Загрузка

Ваши ставки, господа!

Ну что, други мои, расскажу-ка я вам историю.

Сидел как-то я зимой на даче без электричества. Его на несколько дней вырубили в качестве предосторожности, чтобы аварии не было.

Электричества нет, света нет, горячей воды нет, обогрева нет. Связи нет. В холодильнике ничего нет. Правда, в холодильнике у меня никогда ничего нет.

— Так, всё расходимся. Похоже, настало время о… фигительных историй.

Хорошо. Остальные рассаживаемся поближе к печке. Холодно, как у… ну, то есть, не -20 внутри, конечно, но и не Сочи летом точно. А вот что у меня есть, так это дрова. Их я всё лето колол и складывал в поленницу.

Итак, сидел я у печки в упаковке «Матрёшка «северное сияние», зимняя версия», и, от нечего делать, рисовал на бумажках всякие графики. Мне, видите ли, стало интересно, как руководитель компании принимал решение. А всякие модельки строить (в смысле, моделирование ситуации), я любил ещё в давно ушедшие студенческие годы.

И чтобы вы прониклись экзотикой, графики, что я рисовал, я буду показывать именно нарисованные от руки, а не построенные на компьютере. Так интереснее.

Допустим, вы – руководитель крупного предприятия. И приходит к вам главный инженер и говорит:

— Тут такая фигня намечается. «Никогда такого не было и вот опять». Короче, у нас в главном котле температура поднимается на 10 процентов в месяц. По расчетам, через 3 — 4 месяца дойдёт до критической, и тогда может быть авария катастрофических последствий.

Перспектива очень невесёлая. В этот момент ты начинаешь жалеть, что когда-то сел в это кресло.

Что делает руководитель, когда не знает, что делать?

А согласимся, что, когда «никогда такого не было», трудно ожидать, что он знает.

Собирает совещание.

Сейчас это ещё можно назвать «мозговой штурм».

И вот, сидят за столом всякие инженеры, технологи, маркетологи, пиарщики и так далее и думают.

— Так есть же встроенный предохранительный клапан. Он по ГОСТУ обязан сработать в случае критической ситуации. И тогда температура должна вернуться к норме.

— Таких испытаний никто никогда не проводил, и мы не знаем, сработает ли он, как должен или нет. К тому же котел старый, трубки изношены, фундамент треснут… В общем гарантий нет никаких. Может сработает, а может — нет. Вероятность 50%. Как динозавра встретить на улице.

То есть может оказаться, что температура пройдёт точку с предохранительным клапаном и спокойно пойдёт дальше, как будто его и не было?

— Да. И никто не знает и не может предсказать, как это будет. Одни говорят одно, другие – другое.

Кому верить? Все – специалисты. Признанные и уважаемые. Лучшие в своей области.

Непонятно.

А решение – на вас.

И время идёт.

— А заменить клапан?
— Думали уже над этим. Связались с несколькими поставщиками. Все говорят, что от полугода до года. И тоже гарантий не дают. Может смогут сделать, а может – нет.

И тут слово берёт специалист по связям с общественностью.

— Если котел рванёт, нас всех, и вас в первую очередь (обращаясь к вам, как к руководителю), пресса и инвесторы просто вынесут. Просто. И это – наиболее мягкое слово, которое я смог подобрать.

Вы и сами это знаете. Более того, в данный момент вас это не волнует. Вас волнует – рванёт или нет. Потому что вы взяли ответственность, согласившись сесть в это кресло. И груз её – на ваших плечах. И этот груз вы не разделите ни с кем из сидящих здесь в этот момент на совещании. Это – ваш груз.

И вы принимаете решение.

— Замедлить подачу топлива. Довести до минимума с тем расчётом, чтобы температура продержалась до того момента, когда не будет готов клапан.

Специалист по связям с инвесторами:

— Вас инвесторы сожрут за то, что выпуск продукции замедлится или остановится.
— Знаю. Выполнять.

Прошло пара месяцев.

— Тут такое дело. Температура у нас в рамках. С этой точки зрения мы можем ждать достаточное время. Но у нас постепенно поднимается внутреннее давление.
— Как поднимается?
— Достаточно сильно. Может рвануть.
— Когда будет клапан?
— Ещё несколько месяцев.
— А критическая точка?
— Если клапан будет готов, то по ситуации на сегодня, до критической точки дойти не успеем. Но это только если клапан будет готов.
— Что говорят производители клапана?
— Они говорят, что пока всё идёт без особых сбоев, но природа производства такова, что не гарантирован ни один шаг. Пока без сбоев.
— Открывайте подачу топлива.

Специалист по пиару:

— Если клапан не будет готов до критической точки, вас сожрут. И это — самое мягкое слово, что я могу подобрать здесь.
-Я знаю. Ответственность на мне. Выполнять.

А теперь замените слова «котёл», «температура», «клапан», «критическая точка» на «ковид», «эпидемия», «иммунитет популяции», «вакцина».

И уровень ответственности другой.

И на ваших плечах.

А теперь представьте.

Появляется какая-то зараза. Неожиданно, быстро. Распространяется быстро. Заражает легко. Течение болезни сильно варьирует. Тяжесть — тоже.

Вы мне скажете — были же и свиной грипп, и птичий. И ничего. Обошлось без всех этих самоизоляций.

Да. Согласен. Но есть один нюанс.

Вспомните, как все СМИ давали информацию. Графики новых случаев, закрашенные красным карты распространения обновлялись чуть ли не в реальном масштабе времени.

Уровень истерии больше 100 по 100-градусной шкале.

Из графиков ничего не понять, но выглядят устрашающе.

И, самое главное, реальной и взвешенной информации нет.

Вы мне скажете, как это нет? Уровень смертности чуть выше, чем у обычного гриппа.

А я скажу, что и до сих пор данных нет. Надо ждать, когда медстатистику реально обработают и проанализируют. Тогда можно будет делать выводы. А пока, глядя в ретроспективу, по одному дню смертность такая же, а уже по следующему — в три раза выше. И как быть? Брать среднюю?

Итак, представьте:

Ситуация непонятная. Давление СМИ потрясающее. А мы знаем, что это такое. Помните все эти случаи с недавними бедствиями и пожарами? И вот, уже сообщения о переполненных моргах, рефрижераторах в аэропортах, экскаваторах, роющих ямы…

Что делать?

Одни эксперты говорят одно. И это очень уважаемые профессионалы.

Другие — другое. И они тоже очень уважаемые профессионалы.

Информации нет, данных нет, прецедентов нет.

Вам нужно принять решение.

На одну чашу весов вы бросаете неудобства, экономические потери, нарушение привычного уклада жизни, растущее недовольство населения.

На другую — жизни неизвестного количества тысяч людей в случае принятия вами решения, что мы идём по пути вырабатывания популяционного иммунитета.

Ну а те, кто на этом пути погиб, ради достижения этого самого иммунитета, их, конечно, жалко, но они “не вписались в рынок”. Помните эту чудовищную фразу времён перестройки?

Все эти старики в обносках, роющиеся на помойках в поисках выброшенного куска хлеба, дети на улицах и в подвалах, “ночная бабочка, но кто же виноват”… они просто “не вписались в рынок”, как цинично и мерзко ответил на этот вопрос тогдашний пухленький розовощёкий премьер…

Возвращающиеся из-за границ креаклы, демонстративно отправляющиеся на следующий день гулять по центральным площадям без масок — это для облегчения “вписывания в рынок”.

И не вздумайте посягать на их свободу!

Встать на колени и попросить у односельчан прощения… Нет, это не для них. Не для этих просвещённых и свободных личностей. Это для этих… как его… а, вот. Народ. Да.

Итак, на вас — решение.

Вы знаете, что какой путь вы ни выберете, в любом случае вы будете биты всеми СМИ, потому что простого и понятного решения нет. Его нет, потому что информации нет. Она появится потом.

Итак, неудобства, экономические потери, недовольство населения;

И

Жизни тысяч людей.

Ваши ставки, господа!
Владимир, ищущий смыслов
Владимир, ищущий смыслов Ведь "верить" - не тождественно "познать",
А "знать" - лишь означает "сомневаться"
+58

Поделиться:

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии

Александр
07 декабря 2020, 10:39
#
+1
От голода у нас уже лет 13 никто не умирает.
Л.И.С.
06 декабря 2020, 09:07
#
+2
Экономические потери тоже означают гибель тысячи людей, потому что голод никто не отменял, а «государство ничего вам не должно»…
Так что это не на разных чашах весов…
pilligrim
05 декабря 2020, 22:25
#
+4
К той упомянутой крылатой фразе «тогдашний пухленький розовощёкий премьер», сдаётся мне, вряд ли имеет отношение, ввиду того, что означенная фраза чётка, ясна, понятна и не имеет двоякого толкования, а упомянутый покойный премьер в принципе не умел изъясняться так, что бы до окружающих доходил смысл им сказанного. Вот сколько его помню, вроде бы и по-русски говорит, но о чём… хрен его знает. Видать, шибко грамотный был, земля ему стекловатой.
Нина  Мацнева
06 декабря 2020, 01:34
+2
Вы правы. Это фраза Чубайса. И все это помнят.
К сожалению, не выиграет ставка на разумность принимающего решение. Даже в Китае лишь воспользовались вполне обычным противоэпидемиологическим протоколом (успешно, молодцы), но это всего лишь показатель не глупости. В любой фантастике про эпидемии (только не думайте, что там всё высосано из пальца, тогда уж и джедаев не бывает), первым делом делают то, про что у нас «почему-то» забыли — мгновенный тест на определение носителя вируса. Миллиард за вакцину — не глупо, 10 миллиардов за мгновенный тест — вот это разумно, но, увы.
Чуть не забыл подколоть автора — у вас на даче холодильник проиграл телевизору в реале? )
Андрей
05 декабря 2020, 21:14
#
+6
Какие мы все умные, сидя на кухне и давая советы телевизору. Страна советов. Только никто не хочет отвечать за свои советы. А решения пусть принимает начальник. А мы его покритикуем вне зависимости от того, какое решение он примет
Владимир Харин
05 декабря 2020, 19:34
#
+13
М-да… вот они все прелести либерализма…

В «проклятом авторитарном Китае» сопли, закатив глаза к потолку, никто не жевал. Взяли и прихлопнули заразу в самом зародыше.
Два человека заразились? Закрыть город к чёртовой бабушке! И чтоб ни одна… не пролезла! Кто завизжал о свободе, того на это время в кутузку.
Сто тысяч три недели терпят неудобства, но миллиард спокойно живёт и работает.
Сто тысяч через три недели возвращаются к нормальной жизни. Спад экономики минимальный. Тысячи жизней спасены. Болезнь практически побеждена.
Запад вот уже скоро год, как весь в тех или иных ограничениях, которым конца не видно. Уровень заражения и смертность зашкаливает и видимо каждый сотый! помрёт (дай бог, чтобы каждый сотый), а падение ВВП больше похоже на обвал

Вы, ребята, как хотите, но китайский вариант мне больше нравится.
Спасибо, Владимир!
Я как раз этого касаюсь в следующей статье. Она немного про другое, так что не напрямую, но тем не менее.
Хорошего времени суток!
Владимир Харин
05 декабря 2020, 21:11
+4
И вам того же!
Владимир, а вы не задавались вопросом, почему ковид в «цивилизованном» мире, где народ, казалось бы… так скажем, культурный и медицина «на высоте», косит людей пачками, а в каком-нибудь Буркина-Фасо или в Камбодже он их «не демократически» обходит стороной?
Александр  Яврумов
06 декабря 2020, 13:19
+1
а в каком-нибудь Буркина-Фасо или в Камбодже он их «не демократически» обходит стороной?
Так там денег у них нет, зачем с ними связываться? Помните, как в сериале «Некст » сказали? «Копеечные проекты, юноша, никому не интересны — там украсть нечего ».
вероника
05 декабря 2020, 18:29
#
+8
да, увы, так всегда бывает: в сложной ситуации один берёт на себя бремя принятия решений, зачастую не зная, как всё повернётся
проходит время, и начинается ор: всё не так, по уму надо было по-другому… и тд
многие сильны «задним умом», но, как говорится: дорогА ложка к обеду
так что СПАСИБО тем, кто способен взвалить на себя тяжкое бремя вовремя принятых решений
Бамбр Свирепый
05 декабря 2020, 04:21
#
+6
Всё, вроде, правильно и относительно понятно, но «косьба» в основном идёт в рядах пенсионеров и хронических больных, так что «прореживание» будет высоким, жаль конечно, но никуда не деться от этого, да и на будущее человечество опыта наберётся.
Эпоха Перемен
05 декабря 2020, 12:34
+7
Да, жаль… Опыт ценой людей. А если ты любил, уважал, дружил с этим конкретным человеком? Коллективный иммунитет. Слабые уйдут. Жестоко. Страшная ответственность за принятие тех или иных решений. Это не просто«инвесторы будут недовольны». Это реальные люди, которые жили рядом с нами.
Бамбр Свирепый
05 декабря 2020, 13:59
0
Согласен с Вами! По всему миру прошлась эта зараза, бед ещё много натворит и людей погубит пока найдутся методики подавить её.
Николай Иванов
05 декабря 2020, 00:48
#
+3
Спасибо. Смысл ускользнул. Но это бывает
Коте отличный!
Владимир66
04 декабря 2020, 22:48
#
+22
Тяжела ты шапка Мономаха, легко говорить с дивана с чашечкой кофе или бокалом пива в руке, а если на тебе лежит ответственность за миллионы жизней? Шапка то ох как давит.
Там, где ставка больше, чем жизнь — ставок нет! Мы часто судим или обсуждаем решение того, кто принимает на себя тяжесть принятия решения, не понимая какой груз ответственности лежит на его плечах! И большая удача,, если в такой момент есть тот, кто берёт ответственность на себя!
Поэтому «не судите и несудимы будете», а также соблюдайте санитарные правила!
Олег Адольфович
04 декабря 2020, 21:47
#
+14
Ну…
Как умный руководитель, я бы сделал две группы (здесь можно говорить о группах регионов).
В первой вводил бы все ограничения, во второй только по минимуму — и через пару-тройку месяцев сравнил бы результаты. В частности, по уровням заболеваемости и по смертности.
И уже далее принимал бы решение.
Если информации нет (а ее сейчас нет ни у кого), то ее нужно получить. Это — один из самых приемлемых способов.
Ммм. Согласен. Но при одном условии. Эти группы должны быть полностью (насколько возможно, конечно) изолированы друг от друга. А это означает…
Информация реально запаздывала на несколько месяцев.
Спасибо,
Олег Адольфович
04 декабря 2020, 22:26
+7
Ну если речь о стране, то никаких проблем. Первая группа на западе, контрольная — на востоке страны. Вполне можно найти ряд регионов со схожими характеристиками.
)) Тут небольшая проблема. Во всех таких вещах одно из критичных условий — это правильно выбрать контрольные и опытные группы. В частности, они дожны иметь практически идентичные, ну или очень близкие параметры.
То есть, грубо говоря, если опытная группа на западе, то и контрольная на западе, причем не просто на западе, а в том же регионе.
То есть берём регион, выбираем два очень похожих (и достаточно крупных — для статистики) города и на них ставим «эксперимент».

Но меня смущает слово «эксперимент».

Потому, что это «эксперимент» над живыми людьми. Можно ставить «эксперименты» над собаками, мышами, крысами. Кроме зоозащитников никто ничего не скажет. Никогда (кроме нескольких известных из истории случаев) не ставили экспериментов над людьми из этических принципов.

Возвращаясь к нашему примеру:
Вот выбраны два города. На Вас решение: Этот город назначить опытным, а этот — контрольным. Это означает, что в одном городе по Вашему решению неизвестное количество народа N, умрёт.

На войне такие решения принимаются постоянно.

В мирное время…

Вы согласитесь взять на себя принятие такого решения?

И, кстати, пока идёт этот «эксперимент», а он должен будет продолжаться достаточно заметное время, чтобы накопить статистику, вся остальная страна ждёт?

Тут очень не просто.

Спасибо,
Олег Адольфович
04 декабря 2020, 23:05
+3
Владимир, если речь о миллионах жизней, такие решения придется принимать. Здесь не работают категории «согласитесь-не согласитесь». Здесь работают категории «выживем-не выживем».
Согласен,
Именно поэтому, взвешивая все «за» и «против», я считаю, что решение об ограничениях было наиболее разумное. Возможно, оно несколько запоздало, но тут нельзя винить. Более того, я уверен, что «на стол» ложились рекомендации о карантине. Ну, скажем так, я думаю так, исходя из своего понимания обстановки.

Вообще, эта история много что показала. И я думаю, «там где надо» анализ ещё не закончился и рекомендации ещё будут выработаны.

Спасибо,
Татьяна Кузнецова
05 декабря 2020, 08:57
+3
А я думаю каждая жизнь имеет значение, так можно многое оправдать
Я забыл добавить, а поменять уже не могу:
Эти города должны ещё быть достаточно типичными настолько, чтобы их результаты можно было экстраполировать на другие схожие по демографии, популяции, инфтраструктуре, пром потенциалу, мобильности населения, среде и тд и тд и тд города. Иначе «эксперимент» значительно теряет ценность.
В общем, всё сложно.
Любовь М.
04 декабря 2020, 22:50
+3
Интерессная мысль! А в остальных регионах что? Серединка-наполовинку?
Татьяна Кузнецова
04 декабря 2020, 23:04
+6
А люди в этих регионах согласятся быть подопытными, или их и спрашивать не будут?
Алла Алексеевна
05 декабря 2020, 01:28
+1
Похоже, нас не спросят.
.
Татьяна, очень правильная реплика, спасибо!
Тоже хотел сказать, но упустил:

Попробуйте объясните любой из этих групп: будь то «опытная», или «контрольная», что мы вот тут решили, что вы будете теми или другими, а мы посмотрим и потом проанализируем результаты.

Я думаю, никакие высшие интересы тут не сработают, я думаю, результат был бы очень предсказуем.

Какой?

Вспоминаем из истории бунты, часто тсопровождающие эпидемии.

Спасибо,
Нина  Мацнева
05 декабря 2020, 00:35
+12
Но ведь и не было одинакового решения для всех регионов. Ситуация в них была разная и решения соответственно разные.
Конечно! И это правильно.
Спасибо,
Артур Ч
05 декабря 2020, 05:30
+8
Конечно правильно. Каждый начальник цеха отвечает за ситуацию у себя. Чтобы не было возможности списать всё на решение директора. И какая картина вырисовывается? Дагестан, Ростов, Омск, далее по списку. Клапаны просто сняты, и Ваша кривая без тормозов летит вверх. И тут уже директор в авральном режиме начинает им помогать, чтобы не рухнул весь завод.
Да, признаю, неудачно выразился…
Скажем так, было бы правильно, учитывая специфику. Согласимся, Владивосток и, к примеру, Питер, разные условия — вот, что я имел в виду.

Вы правы.
(Я получаюсь как тот ребе из анекдота: «И ты прав»)))

Спасибо,
Артур Ч
05 декабря 2020, 07:13
+3
Есть ещё вариант — Вы правы и я тоже прав. А на выходе — Вы правы, а я тоже. Шутка юмора.
))
Александр  Яврумов
06 декабря 2020, 13:27
+2
Помнится, в семидесятых годах была история с советским круизным лайнером, шедшим из Турции. Тогда судовой врач у одного из пассажиров диагностировал холеру. Моментально радиограмма на базу, по прибытии лайнера всех до одного пассажиров и членов команды — в карантин, в каком-то пансионате, плюс, само собой полное обследование, лечение больных и профилактика для здоровых. Всем, у кого заканчивался отпуск, он был продлён и оплачен государством.
Был и фильм в тему, «Тревога в городе », если правильно помню. Тоже о том, как моментально сработали службы.