводных “стратегов”. Много не нужно. Пусть даже по одному на каждый из флотов, которые их имеют. Но гарантированно. И гарантированно обеспечить им возможность выполнения боевой задачи. То есть, называя вещи своими именами, пусков.

Но ведь именно это и является одной из основных задач флота, как заявлено, правда?

Вот и хорошо.

Но для этого…

Ведь партнёры их отслеживают в мирное время, начиная прямо с наших баз (кружочки белые помните?).

А когда это будет не простой выход на обычное дежурство? Когда даже один необнаруженный “стратег” только своим присутствием, только фактом того, что он не обнаружен, сможет остановить планы наших партнёров? Вы думаете, когда им действительно понадобится, они их просто так выпустят на просторы? Ведь там такое месилово будет…

Поэтому и нужно вежливое и вдумчивое “сопровождение”. И желательно, чтобы оно начиналось как можно дальше от нас.

Не нужно пребывать в заблуждении. Как я уже писал, и это не является каким-то большим секретом или какой-то неведомой истиной: наших партнёров сдерживает только страх неотвратимого нанесения нами неприемлемых потерь им. Читатели, кстати, это тоже отмечают.

Этот страх постепенно эродирует. Я не видел (это, конечно, не значит, что их нет) дискуссий на эту тему уже в течение нескольких лет. То, что происходит прямо сейчас, когда жёстко вычищаются все несогласные с генеральной линией партии, заставляет очень и очень задуматься.

Потому и статья здесь.

Понимаете, вольно перефразируя Марка Твена, любить Родину, это не значит, как отметили в обсуждении, «прятать голову в песок» или… размахивать флагами.

7. Возвращаясь к флоту, к его дороговизне, к срокам и времени.

Если бы удалось найти асимметричный ответ… (я знаю, я знаю. “А давайте, чтобы всё было хорошо…”)

Какой асимметричный ответ?

Я не знаю. Я там не работаю.

Но русские всегда были чертовски изобретательны.

Ведь смогли в своё время найти альтернативу точным авиационным боеприпасам. Это потом уже свои появились. А тогда — ответ был гениальным. И чертовски дешёвым, по сравнению со стоимостью этих самых боеприпасов.

И да, я люблю “мультики”. И вторая серия как раз сейчас была бы неплоха.

К вопросу о том, что нельзя всё показывать. Да я и не прошу всё. Мне вполне достаточно, например, чего-нибудь, похожего на вот такое:

Ведь это и не мне, на самом деле. Это — для партнёров. И пусть наши продвинутые граждане кричат, что это нарисованное. Так ведь и этот ютубный ролик тоже нарисованный.

Вы скажете: “Ну ты и сравнил. Ежа со слоном”.

Так ведь я про это и пишу. Что есть некоторая проблема с целеуказанием. И её хорошо бы как-то решить.

А если бы такой асимметричный ответ ещё и фактически обнулил все вложения во флот партнёров (см картинки выше), сделав их бесполезными… Вот тогда… Чтобы в другой раз думали — куда денежки тратить. И на кого… наезжать.

8. По поводу “маленькой победоносной войны”. Я убеждён, что в современном мире армия, как и флот, нам нужна в том числе для того, чтобы никому не приходила в голову даже мысль “попробовать”. Даже тем людям, которые сейчас говорят от имени партнёров. На уровне инстинктов. Я выделил слово нам, потому что мы не нападаем. Нам не нужны чужие территории или ресурсы. Парадоксальным образом, нам нужна армия, чтобы, в идеале, нам не пришлось использовать армию. Даже для “маленькой победоносной войны”. А для этого не должно быть никаких разговоров о том, что “лучше бы пенсии повысили”. Лучше бы да. Но сначала надо, чтобы дом был в безопасности. А те, кто забывают это, должны помнить, что “те, кто не хотят содержать свою армию, будут содержать чужую”. А в таких условиях вопрос с пенсиями может сняться, и сняться очень быстро и радикально. И мы это прекрасно знаем. Мы можем жить спокойно только если мы в безопасности. И, кстати, обеспечивая свою безопасность, мы, по доброй или злой иронии, уж не знаю, обеспечиваем заодно и безопасность «партнёров» тоже. А то они как дети в песочнице. Всё никак песком не устанут кидаться.

Кстати, по поводу обеспечения безопасности партнёров.

А не попросить ли нам в стиле Трампа, чтобы партнёры нам платили за их безопасность? Там всё равно такая психушка, добавим, так сказать. Уже, кажется, всё равно, уже хуже вряд ли будет… хотя… Тем более, что по последним сообщениям они пригласили нас на инаугурацию, а я бы не ходил. У них там права человека нарушают и демократические протесты с помощью нацгвардии разгоняют.

9. Был конкретный вопрос по подводному флоту. Я думаю, я в основном уже ответил. Но повторю (очень кратко). Как мне представляется, у нас неплохо со “стратегами”. И, кстати, недавние стрельбы должны были это показать, и, заодно, напомнить кое-что нашим партнёрам. И в том числе — что изделия могут летать… в любом направлении, в котором будет нужно.

Как мне представляется (подчёркиваю слово мне), даже если ценой всех сил и средств обоих флотов мы сможем в угрожаемый период вывести хотя бы одного “стратега”, партнёр вряд ли решится нажать на кнопку. Хотя я, конечно, не уверен в том, насколько быстро прогрессирует неизвестное науке психическое заболевание, передающееся воздушно-капельным путём, в существовании которого я практически убеждён, поскольку у меня нет никакого другого разумного объяснения происходящему там.

Но… опять и опять стоит вопрос обеспечения им выполнения их задачи. Ведь если они не смогут, то…А партнёры сделают всё, чтобы они не смогли. И это обеспечение, в том числе, и в большой степени ложится на ПЛ других назначений и классов, многоцелевые. А вот тут… Нет, мы строим. Вот в новостях как раз прошло что ещё два Борея построят. Это хорошо. Но что хотелось бы. Чтобы средства обнаружения, противодействия, защиты, и нападения наших ПЛ соответствовали сегодняшним вызовам. Иначе… И ещё. ПЛ тоже ведь не чудо-оружие. Всё нужно во взаимодействии. И с надводными силами, и с авиацией, и с берегом… И опять мы приходим к началу.

У России должен быть флот. Мощный. Надёжный. Современный.

Но с этим вы, надеюсь, спорить не будете.

10. По поводу ВКС. Так я ж по поводу флота писал. Про лейтенантов на ржавых тральщиках опустим, как не относящееся к теме.

11. По поводу стиля и использования слова “автор” и в третьем лице.

Уж извините. Иногда прорываются давние навыки составления всяких неудобочитаемых специальных текстов.

12. И, наконец, по поводу 27 Махов. Я ведь не случайно там вопросик задал. И не случайно я сомневался на счёт тематики статьи на сайте. Можно вместо ответа я дам вот эту ссылочку?

Посмотрите, пожалуйста ролик. Таких много можно найти. Я взял этот, попроще, тем более что меня как-то упрекнули в некоторых вещах как раз на эту тему. А после того, как посмотрите, подумайте, что мы все хотим, чтобы Россия была сильная, свободная и красивая страна. И ответьте на вопрос:

А что ты сделал для России?

Зажмуривать крепче глаза, улыбаться и махать не считается.

Верить в чудо-оружие-таблетки-заряженную воду и подобное — тоже.

Сюда, кстати и “Посейдон” входит, как это ни покажется обидным некоторым читателям. Есть у автора мнение, что американцам до “Посейдона” реально фиолетово. Вы, конечно, можете с этим не согласиться и продолжить собирать камни. Я, может быть, специально соберусь как-нибудь, напишу про эту вундер-ваффе отдельно.

И если вам этих моих аргументов недостаточно, позвольте мне заимствовать один у наших европейских партнёров. Представьте себе, что в случае большого “вдруг” то чудо-оружие, в которое вы так безоговорочно верили, вдруг оказалось полностью бесполезно, неэффективно или даже вообще не сработало. Ну, хотя бы на минуточку, ладно? Представляете, как будет радоваться “пятая колонна”? Как она будет вещать, что эти деньги отняты у пенсий? Не представляете? Правильно. Потому что вещать будет некому и… некому.

Я дам, может быть, очевидный, а может быть не очень, совет.

А давайте мы для начала попробуем разобраться с нашей системой образования. Может, по ходу дела вспомним про какие-то забытые вещи, вроде “Моральный кодекс строителя коммунизма”, и посмотрим, что хорошего и ещё актуального можно оттуда взять.

И последнее. “Войну выиграл не генерал на поле боя. Войну выиграл школьный учитель в классе”. Я позволил себе несколько перефразировать известное высказывание. Вы, конечно же, знаете историю этого высказывания.

Всем спасибо, всем хорошего времени суток, и… И мирного неба над головой!

________________
Картинки нашего флота взяты с сайта mil.ru, всё остальное надыбано из свободного интернета.
Владимир, ищущий смыслов
Владимир, ищущий смыслов Ведь "верить" - не тождественно "познать",
А "знать" - лишь означает "сомневаться"
+37

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Николай Иванов
15 января 2021, 17:07
#
0
Спасибо.
Маков Сергей
14 января 2021, 11:56
#
+6
«Но я и не берусь утверждать обратное тоже.» Правильно. Они — не глупее. По обнаружению: мы находим их «дыры», они — наши. По нападению — их преимущество. Варианты? Либо дождаться, что рухнут сами, либо в нужный момент ударить первыми.
И пусть меня заминусуют! Но в драке обычно так. Либо ударил ты (какой бы ты не был хороший), либо вдарят тебе и не факт, что ты после этого встанешь… Такова се ля ви. Это я как воркутинец говорю…
Маков Сергей
14 января 2021, 11:38
#
+2
Ув. Автор! Я вам не там отвечал. Сейчас внимательно это прочитаю и… скорее всего просто промолчу. Покурю и задумаюсь, как всегда…
Бессонов Виктор
14 января 2021, 09:59
#
+7
В «застойные»годы наша подлодка к удивлению партнёров всплыла в середине группировки, кораблей и запросила медицинской помощи для матроса у которого начался перитонит.Это к вопросу о шумности. К любой технике нужна профессиональная команда, а самое главное не слепо исполнящая разные инструкции.Этим мы всегда отличались от Запада.У каждого поколения была своя война, у нашего Афган, у кого-то Вьетнам, Корея, Ангола, сейчас Сирия, Донбасс… Если армия хотя бы немного не имеет боевого опыта она стоит на ступеньку ниже той, что имеет.В процессе боевых действий Сирии совершенствовалось вооружение, создавалась новая тактика ведения боевых действий.А флот нам нужен -это показатель величия державы.Вертолетоносцы уже заложили, будут и авианосца, а грозит супостату тем, что есть. И вроде бы получается.
Да, я помню, читал про такой случай. Ещё несколько других совершенно удивительных историй тоже. Вообще… Может, иметь смысл написать отдельную статью о героизме наших подводников, и вообще моряков. Один Карибский кризис чего стоил.
Спасибо, Виктор!
Маков Сергей
14 января 2021, 10:38
+1
Если директор сеёйчас не вызовет, то брошу тебе пару сообщений брат моряк.
Нина  Мацнева
14 января 2021, 13:13
+1
А однажды вынуждена была всплыть у них на глазах от того, что запуталась в рыбацких сетях.
Маков Сергей
14 января 2021, 14:45
+2
А у них не было? Навскидку вспомню как они пытались всплыть сквозь льды. (номер лодки не помню) Всё себе помяли-покорёжили, ушли в приписку… А вы — про сеть! Да в сетях они не раз запутывались, мы просто реже ходим… Пошарьте как они у берегов Испании с Бомбера потеряли 2 или 3 атомные бомбы… Вот это да! А подлодки не надо трогать, мадам, прошу вас!
Николай Иванов
15 января 2021, 17:09
0
Наши что не мялись? Наши бомберы не падали? Реакторы разве не горели?
Николай Иванов
15 января 2021, 17:06
0
Другие источники говорят, что всплыли 3 АПЛ, и экипажи их показывали непристойные жесты ВМС США.

А шумели и шумят наши АПЛ изрядно
Бессонов Виктор
15 января 2021, 22:00
+1
Нет пять подлодок всплыло, в рупор кричали :«Слава КПСС».Ну очень шумные.
Анна К/Н
14 января 2021, 02:37
#
+4
Попалась мне как-то полубыль, полубайка о совместных военно-морских учениях НАТО и наших в Средиземном море. В 90-е годы. И партнёры с другого континента решили продемонстрировать всем степень своей крутости, запустив БПЛА-невидимку. И предложили остальным, в том числе коллегам по НАТО, его сбить. Радиолокация буксует, цель не видит, коллеги по НАТО в огорчении, наши тоже не рады. Командир российского корабля вызывает начарта (простите, точное наименование должности не помню, к стыду своему) и выражает своё негодование, дескать «эти летают, а мы их сбить не можем, пакость эту». Начарт опытный, много послуживший, спокойно говорит, что собьёт эту х… нь. Идёт на пост, там отключают от артиллерии электронную систему наведения, он вручную наводится на партнёрский БПЛА и… сбивает его, поскольку тот был в зоне видимости. Теперь уже партнёры с коллегами по НАТО в… шоке.
А наших после этого перестали приглашать на совместные учения.

PS: это к тому, что был бы нормальный флот, а смекалка нам поможет. Но без флота сложно. Это я, как дочь офицера (сухопутного ☺️) поддерживаю.
Много всяких историй ходит/ло как друг за другом бегали в кошки-мышки. Там уже некоторых по именам знали. Но это тогда, когда советский ВМФ реально в походы ходил. В дальние. Потом, конечно, к стенке встал. Тут уже не до историй стало.
Маков Сергей
14 января 2021, 11:00
+2
Друг, подлодчик, рассказывал массу интересных историй. И его лопатой не перешибёшь про то что «Курск» — не просто так… Сам не ходил. Другу верю. Тем более, что он служил на субмарине в ТО время. Когда я, как дурак, (с высшим образованием, но в армии — дурак) космодром охранял… Просто у меня — ТО ЖЕ ВРЕМЯ!
Маков Сергей
14 января 2021, 11:17
+2
А «Курск» погиб явно не так, как нам сказали. Там очень тёмная история была… И я никогда не забуду другого плачущего матроса-ныряльщика, который просто был готов нырнуть на лишние 10 м, чтоб спасти ребят… Не смогу забыть… Он служил на «Курске». И первый мне сказал: Эт всё. Глушняк.
Юрий
14 января 2021, 15:51
+4
На боевую в персидский ходили в 1987. Только пришли — по пассивной станции в режиме радиомолчания на американскую АУГ вышли в аравийском море нелалеко от омана. круг почета сделали вокруг них и ушли на точку стоянки. через неделю где-то уже они мимо нас проходят и радиограмму присылают — нашего кэпа с днюхой поздравляют. разведка у них работает :)
Маков Сергей
23 февраля 2021, 20:28
0
Не завидую тем, кто думает, что у них там дураки… Нет, конечно. Но необходимо понимать, что они там здорово подрасслабились, за 30 лет и слегка окостенели в теории. Теперь активно меняют штаны…
Как русские ударили крылатыми ракетами с Каспия?! Откуда, фак, у русских вообще крылатые ракеты?! Какие 2 тысячи км: у них калибры на 300 км расчитаны!!! Врёте! Как: попали?! Да ну, нах!!! Что вы мне тут: нельзя с такого маленького борта — такими ракетами! Что значит: ЛЬЗЯ?!
А это что за гиперзвук?! Вы точно не пили виски, лейтенант?!
И т.д…
Маков Сергей
23 февраля 2021, 23:06
0
Спустя время перечитал. Надеюсь, вы услышите. Для меня, воркутинца (тогда не заметил) имеет иное значение — встать к стенке… Извините. Может и не это имели в виду. Осторожнее. Я вас уважаю, сэр...! Киньте маяк, как вас в сети искать?!
Юрий
14 января 2021, 10:23
+5
У корабельных арт систем (на проекте 956 точно) что главный калибр что зенитные — все системы целеуказания многоуровневые. Есть радиолокационное наведение, есть визуальное по телевизору с подключением ИК, есть тупое рукопашное наведение через прицел. Так что если электроника тупит — человек завсегда справится. Только тренироваться надо…
Анна К/Н
14 января 2021, 13:27
+3
Да, смысл именно в этой многоуровневой системе. На Западе от ручного наведения отказались или забыли напрочь, а «всякий случай» иногда бывает.
Николай Иванов
15 января 2021, 17:07
0
Ручное наведение у них есть.
И дрочат хорошо для работы вручную
Valtasar
14 января 2021, 17:34
+2
Начарт — командир БЧ-2 обычно. На малых кораблях совмещают. БЧ 2-3 объединяют ( торпедную добавляют)
Маков Сергей
23 февраля 2021, 23:12
0
друг — матросик БЧ-2. Сам — не ходил. Но много слышал не только от него. И для меня начарт — очевидно: начальник артиллерии… Скептики пусть сначала почитают про развитие торпедных аппаратов и поймут, что из не просто стрелять… Имхо.
Извините если не так сказал. Не каждый скажет, что такое диффирент на борт…
Valtasar
23 февраля 2021, 23:33
0
Не моряку вполне простительно не знать узкоспециальные термины. Так что — я не скептически писал, просто дополнил. Дифферента на борт не бывает. По бортам — крен, дифферент на нос или нА корму. Смысла это не меняет, и обидеть огорчить никого не хотел, автоматически поправляю… Учителем же нынче, паразитная привычка появилась, оказывается.
Жму краба!
PS: А с первой новостью про Курск я тоже слезу пустил, да… Мать тогда рядом была, я сказал, что не дадут супостатам наших спасать (если есть кого). Тогда еще новость прошла о перестуке из отсеков, но быстро затерялась. Там столько сверхсекретного оборудования, что пускать туда иноземцев нельзя. Это знает любой военмор.
Олег Адольфович
14 января 2021, 01:03
#
+5
Пожалуй, впервые не соглашусь с коллегой по порталу.
Начну с того, что низкочастотное обнаружение российских подводных лодок — такой же жупел, как и программа СОИ в свое время.
Я не физик, конечно, но представляю, какой мощности должно быть излучение низкочастотных волн, чтобы контролировать акваторию радиусом хотя бы в сотню километров, ибо чем выше частота, тем далее распространяется излучение в водной среде. Чем ниже частота, тем быстрее она затухает, причем это нелинейная функция.

Нас уже пугали «Звездными войнами» — и тогда тоже находились люди, свято верящие в гениальность технологий американцев.
Нина  Мацнева
14 января 2021, 01:42
+4
О.А.,
Я когда-то давно читала статью В.В. Шулейкина — учёный, изучающий геофизику, физику моря, ветровые волны. Так вот по памяти воспроизведу краткое содержание.
На море ветры с водой иногда воспроизводят инфразвуки разной частоты. А распространяются они как угодно далеко. Бывает, что ветер на море в одной части земного шара, а они достигают района, где полный штиль и солнце сияет. Но мне было интересно, как он объясняет появление кораблей-призраков, на которых люди погибают с искажёнными лицами, при этом всё на корабле неизменно, даже еда на столах. А объясняет он это тем, что если инфразвук создан с частотой 7-8гц, которая совпадает с частотой нашей кровеносной системы, то создается резонанс. Если он совпадает по фазе, то наступает разрыв сосудов, если не совпадает, то происходит остановка сердца. По видимому поэтому иногда выбрасываются на берег дельфины и киты, если на них они тоже каким-то образом влияют. Поэтому Шулейкин не советовал сердечникам жить в приморских городах. Не знаю, могут ли эти инфразвуки создавать искусственным путём.
Но некоторые, уже не Шулейкин, говорят, что музыка хэви-металл иногда тоже своеобразно влияет на людей, а крысы исчезают из этих зданий, где её играют.😊😊
Ну вот, например, как они делают это с воздуха (и это другое, чем сонар). Я взял первую ссылку из списка, что Яндекс выдал:
https://newizv.ru/news/tech/30-10-2018/skandal-veka-amerikantsy-nauchilis-videt-nashi-podvodnye-lodki

Ничего не могу сказать — ни «за» ни «против». Люди обсуждают с совершенно противоположных точек зрения (что, впрочем, верно и для всего другого). Сам, как я уже сказал, не могу комментировать, как, я подозреваю и подавляющее большинство других людей, хотя не вижу ничего не возможного с физической точки зрения. При этом сообщения, что они научились чуть ли ни с поверхности льда считывать (то есть с воздуха находить ПЛ подо льдом) я не рассматриваю, пока не будет явных и убедительных доказательств.

Разные версии, как это может быть. В том числе, что научились обсчитывать сигналы в реальном времени…
Аргумент с маршрутом самолёта выглядит убедительно. Если это не фейк. Но если это не фейк, то это не может быть случайностью. И в любом случае то, что их ПЛ сидят на хвостах прямо от наших «дверей», по-моему никто серьёзно не отрицает.

По поводу низкочастотной подсветки. Во второй ссылке насколько я помню, приведены частоты. А в каком-то из прилагаемых к ней документов говорится о диапазоне в зависимости от глубины — связано с исками защитников животных. То есть частоты открыты и известны, но я не видел (что не означает, что их нет) мнений физиков, утверждающих невозможность такого явления с точки зрения физических законов. Опять же, я не утверждаю, что такого мнения нет, я просто его не видел.

Насчёт же самой мощности низкочастотного излучения… это действительно… В общем, я понимаю, почему киты и дельфины на берег выбрасываются когда эта штука работает.

Но основная статья была не про это. А про то, что дела с флотом дальней и океанской зоны у нас более чем не блестящи. Про ПЛ это уже пошла производная.

Спасибо,
евгений
14 января 2021, 07:31
+2
О.А., рекомендую прочитать про антенные системы «Зевс», «Голиаф», СОПО.
Владимир в принципе прав, АПЛ в нынешнем вида скорее всего изжили себя.
Читал, что перспективные разработки ПЛ типа матрешки, т.е. большая запускает поменьше, та еще меньше (беспилотные Посейдон).ПЛ с акулу обнаружить практически невозможно
Маков Сергей
14 января 2021, 12:36
+4
Возражу, как не странно, вам, а не автору. Я тоже не согласен с такой постановкой вопроса. Но (где то уже писал) считаю обязанностью предполагать худшее. По ракетным вооружениям — пусть умоются, уроды. Но если дойдёт до бабаха мирового, то тут кто первый успеет. Видят ли они нас? Не знаю. Но исходить при ответе (как планируется?!) нужно из того что они ВИДЯТ и ЗНАЮТ. А в новой войне не будет 41-го, чтоб взять в 45-м. Новая война пройдёт за полчаса первых ударов, ну ещё два, может сутки, вторых… Всё. Остаёмся в бункерах мы, амеры, ну ещё африка и австралия, просто так… Если выживут… Впрочем, знаю, что ни я, ни вы, скорее всего, в бункер не попадём...?! Так что я — антифашист, точнее антиамериканец, потому что мой любимый Рыбинск, в котором я прожил 15 лет входил ещё в первую сотню городов их удара… (Там плотина и водохранилище)… Мои уже отслужили и пьют горькую, едва не поголовно… Но за страну — большинство. Да что там: мои то все… В моё время просто забивали дегенератов…
Дмитрий
18 января 2021, 16:10
0
Дружище, а моя Самара вообще чуть ли не в первой десятке.
Stas Drem
15 января 2021, 22:36
0
Абсолютно верно! И киты, с дельфинами, выбрасываються на берег, не по этой причине.
пани Вольска
13 января 2021, 23:20
#
-8
Статья для меня вообще непонятная, есть незнакомые слова, но даже неохота искать их смысл. Потому что эти знания никак не повлияют на мою жизнь. Почему я это говорю? Потому что молодежь на видео точно так же не знает, о чем их спрашивают. Им эти исторические даты для чего, собственно?
Те, кто осуждает безграмотность других, конечно, очень гордятся своими познаниями. Но эти умники не являются специалистами во всем. Кое в чем эти умники такие глупцы, что даже не подозревают об этом.
Так я отвечал на вопросы к предыдущей статье. А вы там что-нибудь спрашивали?

//Те, кто осуждает безграмотность других, конечно, очень гордятся своими познаниями. Но эти умники не являются специалистами во всем. Кое в чем эти умники такие глупцы, что даже не подозревают об этом.//
Конечно.
Маков Сергей
14 января 2021, 12:40
0
А я первый раз вижу такой красивый наезд…
Александр Кукушкин
13 января 2021, 23:53
+2
пани Вольска:
Осмелюсь задать два вопроса:
1.Какие знания влияют на вашу жизнь?
2. В чём конкретно эти умники такие глупцы, что даже не подозревают об этом?
Маков Сергей
14 января 2021, 14:57
+1
Давайте попробуем осмеять меня, пани. (Простите, но пОляков нелюблю инстинктивно, хоть у вас и девушки красивые...)
Итак: инженер-технолог, авиадвигателист. В трудные времена стал геологом. Теперь инженер по охране труда. Так получилось. Где посмеёмся?
Маков Сергей
14 января 2021, 15:04
+2
Ах, да забыл отметить, что моя турбина (горячая часть, газодинамические расчёты) стоит в двигателе SaM-146 на крыле SSJ-100. Теперь я геолог с чистой совестью: долг стране отдал. А что сделали вы?!
И ещё подскажите — в чём именно я глупец? Это мне и правда интересно. Вам же не светило уходить во Францию в фирму Снекма, да? Бесимся, раз даже на усраине не нужны, пани?
Станислав
14 января 2021, 06:35
+5
… учился я когда то давно в третьем классе советской общеобразовательной школы, и бытовало у нас младшеклассников мнение что старшеклассники конечно же умные, всякие там логарифмы считать умеют и теоремы учат… только вот мы все одно не глупее их потому как они к тому времени уже наверняка забыли что два плюс два четыре)))))) Один не глупый человек сказал как то… чем больше я узнаю тем больше я понимаю на сколько же мало я знаю… Не могу с ним не согласится.
Маков Сергей
14 января 2021, 12:46
+2
Да что там: когда мне показали математически, как можно сделать 2=3 (любые цифры!) Теперь жду, когда разрешат делить на ноль. А 2+2=4 — только не для работника торговли. Там скажете такое: засмеют. Или спросят: а мы покупаем или продаём?!
Stas Drem
13 января 2021, 20:42
#
+6
Как-то в 90-е годы, пиндосы пригласили наших капитанов АПЛ к себе в гости.И как упала у них челюсть до колен, когда наши командиры (вышедшие к тому времени уже на пенсию), показали им фото, где наши АПЛ (перископ), находились в нескольких сотнях метров, от пиндоского авианосца, с датой, месяцем, годом и точным временем.А другой, из наших командиров,«присосался» к «пузу» авианосца и так с ним и ходил, пока его искали.Сонары были и при СССР, наши подводники прекрасно об этом знают.Как «заметают » следы от сонаров пиндосов-секрет.А вот фото, которые показали наши командиры пиндосам, с названием их авианосца с ударной группой-очень впечатлили пиндоских адмиралов и по сей день.Волков бояться, в лес не ходить.И это, не шапкозакидательство.Это факт.
Я обычно не вступаю в дискуссии в комментариях. Никоем образом не подвергая сомнению то, что Вы привели, хотел бы предложить посмотреть ссылочку (здесь). Начинать можно со второго пункта, если лень всё читать с начала. Обратите внимание, это пишет далеко не лейтенант с ржавого тральщика. Возможно, Вам будет интересно. Там, кстати, он кое-что жирным шрифтом выделяет.
Написано тяжеловато, он всё-таки не журналист а боевой офицер. Тем не менее, думаю, должно быть понятно, что именно произошло.
И особенно, что именно показали.
Можно также найти пересказы этого события, изложенные более понятно и с пояснениями.
И уж если Вас заинтересует, я думаю, Вы сможете найти к каким последствиям, в том числе политическим это привело.
И да, обратите внимание на год. Это, практически, пик могущества советского ВМФ.
Спасибо за комментарий и за предоставленную возможность выложить эту ссылку для других читателей.
Кстати, если Вы это прочитаете, как Вы думаете, какая могла быть одна из причин, почему Советский Союз так вдруг неожиданно легко и быстро развалился? Можете что-нибудь предположить?
Маков Сергей
14 января 2021, 15:10
+1
Я — последний комсорг своего ВУЗа. Могу предположить, что пока я верил по молодости в идею, кто-то вроде Чубайса решил делать деньги. Верящим в морду, ищущим — нашли. Я на обочине, а он ЖДЁТ когда его расстреляют. Тихо или торжественно? Посмотрим.
Stas Drem
15 января 2021, 22:56
0
Одной из главных причин распада СССР-это предательство партийного руководства страны, а уже потом, низкие цены на нефть и т.д.ЦК КПСС был «дом престарелых» маразматиков.Да и Горби, уже бы ничего не сделал.Поэтому и занимался только трепом (трындычиха!).Коммунисты-большевики создали Советский Союз, потом его с собой в могилу и унесли.Печально но такова жизнь.
Нина  Мацнева
13 января 2021, 17:42
#
+5
Владимир, спасибо.
Очень информативная статья и качественная. Я раньше возмущалась тем, что Путин не реагирует на унизительные выпады в нашу сторону, как будто их и нет. Это как на сбитый самолёт, на убийство посла, на подставу нашего самолёта с командным составом израильтянами, на допинги, «отравления» и пр. — лишь «помидорами». Но когда стала интересоваться затронутой вами проблемой, то поняла, что он прав, что так сверх осторожен. Он понимает, что мы уязвимы.
В дополнение к вашей статье можете прочесть ещё и это
www.km.ru/science-tech/2020/10/09/otnosheniya-rossii-i-ssha/880711-obmanut-putina-kak-otechestvennaya-i-zapadn
Спасибо, Нина!
Я читал сходную аналитику ещё и раньше. Я очень надеюсь, что наш президент, и по своим личным качествам, и по опыту своей «предыдущей работы» понимает и отдаёт отчёт во всех таких (и других) подковёрных играх.
Я с Вами совершенно согласен по поводу //Я раньше возмущалась тем, что Путин не реагирует на унизительные выпады в нашу сторону//. Я точно так же близко воспринимал всё это. И каждый раз, спустя (иногда много) времени, я понимал, что в долгосрочной перспективе он был прав.
Нам (да и, честно говоря, не только нам, а очень многим) очень повезло, что в такой период времени у нас есть такой человек. К сожалению, он не может всего. Но это уже другая тема.
Спасибо,
Бессонов Виктор
14 января 2021, 10:06
+1
Ответы есть, просто о них не кричат на каждом углу.Наши молчат из врождённой «скромности», а они по понятной причине.
Маков Сергей
14 января 2021, 15:18
0
В дополнение к Автору замечу. Многое приходится ТЕРПЕТЬ. Но ВВП — дзюдоист. И сможет долго прыгать на ковре, чтоб поймать противника на подсечку и мордой об маты. И пока он так себя и вёл. Ненси Пелоси никогда не суждено понять дзю-до. Пусть быкует, пятнами покрываясь… Вот Эрдоган (не зря восточный!) понял. Да весь восток понял. Вот отсюда и истерика запада. Хорошо хоть, что старушка Меркель вовремя решила слиться… А мы — поржём над остальными… Особо буду любить Макрона!
pilligrim
13 января 2021, 13:32
#
+10
Есть у России такая национальная традиция — раз за разом возрождать свой флот… Который перед этим сама же и того…
Маков Сергей
14 января 2021, 12:48
0
Возражу. Сама — первый раз. Вынуждали. А в этот раз почти сама.
pilligrim
14 января 2021, 13:46
0
Да ладно! Только в Чёрном море дважды. Откровенно говоря, я бы и Цусимские события провёл по графе: самоликвидация.
Маков Сергей
14 января 2021, 15:34
0
При всём моём к вам уважении (Я вас по нику помню и замечаю)… но какое отношение имеет Цусима к Черноморскому флоту?! Ликвидацию на ЧМ дважды — не отрицаю. Было дело… Не взяли б Крым сейчас, было б 2,5. Ибо порты Новороссийска ЧМ флот принять не могут, даже если распылять на Сочи и т.п.
Цусима. Да — разгром. Да — отчасти позор. Так вышло, проиграли. А что нам теперь головой об стену?! А Варяг? Пусть он не потопил никого, но японцы уважают!
Stas Drem
15 января 2021, 23:12
0
Сергей! В Новороссийске построенна целая база ЧМ, с причалами.Их много.Как для надводных кораблей, так и ПЛ.Про Сочи, лучше не пиши, т.к.там причалы для круизных паромов,«комет на подводных крыльях (в новом исподнении) и личных яхт., с катерами.Все для отдыхающих.Так что, у нас две базы ЧМ на Черном море-в Севастополе и Новороссийске.Пиндосы, со спутников их видят, а подойти не смогут.Наши не дадут.Только нейтральные воды.
Александр Н.
13 января 2021, 13:18
#
+6
Ролик смотреть людям с ранимой психикой (как у меня) не советую. Чуть телефон не разбил! Квалифицированное потреб$$$ство, чо.
Эпоха Перемен
13 января 2021, 12:07
#
+13
Владимир, минус не считайте, конечно, плюс. Верить, что мы по вооружению впереди планеты всей было бы наивно и недальновидно. Проблемы есть, тем более, что в 90-е в стране много чего развалилась. Да и совсем недавно наш партнёр — Украина вместе со своими кураторами сделала нам хорошую подлянку, разорвав все договорённости и контракты на поставку корабельных двигателей. Нам пришлось ударными темпами налаживать собственное производство. Палки в колёса нам ставят знатно. То же самое произошло и с авиацией. Переориентируемся на свои комплектующие. Импортозамещение вошло в план стратегического действия. Вопрос, дадут ли нам время. Санкции наши «партнёры» вводят регулярно.
Маков Сергей
14 января 2021, 12:59
+2
Раз уж защищал автора перед Адольфовичем, то и вам пару слов… В одно время я работал на ОАО НПО Сатурн. Нам не дали делать ни разработанные нами движки морские и тормозили наземку. Украина (Николаев) делали дешевле. А мы старались, аж пар шёл… Таперичи нет г, Николаева. Нет Украины. Я с завода не выдержав ушёл в 2004 г. И вдруг БАЦ! Надо! Ну может хоть ребятам перепадёт? А так знаю, как бывший инженер-технолог, а потом инженер-конструктор: у «Сатурна» есть полная линейка ЛЮБЫХ наземных двигателей-генераторов, неплохой задел по морским, но мы проиграли Перми по их ПД-14. Мой SaM-146 себя не показал.
Дмитрий
13 января 2021, 10:53
#
+13
В общем все правильно.
Флот нужен. Конечно хочется, что бы в ладошки хлоп, ножкой топ, а он уже ми готов, причем с базами обеспечения, обученными экипажами, и т.д.
Однако так не получается, к сожалению.
А потом, мы, считай возрождаем свой флот. (Ну почему так каждые примерно 100 лет приходится его возрождать. То в Севастополе затопим, то большевики ...).
Когда 20 лет практически ничего не строилось.
Меня удивляет другое — как научная школа за это время сохранилась.
А по поводу обнаружения, насколько я знаю развернута сеть загоризонтных РЛС, «видящих» на несколько тысяч километров. (не мое, подсмотрено на телеканале Звезда, могу ошибиться — не специалист).
НО России быть и непременно с Армией и Флотом. И постоянно напоминать «партнерам» «Зачем нам такой мир, в котором не будет России» ВВП.
Но Дональда нашего Кука мы все-таки уделали. И уделали оооочень красиво. (у меня отец был в числе разработчиков РЭБ «Хибины», так он неделю гордый ходил.)
Галина
13 января 2021, 11:20
+10
Хороший канал Звезда, тоже смотрим.
Галина
13 января 2021, 10:29
#
+10
Спасибо, Владимир!