А давайте помечтаем. Чем мы хуже Обломова? Ему, получается, можно, а нам — нет?
Нечестно.
Нам ведь иногда тоже хочется. Все мы немножечко Обломовы.
Мы, конечно, про лавки на мостах не будем.
Мы про другое.
Лавки — лавочникам, а нам… А нам — вот то, что на картинке.
Как всегда, автор не претендует на раскрытие какой-то невероятной и доселе неслыханной истины. Просто возвращаясь с одной деловой встречи, автор размышлял над некоторыми вещами (такое иногда бывает). А, приехав домой, он полез посмотреть, что всемирному разуму (в виде интернета) известно на эту тему.
Оказалось, что известно. И даже кое-что. И даже многое из того, о чём автор думал, возвращаясь домой с деловой встречи. Ну например, здесь
Таким образом, убедившись, что это — не обломовщина, и что и более серьёзные дяди и тёти высказывают похожие мысли, мы продолжим. И, поскольку, как всегда, мы совершенно серьёзны — даже и в мечтаниях, давайте сначала определимся, что дано.
1. Согласимся, в наших школах есть, скажем так, области для улучшения. Особенно в удалённых. Наверное, никто не будет здесь пытаться отрицать этого. А даже если и будет, то у автора есть один железобетонный аргумент: когда заходит речь о школах, всегда можно найти, что можно улучшить. При этом автор, сам отстоявший у преподавательской кафедры достаточное количество лет, хочет провести одно ясное различие, с которым, надеюсь, согласятся те, кто знает, что такое хлеб учителя. А именно:
Для продолжения же нашей дискуссии автор хотел бы особо отметить:

(картинка с сайта цифроваяшкола.рф )
Автор ничего не имеет против элитных школ и академий со строгими вступительными экзаменами и анкетами… родителей. Но, согласимся, у них другие возможности. Они могут посадить детей в автобус и отвезти в планетарий. А как насчёт таких школ?

Автор, конечно, очень наивен, особенно для своих лет, но тем не менее он верит в равенство образования. Дети ведь не виноваты, что они ходят в такую школу, а не в другую. И автор твёрдо убеждён, что одна из обязанностей государства перед своими гражданами, это обеспечить реальное равенство возможностей для получения образования.
Поэтому автор хочел бы, чтобы его прочитал кто-нибудь из района или вообще сельской школы и задумался: А может быть, уже пора? А, задумавшись, взял, и послал тот же вопрос в Минобр, чтобы узнать, что они думают на эту тему. Нет, интересно всё-таки.
А пока в Минобре думают над ответом, мы продолжим.
2. Что ещё имеем?
А имеем развитие и выход… компьютерных игр на совершенно новые уровни технологии.
Тут, конечно, некоторые читатели скажут — “лампа-кот, пошли”, и мы их проводим, а сами всё-таки продолжим.
Сразу. Что я не имею в виду:
Инициативу “цифровая школа”. Автор может ошибаться, но, готовя статью, автор полистал страницы в интернете, объясняющие, что такое “цифровая школа”, и автору взгрустнулось. На взгляд автора… хотите честно? Вот, например, списочек того, что предлагается по проекту “цифровая школа”

Это может быть супер-здорово и классно. Но из всего списка автор нашёл только несколько вещей, относящихся к данной теме. Например, живой учебник. Автор, конечно, посмотрел, что это такое. А посмотрев, засомневался, что этот живой учебник даст студенту или ученику (заметно) больше стимулов для учёбы.

Почему?
А давайте проведём эксперимент. Как известно, практика — критерий истины. Мы, конечно, можем провести только мысленный эксперимент, но давайте всё-таки попробуем.
Возьмём две группы учащихся. Одних оснастим живыми интерактивными учебниками, которые предлагаются в рамках проекта “цифровая школа”, а других — а просто, в дополнение к обычным учебникам, дадим им нормальный интернет и отобранный набор сайтов. И хорошие экраны, конечно же. Мы не хотим, чтобы наши дети теряли зрение на слепых текстах.
Нам нужны будут – обязательно — контрольные группы. Грамотно составленные, естественно. У нас тут вам не здесь, и мы не только лишь лаптями щи хлебаем. Мы знаем, что:
Итак, запустим проект, и, допустим, через месяц, ну или пусть через полгода, сравним.
И оценим.
И не просто оценим, а посчитаем возврат на вложения. Мы же в рыночной экономике. Нам же Минобр говорит про образование, как услуги, так что давайте считать.
Допустим, первая группа показывает 20% статистически значимых улучшений по сравнению со второй. Наверно, надо внедрять. Дети — наше будущее.
А если только 10%?
А давайте посчитаем затраты? Ну так, для интереса.
А если — 5%?
А если на уровне погрешности?
А если вторая группа показывает результат не хуже, а может быть, даже и лучше?
Короче, этот текст не про проект “цифровые школы” и “цифровые учебники”. Он — про другое.
Про что?
Но, прежде чем перейти на то, про что же этот текст, автор, раз уж он здесь, хотел бы остановиться на одном месте, которое многие читатели найдут очень спорным.
Поэтому сначала взглянем на бюджеты этих программ.
Они неплохие.
Нет, я бы сказал, что они очень даже хорошие.
Но дело даже не в самих бюджетах.
Давайте взглянем на одну строчку там. А именно — насыщение школ всякими там планшетами и прочими компьютерами.
И зададим один короткий вопрос:
Зачем?
Вы можете побить меня палками вслед за чиновниками Минобра (по поводу руководств и наставлений битья палками в школах смотреть выше), но автор также твёрдо убеждён, что нет смысла насыщать школы планшетами и всякими там другими компьютерами, если всё это сводится к цифровизации учебников, пусть даже и с использованием современных и модных слов типа “интерактивный”.
В школах — нет. В школах, согласимся, такой объём знаний, что квалифицированный учитель должен быть способен дать весь материал (как раньше говорили) “на пальцах”.
Нет, конечно, автор не говорит про классы информатики. Мы — про другое.
Но. Давайте взглянем на опыт нашего партнёра. Там классы достаточно насыщены компьютерами, и во многих школах ноутбуки и планшеты выдаются студентам чуть ли не каждый семестр.
А результат? Помогает? Сильно? Заметно? Оправдывает вложения? Или просто легко и удобно для отчёта чиновникам? И главное — никто ведь спорить не будет. Кто против школ с компьютерами? И потом. Работа проделана? Проделана. Результат есть? Конечно… вон он, на лестницах валяется.
Тут автор хотел привести письмо одного учителя американской школы, описывающее, как чёрные студенты сознательно разбивали выданные им планшеты, но всемогущий гугл… Да и зачем нам это знать… Но, может быть, кто-то из читателей видел его, оно ходило по сети этим летом.
Вы, конечно, скажете, “Ну ты сравнил! Чёрную школу американского “внутреннего города” и нашу, российскую.”
Хорошо. Я на это отвечу.
Вот так (статья в Гардиан, на английском): Students who use digital devices in class 'perform worse in exams' («Студенты, использующие цифровые устройства в классе, на экзаменах показывают худшие результаты»)
Интересная статья. Почитайте, кто хочет. Для других я просто переведу одно предложение из исследования, на котором эта статья основана (ссылка)
Я только хочу заметить, как близко цифра (18 процентов) из этого исследования оказалась к той (20 процентов), что автор предположил несколько выше... А я, когда писал тот текст выше, ещё не видел этот источник (вы мне верите?).
А теперь поехали: про что же этот текст.
Про виртуальную реальность.
И, после выдерживания необходимой драматической паузы, необходимой для того, чтобы половина народа из оставшейся половины могла покинуть аудиторию, дальше пойдём только тезисно.
Потому что читателю сразу должно быть понятно, в чём разница между “цифровым учебником”, который, по сути, в каком-то смысле является продолжением “карманного” интернета, и полноценной виртуальной реальностью.
Итак.
Технологии уже есть?
Есть. И вполне себе.
Всякие гаджеты, периферия есть?
Да вроде есть.
И?
Давайте соединять вместе. Вспомним, что все компоненты для телевизора были уже известны до того, как они были собраны в один ящик, который вдруг стал принимать и показывать людям “живые картинки” в домах.
Причём, в некоторых случаях даже изобретать особо не надо. Некоторые из этих вещей уже потихонечку входят не только в образование, но и в жизнь.
Проекты Гугла, например.
Теперь, какие именно предметы (или отдельные уроки) автору кажется имеет смысл внедрять в школы с точки зрения виртуальной реальности?
Давайте думать.
Физкультура?
Это вряд ли.
Математика, литература, русский… не, пусть останутся на плечах несчастных преподавателей у доски. Та же участь постигнет иностранные языки. Зачем виртуальная реальность для этого? Никто, кроме самого ученика не будет вдалбливать в себя словарный запас. Так что… Да, учёба — это работа. Это — тяжёлая работа. А вы как думали?
Но работа может быть интересной. Давайте делать её интересной там, где можно.
История?
Ух, какие потрясающе мощные уроки истории могли бы быть! Обратите внимание, я не говорю, что надо все уроки перевести в виртуал. Несколько раз в четверть вполне нормально. Прогулка по древнему Риму? Неплохо. Военный совет Кутузова в Филях? Тоже нормально. Битва при Фермопилах? Заверните. Две.
Можно мне сделать здесь небольшое отступление?
Как вы думаете, что может быть одним из составляющих успеха исторически безграмотных роликов некоторых модных видеоблогеров у молодой аудитории?
Продолжим. Поехали дальше. Что ещё?
Ах, как можно было бы давать астрономию детям, которые даже небольшого телескопа никогда не видели! Не говоря про то, что в него смотрели. В больших городах наверно есть планетарии. А в маленьких? Кстати, картинка на заставке — автора, если что.
Объекты глубокого космоса, туманности, галактики. В цвете, в движении, в трёх измерениях.
Если ребёнок после такого урока не выйдет потрясённым… Ну, значит его ничего не может потрясти. Значит ему — в чиновники Минобра.
География?
Запросто. Давайте отправим их с Колумбом открывать путь в Индию. Не надо на три месяца. Можно на три часа. По пути объяснить принципы навигации по компасу и звёздам, научить пользоваться секстантами, вязать морские узлы… Что-нибудь про океаны, про гидробиологию, по ходу дела рассказать, почему акулы должны всё время двигаться, чтобы не утонуть… да мало ли.
В жизни не пригодится? У нас Минобр поворачивает образование только на то, что должно пригождаться в жизни?
Кто в детстве не мечтал, тот… тот во взрослом возрасте станет министром образования. Давайте избавим наших детей от такой страшной участи.
Ну ладно, хорошо, я их услышал. Давайте устраивать уроки в реальных физических или химических лабораториях. В стерильных помещениях заводов по производству вакцин. В цехах точной сборки, на линиях производства чипов и плат. Это — пригодится? По крайней мере для отчётов Минобра?
Ну и, конечно, полетаем. На тарелках, кораблях… А почему бы нам сегодня на уроке не сгонять на Марс и обратно? Не вижу препятствий. Фотографию реального пейзажа Марса помните?

Автор помнит, как он часами смотрел на эти картинки — они тогда только появились. Мир, который ты можешь увидеть только так, отдалённый от нас немыслимым расстоянием… Вот он, перед тобой.
Ну вот.
Вы думаете, после таких уроков дети будут больше хотеть учиться или меньше? Им будет интереснее? Они вырастут более образованными, интересующимися, неравнодушными? Более вовлечёнными в будущее?
А что думает Минобр?
Но только без составления планов, отчётов и руководящих документов. И красивых графиков на современных сайтах.
Потому что цель этого текста — не продвижение чиновников по карьерной лестнице с осваиванием хороших бюджетов.
Цель — продвижение возможностей современного образования в такие школы.

А деньги на это, кстати, можно сэкономить на компьютерах и «живых учебниках», я считаю.
Или я неправ?
_____________
Я, наверное, много наезжал на Минобр по ходу дела. Но я не буду извиняться. На мой взгляд ему надо много работать, чтобы реабилитироваться перед обществом. Но это, естественно, исключительно моё мнение.
Нечестно.
Нам ведь иногда тоже хочется. Все мы немножечко Обломовы.
Мы, конечно, про лавки на мостах не будем.
Мы про другое.
Лавки — лавочникам, а нам… А нам — вот то, что на картинке.
Как всегда, автор не претендует на раскрытие какой-то невероятной и доселе неслыханной истины. Просто возвращаясь с одной деловой встречи, автор размышлял над некоторыми вещами (такое иногда бывает). А, приехав домой, он полез посмотреть, что всемирному разуму (в виде интернета) известно на эту тему.
Оказалось, что известно. И даже кое-что. И даже многое из того, о чём автор думал, возвращаясь домой с деловой встречи. Ну например, здесь
Таким образом, убедившись, что это — не обломовщина, и что и более серьёзные дяди и тёти высказывают похожие мысли, мы продолжим. И, поскольку, как всегда, мы совершенно серьёзны — даже и в мечтаниях, давайте сначала определимся, что дано.
1. Согласимся, в наших школах есть, скажем так, области для улучшения. Особенно в удалённых. Наверное, никто не будет здесь пытаться отрицать этого. А даже если и будет, то у автора есть один железобетонный аргумент: когда заходит речь о школах, всегда можно найти, что можно улучшить. При этом автор, сам отстоявший у преподавательской кафедры достаточное количество лет, хочет провести одно ясное различие, с которым, надеюсь, согласятся те, кто знает, что такое хлеб учителя. А именно:
- Улучшения, нужные для чиновников и их карьер, а, соответственно, генерирующие дополнительные стопки (электронных) бумаг в формах отчётов, планов, презентаций и всяких других таких же приятных дел. Если это будет рассматриваться так, то автор пошёл сжигать данный текст, не доканчивая его, прямо вместе с этим компьютером. В печке. Под звуки бубна и пляски девушек вокруг костра в лунную ночь. Почему? Посмотрите сюда и попробуйте, отсеяв шелуху слов эффективного менеджмента, сформулировать в паре чётких предложений, что там написано.
- Улучшения, нужные для того, чтобы было захватывающе учиться студентам, интересно работать преподавателям, и обе стороны процесса — и студенты, и преподаватели видели, как это действительно здорово, увлекательно и красиво. И вот для этого и написан дальнейший текст.
Для продолжения же нашей дискуссии автор хотел бы особо отметить:
- Некоторую нехватку, скажем так, квалифицированных преподавателей, особенно для специальных предметов.
- Некоторое, опять же, скажем так, запаздывание насыщения технологиями школы, особенно в удалённых областях.

(картинка с сайта цифроваяшкола.рф )
Автор ничего не имеет против элитных школ и академий со строгими вступительными экзаменами и анкетами… родителей. Но, согласимся, у них другие возможности. Они могут посадить детей в автобус и отвезти в планетарий. А как насчёт таких школ?

Автор, конечно, очень наивен, особенно для своих лет, но тем не менее он верит в равенство образования. Дети ведь не виноваты, что они ходят в такую школу, а не в другую. И автор твёрдо убеждён, что одна из обязанностей государства перед своими гражданами, это обеспечить реальное равенство возможностей для получения образования.
Поэтому автор хочел бы, чтобы его прочитал кто-нибудь из района или вообще сельской школы и задумался: А может быть, уже пора? А, задумавшись, взял, и послал тот же вопрос в Минобр, чтобы узнать, что они думают на эту тему. Нет, интересно всё-таки.
А пока в Минобре думают над ответом, мы продолжим.
2. Что ещё имеем?
А имеем развитие и выход… компьютерных игр на совершенно новые уровни технологии.
Тут, конечно, некоторые читатели скажут — “лампа-кот, пошли”, и мы их проводим, а сами всё-таки продолжим.
Сразу. Что я не имею в виду:
Инициативу “цифровая школа”. Автор может ошибаться, но, готовя статью, автор полистал страницы в интернете, объясняющие, что такое “цифровая школа”, и автору взгрустнулось. На взгляд автора… хотите честно? Вот, например, списочек того, что предлагается по проекту “цифровая школа”

Это может быть супер-здорово и классно. Но из всего списка автор нашёл только несколько вещей, относящихся к данной теме. Например, живой учебник. Автор, конечно, посмотрел, что это такое. А посмотрев, засомневался, что этот живой учебник даст студенту или ученику (заметно) больше стимулов для учёбы.

Почему?
А давайте проведём эксперимент. Как известно, практика — критерий истины. Мы, конечно, можем провести только мысленный эксперимент, но давайте всё-таки попробуем.
Возьмём две группы учащихся. Одних оснастим живыми интерактивными учебниками, которые предлагаются в рамках проекта “цифровая школа”, а других — а просто, в дополнение к обычным учебникам, дадим им нормальный интернет и отобранный набор сайтов. И хорошие экраны, конечно же. Мы не хотим, чтобы наши дети теряли зрение на слепых текстах.
Нам нужны будут – обязательно — контрольные группы. Грамотно составленные, естественно. У нас тут вам не здесь, и мы не только лишь лаптями щи хлебаем. Мы знаем, что:
Das ohne Kontrolle durchgeführte Experiment ist kein ExperimentЧто означает: “эксперимент, проведённый без должного контроля, не является экспериментом”.
Итак, запустим проект, и, допустим, через месяц, ну или пусть через полгода, сравним.
И оценим.
И не просто оценим, а посчитаем возврат на вложения. Мы же в рыночной экономике. Нам же Минобр говорит про образование, как услуги, так что давайте считать.
Допустим, первая группа показывает 20% статистически значимых улучшений по сравнению со второй. Наверно, надо внедрять. Дети — наше будущее.
А если только 10%?
А давайте посчитаем затраты? Ну так, для интереса.
А если — 5%?
А если на уровне погрешности?
А если вторая группа показывает результат не хуже, а может быть, даже и лучше?
Короче, этот текст не про проект “цифровые школы” и “цифровые учебники”. Он — про другое.
Про что?
Но, прежде чем перейти на то, про что же этот текст, автор, раз уж он здесь, хотел бы остановиться на одном месте, которое многие читатели найдут очень спорным.
Поэтому сначала взглянем на бюджеты этих программ.
Они неплохие.
Нет, я бы сказал, что они очень даже хорошие.
Но дело даже не в самих бюджетах.
Давайте взглянем на одну строчку там. А именно — насыщение школ всякими там планшетами и прочими компьютерами.
И зададим один короткий вопрос:
Зачем?
Вы можете побить меня палками вслед за чиновниками Минобра (по поводу руководств и наставлений битья палками в школах смотреть выше), но автор также твёрдо убеждён, что нет смысла насыщать школы планшетами и всякими там другими компьютерами, если всё это сводится к цифровизации учебников, пусть даже и с использованием современных и модных слов типа “интерактивный”.
В школах — нет. В школах, согласимся, такой объём знаний, что квалифицированный учитель должен быть способен дать весь материал (как раньше говорили) “на пальцах”.
Нет, конечно, автор не говорит про классы информатики. Мы — про другое.
Но. Давайте взглянем на опыт нашего партнёра. Там классы достаточно насыщены компьютерами, и во многих школах ноутбуки и планшеты выдаются студентам чуть ли не каждый семестр.
А результат? Помогает? Сильно? Заметно? Оправдывает вложения? Или просто легко и удобно для отчёта чиновникам? И главное — никто ведь спорить не будет. Кто против школ с компьютерами? И потом. Работа проделана? Проделана. Результат есть? Конечно… вон он, на лестницах валяется.
Тут автор хотел привести письмо одного учителя американской школы, описывающее, как чёрные студенты сознательно разбивали выданные им планшеты, но всемогущий гугл… Да и зачем нам это знать… Но, может быть, кто-то из читателей видел его, оно ходило по сети этим летом.
Вы, конечно, скажете, “Ну ты сравнил! Чёрную школу американского “внутреннего города” и нашу, российскую.”
Хорошо. Я на это отвечу.
Вот так (статья в Гардиан, на английском): Students who use digital devices in class 'perform worse in exams' («Студенты, использующие цифровые устройства в классе, на экзаменах показывают худшие результаты»)
Интересная статья. Почитайте, кто хочет. Для других я просто переведу одно предложение из исследования, на котором эта статья основана (ссылка)
Средний итоговый экзаменационный балл (с учётом стандартной девиации) среди студентов, посещающих классы, где разрешено пользоваться компьютерами, был на 18 процентов(И английский оригинал: «Average final exam scores among students assigned to classrooms that allowed computers were 18 percent of a standard deviation lower than exam scores of students in classrooms that prohibited computers.»)
ниже, чем в классах, где использование компьютеров было запрещено.
Я только хочу заметить, как близко цифра (18 процентов) из этого исследования оказалась к той (20 процентов), что автор предположил несколько выше... А я, когда писал тот текст выше, ещё не видел этот источник (вы мне верите?).
А теперь поехали: про что же этот текст.
Про виртуальную реальность.
И, после выдерживания необходимой драматической паузы, необходимой для того, чтобы половина народа из оставшейся половины могла покинуть аудиторию, дальше пойдём только тезисно.
Потому что читателю сразу должно быть понятно, в чём разница между “цифровым учебником”, который, по сути, в каком-то смысле является продолжением “карманного” интернета, и полноценной виртуальной реальностью.
Итак.
Технологии уже есть?
Есть. И вполне себе.
Всякие гаджеты, периферия есть?
Да вроде есть.
И?
Давайте соединять вместе. Вспомним, что все компоненты для телевизора были уже известны до того, как они были собраны в один ящик, который вдруг стал принимать и показывать людям “живые картинки” в домах.
Причём, в некоторых случаях даже изобретать особо не надо. Некоторые из этих вещей уже потихонечку входят не только в образование, но и в жизнь.
Проекты Гугла, например.
Теперь, какие именно предметы (или отдельные уроки) автору кажется имеет смысл внедрять в школы с точки зрения виртуальной реальности?
Давайте думать.
Физкультура?
Это вряд ли.
Математика, литература, русский… не, пусть останутся на плечах несчастных преподавателей у доски. Та же участь постигнет иностранные языки. Зачем виртуальная реальность для этого? Никто, кроме самого ученика не будет вдалбливать в себя словарный запас. Так что… Да, учёба — это работа. Это — тяжёлая работа. А вы как думали?
Но работа может быть интересной. Давайте делать её интересной там, где можно.
История?
Ух, какие потрясающе мощные уроки истории могли бы быть! Обратите внимание, я не говорю, что надо все уроки перевести в виртуал. Несколько раз в четверть вполне нормально. Прогулка по древнему Риму? Неплохо. Военный совет Кутузова в Филях? Тоже нормально. Битва при Фермопилах? Заверните. Две.
Можно мне сделать здесь небольшое отступление?
Как вы думаете, что может быть одним из составляющих успеха исторически безграмотных роликов некоторых модных видеоблогеров у молодой аудитории?
Продолжим. Поехали дальше. Что ещё?
Ах, как можно было бы давать астрономию детям, которые даже небольшого телескопа никогда не видели! Не говоря про то, что в него смотрели. В больших городах наверно есть планетарии. А в маленьких? Кстати, картинка на заставке — автора, если что.
Объекты глубокого космоса, туманности, галактики. В цвете, в движении, в трёх измерениях.
Если ребёнок после такого урока не выйдет потрясённым… Ну, значит его ничего не может потрясти. Значит ему — в чиновники Минобра.
География?
Запросто. Давайте отправим их с Колумбом открывать путь в Индию. Не надо на три месяца. Можно на три часа. По пути объяснить принципы навигации по компасу и звёздам, научить пользоваться секстантами, вязать морские узлы… Что-нибудь про океаны, про гидробиологию, по ходу дела рассказать, почему акулы должны всё время двигаться, чтобы не утонуть… да мало ли.
В жизни не пригодится? У нас Минобр поворачивает образование только на то, что должно пригождаться в жизни?
Кто в детстве не мечтал, тот… тот во взрослом возрасте станет министром образования. Давайте избавим наших детей от такой страшной участи.
Ну ладно, хорошо, я их услышал. Давайте устраивать уроки в реальных физических или химических лабораториях. В стерильных помещениях заводов по производству вакцин. В цехах точной сборки, на линиях производства чипов и плат. Это — пригодится? По крайней мере для отчётов Минобра?
Ну и, конечно, полетаем. На тарелках, кораблях… А почему бы нам сегодня на уроке не сгонять на Марс и обратно? Не вижу препятствий. Фотографию реального пейзажа Марса помните?

Автор помнит, как он часами смотрел на эти картинки — они тогда только появились. Мир, который ты можешь увидеть только так, отдалённый от нас немыслимым расстоянием… Вот он, перед тобой.
Ну вот.
Вы думаете, после таких уроков дети будут больше хотеть учиться или меньше? Им будет интереснее? Они вырастут более образованными, интересующимися, неравнодушными? Более вовлечёнными в будущее?
А что думает Минобр?
Но только без составления планов, отчётов и руководящих документов. И красивых графиков на современных сайтах.
Потому что цель этого текста — не продвижение чиновников по карьерной лестнице с осваиванием хороших бюджетов.
Цель — продвижение возможностей современного образования в такие школы.

А деньги на это, кстати, можно сэкономить на компьютерах и «живых учебниках», я считаю.
Или я неправ?
_____________
Я, наверное, много наезжал на Минобр по ходу дела. Но я не буду извиняться. На мой взгляд ему надо много работать, чтобы реабилитироваться перед обществом. Но это, естественно, исключительно моё мнение.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии
У нас сын попросил купить ему телескоп после микроскопа, когда в школе учился. Купили и сами тоже на даче с удовольствием смотрели на луну, звёзды. А он рисовал карты звёздного неба на кальке и вращающийся круг из картона на ней и что-то там с ними колдовал. А позже даже астрологией увлёкся. Я даже не все его увлечения вспомнить могу настолько их было много.
Цели проекта
Войти в десятку стран — лидеров по качеству общего образования, а также присутствию вузов в топ-500 мировых рейтингов.
Вашу дивизию ( прошу прощения у женщин )! В СССР качество среднего образования во всём мире считалось лучшим! В наше время советскую систему внедряют, а кое-где уже внедрили, в элитных школах Запада — а Минобр ставит целью войти в десятку! С первого места!!!
И это при том, что среднее образование было бесплатной ОБЯЗАННОСТЬЮ граждан СССР! И это при том, что советские дипломы не признавались по политическим мотивам, а услугами специалистов с удовольствием как пользовались, так и пользуются по сей день!
Простите, Владимир, но дальше я смогу выразить своё отношение к этой ситуации только с помощью обсценной лексики — нормальная речь будет слишком «дипломатичной ».
Вот девочка говорит на встрече с Цескаридзе: «Я не хочу читать „Тараса Бульбу“ — там много насилия. Имею право, я так считаю». Ребёнку двенадцать лет, а она права качает. И попробуй ей что-то сказать. А звонки в службу психологов с «жалобами» от детей, которых родители за двойку ругают?! А оплата деньгами детям от родителей за оценки?! Такая детина вырастет, она же денег будет ждать за «стакан воды».
Ребёнок очень много может сделать. Они как маленькие муравьишки — могут брать груз больше своего веса. Сами взрослые «жалеючи» воспитывают в них лень и нежелание «работать».
Однозначно выпью за ваше здоровье на Новый год
И меня учили писать перьевой ручкой. Теперь когда заполняю какой-либо документ, принимающие его говорят, что красивый почерк. А мой дед закончил 3 класса церковно-приходской школы, но у них был предмет каллиграфия. Он писал так ровно и красиво, что использовал это своё качество с выгодой. А именно, шёл на почту, садился там на стул и выжидал. Когда приходили старушки, которым было трудно разобраться с тем, как заполнять бланки, то им работники почты говорили, что вон сидит старичок и он вам поможет заполнить. А ему за это давали копеечку. И другим польза и он при деле.
Прекрасная статья. Правильная. Нужная.
К сожалению, не дойдет она до не умеющих мечтать.
Учитель — призвание, а чиновник от образования (сейчас) — диагноз…