Загрузка

О системном кризисе западной цивилизации

В последнее время на сайте вышел целый ряд интересных работ, посвящённый различным аспектам состояния современного западного общества, которые, если рассмотреть их в совокупности, могут вызвать ассоциацию со словом “кризис”. И автор вспомнил, что несколько лет назад он как раз и вывел для себя постулат о “системном кризисе западной цивилизации”.

Как всегда, автор не претендует на подлинно научную глубину и фундаментальность анализа, оставляя это для домена профессиональных учёных. Вполне возможно, что со временем будут (а, может и уже) написаны манускрипты и защищена не одна кандидатская или докторская диссертации на эти темы.

Мы же, поскольку находимся на общем популярном ресурсе, просто попробуем коснуться некоторых вещей, стараясь при этом не терять перспективы.

Что значит: “Системный кризис”? То, что им охвачены все, или по крайней мере большинство основополагающих компонентов системы (в нашем случае сфер общества). Что надо сделать, чтобы это доказать? Лучший способ — это пойти от противного и попытаться найти что-либо, что противоречило бы гипотезе. Если такого найти не удастся, её можно будет принять как рабочую.

Как я уже сказал, ранее моими коллегами и мной были освещены явления из самых разных сфер: политика, религия, культура, кинематограф, социология, гражданские свободы: свобода слова, толерантность (в каком бы смысле она ни понималась) и так далее, так далее, так далее. Учитывая, что ряд этих сфер можно объединить под эгидой морали, можно принять (и это давно уже очевидно), что и сама мораль в западном обществе претерпевает серьёзную трансформацию.

Поэтому давайте не будем повторяться, а попробуем добавить буквально несколько штрихов, чтобы выстроить более цельную модель. Давайте посмотрим на одну очень значимую деятельность общества. А именно — осуществление государственных функций.

Я уже описывал, как была принята реформа здравоохранения в США. Сегодня начнём со взгляда на вооружённые силы. Не будем касаться ничего, что можно так же найти и вне их (проблемы меньшинств, цветных и… других, и тому прочих). Про это уже писали.

Итак, вооружённые силы. Почему они? Сейчас объясню.

Если вы откроете любой справочник или рейтинг вооружённых сил в мире, то первая строчка почти всегда будет за армией нашего потенциального партнёра.

Любой американский президент и любое американское СМИ с гордостью скажет, что американская армия является самой мощной военной машиной, когда-либо существовавшей в истории.

Далее, если вы посмотрите на критерии составления такого рейтинга, то одним из главных параметров там будет размер военного бюджета.

На самом деле, это будет называться “бюджет на оборону”, что давно уже стало предметом многих шуток на тему того, что в каждой стране есть министерство обороны, но нигде нет министерства нападения.

Но если ни у кого нет нападения, то от кого и зачем обороняться?

Но мы, тем не менее, не будем отвлекаться и продолжим.

Итак, размер бюджета во многом определяет позицию в рейтинге. У наших главных партнёров самый большой военный (извиняюсь, оборонный) бюджет в мире. По некоторым оценкам он примерно такой же, как совокупные бюджеты десятка следующих за ним стран. То есть, это — очень существенная часть расходов общества.

Вот с бюджета мы и начнём.

Вы никогда не задумывались, почему уже в течение многих лет не проводятся аудиты этого бюджета?

Когда-то некоторые конгрессмены даже запрашивали проведение такого аудита.

Теперь уже нет.

Зачем просить то, что тебе никогда не дают?

Только расстраиваться.

Вот и не просят.

Но я скажу вам пару вещей, которые могут навести на мысль, почему всё-таки не проводят эти аудиты.

Вы согласитесь со мной, что военная продукция должна отвечать совершенно особым стандартам качества. Соответственно, стоимость производства такого изделия для военных целей будет заметно отличаться от таковой чисто гражданского назначения.

Вот, например, молоток.

А что это там за улыбочки?

Или, скажем, сиденье на унитаз.

Что за смех в зале? Я попрошу не мешать докладчику.

Продолжаем.

Но не только молоток или сиденье на унитаз должны соответствовать жёстким критериям военной приёмки, как, например, выдерживать падение на бетонный пол с высоты человеческого роста.

Тут ещё такое дело.

Вы можете себе представить, чтобы к производству военной продукции были допущены люди, не прошедшие соответствующую проверку компетентными органами? Вот только представьте, берёт сержантик молоток, чтобы забить гвоздь, а он ему прямо по пальцу. Налицо вражеская диверсия…

Хм-м-м. Знаете, что? Учитывая смешки в зале и некоторые несогласованные реплики с мест, я, пожалуй, опущу описание проблем, которые могут возникнуть в ходе военной эксплуатации второго рассматриваемого предмета, случись, если он вдруг изготовлен лицами, не прошедшими должную проверку.

Так вот. Проверка работников, и оформление для них допуска секретности стоит денег. И денег немалых. Вы можете сказать: “Нафиг нужен допуск для дяди Васи, вытачивающего ручку для молотка (опять же не будем рассматривать второй предмет)”? А я вам скажу, что это несознательные разговорчики. А вдруг он туда что-нибудь вточит неправильное? Например, чип 5G? А вы знаете, например, что большинство чипов для армии вообще покупается в Китае? Ой… чего-то я не то, кажется, сказал… Так, забыли, продолжаем.

На самом деле, проблема в другом.

Вот представьте. У вас огромное производство. В одном цеху вытачиваются ручки для молотков, а в другом — приклады для М16. Вы что, будете организовывать отдельные входы и систему пропусков для разных категорий работников? Или вы, как эффективный менеджер, просто и не заморачиваясь, дадите допуск всем — тем более, что стоимость получения допуска оплатит правительство?

Ну вот то-то.

Я иногда думаю, а есть ли допуск, например, у дантиста дяди Васи, вытачивающего ручки для молотков в армию? Ведь надо быть бдительным, враг не спит!

Поэтому не стоит удивляться, что цена молотка и сиденья… для армии существенно выше таковых, продающихся в обычных магазинах для обычных граждан.

Хорошо. С молотками и этими… выяснили.

Давайте рассмотрим ещё один аспект.

Вы все знаете, что у наших партнёров есть не только министерство обороны, но и Голливуд. А в Голливуде любят снимать героические фильмы про межпланетные битвы и всякое разное чудо-оружие и чудо-технику.

А потом эти фильмы выпускают в прокат, и их все смотрят.

В том числе, и генералы из министерства обороны.

Со своими детьми младшего и среднего школьного возраста.

А потом эти дети спрашивают у папы: а он тоже стреляет из такой пушки?

А что папе сказать?

Врать детям нельзя.

Поэтому в понедельник прямо с утра папа-генерал, начистив медали, идёт на службу и вызывает начальника по тылу (ну или по вооружению, это где как).

И, ласково улыбаясь, спрашивает, когда во вверенные ему войска начнёт поставляться такая пушка.

— Какая пушка?
— А вот такая.
— А … откуда у вас такая фотография?
— Это мне начальник разведки в секретном докладе представил.
— Разрешите посмотреть доклад?
— Ты чего, совсем? Он же секретный! И потом ты что, мне не доверяешь?
— Нет, я доверяю, но хотелось бы с материалами ознакомиться, ТТХ, спутниковые снимки там…
— Так, слушай сюда. Снимки у нас есть, но мы их никому не покажем, потому что они секретные. А сейчас марш делать пушку.
— Так какую пушку-то?
— Вот такую!

И получается пушка, один выстрел к которой стоит миллион баксов (хотел написать золотом, но вспомнил, что доллар давно уже не привязан к его золотому обеспечению. Это, если я правильно помню, случилось в 70-х годах).

А вы говорите бюджет.

Вы ещё про павлинов вспомните.

Но это не значит, что можно свысока хихикать, думая, что шапками закидаем и так далее.
Шапками, скорее всего, не получится. Потому что проблема не в этом. Проблема — в бесконтрольной трате средств. Уже много лет на оборону выделяется фактически столько денег, сколько запросят, а иногда случается, что и немного больше. И, как я уже отметил, нет никаких аудитов.

Это ж вы представляете, какой простор открывается…

И на этом автор хочет перейти в святая святых любого государства, а именно — затронуть законотворческую деятельность. Ведь именно законодатели устанавливают и утверждают бюджеты, и они же должны и контролировать исполнение этих бюджетов. И, желательно, их рачительное исполнение.

Смотрел я как-то (надо признаться, с большим интересом) одну видеозапись.

В числе прочего, там показывали, как некий сенатор пришёл на заседание одного комитета, чтобы эффективно участвовать в его работе на благо своих избирателей.

Он немного запоздал к началу, бывает. В это время уже выступал докладчик.

Садится сенатор на свободное место, берёт в руки стопку бумаги (приготовленную на столе) и внимательно её листает.

Почтенный седовласый муж, благородная осанка.

И в процессе всего этого дела возникает у него вопрос.

Отмечая пальцем что-то на странице, он спрашивает: а как вот это вот поможет в улучшении и решении обсуждаемой проблемы?

Итак, сенатор задаёт вопрос, чем вводит докладчика в секундную растерянность. В этот момент к сенатору подходит помощник и передаёт какую-то записку. Сенатор читает эту записку и говорит:

— Э-э-э, я попал на заседание другого комитета.

После чего встаёт и уходит.

А чего вы тут смеётесь? Ну перепутал государственный муж комитеты, мало ли бывает…

Вы можете сказать, как профессионально и компетентно сенатор сходу включился в работу комитета.

А я тогда про другое подумал.

Человек листал материалы, которые он в первый раз в жизни видел. Наконец, он нашёл место, которое позволило ему с значительным видом задать вопрос государственной важности…

И это — уровень законодательства. Помните, я писал, что среди законодателей, проголосовавших за Obamacare, так и не смогли найти тех, кто читал этот законопроект?

И к этому нужно отнестись с пониманием. Такой объём специфического текста невозможно прочитать и обработать, по крайней мере — в отведённые сроки. Это, кстати, относится не только к Obamacare.

В откровениях одного Конгрессмена где-то проскользнула фраза, что тот физически не может изучать весь объём законопроектов и поэтому должен доверяться заключениям своих помощников.

Вы думали, что миром правит американский Конгресс?

Миром правят помощники в американском Конгрессе.

Тем миром, конечно, что позволяет им это делать.

А тем, кто нет…

Ну мы же не виноваты, что у них есть нефть и нет армии…

И ещё одно, пока мы здесь.

Насколько же нормой стали стандартные вопросы и стандартные ответы на стандартных совещаниях; стандартные слова в стандартных докладах и презентациях, выполненных в Повер Пойнт. Настолько нормой, что позволяют участвовать в обсуждении дел государственного уровня, не зная, о чём, собственно, идёт речь (я коснусь этого ещё чуть ниже).

Законодатели работают безостановочно, принимая всё новые и новые законы, и исправляя и дополняя старые.

Изданные тома законов только федерального уровня заполняют собой полки и стеллажи.

Если в библиотеке Конгресса случится землетрясение, несчастный архивариус будет завален горами книг.

А ещё то же самое на уровне штатов.

Я иногда думаю, что человеческое общество погибнет не из-за экологии, как думает девочка Грета.

Оно рухнет под тяжестью бюрократии.

Собрания!

В офис приезжает руководитель компании.

Все идут на собрание.

— Ты почему не идёшь?
— Мне нужно срочно доделать одну вещь.
— Потом доделаешь.

Это если ты не успел вовремя спрятаться, когда мимо тебя пробегал, стараясь не опоздать на встречу с руководством, твой непосредственный начальник.

Его можно понять.

На этом собрании начальники разных уровней и их помощники будут зорко оглядывать зал, пытаясь отметить, кого здесь не видно, чтобы потом спросить:

— А почему вас не было?.. Вас не интересует жизнь компании?

Собрания!

Ты сидишь на собрании, на котором минимальное количество смысла упаковано в максимальное количество слов и времени.

Ты физически ощущаешь, как идёт это время.

Девочка Грета чувствует потоки углекислого газа.

Ты чувствуешь, как уходит, утекает безостановочно время.

Ты мог бы что-то сделать пока идёт это время.

Например, записать какую-то строчку.

Или найденную наконец-то ноту.

Или подумать над прочитанной мыслью.

Но ты сидишь и просто стараешься сохранить прямую осанку… Нет, прошло только пять минут. Чёрт… Ты надеялся, что это было хотя бы десять…

Наконец выступление закончено. Можно я, наконец, пойду?

Нет, открываются вопросы. И, конечно, находится кто-то, кто задаст вопрос. Не забыв вначале поблагодарить руководителя компании за очень информативное и полезное выступление.

А то мы не знали, что надо будет работать больше, имея в распоряжении меньшее количество ресурсов и средств.

Отчёты.

Ты должен писать регулярные отчёты — чего ты добился и достиг в своём развитии, и какие новые цели ты ставишь на следующий период.

И ты сцепил зубы и пишешь, какие цели (не меньше пяти) ты ставишь на следующий период, не забыв перечислить личные вместе с профессиональными.

Тренинги.

Ты получаешь уведомление, что ты должен пройти такой-то тренинг. Ты на него смотришь, и понимаешь, что он был составлен выпускником школы для выпускников школы. После чего этот тренинг был разослан по всем сотрудникам компании.

Он тебе ничего не даст. Совсем ничего. Он тебе не даст ничего.

Но ты должен это пройти и потратить своё время.

Иначе твой начальник получит от своего начальника бумагу, в которой будет твоё имя.

И он придёт к тебе с вопросом.

И поэтому ты тратишь своё время.

Которое ты мог бы использовать на что-то другое.

Время, вычтенное из твоей единственной жизни.

Безвозвратно.

На тренинг, собранный из модулей с красивыми интерфейсами, выпускником школы.

Нет, ты можешь, конечно, спросить, как это тебе поможет быть более эффективным в выполнении своих функций.

Но дело в том, что в этом тренинге будет, в том числе, попрошено перечислить 3-5 пунктов, насколько глубоко ты понимаешь проблемы инклюзивности и разнообразия.

Или другое, что-то очень важное для выпускника школы, но абсолютно бесполезное для тебя.

Понимаете…

Вы можете освободить своего ребёнка в школе от занятий по математике, английскому, ещё чему-то.

Но вы не можете освободить его от классов, где учат детей… хм-м-м… всему, даже если вы пришли с жалобой, что на них демонстрируются способы изготовления и применения… э-э-э-э… некоторых веществ.

Так же и здесь. Ты можешь не выполнять своих прямых функций так хорошо, как мог бы.

Но ты не можешь не пройти тренинг, который никак не поможет тебе в выполнении твоих прямых функций.

Директивы начальства, спущенные из головного офиса.

Ты их читаешь, и понимаешь, что они абсолютно “от стенки”. Знаете, как в баскетболе мяч кидают, чтобы от щита.

Как и тренинги, эти директивы рассчитаны на уровень восприятия и компетенции чуть выше выпускника школы.

И у тебя возникают вопросы, зачем вам специалисты, если вы им всё равно не доверяете как специалистам, спуская сверху такие директивы и такие тренинги;

Но, как и в случае с допусками секретности, эффективным менеджерам гораздо легче разослать их всем сотрудникам и заставлять всех сотрудников выполнять их, чем дифференцировать их по уровню компетенции.

Вы покупаете копеечную электронную штуковину, и половина первой страницы инструкции будет объяснять вам, что её нельзя погружать в воду или зарывать в песок.

Я знаю, зачем это эффективным менеджерам.

Я просто не знаю, сколько планетарных ресурсов уходит на такие вещи. Девочка Грета стучится в моё окно каждый раз, когда в полуслепом тексте инструкции я ищу один-единственный нужный мне пункт.

Общество среднего уровня, среднего человека, среднего потребителя.

Почему в Америке так ценятся русские программисты?

Они штучный товар.

В последние несколько месяцев волной прошли случаи ухода менеджеров, в том числе высокого уровня.

Давайте немного коснёмся этого.

Начнём, как всегда, с Голливуда.

Помните, была серия фильмов на тему того, как чёрный бездомный волей какого-то случая просыпается утром в доме президента компании.

И он начинает осуществлять функции президента компании.

Я не хочу утверждать, что окружающая среда не влияет на формирование поведения человека.

Но для того, чтобы начать осуществлять функции президента компании, кроме факта пробуждения в его доме, нужно ещё кое-что.

Нужен уровень образования, опыта и компетенции.

Иначе дом президента компании превратиться в ночлежку для бездомных со спущенными до трусов штанами и культурой рэпа, носителей которой не берёт на работу ни один бизнес.

Где-то я прочитал фразу, что выросла целая культура, представителей которой не будут брать на работу только из-за одного их внешнего вида.

Это то, что не понимает Голливуд.

А теперь подумаем, какое руководство могут осуществлять “представители меньшинств”, оказавшиеся на высоких позициях только потому, что руководители компаний, проникшись идеями толерантности и инклюзивности, решили их туда поставить?

Нам не нужно далеко ходить и ставить мысленные эксперименты. Достаточно вспомнить времена недавнего президенства. Во времена Обамы более-менее регулярно случались скандалы с участием разных руководителей государственных ведомств. В основном они были связаны с тем, что кто-то из них полностью развалил свой участок работы.

Сначала, в репортажах СМИ показывали фотографии таких руководителей.

Потом перестали.

Действительно… нетолерантно получалось.

Понимаете… Когда кто-то поставлен на высокую должность только потому, что у него (или неё) цвет кожи… толерантный — скажем так…

Я правильно помню значение слова “апартеид”?

Все знают, что это такое? И что одним из проявлений апартеида является наличие в правительственном аппарате людей определённой расовой принадлежности?

Нет, это, конечно, не значит, что нет представителей и других рас… совсем.

Но это поднимает вопрос компетентности.

И кстати, говоря о компетентности и возвращаясь к “ротации” менеджерского состава в новых условиях общественного развития.

Означает ли это, что менеджеры, уступающие свои посты во имя торжества инклюзивности, изначально им соответствовали?

Я вспоминаю случай, как руководитель по связям с общественностью Боинга был вынужден уйти в отставку из-за того, что кто-то нарыл его комментарии о женщинах-пилотах. Он был тогда пилотом ВВС. И это было давно.

Этот случай обсуждался с точки зрения очередной травли толпой.

А я подумал, что если руководитель по связям с общественностью Боинга не смог повернуть такую ситуацию в пользу свою и Боинга, то Боингу не нужен такой руководитель по связям с общественностью.

Он правда специалист по связям с общественностью, или он всё-таки и в первую очередь пилот ВВС?

Я не имею ничего против определённых преимуществ на основании некоторых пунктов анкеты.

Но не за счёт профессионализма и компетенции в прямой области.

И, раз уж мы здесь обсуждаем компетентность, давайте коснёмся одного старого вопроса, который сейчас разворачивается на наших глазах вторым раундом с новой силой. Русские хакеры. Я внимательно и серьёзно читал открытый доклад разведсообщества по этому делу. Ну, насколько серьёзно можно читать надёрганные из интернета компиляции на уровне средней школы. Нет, не нужно торопиться обвинять автора в наивности, он знает, что такое политический заказ. Но… неужели во всём неизмеримом разведсообществе с его неограниченными ресурсами не считающего деньги государства, не нашлось команды из пары-тройки человек, чьё творение хотя бы было бы не стыдно читать, не задаваясь вопросом, куда уходят все эти бездонные ресурсы… Мне страшно подумать, какого уровня аналитика представлена там в других вопросах. Это, на минуточку сильнейшая армия в мире, с мощнейшим ядерным потенциалом…

И вот мы уже видим, как прямо на наших глазах достаются наработки четырёхлетней давности, но на этот раз всё выглядит гораздо более серьёзней. В этот раз уже не используется спасительная формулировка “к этому могли быть причастны русские хакеры”. В этот раз выражения очень простые и очень прямые. И если бы речь шла только о том, что, выдвигая очередные обвинения и угрозы, они демонстрируют уровень своего понимания и своей компетенции, это было бы полбеды. Беда в том, что они облачены властью. Большой властью. И они забыли принцип, что “с властью приходит ответственность”. Как я писал в прошлой моей статье, похоже, что нас ждут тяжёлые времена. Похоже, в этот раз они не шутят. Нам надо быть готовыми ко всему. Я имею в виду, ко всему.

Ещё один момент. Похоже, общество потеряло способность задавать вопросы и вообще вести дискуссии. Потеряна способность к взвешенному анализу. Понятие “другое мнение” ушло в прошлую эпоху. Взамен пришли истерики и крики на уровне преследования ведьм в раннем средневековье. Люди, ещё высказывающие отличные от генеральной линии мысли, либо делают это на маргинальных (в смысле охвата аудитории) ресурсах, либо — анонимно, боясь за своё положение и свою работу. Ещё остаются журналисты, но их можно перечислить буквально по пальцам. Ни разу во время всех этих травель толпой не нашлось ни одного авторитетного лица, кто имел бы мужество выступить со словами: “Что вы делаете, опомнитесь!”

Потому что противостоять толпе очень сложно. Проще идти вслед за ней. Или впереди. Но самое лучшее (как я уже цитировал Обаму, правда его слова были для другого случая), это лидировать сзади (то есть, другими словами, стоять за толпой и её направлять), или… сбоку (то есть, вообще не участвовать в том, что ты несёшь другим людям). И здесь я дам один из моих самых любимых примеров:

Клинтон как-то проснулся с мыслью окончательно победить сегрегацию в школах.

И, чтобы перемешивать расовый состав школ, он распорядился возить учеников автобусами из одних школ в другие.

Родители оценили.

Ещё они оценили, что на дочь самого Клинтона это распоряжение не распространялось.

Она ведь училась в частной школе, если кто забыл.

А на частные школы правила, устанавливаемые властями, распространяются не только лишь все.

Таким образом, она была исключена из процесса окончательной десегрегации школ, установленного для других детей её папой.

Удобно.

— Подожди, она ведь ходила в школу в Вашингтоне, округ Колумбия.
— Да.
— А там, насколько я помню, 90% э-э-э … небелого населения.
— Да.
— Так её же папа — лучший друг этого населения.
— Да.
— И что же, он свою дочку не отправил в эти школы?
— Нет.

И здесь мы совершили полный круг и вернулись к кризису морали.

Морали верхушки. Как известно, рыба “портится” с головы.

Но и мораль самого общества. Много по этому вопросу говорено и писано. Можно делать вид, что новую мораль нам насаждает определённый, скажем так, класс людей.

Но когда зрители идут на фильмы, в которых умерший во время съёмок актёр заменяется его компьютерным изображением, пририсованным к телу его брата… Нет, я понимаю что с точки зрения эффективного менеджера надо закончить съёмки.

Я не понимаю людей, которые это принимают.

Поэтому здесь и остановимся.

Возвращаясь к началу. Нам удалось найти что-либо, что противоречило бы какому-либо постулату нашей гипотезы?

Нет?

Будем считать её принятой.

Спасибо.
Владимир, ищущий смыслов
Владимир, ищущий смыслов Ведь "верить" - не тождественно "познать",
А "знать" - лишь означает "сомневаться"
+51

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Народ, спасибо за отзывы!
Всем добра,
евгений
22 декабря 2020, 12:30
#
+1
Автор хотел сказать, что будь то феодализм, коммунизм,… любой «изм» системный кризис рано или поздно неизбежен? И хорошо, что у руля будет твердый и не побоюсь этого слова умный руководитель?
Примерно. Спасибо, что правильно прочитали. Я старался много аналогий там в тексте рассыпать)
С уважением,
Нина  Мацнева
21 декабря 2020, 16:25
#
+5
К эпизоду о заблудившемся сенаторе:
«Не пандемия, не коронавирус сделали огромным разрыв в доходах между регионами и между бедными и богатыми. Это сделало совершенно никчемное правительство, которое вывело из бюджета 13 трлн рублей, засунуло в Фонд национального благосостояния, отдав его Центробанку. А ЦБ разместил все эти деньги за рубежом. И сегодня наши 13 трлн рублей работают на западную экономику, на восстановление ее после коронавируса. А наши регионы задыхаются от безденежья! Руководству страны абсолютно все равно, как живет народ. Языком трепать они умеют, обещания разносить на все стороны тоже умеют, а вот держать народ в нормальном социальном поле они, к сожалению, даже и не пытаются.»
Николай Арефьев, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Любовь К.
21 декабря 2020, 11:51
#
+14
Пока читала статью, в голове все время мелькала мысль — а у нас в России, как минимум десяток лет, тенденции к такому кризису тоже просматриваются.
Я 25 лет работала преподавателем одного из крупнейших ВУЗов страны. Уволилась в прошлом году, а могла бы еще работать. Последние годы совсем не радовали ни студенты, ни изменения в управлении ВУЗом. Были кафедры с четко выраженной специализацией и годами сформировавшимся тесным коллективом — стали укрупненные департаменты, теперь дизайнеров учим программированию (на кой оно им ляд?).
Раньше каждые четыре года нужно было подтверждать квалификацию — издавать методические материалы по курсам (печатные, электронные) и повышать квалификацию на различных курсах. Все это было и мы, преподаватели исправно все исполняли.
Только теперь квалификацию нужно подтверждать каждые два года, а наши методички по курсам, которые редактируются каждый год, уже никому не нужны даже на электронных ресурсах (последняя была размещена где-то в 2010). Но мы то их редактируем и новые создаем в соответствии с новым программным обеспечением, только администрация ВУЗа зачем-то требует публикации неизвестно где и неизвестно зачем (методички для двух групп по 30 человек). Последней каплей моего терпения стали тестовые программы, которые нужно пройти. Одна была по информационной среде, которой мы уже пользуемся несколько лет — тут для меня и коллег по бывшей кафедре ответить на них не составило труда. Но другая программа меня просто взбесила — оказание первой помощи студентам при пожаре, обмороке, обморожении и т.д. Когда я отказалась ЭТО проходить, с меня потребовали письменный отказ — написала, что не вижу смысла, потому что увольняюсь. Вот зачем нам это??? К тому же каждый год репетируют эвакуацию в случае пожара.
Абсолютно уверена, что все это происходит по причине замены нашего руководства «эффективными менеджерами». Раньше ректора всегда были из профессорского состава, а последние лет около десяти, можем меньше, ректор бывший чиновник местного разлива. А год назад и на наш факультет тоже пришел такой — говорят, что по «показателям» он «подтянул»еще какой-то факультет в ВУЗе.
Светлана Азанова
21 декабря 2020, 12:28
+10
Любовь, а может наоборот создают видимость активной работы, чтоб не уволили?! Лис тащит другого лиса, вот вам и замкнутый круг. Одни «показатели».
А умение оказывать мед.помощь, мне кажется, нужно уметь. Просто учить в какой-то другой форме, не со студентами. Кто его знает, когда и пригодятся. Всякое бывает.
Два года назад случилась страшнейшая авария, прямо за 100метров перед моей машиной. Мы с мужем выскочили и побежали спасать кого можно, т.к. очевидность возгорания была очень высока. И определив, что живая только 13летняя девочка(она была без сознания), по всем правилам, вытащили на обочину. Зная многое чего, я не дала ей терять сознание и впасть в истерику до приезда реанимации. Я не медик, а просто хорошо училась. Марина была спасена. А еслиб не знали что делать? Да на трассе больше никого?
Любовь К.
21 декабря 2020, 14:06
+8
Про «видимость» согласна, но при этом умудряются делать никому не нужные и даже вредные перестановки. Помощь любую всегда и везде могу оказать достаточно грамотно — своим детям оказывала и не раз.
Меня взбесило другое. Я же прочла весь методический материал к этой программе, несмотря на то, что многое мне было известно. Меня возмутила сама программа. Я, вообще- то программирование в различных средах и на различных языках преподавала. А тут мне предлагают тесты, где из трех ответов на несколько десятков вопросов, нужно выбрать правильные. Я выбрала. Нужно было дать, не помню какой-то, процент правильных ответов. А в конце мне программа выдает, что я не прошла тест! Ну хотя бы написали сколько неправильных ответов, уж не говорю о том, чтобы был какой-то анализ! Можно было еще два раза пройти этот тест. Но я уже тогда решила, что я больше в этом не участвую — это было последней каплей.
Мы с коллегами уже много лет говорили, что не нужна бально-рейтинговая система и тесты. Вот как может быть такое — приходят студенты на мои занятия, которые ВСЕ сдали тестовый экзамен по информатике на пятерки!!!?? А я на своих занятиях обнаруживаю, что они многое не умеют, чему их должны были обучить на этом курсе.
Светлана Азанова
21 декабря 2020, 14:36
+5
Любовь, это точно. Очень многие жалуются на это обучение. Может что-то и изменят, ведь такие новые специалисты точно будут не нужны. Да, такие руководители зубами держаться будут.
Нина  Мацнева
21 декабря 2020, 16:06
+4
Любовь К.
Такая система пришла извне. Когда мой сын сдавал экзамен на международный сертификат программиста в 1998г., он рассказал, что это были 2 билета, в каждом из которых 100 вопросов. Чтобы сдать, нужно было на каждый ответить правильно не меньше, чем на 85 вопросов. И результат был однозначный: сдал или нет. Причём не узнать, были ли неправильные ответы и, если были, то на какие.
Андрей Лесник
22 декабря 2020, 18:35
+1
А умение оказывать мед.помощь, мне кажется, нужно уметь. Просто учить в какой-то другой форме, не со студентами. Кто его знает, когда и пригодятся. Всякое бывает.
Чисто по поводу оказания первой помощи…
Что бы её правильно оказывать ей надо ЗАНИМАТЬСЯ как минимум на спец тренажёре ( Максим, Алекс и еже с ними). По несколько часов в день на протяжении энного кол-ва времени. Пока не выработается «условный рефлекс». Иначе в экстремальной ситуации(особенно если и вашей жизни что-то будет угрожать) вы в лучшем случае ничего не сможете, в худшем — угробите пострадавшего…
Поэтому, даже не смотря на работу на опасном производстве, медицину принципиально не учу. Только в объёме для ответов на вопросы по тесту…
Светлана Азанова
23 декабря 2020, 02:48
0
Андрей, так-то оно правильно, но не проходить же мимо. И знать чего делать нельзя, тоже не плохо. В любом случае я учила всё.
Андрей Лесник
23 декабря 2020, 13:45
0
1. Простите за диз. Случайно.
2. Иногда «пройти мимо» позволяет спасти как минимум 1 жизнь…
Вашу…
Светлана Азанова
23 декабря 2020, 13:57
+1
Андрей, может быть. У меня мама оперировала насильника — убивца (острый аппендикс). После операции его осудили и приговорили к вышке. Я у неё спросила: Зачем тварь спасать. Знаете, что она ответила? Она сказала: Я душу свою не опоскудила. А вот как бы поступила я, чесно, не знаю. Наверно поэтому и не врач. Но мимо пройти — н е м о г у.
Бессонов Виктор
21 декабря 2020, 15:52
+4
Согласен полностью, ВУЗы получают новое оборудование, которое нам и не снилось, а уровень обучения ниже плинтуса, в прошлом году был на курсах повышения квалификации в альма -матер.Не знаю плакать и материться… и так везде.
Светлана Азанова
21 декабря 2020, 10:44
#
+6
Владимир, с вашей помощью я из СЕРЬЕЗНОГО человека, стану НУ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗЫМ!😂😂😂😂
Если человек перестаёт думать, он деградирует. И все эти кризисы были и будут. Но мне интересно другое, куда эту кодлу девать. Они все захотят есть, одеться, где-то жить. Как остановить этот шабаш. Рано или попозже они начнут расползаться повсеместно. Своё разумное они затопчут. А дальше?
Ольга Андреевна
21 декабря 2020, 13:34
+5
В отношении СШП хочется повторить ранее прочитанное: «Жги, Господи!»
Андрей Лесник
23 декабря 2020, 13:49
+1
А не задумывались о применении теории «золотого миллиарда» в разрезе вашего комент и статьи Владимира.
А так…
Космос, освоение Луны, Марса и т.д. Не думаю что это такое уж отдалённое будущее…
Дмитрий Ветров
21 декабря 2020, 10:04
#
+18
Любой кризис есть завершение цикла и начало нового. Как лето сменяет зиму, так осень и весну надо считать кризисами — они краткосрочны, они обуславливают переход — от воды ко льду, от листвы к сугробвм, от сбора урожая к заготовкам или отбор из запасов — семени к посевам — от всего ко всему.
Почему внезапно стало много этих самых секс-меньшинств? Потому что кто-то решил, что Земля перенаселена. Почему же тогда прекрасно существовали Содом и Гоморра и их уничтожили? Потому что, получается, тогда население должно было «плодиться и размножаться». Ударила молния, кругом руины и куча трупов. Выходит, есть проблема — есть решение — есть кризис.
Сегодня — пресыщение товарного рынка, всевозможных услуг и свобод достигло предела — есть решение — кризис. Страны НАТО, практически вся Европа, СССР и ВД — руины (имеется в виду, их индустриальная мощь), количество трупов превышает сумму жертв мировых войн — кризис. Лето кончилось, зима ещё не наступила, зябко, идут дожди, по утрам заморозки. Что изменилось? Холода на 2 недели раньше пришли, климат, говорят, меняется. И что? Весна отменяется?
Нет, надо просто достать валенки, ватники и занести в сени дрова. Мы же не негры, нам не надо доказывать, что мы равные с белыми людьми. Даже если белые люди так не считают — мы не белые, мы не чёрные, мы русские. Нам не нужна дифференциация общества по цвету штанов.
Когда мы все это осознаем, не будет ни кризисов системных, ни систем. Имхо.
Татьяна В.
21 декабря 2020, 11:22
+10
Дмитрий, точно, надо жить не отвлекаясь на глупости, делать свое дело, и кризис пройдет незамеченным, просто жить и работать. Надеюсь, что правильно Вас поняла:)
Светлана Азанова
21 декабря 2020, 11:55
+9
Татьяна, я с вами абсолютно согласна. Есть труд, любой, он должен быть в почёте. И если заглядывать за забор а соседям, то исключительно с практической точки зрения. И все!
Дмитрий Ветров
21 декабря 2020, 21:07
+4
Абсолютно правильно. Добавлю, надо перестать постоянно оглядываться в стиле Кролика «Что скажет герцогиня?!». Надо жить своей головой.
Бамбр Свирепый
21 декабря 2020, 09:52
#
+10
Да ушшь! Анализ глубокий, с первого разу и не усвоить. Теперь до меня доходить стало для чего человеки появились на планете Земля. Это не просто, поели-поспали, потом наоборот, это чтобы они(человеки) делом были заняты между поели и поспали. А там этих дел хватит на всех и на долго. Так что чем больше человеков при деле, тем лучше для них самих🤣. Спасибо за статью.
Максим М
21 декабря 2020, 09:23
#
+13
К сожалению изображение бурной деятельности, следование руководящим указаниям сегодня ценится много больше реального профессионализма. Оценивается не результат работы, оценивается как сотрудник изображает «трудности и лишения» на пути его достижения.
Кризис не только управления, кризис исполнения тоже очень серьезный. Одно порождает другое, а петля загнивания наброшенная на возможность развития все туже и туже затягивается.
Артур Ч
21 декабря 2020, 07:52
#
+15
Если бы не заголовок и, может быть пару моментов, вполне себе о нас написано… Законодатели, пустые совещания, тренинги, горе-руководители, что положено Юпитеру, и т.д. Нет? Извините, не в тот комитет зашел…
Кхм, кхм… Ну мы на одной планете живём)
Но всё-таки, я бы не сказал, что в России «системный кризис». Проблемы есть, никто не собирается зарывать голову в песок. Но, всё-таки не настолько всеохватывающие.
ИМХО, конечно.
Спасибо
Артур Ч
21 декабря 2020, 08:13
+4
А где Вы прочитали, что я написал о системном кризисе в России? Я просто думаю, что системный кризис глубже, чем написано. Извините, если что.
Конечно глубже. Но полноценное описание явно выходит за рамки одной статьи популярного ресурса. Здесь едва ли не каждая вторая статья про это.Я просто, как и сказал в начале, коснулся того, что ещё не было охвачено и попытался подвести всё под «зонтик» «системного кризиса». Вполне допускаю, что не всё получилось так, как хотелось.
Спасибо,
Галина
21 декабря 2020, 10:37
+4
Владимир, моё мнение, что «системный кризис» так называемый, у нас случился естественным путем 100 лет назад. Когда на каждого начальника нацмена был зам русский, с десяток женщин и простых трудяг, и идеей возможности быть руководителем и иметь пост в управлении государством. Секс меньшинство, если и были, преследовались.
Была мораль «строителя».
Мораль «верхушки», как Вы пишите, она всегда присутствует.
Эпоха Перемен
21 декабря 2020, 14:32
+3
Точно, Галина! В советские времена тоже была разнарядка со списком в органах власти. СССР развалился, много неграмотных функционеров во власти было. Тем же закончит Запад со своими разнарядками на цвета и сообщества.Надо подбирать руководство согласно их профессиональным качествам, а не хватать того, кто положен по лимиту.
Галина
21 декабря 2020, 14:45
+2
😉👌Издали «полюбуемся» 😂
У меня такое впечатление складывается, что запад давно скучает по нашим учёным, программистам и новым разработкам… Нет?
Бессонов Виктор
21 декабря 2020, 06:26
#
+11
Браво! Какой точный анализ! Вот эту модель общества они навязывают нам, по крайней мере в бизнесе уж точно приняли… И эти «эффективные менеджеры»рвутся во власть( конкурс лидеры России).
Спасибо,
Артур Ч
21 декабря 2020, 08:07
+13
А мне кажется, конкурс «Лидеры России» — это то, что нужно нам сегодня. Или я наивен… И «Сириус». И чтоб филиалы по всей стране, талантливых много, в одном месте не собрать. А лучших из филиалов отправлять в головной. И по окончании создавать все условия, чтобы не уезжали. Они — наше будущее!
Светлана Азанова
21 декабря 2020, 10:19
+7
Виктор, с «Лидерами России»не совсем так. Это своего рода конкурс на лучшую организацию работы во всех сферах. И далеко не факт, что все они станут лидерами. А вопросы управления, организации ведения предприятий, все расчеты и подсчёты они обосновывают. Возможно кто-то и предоставит достаточно хорошую работу.
Бессонов Виктор
21 декабря 2020, 11:41
+4
В конкурсе участвует много топ-менеджеров, какие они " эффективные " знаю не понаслышке, обосновать можно, что угодно, даже геноцид.Автор пенсионной реформы Орешкин тоже из «лидеров».Лидер должен пройти все ступени, снизу до верха, тогда он что-то значит, причём в своей сфере.А так они говорят с подчинёнными на разных языках.
Светлана Азанова
21 декабря 2020, 11:59
+5
Виктор, так и должен быть отсев. Есть ведь очень много способных, но их затирают. И много прошедших с низу до верху тупиц. С каждым повышением ростут в собственных глазах.
Станислав
21 декабря 2020, 12:22
+7
Был я участником Лидеров России, четырех балов не добрал на первом этапе, так скажу, было сложно. Мое мнение надо быть прилично образованным человеком при чем разносторонне, либо задействовать дополнительные временные и людские ресурсы для того что бы пройти хотя бы первый этап. Что там дальше не подскажу. Пытался пройти в отпуске причем не в РФ, ни кто не помогал от слова совсем, если было бы все в рабочее время однозначно было бы еще хуже. Отбор был очень серьезный.
Народ у нас хитрый… Была у меня знакомая которая в темные времена прошла по соровской программе на обучение в Америке, правда работу ее делала вся кафедра университета где ее мама руководила, так и зацепилась за их мир. Живет не тужит. Так что про эффективных топ менеджеров не исключено.