Загрузка

А давайте поговорим о природе человеческой ч 2.

Ну что же. Давайте продолжим наши изыскания. В качестве вступления к этой части я хотел бы оттолкнуться от предположения, почему же смерть Гафта вызвала такую злобу у (и здесь я позаимствую мысль у моей коллеги Васии из её статьи об альтернативной реальности; мы всё равно живём с этими людьми в разных реальностях, почему бы не закрепить это на уровне терминологии и не начать называть их «альтернативными», ведь здесь ничего обидного нет?), итак, такую злобу у «альтернативных».

Нет, это не то, что они говорят, хотя, кроме вульгарного цитирования начала дружеской эпиграммы про Ахеджакову, они ничего внятного не говорят.

Это не зависть мелкого существа, которое вряд ли доросло то осознания той разницы, которая останется после того, как будет закрыта их последняя страница, и того, что уже оставил Гафт. Не знаю, способны ли они мыслить в категориях «а что останется после нас, что мы оставим после себя, какой след, какие мысли, строчки, дела… что?». Ну, кроме, конечно, могильного камня с двумя цифрами и тире между ними.

Тире. Прочерк. Пустота. Вот, что останется. И это — страшно, вне зависимости от того, осознаётся это или нет. Пустая поверхность, две цифры и прочерк. И всё. Жизнь, даденная только раз и прожитая зря. Для ненависти, для злобы, для удовольствия… Это должно быть невыносимо страшно, особенно, когда уже время подходит.

И — Гафт.

Я даже не буду сравнивать. Тут и так всё понятно. Если бы я сел перечислять, что осталось после Гафта, то это был бы длинный список. Но как в этот список внести интонацию, выражение лица, взгляд… на вас. В вас? Вы можете? Я не берусь.

Я хочу привести только одну фотографию. Вы сразу же узнаете, откуда она. Вот:

И его слова из этого фильма (по памяти):
Я свои награды в сражениях получил.
Здесь важна каждая деталь, каждое слово, каждый штрих. И эти слова, и то, как он это сказал, вот на мой взгляд то, что не могут простить ему «альтернативные».

Я вспоминаю, как определённая часть рунета травила Евтушенко, когда он умер. Можно много говорить об Евтушенко как о поэте и личности. Не будем о личности — это между ним и его Создателем. Не будем о поэте — вспомним лишь: «Автобиография поэта – его стихи». Я только хочу привести здесь вот это:

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Не думаю, что те, кто травил уже умершего Евтушенко, оставят после себя хоть что-то, отдалённо приближающееся к этому.

Потому что те, кто может написать что-то подобное, не будут участвовать в травле. Потому что они находятся в других сферах. И, подойдя к этой мысли, мы завершим несколько затянувшееся вступление и вспомним то, чем закончилась первая часть. Мы остановились на том, как (правильно сформулировала читательница Юлия Эпельфельд) ученик предал своего учителя. Попробуем попытаться понять, почему?

Почему люди предают, какие мотивы ими могут двигать? Деньги, слава, почести? Месть? Просто желание удобства и комфорта?

Отметём версию 30 сребреников — вряд ли эта женщина получила материальные блага за это.

Слава? Ну да, она побыла несколько дней на страницах газет, всё-таки речь идёт о нобелевском лауреате.

Почести? Да, она снискала некий статус в среде феминисток. Но это всё же было далеко от ванштейновских тёток. Правда, она стояла у истоков. Начинать всегда труднее.

На мой взгляд, если взять счёты и посчитать балансы, то вряд ли то, что она получила, превышало потери от ссоры со своим многолетним наставником. Правда, он уже был стар. И она могла начать думать о будущем. Ведь, согласимся, ванштейновские тётки сначала получили “полный пакет” по своему “контракту”, и только потом, исчерпав его потенциал, объявили этот “контракт” недействительным. Так что…

Но Бог с ними, с этими тётками. В конце концов, это — проблема Ванштейна, а не наша. Нас интересует более общие вопросы: почему люди предают, мучают, душевно и физически, почему стараются сделать больнее другому, ближнему? Осознанно, неосознанно, уже по привычке?

Вот кого-то толкнули в очереди. И правильно, чего спит? Все торопятся — там дети, надо быстрее, а тут этот… Задумался. Дома будешь думать.

А может быть он не здесь сейчас.

Не в очереди в магазине.

Может быть, он всё ещё на похоронах сына, погибшего в горячей точке, и в ушах его всё ещё стоит, не смолкая, залп салюта последних воинских почестей…

А мы ему в спину… локтем. Да прошипеть что-нибудь пообиднее.

Чего спишь? Нашёл место.

А у него дома — кричащая пустота и невыносимость одиночества. И он не может, просто не может туда вернуться.

Что там за чайник тормозит на светофоре? Зелёный уже, давай… Ну кто так перестраивается?.. И подрезать, и посигналить, и в окно что-нибудь доброе…

А может, в это самое время кто-то обкладывает вашу дочь, только что севшую за руль, вашу жену, которую вы так любите, вашего престарелого отца, которому ведь тоже надо ехать. Ведь дороги общие, они не только для вас… Кто-то ездит так же, как вы, кто-то хуже. А кто-то… лучше. Вы понимаете, про что я. Люди разные.

Вон там какой-то человек, ну очень вам неприятный. Как бы это ему донести… Не просто донести… побольнее, так, чтобы долго болела, тянула в душе незаслуженная обида, и чтобы слёзы на глазах.

— Как я его! Это я удачно сказал! Будет помнить.

Будет.

Видела вчера Пушкина. Боже, какой урод!
Это из дневника одной светской красавицы.

Сейчас, мы, наверное, знаем об этой красавице только из-за этой строчки в её дневнике.

Да и красота земная быстро проходит. А слова остаются. Мелкие, вздорные, обидные. Чтобы дольше помнили. Мелкие слова, неправедные поступки…

Лучше всего это, конечно, получается с ближним, с тем, кого так хорошо знаем, кто беззащитен, открыт, кто доверился нам полностью когда-то.

Вот тут-то все болевые точки на поверхности.

Прямо туда! Ещё! Давай! С выдохом!

Почему?

Что заставляет нас?

Зависть?

Злоба?

Что?

Мне могут сказать: “Да что тут непонятного? В человеке два начала. То, которое идёт “сверху”, и другое, с противоположного направления. Невозможно всё время держать себя в верхних сферах; чуть расслабился, и вот уже зажглись кровавым блеском глаза змия “оттуда”, и чем дальше, и чем больше багрянца кровавых оттенков, тем труднее назад”.

Мне скажут: “Очень трудно держать себя в “верхних” сферах. Гораздо проще дать событиям контролировать и управлять своей жизнью”.

И я соглашусь. Людям, которым случалось в горах попасть во внезапный циклон, и потом, в снегопад идти по снежной целине, должно быть знакомо это чувство. Сил больше нет. Уже нет. Всё. Уже ничего не осталось. Единственное, что тебе нужно, это остановиться. Сесть прямо в этот снег. А ещё лучше — лечь на спину и закрыть глаза. Ненадолго. На минуту, на две. Потом встанем и пойдём дальше… Потом…

Но люди, которым случалось в снегопад в горах идти по снежной целине, знают, что если позволить себе эти мысли, эту слабость, если остановиться, чтобы отдохнуть… То потом уже не встать. Надо идти. Если хочешь пройти этот путь, то надо идти. Самому.

У нас всегда есть два пути. Один из них — лёгкий, там, где можно расслабиться и отдохнуть. И есть ещё один. Тот, который ты выбираешь, если нужно дойти.

Чтоб честно жизнь прожить,
День каждый, как последним,
А чтобы подлецом,
Достаточно лишь раз.

Лишь раз чтоб изменить,
Соврать: там, где удобно,
Обидеть ли кого,
Смеясь над ним в лицо…

Лишь раз чтоб преступить
Черту, забывши гордо.
И всё уже не то.
И нет уже: “потом”.

(Владимир Свердлов. “Так быть или не быть”)
У каждого свой выбор. Но почему же нам в любом случае так важно оставаться хорошими перед самим собой? Почему нам так нужно оправдание: мы сделали так, потому что мы не могли по-другому. Так нужно было сделать. Мы были правы.

И в зеркало посмотреть: не ушла ли ещё земная красота, нет? Ещё есть время?

В комментариях к одной из моих статей прозвучала фраза: “У каждого своя правда”.

Да. У генерала Власова и генерала Карбышева была у каждого своя правда.

Но только одному из них, как мне кажется нужно было объяснять себе, почему он так поступил.

Мы обманываем, мы изменяем. Мы предаём ближнего.

Нам обязательно нужны оправдания. Обязательно. Мы очень подробно выстраиваем для своих друзей, знакомых, для самих себя цепочки — почему мы так должны были сделать. По многу раз, чтобы запомнить, чтобы не ошибиться при пересказе.

Почему?

Ведь если дело только в двух началах, то “там” никто не спросит. “Там” всё это и так знают.

Значит — для себя?

Значит, мы в душе знаем, что делаем нечестно, плохо, низко.

Зачем тогда делаем?

Не можем не делать? Уже увязли? Опутаны кольцами змеиными? Не выбраться уже?

Но не только оправдание нам нужно.

Нам нужно, чтобы наша жертва была ниже нас, грязнее, хуже. И тогда мы говорим: “Вот видите”…

Вы думаете, почему наши “партнёры” так стараются оболгать нас?

Все эти отравления, вмешательства, выборы…

Им нужно, чтобы мы потеряли привлекательность, человечность — как нация, как народ, как люди.

Тогда они могут спокойно сделать следующий шаг… И оправдать себя после этого. “Ну вы же знаете, какой он был”.

Ведь именно так оправдывали Ирак.

Да, оружия не нашли, но Саддам был такой неприятный человек, мы должны были это сделать.

Уровень разный.

Природа предательства и обмана — одна.

Давайте вспомним нашу императрицу. Екатерина Великая.

Она действительно великая. Не будем перечислять почему, и не будем никак оспаривать её наследие.

Вспомним только один момент.

Она пришла к власти в результате заговора, в ходе которого был убит её муж, император Петр III.

Что мы знаем о Петре III?

Дегенерат, ничтожество, идиот… ну и так далее. Вплоть до его амурных описаний.

А теперь вопрос:

От кого мы это знаем? Из каких источников?

Так ведь из воспоминаний Екатерины!

Кого? Человека, который был прямым выгодополучателем убийства своего мужа?

И тут автор полез смотреть, что же за своё короткое царствование успел сделать Петр III?

И оказалось — много.

Нам нужно оправдание, нам нужно низвести свою жертву, сбросить её с пьедестала, перед которым мы, вполне может быть ещё совсем недавно, ей так горячо и так искренне поклонялись.

А теперь подумайте, откуда все эти фильмы, книги и сериалы, которые мажут чёрным — явно или неявно советское наследие и советскую историю.

Почему “креаклы” так ее ненавидят?

Никаких мыслей?

Для того, чтобы предать, нужно знать, что ты предаёшь чудовище. А чтобы получилось чудовище, надо оболгать. И чем чудовищнее оболгать, тем легче предать.

Поэтому и пляски на могиле.

Поэтому — и обманы.

Потому что тогда — можно.

И это — везде так. И на уровне государств, и на уровне наций, и на уровне групп людей, и отдельных людей.

У кого хватит сил или мужества сказать, что я обманул и предал своего товарища, друга, любимого человека, того, кто меня любил и так мне верил, потому что я — предатель по сути своей?

У кого?

Гораздо легче тщательно насобирать ворох всего того, почему ты должен был это сделать. Любой. Пусть будет вздор на вздоре. Неважно. Чтобы ты мог сказать, что ты должен был это сделать. Ну, а раз должен был, то и сделал. Всё нормально.

И объяснять всем. И, в первую очередь, себе.

Пусть будет вздорно, пусть будет откровенно облыжно.

Неважно. Надо хоть что-то придумать.

Чтобы спать по ночам спокойно.

Иначе так и будет выходить из темноты она, держа в руках ту фотографию, с таким же лицом и так же плача, как и тогда

Иначе так и будет приходить в сны, среди ночи он, со своими упрёками и жалобами на боль во вдребезги разбитой на острых камнях душе…

Иначе так и будет являться та жертва из пыточной камеры, из которой вы выбивали нужные признания.

Ночь — это страшное время. А нам надо спать спокойно. Потому что мы — хорошие. Потому что мы всегда правы. И сделали всё правильно. Потому что мы должны были так сделать.

Поэтому и расследования по войне в Ираке ни к чему не привели.

И по нидерландскому Боингу ничего не получится.

И жертв мы мучаем.

И заключённых пытаем.

И с пленными расправляемся так, что кровь в жилах стынет.

А так-то мы добрые и хорошие. И все, кто нас видит, знают нас только с белой и пушистой стороны.

Коллеги на работе.

Друзья.

Семья. И в церковь ходим по выходным. И пожертвовать можем копеечку.

Это — когда мы в “верхних” сферах.

Но иногда зажигаются красным глаза “того”, “оттуда”.

И тогда… в тиши ночи… но только чтобы никто не знал… или в захваченном посёлке… но только чтобы с закрытыми лицами.

Тогда, когда выходит наружу “зверь”. Когда — всё.

И тогда действительно всё. И для того пленного паренька, и для босого старика под прикладами, и для той девушки.

С девушкой, кстати, даже интереснее.

А дома ждут нежные невесты и жёны. И дети. И для них — другие сферы.

В нас — два начала, две половины.

И какое победит, зависит только от нас.

Уйти в сторону, промолчать, дать им самим разобраться между собой, конечно, легче.

Только эта дорога не ведёт к храму.

Только потом с этим жить. И, просыпаясь по ночам, повторять заученные объяснения и жалкие вздорные оправдания — почему ты должен был это сделать.

И вскармливать зверя. Мы сами выбираем своего зверя, как в индейской притче. Сами.

А часы в полночь, и список дел твоих — это будет потом.

Спасибо.

Мы узнаём, кто с нами были
В простой момент. В короткий час;
Спасли ли нас, иль погубили,
Не сомневаясь как-то раз.

Когда ты ждал, открыв забрало,
А получил под спину нож.
Когда ты думал: это мало,
Но расплатиться не пришлось.

Мы узнаём, кто с нами были
С последним хрипом: «И ты, Брут!»
Кому-то верили, любили,
А оказалось: не придут.

А оказалось: им не нужно,
А оказалось: всё обман,
Мы узнаём, с кем жили дружно,
Когда рассеется туман.

Когда красивая причёска
С когда-то преданным лицом,
И вдруг окажется, что жёстко.
Из-за угла. В ночи. Свинцом.

И ничего уже не сделать,
И по-другому уж не быть.
Мы узнаём, кому нам верить,
Когда судьбу уж не сменить.

Когда ничто не поменяешь,
Когда обрушен небосвод,
И бесконечно повторяешь:
«За что?», зажав рукою рот.

Мы узнаём, кто с нами были,
Когда остались мы одни.
И те, кого всегда любили,
Пропали в сумрачной дали,

И смотрят, гордые деяньем,
Холёный искривляя рот…
Мы узнаём под истязаньем,
Кого судьба нам вдруг пошлёт.

(Владимир Свердлов. “Мы узнаём, кто с нами были”; авторское чтение на Дзен канале можно послушать и посмотреть по этой ссылке)
________
Примечание: Народ, я повторяю предложение из первой части. У нас уже есть несколько замечательных историй. Давайте ещё парочку, для статьи! Ну наверняка у каждого есть что на эту тему вспомнить. Не стесняемся. Тут не смеются. Вон автор себя вытряхивает… Вы даже не представляете, как…
Владимир, ищущий смыслов
Владимир, ищущий смыслов Ведь "верить" - не тождественно "познать",
А "знать" - лишь означает "сомневаться"
+45

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Народ, спасибо всем за комментарии и обсуждение!
И, как всегда, за стихи!
Владимир Харин
17 декабря 2020, 02:25
#
+3
Спасибо, Автор!
Галина
16 декабря 2020, 17:57
#
+10
И выбор, вроде, предрешён,
Поставив в жизни всё на кон,
Стыдишься слабости своей, не боле…

И результат вознаграждён,
Но, мысль упорно гонит сон — про совесть…
Как могла она быть в доле?..
#
+4
Был у меня знакомый батюшка, он то же самое говорил. Практически слово в слово. Но вместо стихов приводил цитаты из Писания. Многие приходят к подобным выводам, но, к сожалению, не все… Но Добро же всё равно должно победить? А я помогаю ему? А что каждый из нас для этого делает?..
Как обычно, вопросов много, а что делать, никто не знает…
евгений
16 декабря 2020, 14:17
#
+2
«Отметём версию 30 сребреников — вряд ли эта женщина получила материальные блага за это.»Отметать никак нельзя, 30 сребреников это уже итог.Предательство, ложь, ненависть не приходят сразу, мы в себе их взращиваем, ублажаем, оправдываем.Ведь 30 сребреников не обязательно это монеты, предать и спрятать свою совесть это те же сребреники.Иногда оправдывают Иуду, мол «работа у него была такая», но Петр тоже предал, но он раскаялся и был прощен
Сергей Ю
16 декабря 2020, 09:02
#
+5
Прошу прощения за дизлайк. Не попал в нужную точку. На 100 процентов согласен с автором. Каждый сам выбирает свой путь и несёт ответственность за этот выбор.
Павел эФ.
16 декабря 2020, 08:32
#
+6
По моим жизненным наблюдениям, большинство людей, совершающих невынужденные бытовые, коммерческие или даже политические предательства, никакой рефлексии по этому поводу не имеют. Они изначально уверены в своем превосходстве и действуют по святому праву сильного(правого), поэтому никакого предательства и нет. Это право заложено в людях на бессознательном уровне, а в некоторых протестантских течениях (пуритане, например) так прямо говорится, что если ты силен и богат, то тебя любит бог. Переносить свои переживания по поводу предательства на самих предателей не имеет смысла, они их не испытывают. Так, для собственного утешения разве.
При вынужденном предательстве — тут конечно сложнее.
Согласен. Мы оцениваем других по своим представлениям и по своим меркам. У других они свои. Поэтому может не быть переживаний, моральных терзаний и рефлексии, но это не означает, что не может быть осознания того, что было сделано. С последующей переоценкой. А что уж там дальше будет, это никто не знает.
Но Вы правильно заметили. Люди, которые способны на такое, скорее всего над такими глупостями не задумываются… Вначале.
Или, наоборот, тщательно просчитывают все плюсы и минусы.
В любом случае, это не означает, что «расплата» (в любой форме не придёт). И вот в это я верю.
Спасибо за комментарий.
Павел эФ.
16 декабря 2020, 09:57
+3
расплата приходит, это верно.
Станислав
16 декабря 2020, 07:05
#
+10
Спасибо автору, красивый переход от личного к обществу, хорошо написано. В последнее время все больше и больше о том что настоящая борьба идет за души все же… все остальное лишь отвлекающая мишура.
Бессонов Виктор
16 декабря 2020, 06:42
#
+8
Как точно сказано, выбор за человеком, у каждого есть голос Бога — это совесть.Прежде чем предать Родину, женщину, мать, семью, друга, каждый предатель ищет оправдания.Ненависть убивает душу человека, делает его хуже зверя.Самое страшное это передаётся по наследству.Яблочко от яблони недалеко падает -как точно подмечено сущность… Чтобы победить в себе не только свои грехи, которые он «честно заработал», но которые ему подарили предки.Поэтому и нации такие разные.Душу может исправить только Создатель по свободной воле самого человека.
Эпоха Перемен
16 декабря 2020, 05:43
#
+12
Какие мотивы двигают людей к предательству? Это выгода для себя, страх, обида и месть. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Не люблю это выражение. Занять чужое место, получить плотское удовольствие. Страх за жизнь, за место под солнцем, потеря каких-то преференций. Обида. Мне сделали больно-я сделаю ещё больнее. И месть за обиду. Прощайте и прощены будете. Этим словам 2000 лет. Человек грешит и оправдывает себя. Как сказал герой Валентина Гафта в фильме «Гараж» :«Вовремя предать- это не предать, это предвидеть!» Мы смеёмся над этим выражением, а для кого-то это стиль жизни.
Нина  Мацнева
16 декабря 2020, 19:59
+3
Это Гафт Талейрана процитировал. Был такой министр Франции при всех режимах: Бурбонах Робеспьере, Наполеоне и опять при Королях.
Бамбр Свирепый
16 декабря 2020, 03:48
#
+6
Глубоко! Пришлось на 2 раза читать, много мыслей и понятий.
Нина  Мацнева
16 декабря 2020, 02:12
#
+16
Если речь об альтернативных, то наверно так и есть, что ищут себе оправдания и придумывают негатив для жертвы, чтобы спать спокойно. Но ведь есть и другая часть, когда человек вовсе не спит и мучается совестью и не может простить себе, что кого-то обидел даже не со зла, ненароком, просто сорвалось. И просит прощения, чтобы успокоиться и, наконец, уснуть.
Мне кажется, что человек не знает себя полностью. Навряд ли Зоя К. предполагала, что выдержит пытки. А ген. Власов мог подумать о себе, что предаст. Мы можем предусмотреть свои поступки в жизненной ситуации. Но в экстремальном случае каждый ли знает, как он поступит? Скажете, что конечно знаете, что никогда, ни за что, ни в жизнь? А вот и не знаете… пока не наступит этот экстрим.
Спасибо, Нина,
Автор ни в коем случае не занимается морализаторством. И тем более не собирается вставать в позу и говорить «да вот я бы....»
Как Вы правильно заметили, никто не может сказать, как он/она бы поступили в тот или иной момент.
Автор просто пытается понять какие-то вещи. Не обязательно это понимание правильное. Кому-то может показаться, что оно неприемлемое. Но, как piligrim процитировал в комментарии ниже, «каждый выбирает для себя...»
Спасибо,
Нина  Мацнева
16 декабря 2020, 20:04
+3
Владимир,
Я не оппонирую вам и согласна с тем, что Вы написали. Просто высказала свои мысли в дополнение к выше сказанному.
pilligrim
15 декабря 2020, 23:37
#
+20
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя…
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Юрий Левитанский

Татьяна В.
16 декабря 2020, 00:17
+2
Хорошее стихотворение было бы для меня, если бы не одна строка, где женщина всего лишь объект выбора, а не выбирающий субьект, наверное потому что я женщина
колыван
16 декабря 2020, 01:17
+13
Татьяна, не надо искать скрытый смысл там, где его нет. Если бы текст писала женщина то объектом выбора был бы мужчина. А в жизни выбор для общения обоюдный.
Татьяна В.
16 декабря 2020, 08:54
+1
А я и не искала скрытый смысл, его там и нет, Вы правы. Мне нравится это стихотворения, но одна строка мешает его целостному восприятию, о чем я и написала. Это мое женское восприятие и мое мнение, без претензий на обобщение:)
Спасибо!
Оксана Борисовна
15 декабря 2020, 23:08
#
+14
Как вы всё верно написали. Спасибо.
При всех слабостях человека, он обладает огромной властью, которой нет ни у бога, ни у дьявола — правом выбора.
Спасибо, Оксана Борисовна!
Артур Ч
16 декабря 2020, 08:40
+10
А вот здесь и начинается его проблема, Оксана Борисовна! Нет выбора — нет проблем! Не было бы выбора, не нужно было бы придумывать оправдания. А тут такой соблазн… И что делать с этим? «Каждый выбирает для себя». И тут огромная власть становится проклятьем. И выбор делается один раз, потом не переделать. А судить будут по тому выбору, который ты сделал. «А судьи кто?» Мы судим по своим законам, «альтернативные» — по своим. Автор глубоко затронул тему. А теперь мы будем искать оправданья своему ответу, а те — своему. Вот так и устроена человеческая природа… Вкратце.